Типографические приемы деления текста по смыслу
Рис. 23
Рис. 24
Рис. 25
Задание 1:
На листе формата А4 разместить представленные выше (рис. 23 - 25) примеры членения текста. Можно использовать другие шрифты и выбрать другую букву, а также дополнить таблицу своими примерами членения.
Задание 2:
Рационально и эстетически привлекательно расположить на листе формата А2 (учебный плакат) классификацию шрифтов, приведённую ниже.
Оценивается ясность и стройность системы размещения, внятность сути представляемого материала и эстетическая привлекательность листа в целом.
Классификация шрифтов
Текстовые шрифты
• АНТИКВА
•ДИНАМИЧЕСКАЯ АНТИКВА(антиква старого стиля)
- Ренессансная антиква
1) Венецианская антиква (конец 15 в.). Jenson, Centaur.
2) Итало-французская антиква (16 в.). Garamond, Bembo.
- Барочная антиква (17-18 в.в.)
1) Голландская антиква - на основе шрифтов Кристофера ван Дейка, Иоганна Флейшмана и др.
2) Английская антиква. Caslon.
- Современные динамические антиквы, не подходящие полностью под исторические определения.
• ПЕРЕХОДНАЯ АНТИКВА
- Антиква 18 в. Baskerville.
- Современные версии переходной антиквы
• СТАТИЧЕСКАЯ АНТИКВА (антиква нового стиля)
- Классицистическая антиква (кон. 18 в.) Bodoni, Didot, Walbaum.
- Менее контрастные шрифты, приближающиеся к брусковым шрифтам типа Clarendon (кон. 19 в.) Академическая, Школьная или Журнальная гарнитуры и подобные.
- Современные версии статической антиквы.
|
|
2. БРУСКОВЫЕ ШРИФТЫ и шрифты с односторонними засечками.
• Брусковые шрифты, более близкие по форме к антикве (пер. пол. 19 в.) Clarendon, Египетские.
• Брусковые шрифты, более близкие по конструкции к гротеску
(вторая половина 20 в.) Названия этих шрифтов как правило оканчиваются на serifили slab-serif.
- Статические брусковые шрифты, в том числе промежуточные между статическими и геометрическими.
- Динамические (в том числе гуманистические) брусковые шрифты.
- Геометрические брусковые шрифты, напоминающие по конструкции геометрические гротески с добавленными засечками.
- Разнообразные переходные и современные формы брусковых с засечками.
• Шрифт с односторонними засечками (втор.пол. 20 в.)
- Шрифты с односторонними засечками, более близкие по форме
к антикве.
- Шрифты с односторонними засечками, более близкие по форме к гротеску.
3. ГРОТЕСКИ
• «Старые гротески» (пер. Пол. 20 в.) Названия могут заканчиваться словом Grotesque, GroteskилиGothic. Например, AkzidenzGrotesk, FranklinGothic.
• Статические (новые гротески) (сер. 20 в.) Helvetica, Univers
• Динамические (в том числе гуманистические) гротески (со втор.пол. 20 в.)
• Геометрические (пер. Пол. 20 в.) Futura
• Разнообразные переходные формы гротесков
|
|
Акцидентные шрифты
I. ВАРИАЦИОННЫЕ - акцидентные, сохраняющие привычный рисунок
1. «Сверх» (для очень крупных кеглей) крайние варианты шрифтов привычного рисунка ITC FatFace, Infinity, Compact:
- сверхжирные и сверхсветлые,
- сверхузкие и сверхширокие,
- сверхконтрастные.
2. Декорированные. Sahir, CloisterInitials:
- контурные, оконтуренные, оттененные;
- с орнаментом внутри знаков;
- с орнаментом снаружи знаков.
3. «Спецэффекты». Drunk, Pollok, MonocondensedZoom,Crew.
II. ИМИТАЦИОННЫЕ, основанные на реальном способе построения
или воспроизведения знаков
• Рукописные - основанные на письме, а не рисовании букв
- Имитирующие неформальный почерк. BetinaScript, Nina, Pushkin,Cezanne
- Имитирующие письмо монолинейным инструментом (маркер) - ITCStudioScript, Propisi
- Имитирующие формальную каллиграфию. BickhamScript, LinotyreZapfino
1) ширококонечным пером или плоской кистью,
2) гибким остроконечным пером.
- Имитирующие письмо каким-либо необычным для бытового письма и формально каллиграфии инструментом.HotSauce, Ospa.
- Имеющие графему рукописных букв, но явно нарисованные. Corrida, Mommie.
• Старинные почерки- шрифты, имитирующие почерки определенной стилистики
- Шрифты, имитирующие исторические почерки, более или менее трудные для восприятия современного читателя:
|
|
1) имитирующие Западноевропейскую каллиграфию античности и Раннего Средневековья
2) имитирующие готические (рукописные и печатные)
3) имитирующие старославянские почерки
- Шрифты «стилизации», применяющие к графической основе нехарактерное для нее пластическое решение
1) имитирующие «экзотические» для европейского читателя письменности (китайскую, арабскую, индийскую и т.д.),
2) имитирующие несуществующие феномены письменности (эльфийские руны).
• Стилистические- имитирующие наборные или рисованные шрифты определенной эпохи, но вписывающиеся в рамки привычной классификации.
- «Итальянские» шрифты и др. акцидентные шрифты нач. и сер. 19 в., не вписывающиеся в рамки привычной классификации,
- латинские шрифты,
- шрифты стиля модерн. ITC Korinna, ITC Benguiat Gothic),
- шрифты конструктивистов ( Rodchenko, Lissitzky),
- шрифты стиля ар деко,
- шрифты психоделического стиля,
- шрифты стиля оп-арт,
- деструктивистские и постмодернистические шрифты.
•Технические - имитирующие какой-либо способ нанесения или воспроизведения знаков на поверхность:
- «отпечатанные» с выпуклых литер или на пишущей машинке (Trixie),
|
|
- трафаретные,
- «фотографические» Blur,Exposure,
- пиксельные Matrix, VKP.
III. ПРОЧИЕ, неприсоединимые к какой-либо традиции:
- геометрические - графемы, собранные из простых геометрических форм. Сверхквадратный, NewZelek, Rastr,
- предметные - из разных объектов. MasD’Azil, Kamysh,
- комбинированные - из частей разных шрифтов, разных стилей -
- логические (сконструированные) и «случайные».
• Форма для чтения и форма для привлечения внимания
Термин «удобочитаемость» не тождественен «быстрочитаемости». Некоторые смыслы удобно прочитываются медленно, созерцательно, а некоторые необходимо воспринять крайне быстро, не отвлекаясь, не задерживая внимание ни на чем, кроме сути смысла. Различные по характеру смыслы требуют различной скорости их прочтения и эту скорость можно регулировать в типографической форме, повышая или понижая степень ее акцидентности, обращая больше или меньше внимания на исключительность ее внешнего вида.
В приведенных ниже примерах в первом случае «КНИГА» читается легко и просто, само собой, т.к. его написание не отвлекает нас
от естественного прочтения. В остальных примерах скорость чтения значительно снижена за счет усиления роли экстравагантности типографической формы (рис. 26).
Рис. 26
Задание 1:
Рационально и эстетически привлекательно разместить в листе А4 примеры написания слова, аналогичные приведенным выше, сопроводив каждый пример текстом пояснения.
Задание 2:
Расположить в формате А4 пословицу из 3-7 словдвумя способами:
• для максимально удобного прочтения
• наиболее экстравагантно (читаемость может быть затруднена, но сохранена обязательно)
На рисунке 27 приведён пример выполнения первого задания. Стоит отметить оригинальность размещения информации в листе, где для размещения непосредственно информации, а также различных примеров по теме «форма для чтения и форма для привлечения внимания», создана целая композиция, в которой есть главное и второстепенное, игра с размерами и расположением в листе.
Рис. 27
• Визуализация свойства
Любой текст в первую очередь воспринимается оптически, а только затем уже читается. Это обстоятельство рождает стремление максимально сократить разрыв между смыслом слова и его типографическим воплощением, стремление к осуществлению тождества смысла слова и его оптической интерпретации.
Все графические сообщения соответственно характеру передаваемой ими информации и их функции можно разделить на три группы:
• сообщения, передающий рациональный, логический смысл
• сообщения, передающие характер эмоционального волнения автора
• сообщения-узоры, декоративно организующие, заполняющие собой пространство, ограниченное или распространяющееся во все стороны.
Задание 1: На листе формата А4, используя типографические средства, дать наглядное определение значения слова, обозначающего какое-либо свойство. Например: крепость, мягкость, легкость, гибкость и т.п.
Задание 2: На листе формата А4 типографическими средствами передать эмоциональное волнение, сопутствующее значению выбранного в первом задании слова.
Задание 3: Используя написание выбранного в первом задании слова предложить принцип, структуру, алгоритм узорного, декоративного заполнения пространства, потенциально распространяющегося во все стороны. Композиция без центра.
К типографическим средствам относятся: цвет, рисунок и размер шрифта, сочетание разных размеров и рисунков шрифтов, разрядка литер, переворачивание и перестановка букв, отклонение от нормальной линии шрифта, взаимное перекрывание букв (для получения эффектов «диффузии»), намеренно дурная печать с трансформацией, неожиданное расположение на листе бумаги и т.д.Оценивается острота взаимодействия типографической формы и логического или эмоционального значения слова, а также эстетическая привлекательность композициивцелом(рис. 28 -30).
Рис. 28
Рис. 29
Рис. 30
• Типографическая сетка
Рис. 31
Типографическая сетка – элемент структуризации визуального пространства.
Характер выбираемой сетки заложен в сущности размещаемой информации, в ее внутренней структуре, визуализируемой сеткой, поэтому возможна модификация сетки, совмещение сеток различных видов или частичное нарушение установленной закономерности. Виды типографических сеток изображены на рис. 31.
Задание: На основе модульной сетки в 9 прямоугольников составить условный эскиз - макет книги (ее блоковой части, без обложки, форзацев и титула). Изобразительные элементы абстрактны и текст условен. Возможен эскиз - макет серии экспозиционных планшетов.
При выполнении задания необходимо обратить внимание на гармоничность графики изобразительных (иллюстративных) элементов и шрифтовых частей (кегль, насыщенность, интерлиньяж). Изобразительные элементы доминируя визуально, не должны выглядеть скучно, т.е. соблюдая единство визуального пространства быть максимально разнообразными (рис. 32 - 35).
На двух листах А4 разместить 6 разворотов книги или 12 планшетов:
Рис. 32
Рис. 33
Рис. 34
Рис. 35
• Шрифт и изображение
Взаимодействие шрифта и изображения развивается с глубокой древности. В современной коммуникативной среде значение установления гармоничного согласия между печатным словом и изображением неуклонно возрастает.
Рис. 36
Задание 1: В А4 формате разместить элементы представленной выше таблицы. Необходимо выявить подобные типы соответствия и противопоставления изображения и шрифта, заменив изображения на свои, найденные самостоятельно (рис. 36).
Задание 2: Сочинить эскизы двух плакатов (рис. 37), построенных на:
• соответствии изобразительной и шрифтовой частей
• контрасте изобразительной и шрифтовой частей
В обоих заданиях шрифтовая и изобразительная части условны.
Рис. 37
• Совмещаемость шрифтов
Шестьправилвыборашрифта и примеры шрифтов (рис. 38):
Рис. 38
Задание: Выбрать из 6 шрифтовых групп по одному шрифту. На вертикальном формате А4 разместить шесть правил выбора шрифта, каждое в виде отдельной автономной надписи, отбитой от остальных чертой. В надписях использовать комбинации выбранных шрифтов.
Комбинацией шрифтов содействовать наиболее эффективному восприятию информации (рис. 39).
Рис. 39
• Спонтанность и случайность
Дисциплина, расчет и объективность безусловно являются первоосновами типографики, природа которой в большей степени определяется ее функциональной и технической зависимостью. Однако не следует списывать со счетов случайные и спонтанные решения. Зачастую именно они придают композиции неповторимую оригинальность и свежесть, которой трудно добиться, следуя установленным правилам и законам (рис. 40).
Рис. 40
В А4 формате создать типографическую декоративную композицию, основанную на употреблении эффекта случайности и спонтанности, на свободном обращении с материалом, доходящем до деформации литер.
Необходимо помнить, что при создании типографических композиций можно пользоваться не только возможностями, которые дает нам компьютер, но и другими различными средствами. Часто элементы, выполненные в ручную: красками или тушью, несут в себе неповторимый характер и придают работе оригинальность и особенную красоту.
Заключение
В данном учебном пособии автором обозначен комплексный подход к преподаванию курса типографики в рамках дисциплины «Шрифты и типографика», на котором студенты получают все базовые знания и навыки, необходимые в искусстве шрифтового оформления информации.
Важно отметить, что данный курс предполагает анализ студентами современных и ретро тенденций в использовании шрифта, особенности и принципы шрифтового дизайна, что способствует раскрытию творческого потенциала учащихся при освоении ими практических навыков создания шрифтовых форм, а также разностороннему развитию эрудиции обучающихся. Учебное пособие составлено с учетом установленных требований и ставит перед собой целью оказание методической помощи студентам, обучающимся по специальности «Графический дизайн». В учебном пособии четко и последовательно расписаны все основные темы курса и проанализированы существующие особенности типографики, поэтапно описана работа по выполнению заданий и освоению курса дисциплины. Каждое задание снабжено соответствующими иллюстрациями.
Данное учебное пособие имеет цель оказать практическую помощь студентам в выполнении всех лабораторных, а также самостоятельных творческих заданий и могут быть рекомендованы для использования всеми студентами специальности «Графический дизайн».
Примеры выполнения предлагаемых в данном учебном пособии учебных заданий созданы во время занятий по дисциплине «Шрифты и типографика» студентами Института графического дизайна Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Авторы книги выражает благодарность преподавателям Института графического дизайна А. С. Савельевой и Ю. В. Киргизову за неоценимый вклад, внесенный ими при создании данной книги, а также студентам, чьи работы использовались в качестве наглядных примеров в данном учебном пособии.
Библиографический список
1. Адамов, Е. Б., Кричевский В. Г. Оформление справочных изданий /Е.Б. Адамов - М: Книга, 1981. - 112 с.
2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ. - М.: Архитектура / Р. Арнхейм.- С, 2007. - 392 с.
3. Брингхерст, Р. Основы стиля в типографике. Пер с англ. / Р. Брингхерст.- М.: Изд. Д. Аронов, 2006. - 430 с.
4. Иттен, И. Искусство формы. Пер. с нем. и пред. Л. Монаховой. / И. Иттен. - М.: Изд. Д. Аронов, 2001. - 136с.
5. Кандинский, В. Точка и линия на плоскости. Пер. с нем. / В. Кандинский. - СПб.: Издательский дом «Азбука - Классика», 2008. -240 с.
6. Капр, А. Эстетика искусства шрифта. / А. Капр. - М.: Книга, 1979. -124 с.
7. Кидд, Ч. GO! Самая простая книга по графическому дизайну. / Ч. Кидд. - СПб.: Питер, 2014. -156 с., илл.
8. Клее, П. Педагогические эскизы. Пер. с нем. Н. Дужниковой под ред. Л. Монаховой, пред. Л. Монаховой. / П. Клее. - М.: Изд. Д. Аронов, 2005 - 71 с.
9. Кричевский, В.Г. Типографика в терминах и образах. / В. Г. Кричевский - М.: Слово, 200. - Т.1,2
10. Лаптев, В. В. Типографика: порядок и хаос. / В. В. Лаптев. -М.: Аватар, 2008. -216с., илл.
11. Лаптев, В.В. Макротипографика/Микротипографика. / В. В. Лаптев. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. -164с.
12. Морисон, С. Основные принципы типографического искусства. / С. Морисон. - В сб. «Книгопечатание как искусство: типографы и издатели 18-20 в.в. о секретах своего мастерства». М.: Книга. 1987.
13. Рудер, Э. Типографика. Руководство по оформлению. Пер. с нем. и ком. М. Жукова. / Э. Рудер. - М.: Книга, 1987.
14. Самара, Т. Создавая и ломая сетку. / Т. Самара. - М.: Рип-холдинг, 2005.
15. Серов, С. И. Гармония классической типографики. / С. И. Серов. - М.: Линия График, 2003. - 32 с.
16. Феличи, Дж. Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн. Пер. с англ. и ком. С. Пономаренко. / Дж. Феличи. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 496 с.
17. Чихольд, Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера. / Я. Чихольд. - М.: Изд-во студии Артемия Лебедева, 2011.
18. Чихольд, Я. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. Пер. снем. / Я. Чихольд. - М.: Книга, 1980.
19. Mullep–Brockmann, J. Grid systems in graphic design. / J. Mullep – Brockmann - Zurich: Niggli, 1981. - 176 с.
20. Morison, St. First Principles of Typography. / St. Morison - New York: Macmillan, 1936. - 32 с.
ТИПОГРАФИКА
Составители
М. Г. Бржезинская
С. В. Литвин
Оригинал-макет подготовлен составителем
и издан в авторской редакции
Подписано в печать 2017 г.
Формат 60x84 1/16.
Заказ №
Усл. печ. л. 2,2. Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии ФГБОУВО «СПбГУПТД»
191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1847; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!