Понятие общества в современной социологии
Лекция № 2 «Общество как социальная реальность»
Цель –
Задачи лекции:
1. Образовательная:
2. Воспитательная:
3. Методическая, развивающая:
4. Практическая:
Организационная форма лекции – повествовательная.
Методы – монологическое высказывание.
Ключевые понятия–
Оборудование, ресурсы – учебная доска, мел.
План лекции
1. Понятие общества в классической социологии
2. Понятие общества в современной социологии
3. Элементы общественной жизни.
4. Социальная структура общества
Литература
1. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2003. – 912 с. с. 83-90
2. Бабосов, Е.М. Социология управления: Учебное пособие / Е.М. Бабосов. – Минск, ТетраСистемс., 2004. – 428 с. с. 6-20
3. Добреньков, В. И.Социология: Учебник / В.И. Доброньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2001. –624 с. с.58-70
4. Волков, Ю.Г Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов – Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с. с. 35-40
5.Касьянов, В.В. Социология. Учебное пособие / В.В. Касьянов, В.Н. Ничипуренко, С.И. Самыгин – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – 512 с. с. 62-65
6. Елсуков, А.Н. Краткий курс теоретической социологии: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков. – Минск.: ТетраСистемс, 1999. - 128 с с.9-16
Понятие общества в классической социологии
Первые теоретические представления об обществе, месте и роли в нем человека, о взаимодействии индивидов, групп и организаций в общественной жизни появились в самом начале возникновения и развития человеческих цивилизаций, примерно 8-10 тысяч лет тому назад. Более или менее развитые системы таких теоретических воззрений первоначально формировались в ходе становления и функционирования философских школ в Древней Индии, Китае, Вавилонии, Египте, Греции, Риме. Наибольшую известность приобрели теоретические воззрения выдающихся древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля о государстве, о роли политики и искусства в развитии общества.
|
|
Дальнейшее развитие представления об обществе получили в средние века, особенно в Западной Европе. Наибольшую известность из средневековых представлений об обществе приобрела концепция, развитая религиозным мыслителем Аврелием Августином (Блаженным) в его трудах «О граде божьем» и «Земной град».
Своеобразное понимание социальных процессов проявилось в творчестве выдающихся деятелей эпохи Возрождения − Данте Алигьери и Леонардо да Винчи, которые своим творчеством утверждали приоритет человека, способного выбирать между добром и злом.
Французские философы XVIII века LII. Монтескье, М. Вольтер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, Ж.Ж. Руссо и др. развили важные социальные идеи о разделении властей, о возникновении государства из общественного договора, о свободе, собственности и безопасности как естественных правах человека; о свободе слова, мысли и совести, о неограниченном суверенитете народа.
|
|
Однако в качестве самостоятельной науки об обществе социология начала формироваться только в 30-40 гг. XIX века. Гдe «крестным отцом» стал Огюст. Конт (1798-1857 гг.), который впервые употребил термин «социология», обозначив этим термином специфическую науку об обществе. Опираясь на труды своих предшественников, особенно Л. Сен-Симона, у которого он работал секретарем, О. Конт выдвинул весьма конструктивную идею. Суть ее состояла в том, чтобы отделить социологию от философии и от других абстрактных, метафизических наук, не базирующихся на знании, полученным опытным путем. Социологическая концепция его основывалась на «законе трех стадий», по которому каждое общество в своем развитии проходит три этапа. На первом из них, теологическом, в обществе господствуют религиозные представления; на втором, метафизическом, главенствует философия, а на смену им приходит третий этап, позитивный, во время которого решающая роль переходит к позитивным, т.е. конкретным положительным знаниям. Благодаря науке об обществе человек должен получать об особенностях общественной жизни такие же точные, базирующиеся на конкретных фактах, знания, какие он получает о физическом мире при помощи физики. Потому О. Конт и назвал предлагаемую им новую науку первоначально «социальной физикой».
|
|
Намечая программу и методы новой науки, определяя границы ее применяемости как совершенно самостоятельной отрасли научного знания, О. Кон пришел к выводу назвать ее социологией, т.е. наукой об обществе, призванной изучать единые, универсальные законы о развитии общества. Двумя главными категориями социологии, согласно О. Конту, являются социальная статика и динамика. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой − анализ социальных элементов, определяющих общественный консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семейств в коллектив, делающих из множества социальных институтов целостное единство. Таким образом, социальная статика приводит к пониманию условий установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом.
|
|
Социальная динамика, в отличие от статики, изучает последовательные этапы, которые проходит общество в своем развитии. Поэтому она сосредоточивает внимание на метаморфозах, осуществляющихся в процессе развития общества.
Таким образом, статика и динамика соотносятся с терминами порядка и прогресса. Сам же прогресс трактуется как развитие порядка. В основу теории общественного прогресса, согласно О. Конту, должна быть положена история человеческого духа. Прогресс означает развитие по восходящей линии, хотя и не включает в себя факторы совершенствования. Существуют два ряда факторов, влияющих на общественный прогресс: первичные и вторичные. Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К вторичным, относятся климат, раса, средняя продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и побуждающий развитие интеллектуального и морального в человеке. О. Конт считал, что необходимо осуществить синтез наук, центром и одновременно основой которого стала бы социология. Все науки, считал он, сходятся в социологии, представляющей собой самый высокий уровень сложности, благородства и хрупкости. Но не только синтез наук объективно ведет к социологии, науке о человечестве, но и социология служит единственным субъективным принципом такого синтеза.
Наряду с О. Контом одним из основателей социологии считается известный английский мыслитель Герберт Спенсер(1820-1903 гг.). Развивая идеи универсальной эволюции, он стал родоначальником «органицистской школы» в социологии. Социальный органицизм характерен последовательным применением аналогии общества с биологическим организмом. Как и в организме, развитие и рост общества, считал Г. Спенсер, сопровождается увеличением сложности его органов и частей. Подобно организму прогрессивная дифференциация структуры общества связана с усложнением и дифференциацией его функций. В обществе, как и в организме, в процессе эволюции происходит специализация составляющих его структур. Однако общество, согласно Г. Спенсеру, имеет не только общие черты с биологическим организмом, но и отличается от него. В обществе, в частности, существует меньшая зависимость части, т.е. индивида, от целого (общества). Если в организме часть существует ради целого, то в обществе наоборот − оно существует ради блага своих членов.
Г. Спенсер считал, что существенным измерением социального прогресса как раз и является переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм станет служить составляющим его индивидам. При этом развитие идет от относительно неопределенной, не связанной однородности (гомогенность) к определенной, связанной во всех своих компонентах разпородности (гетерогенность). Основное типологическое различие социальных структур, согласно Г. Спенсеру, состоит в том, является ли сотрудничество людей в достижении общей цели добровольным или принудительным. Именно в таком различии он видел критерий, определяющий общество «военного» и «промышленного» типов, из которых более прогрессивным является промышленное общество, базирующееся на принципах сциентизма, возрастающей роли науки в эволюционном развитии общественного организма.
Важный вклад в развитие мировой социологической мысли внес Карл Маркс(1818-1883 гг.). Подобно другим выдающимся социологам, он стремился выстроить объективную, базирующуюся на обобщении конкретных социальных фактов теорию развития общества. Отбросив рассуждения об обществе вообще, он на основе огромного фактического материала всесторонне исследовал особенности становления, развития и функционирования одного типа общества ─ капиталистического. Опираясь на трудовую теорию стоимости, созданную Д. Рикардо, он разработал теорию прибавочной стоимости, показав, что в процессе труда рабочий создает новую, значительно большую, чем прежде, массу стоимости (откуда и название − прибавочная), позволяя тем самым владельцу предприятия, владельцу средств производства получать прибыль. Сама же прибыль есть неоплаченная часть труда рабочего, поэтому рано или поздно в развитии производства возникают социальные противоречия, приводящие к вызреванию социального конфликта.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) вошел в мировую социологию как родоначальник «социологизма», рассматриваемого в качестве методологического основания социологии. Дюркгейм, рассматривал общество более многогранно, чем другие ученые. Он писал: « ни классы, взятые сами по себе, ни этносы, ни отдельные индивиды в их изолированности от других социальных общностей, а также от производства, от культуры, от окружающей природной и социальной среды, — не определяют собой общества. Оно реализуется только через все это, вместе взятое. Такое общество, как целостная система социальных отношений и взаимодействий индивидов и социальных общностей, должно, наконец, занять свое место в системе категорий социологии». Так же он рассматривал концепцию социальной солидарности. По Дюркгейму, социальная солидарность − синоним общественного состояния, так как люди
объединяются в общество не ради индивидуальной и групповой
вражды, а вследствие глубокой и взаимной потребности друг в
друге. Важно, чтобы солидарность была не механической, а органической. Только такая солидарность может противостоять пагубным проявлениям индивидуального и группового национально-этнического эгоизма, что важно для современной социологии. Неотрывна от социальной солидарности, мораль — которая выполняет важную социальную функцию — объединяет людей. Так же у Дюркгейма общество
предстает как ценностно-нормативная система. С его точки зрения, социальное поведение регулируется определенным набором правил, которые, хотя и навязываются индивиду извне, являются для него обязательными и привлекательными, должными и желательными. Аномия — это патология социальной жизни, от которой
необходимо избавиться, направив на это все созидательные силы
общества, прежде всего творческую мощь культуры, морали, религии.
Классиком формальной социологии считается немецкий социолог Г. Зиммель (1858-1918). В своих работах: "Философия денег", "Проблемы философии истории", "Социология. Исследование форм социологии", "Философия культуры", "Мировоззрение" Г. Зиммель выразил свое понимание организации общества и его развития через взаимодействие основных его составляющих. При этом общество представляется как совокупность форм взаимодействия индивидов, человек как "общественный атом", а культура как совокупность объективированных форм человеческого сознания.
По Г. Зиммелю общество представляет собой взаимодействие индивидов. Само взаимодействие есть результат определенных целей и влечений. Как отмечает исследователь, человеческие инстинкты, деловой интерес, религиозные и политические импульсы, игра и множество других мотивов побуждают человека к деятельности. Причем социологический смысл деятельности понимается не просто как проявление человеческой активности (например, трудовая деятельность), а как активность индивида, проявляемая им по отношению к другому индивиду. А так как последний тоже не пассивен, а проявляет определенную реакцию по отношению к первому, то действие действительно приобретает характер взаимодействия, в рамках которого и скрывается подлинный смысл социального. Поэтому социальную активность, по мнению Г. Зиммеля, следует отличать от биологической активности и биологических форм проявления жизни. Он пишет, что голод, жажда, любовь, труд, религиозность, техника, плоды искусства и другие результаты человеческого разума не являются в собственном смысле слова общественными. Таковыми они становятся лишь тогда, когда преобразуют изолированное существование индивидов в определенные формы совместного существования, в рамках которых осуществляется их взаимодействие. Таким образом, взаимодействие есть как бы жизненное содержание, жизненная материя социальных явлений, которые по ряду общих признаков группируются в общие классы, или, как их называет автор, формы. Г. Зиммель не ставил перед собой цель дать строгую классификацию социальных форм, но ряд таких форм можно выделить, опираясь на те характеристики, которые дает автор каждой из анализируемых им форм. Таковыми являются: господство, подчинение, солидарность, соперничество, разделение труда, наличие политических объединений и т.д.
Таким образом Г. Зиммель пытался утвердить ту мысль, что общество (социальность) — это не просто суммативная общность людей, наделенных биологическими и психологическими признаками, а особый тип взаимодействия людей. На этой основе он утверждал, что социология должна иметь дело с коллективными феноменами, которые не сводятся к психике или биологии отдельно взятого человека. С этого момента понятия действия и взаимодействия становятся определяющими при выяснении сущности социального и процессов его изменения. Однако общее истолкование структуры социума и его прогресса предложенное этим ученым, удовлетворяло отнюдь не всех исследователей, которые продолжали выдвигать все новые и новые модели структурной организации общества, его функционирования и перспектив развития.
М. Вебер (1864-1920), как и многие крупные теоретики социологической мысли, вошел в историю социологии как универсально мыслящий исследователь, стремившийся преодолеть недостатки своих предшественников. Особенно такие, как биологизм, психологизм и инстинктивизм. Свою идею социального действия он строит на основе принципов рационализма и методологии понимающей социологии.
В полном соответствии с "атомистическим" подходом к структуре общества он, как и многие его предшественники, определяет человека (личность) в качестве исходной клеточки ("атома") общественной структуры. Он ищет отличительные особенности человека как системообразующего элемента общественной структуры не во врожденных инстинктивных актах его психики, а в природе его сознания, точнее, в актах осмысленного целеполагания. На этой основе и строится рационалистическая модель социального действия. Понятие социального действия представляется автору столь значительным, что именно через него определяется основной предмет социологии. Действием он называет такое проявление человеческой активности, которое сопровождается определенным субъективным смыслом или имеет целерациональную подоплеку. Иначе говоря, действием считается лишь такое поведение человека, которое носит осмысленный характер. Этим и отличается действие от различного рода аффектов и реактивных поступков. Правда, автор подчеркивает, что отнюдь не всегда можно провести четкую грань между осмысленным действием и реактивным поступком. Но это не мешает ему все же критерий осмысленности рассматривать как важный признак того, что отличает человеческое действие от всех других проявлений его активности. Наличие этого критерия и придает действию социально значимый характер. Ибо, во-первых, смысл придает действию его четко обозначенную направленность, во-вторых, позволяет людям понять это действие и вступить в осмысленный контакт с действующим лицом, в-третьих, сам факт этого понимания переводит действие во взаимодействие и тем самым придает ему социальный смысл. Наиболее чистым проявлением целерационального действия, по мнению автора, является сфера экономических отношений. Не случайно, что все основные примеры проявления социального действия берутся М. Вебером из этой сферы, что помогает понять и еще один аспект веберовской трактовки осмысленного целеполагания. Дело в том, что целеполагание рассматривается не в общенаучном плане, а как особый ответ на ожидание действия другого человека, то есть понимается как способность правильно понять и оценить поступки и действия другого человека с тем, чтобы максимально рационализировать свою ответную реакцию. Подобное истолкование осмысленного целеполагания переносится далее на оценку деятельности партнера, коллектива, организации, правительства, рыночной конъюнктуры и т.д. Именно эта идея легла в основу так называемой понимающей социологии.
Творчество американского социолога русского происхождения Петирима Сорокина (1889-1968) обширно и разнообразно. В своей фундаментальной работе "Общество, культура и личность; их структуры и динамика", впервые вышедшей в 1947 г., П. Сорокин вновь ставит вопрос о том, что такое общество, как оно устроено, что определяет его изменения и развитие. При этом он полагает, что прежние попытки найти элементарную клеточку, или, как он сам выражается, исходное "образование" общества (будь то индивид, семья, роль, примитивная структура и т.д.) оказались тщетными. И повторяется уже тривиальная фраза о том, что ни индивид, ни даже простая сумма многих индивидов общества не составляют. Что же тогда претендует на роль социообразующего фактора? По мнению П. Сорокина, таким фактором может быть лишь взаимодействие действующих определенным образом индивидов или групп. П. Сорокин пишет в этой связи: "Самой родовой моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие двух или более индивидов. Под "взаимодействием" понимается любое событие, с помощью которого один человек полуосязаемым путем влияет на открытые действия или состояния ума другого. В отсутствие такого влияния (одностороннего или взаимного) невозможно никакое социокультурное явление... Значимое взаимодействие — это любое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной частью на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологическими свойствами соответствующих действий.
Понятие общества в современной социологии
Видное место среди наиболее известных социологов XX века принадлежит по праву профессору Гарвардского университета (США) Толкотту Парсонсу(1902-1979). Т. Парсонс попытался рассмотреть структуру общества как некую иерархию систем действия, взаимодействующих друг с другом. При этом ему присущ предельно широкий теоретический подход к анализируемой проблеме, в котором тесно переплетаются личностное и общественное, индивидуалистское и холистское, биологическое и социетарное, рациональное и иррациональное, системное и кибернетическое истолкование социального объекта, воплощенное в достаточно абстрактном понятии "общая система действия", ибо анализируются не конкретные поступки и действия людей, а некая их обобщенная схема, или модель, представляющая собой теоретический конструкт, который затем накладывается на реальные взаимоотношения людей и структуру общества.
Представитель среднего поколения сторонников Франкфуртской школы Ю. Хабермас (1929), имея богатейший теоретический материал многих своих предшественников (не исключая и учение К. Маркса), с прискорбием вынужден был отметить, что ни одна из социологических теорий в отдельности, ни все они вместе не раскрывают подлинной картины социальной реальности, которая постоянно ускользает от пристального взора исследователей, не желая раскрывать им свои тайны. Поэтому в своих многочисленных трудах он не жалеет усилий для критического разбора своих предшественников и ставит ни много ни мало задачу создания новой целостной универсальной теории общества, в которой соединились бы в единое целое индивидуальное и общественное, рациональное и иррациональное, поведенческое и институциональное, структурно-организационное и эволюционное. Причем внимание акцентируется не просто на развитии общества, а на развитии именно современного общества с его новыми типами рациональности и новыми проявлениями патологии, с которыми и призвана бороться социальная теория. Важным звеном этой теории является концепция коммуникативного действия, или коммуникативного поведения.
В сущности, автор предлагает свое видение социальности, в котором переплетаются такие понятия, как деятельность, поведение, язык, понимание, рациональность, коммуникация, общение, конфликт, знание, цель, интеграция, институционализа-ция и т.д. Сам принцип деятельности разворачивается как реализация особых типов рациональности.
Таким образом, человек в обществе действует, как бы находясь одновременно в двух мирах — жизненном и системном, каждый из которых диктует свои условия поведения, обладает своими типами рациональности. Причем системный мир, возникнув в лоне жизненного мира, постепенно вступает с ним в противоречие, стремясь навязать свои типы рациональности и поведения, что неминуемо ведет к социальным патологиям. Преодоление этого противоречия, по мнению Ю. Хабермаса, является необходимой предпосылкой развития общества, прогресс которого видится в дальнейшей рационализации жизненного мира и своевременной адаптации этой рациональности к новым институциональным системам.
Противоречивое единство социального мира по-своему попытался выразить и французский исследователь П. Бурдье (1930-2002). Центральные идеи его теоретической концепции — социальное пространство, поле, культурный и социальный капитал, габитус. По его мнению, место и роль агента в этом пространстве предопределяет экономический капитал, который может выступать в разных видах как культурный и социальный капиталы а также символический капитал, обычно называемый престижем, репутацией, именем и т.п.
Согласно теории П. Бурдье, общество — это не столько структура, сколько итог активных действий «агентов», или «акторов» процесса. Актор - это субъект с имманентной внутренней активностью. Множество таких акторов составляет массу, или то, чему можно придать форму и чему придается форма, — вождями, государством, партиями, начальниками и т.д. Введение «актора» (или, как вариант «агента», действия), по мнению Бурдье, подчеркивает современную роль и новое понимание массы, которая своей деятельностью влияет на результат социального изменения.
Нетрудно заметить, что большинство авторов структуралистских концепций стремится совместить объективное и субъективное, осознанное и неосознанное, индивидуальное и коллективное, необходимое и случайное в рамках единого теоретического осмысления социальной реальности. Мечтает об этом и английский исследователь Э. Гидденс (1938), стремясь предложить свой вариант единой социологической теории. Констатируя тот очевидный факт, что существует множество соперничающих теоретических подходов, он считает, что можно все же выделить некий смысловой инвариант, присущий этим подходам. Для Э. Гидденса разделение общества на классы выступает фундаментальным признаком, характеризующим современное общественное устройство или общество эпохи «модерна». Он соглашается с К. Марксом в том, что классы являются объективными, институционализированными компонентами социальных систем. Однако, классовые отношения для Э. Гидденса — это лишь оазис для формирования групп, «структурирующая основа» для определения групповой принадлежности. С другой стороны, он не стремится сводить классовое сознание лишь к осознанию людьми своей классовой принадлежности (как это было у К. Маркса). Используя термин «классовое осознание», он подчеркивает субъективные моменты социальных отношений, обращая внимание на то, что знание конституирует социальные отношения, а не просто воспроизводит объективную данность.
Один из активных разработчиков «постмодернистской» социологии, крупнейший социальный теоретик второй половины XX века, Никлс Луман (1927-1999) убежден в «кризисности» и «тупиковости» всех прежних социологических схем (за исключением прикладных подходов и эмпирических исследований) и поэтому предлагает создание новой и вместе с тем «единой социологической теории». Новая социологическая теория, по его мнению, не должна заниматься «метафизическими» вопросами прогресса и эволюции, ее главная задача − разработать теоретические инструменты, пригодные для познания социального мира. Основными среди этих инструментов являются социологические понятия и теории общества.
Центральным в системе социологического знания, утверждает Н. Луман, является понятие общества. Но в том виде, в котором оно употребляется социологами, оно оказывается самым нечетким, размытым и неопределенным. Для избавления от этого порока необходимо преодолеть три препятствия, с которыми сталкивается социологическая теория. Они таковы: «гуманистическое предубеждение», согласно которому общество состоит из людей и отношений между ними; 2) допущение территориального разнообразия общества; 3) разделение субъекта и объекта познания.
В том случае, когда понятие общества сопрягается с человеком, в него включается слишком много, утверждает Н. Луман, а в случае территориального понятия общества− слишком мало. Подход же к истолкованию общества на основе его рассмотрения в качестве абсолютно объективного, независимого от сознания и деятельности людей обьекта закрывает путь к пониманию сущности и значимости социальной коммуникации, без которой невозможно само существование общества. Поэтому необходимо, с его точки зрения, «революционизировать парадигму теории общества». Это возможно осуществить только на основе системного подхода, ставящего в центр теоретических изысканий понятие системы.
Элементы общественной жизни.
Элементы общественной жизни:
1. Множество индивидов – каждый из которых живет, развивается и функционирует и взаимодействует в обществе себе подобных, как уникальных и неповторимых личностей.
2. Определенные социальные статусы(социальные положения), занимаемые людьми в обществе, представляющем собой совокупность социальных статусов.
3. Социальные роли, которые люди могут выполнять в обществе в соответствии со свойственными им статусами. Один человек способен выполнять несколько ролей одновременно: быть губернатором штата или области; членом республиканской, либеральной или другой партии; мужем, отцом, любить теннис или футбол; верующим католиком, протестантом или неверующим и т.п. Все эти роли вы
ступают динамическим воплощением и характеристикой его социального статуса.
4. Сложная иерархическая система социальных статусов и
социальных ролей, которые в своей совокупности создают социальную структуру общества. В нее входят:
а) социальные страты, или слои: рабочие, крестьяне, интеллигенты, предприниматели, студенты и т.п.;
б) отнонациональные общности — белорусы, русские, украинцы, поляки и т.д.;
в) территориальные общности — население города, села, области, республики;
г) профессиональные группы: учителя, врачи, инженеры, офицеры и т.п.;
д) объединения людей, различающиеся по отношению к религии: верующие, неверующие, православные, католики, протестанты, кришнаиты, униаты и т.д.;
е) культурные и субкультурные группы: поклонники классической литературы, музыки или живописи, любители попарта,т рок-музыки, кинотриллеров, рокеры, и т.п.
5. В выполнении своих статусов и ролей, в приверженности
к определенным профессиям, политическим партиям, религиозным установкам, видам культуры и т.п., - люди вступают в определенные социальные взаимодействия.
6. Для регулирования социальных ролей, статусов и взаимоотношений в обществе, поддержания порядка в нем, придания ему целостности и устойчивости в развитии,− люди создают социальные организации и институты: семью, поселение (город, деревню), государство, школу, университет, церковь, суд, полицию и
т.д. Они составляют очень важный компонент общества, его саморегуляции, самовоспроизводства, саморазвития.
Все эти перечисленные шесть компонентов не рядоположены, не безразличны друг другу, а непрестанно взаимодействуют и функционируют в единой целостной системе социальных отношений и процессов, составляющих общество
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2475; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!