Тема II: Искусство древнего мира 12 страница



Вечно изменчивый мир природы привлекал и других импрессионистов, работавших с натуры на открытом воздухе, среди них Камиль Писсаро (1830 – 1903), его работы передают живое и непосредственное изображение природы ("Вспаханные земли", Москва, ГМИИ; "Осеннее утро в Эраньи", 1897, Москва, ГМИИ).

Альфред Сислей (1839 – 1899), пейзажи которого гармоничны и лирически нежны ("Опушка леса в Фонтенбло", 1885, Москва, ГМИИ).

Одним из самых ярких представителей импрессионизма стал Огюст Ренуар (1841 – 1919), искусство которого отличается живым интересом к человеку.

Выдающегося художника – импрессиониста особенно привлекают образы женщин и детей.

Ренуар восхищает нас жизнерадостностью своих полотен. Художник всегда следовал принципу, который однажды выразил так: "Я считаю, что картина должна быть приятной, радостной и красивой… в жизни и так достаточно противных вещей, чтобы мы увеличивали их число".

В картинах Ренуара все приобретает характер мимолетной подвижности ("Купание на сене" ("Лягушатник"), 1869, Москва, ГМИИ), "Завтрак гребцов"(1881), "Зонтики"(1879), цвет растворяется в световоздушной среде, сотканной из множества оттенков, и создается ощущение трепетности живописи.

Женские образы, созданные художником, нежны и грациозны. Ренуар поэтизирует своих моделей. Таковы "Девушка с веером"(1881, С-Петербург, Эрмитаж), "Портрет актрисы Жанны Самари" (1877, С-Петербург, Эрмитаж), "Обнаженная" (1876, Москва, ГМИИ), женские образы на картине "В саду. Под деревьями. Мулен де ле Галетт" (1875, Москва, ГМИИ). Живопись Ренуар оказала большое влияние на последующее поколение художников и по сей день восхищает своей чистотой и нежностью, великолепное собрание картин художника хранится в С-Петербурге, в Эрмитаже и в Москве, в Государственном Музее Изобразительных Искусств.

Скульптура. С живописью импрессионистов соприкасается творчество выдающегося скульптора XIX века Огюста Родена (1840 – 1917), проложившего новые пути в искусстве ваяния.

Романтическая направленность творчества великого скульптора проявилась уже в ранних работах ("Человек со сломанным носом", 1864, Париж, Музе Родена).

Одна из самых интересных работ Родена - "Мыслитель" (1879 – 1900, Париж, Музей Родена) олицетворяет концентрированную силу мысли, глубину раздумий.

Роден много и успешно занимался жанром портрета "Портрет Гюго"(1897), "Портрет Бальзака"(1897), его произведения темпераментны, психологичны, передают всю трепетность жизни. "Вечная весна"(1897 С-Петербург, Эрмитаж) является гимном любви и жизни.

Лучшие свойства таланта знаменитого ваятеля проявились в памятнике "Граждане Кале" (1884 – 1886, Кале, Установлен в 1895 г.); он посвящен героям французской истории XIV в. – защитникам города Кале от англичан.

В лучших произведениях 1870 – 90 гг. Роден развивает великие традиции гуманизма, внося значительный вклад в развитие мировой пластики.

Искусство постимпрессионизма. После импрессионистов во французском искусстве воз­никают несколько течений, получивших название постимпрессионизма. Его ведущими фигурами стали Се­занн, Ван Гог, Гоген.

       Поль Гоген (1848-1903) стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, художник намеренно пришел к примитивизации формы. Он пользуется предельно упрощенным рисунком, формы изображаемых им предметов нарочито плоскостные, краски чистые и яркие. Он вносит в свои экзотические, овеянные романтикой легендой произведения элементы символики "Таитянская пастораль", "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?"(1897), "Чудесный источник"(1894). Создав стилизацию таитянского искусства, Гоген вызвал интерес к искусству неевропейских народов. Поль Гоген увидел гармонию миря, единство человека и природы, когда после шумного Парижа попал на острова Океании, на Таи­ти. Среди пышной природы, изобилия цветов и плодов, окруженный искренними, не­испорченными цивилизацией людьми, он работал много и вдохновенно. Картины Го­гена из таитянского цикла напоминают кра­сочные панно, где настроение создается яр­кой декоративностью цвета Рисунок Гоге­на носит обобщенный, стилизованный ха­рактер.

Ван Гог (1853-1890), художник, воплотивший в своих работах душевную смятенность человека "Едоки картофеля"(1885), "Дорога в Овере после дождя"(1890), "Красные виноградники в Арле"(1888), "Автопортрет с перевязанным ухом"(1889), "Спальня"(1888).Художник достигает внутренней экспрессии при помощи особых приемов наложения краски резкими, иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками, что усиливало впечатление напряженности. Динамизм мазков, предельная насыщенность красочных тонов помогают художнику передать всю сложность его мировосприятия.

Он оказал огромное влияние на искусство XX в. В ранних картинах Ван Гог выразил свои впечатления от тяжелого крестьянского труда, от безрадостной жизни шахтеров, которую он наблюдал во время странствий и миссионерской работы в Бельгии. Затем Ван Гог отправился а Париж, к брату Tеo, который занимался торговлей предме­тами искусства. Здесь он познакомился с художниками-импрессионистами. Вначале он находился под их влиянием, но затем нашел собственную манеру письма. Его мазки так динамичны, что кажется, на картинах Ван Гога нет ни одного равнодушного движения кисти, все сделано на пределе чувств - стра­стно, выразительно, смело.

Напряженная творческая жизнь, тяжелая душевная болезнь привели Ван Гога и боль­ницу для душевнобольных в Арле, а затем и к самоубийству. Но в искусстве навсегда ос­тались его «Подсолнухи», омытые дождем поля и «Красные виноградники в Арле».

Поль Сезанн (1839 – 1906), великолепный колорист, его работы "Берега Марны"(1888), "Натюрморт с корзиной фруктов"(1890), "Курильщик"(1900), "Игроки в карты"(1892) раскрывают мир полный задумчивости, цельности и геометрической структуры природных форм.

Поль Сезанн стремился показать природу в простых и ясных формах. Он настойчиво ищет совершенство в построении компози­ции картины, стремится к соразмерности объемов. У Сезанна есть несколько сюже­тов, к которым он возвращается на протя­жении всей творческой жизни; натюрмор­ты, игроки и карты, курильщики. Люди и предметы на полотнах Сезанна об­ретают удивительную внутреннюю гармо­нию. Яблоки и груши, горы и деревья на его картинах словно пребывают и вечности. Се­занн несколько раз писал гору Святой Вик­тории. Самое последнее изображение пост­роено с помощью отдельных мазков и вы­глядит почти абстрактным. Но именно они придают энергию всему полотну.

       Сезанн, Ван Гог и Гоген, творчество которых хотя и интерпретировалось односторонне формалистическим искусством ХХ века, имели огромное влияние на все последующее развитие художественной культуры новейшего времени.

       Характеристика основных направлений западноевропейского искусства XX века. В начале века возникли несколько течений, которые принято называть модернистскими, авангардистскими. Ма­стера этих направлений считали, что новый век с его ре­волюционными идеями, трагическими ситуациями тре­бует нового живописного языка, что реализм остался в прошлом, что искусство мало что может изменить в жиз­ни и должно больше заниматься формой, пластикой. Они решили порвать с классическим наследием и создавать нечто совершенно новое.

Кубизм. Новый стиль — кубизм — был создан Пабло Пикассо и Жоржем Браком. Кубисты по­рывали со всеми духовными тонкостями и занимались в основном поисками формы. На картинах кубистов изображения людей и предметов складываются из простейших геометрических кубов, конусов и цилинд­ров. Предмет изображается не целиком, а частями и не с одной, а сразу с нескольких сторон.

Футуризм. Футуризм провозгласили итальянские худож­ники и литераторы, которые считали глав­ной ценностью века динамику, победное шествие науки и техники.

Абстракционизм. Беспредметное, или абстрактное искусство, возникло в 10-х г.г. XX в. и в середине века стало играть особую роль. Абстракционисты считали, что живопись — это стихия кра­сок. Не нужно никаких предметных изоб­ражений, краски сами по себе способны пе­редать самые глубокие чувства. Живопись соединяет в себе силу и поэзии, и музыки. Художник должен только правильно подо­брать сочетание красок на картине.

Сюрреализм. Художники этого течении убеждены, что и окружающем мире пет высшей логики, жизнь абсурдна и подобна ужасному или фантастическому сну. Причудливдя фанта­зия, самое неожиданное сочетание пред­метов, грезы, – все это можно увидеть на картинах знаменитою сюрреалиста Сальвадора Дали. Он умел создавать причудливый мир своей живопи­си, используя непривычные, даже абсурд­ные сочетания разных предметов.

«Герника» Пикассо. Конечно, в искусстве XX в. были такие мастера, как, например, Пабло Пикассо или Анри Матисс, которые, будучи осно­вателями различных течений, потом резко порывали с ними. Они стремились отразить основные приметы своего времени, не огля­дываясь на условности стиля. Например, Пи­кассо не раз выступал как модернист-нова­тор и не раз обращался к реалистическому методу. Но он всегда глубоко чувствовал не­совершенство мира и стремился выразить свои чувства страстно, непосредственно, без компромиссов. Эти качества и помогли ему создать одну из самых замечательных кар­тин XX в. — «Гернику». Герника — малень­кий испанский городок, уничтоженный во время фашистских бомбардировок.

В картине Пикассо нет примет конкрет­ного города, чего-то наглядного. Картина состоит их фрагментов человеческих фигур, домов, которые будто рушатся па глазах зрителя. С полотна словно несется крик ужаса и боли. Пикассо будто предвидел Вторую мировую войну и своим искусст­вом говорил, что человечество нуждается в защите. Картина «Герника» стала симво­лом-предостережением воины, которая не раз вторгалась в мирную жизнь в XX в.

 

 

Приложение

Тесты и вопросы

по предмету история изобразительного искусства

 

1 класс

 

1. Назовите гробницу фараона  (14 в. до нашей эры) расположенную недалеко от храма Хатшепсут в Деир – Эль – Бахари (Долина фараонов), найденную в 1924 г. английским археологом Картером:

а)  Эхнатона

б)  Рамсеса III

в)  Тутанхамона

г)  Хеопса

2. Назовите черты, присущие в целом искусству Древнего Египта:

а)  беспредметность

б)  величавость

в)  камерность

г)  реалистичность

д)  монументальность

е)  динамичность

ж)  строгость

з)  декоративность

3. Какие каноны изображения фигуры человека свойственны искусству Др. Египта?

4. Назовите 7 чудес света Древнего Мира.

5. Назовите известные памятники архитектуры Древнего Рима.

6. Назовите знаменитого скульптора Древней Греции, прославившегося своей     скульптурой, украшавшей Парфенон в Афинском Акрополе:

а) Скопас

б) Лисипп

в) Пракситель

г) Фидий

7. Назовите бога – покровителя искусств Древней Греции:

а) Зевс

б) Посейдон

в) Аполлон

г) Арес

8. Отметьте, что было свойственно древнеримскому скульптурному портрету:

а) идеализация

б) реализм

в) натурализм

г) детализация

д) монументальность

е) камерность

9. Отметьте ту страну, культура которой оказала большое влияние на формирование культуры Рима:

а) Египет

б) Ассирия

в) Греция

г) Индия

 

 

2 класс

 

1. Отметьте цифрой 1 черты, характерные для творчества флорентийских мастеров, 2 – венецианских:

а) высокая степень проработки всех линий на картине

б) связь живописи и скульптуры

в) интерес к изображению быта своей эпохи

г) высокая степень пластичности образов

д) использование широчайшей цветовой гаммы для создания реалистических образов

2. Сопоставьте мастеров и произведения искусства:

1) «Мадонна в гроте»                      а) Тициан

2) «Пьета»                                        б) Леонардо да Винчи

3) «Брак в Кане Галилейской»                  в) И. Босх

4) «Кающаяся Мария Магдалина» г) Микеланджело

5) «Сад наслаждений»                    д) П.Веронезе

3. Отметьте цифрой 1 черты, характерные для творчества деятелей итальянского Возрождения, 2 – Северного Возрождения:

а) значительная связь со средневековой живописью

б) оптимистический взгляд на человека

в) подход к античной культуре как к высочайшему образцу

г) отражение в работах трагизма человеческого существования

д) высокая степень символичности и аллегоричности образов

4. Сопоставьте мастеров и произведения искусства:

1) «Тайная вечеря»                          а) А. Дюрер

2) «Сикстинская мадонна»             б) Тициан

3) «Святой Себастьян»                   в) Леонардо да Винчи

4) «Четыре апостола»                      г) И. Босх

5) «Корабль дураков»                     д) Рафаэль

5. Какая из этих картин принадлежит Веласкесу:

а) «Мона Лиза»

б) «Пряхи»

в) «Сикстинская мадонна»

г) «Даная»

д) «Аркадские пастухи»

6. Отметьте цифрой 1 черты, присущие полотнам Рубенса, 2 – Рембрандта:

а) натурализм в изображении человеческого тела

б) стремление к раскрытию многообразия внутренней жизни человека, а не его   внешних достоинств

в) интерес к проблеме смысла человеческой жизни, ценности личности

г) обилие ярких, сочных цветов на полотнах

д) пристрастие к коричневым и красным оттенкам

е) использование цвета для усиления эмоциональной выразительности

ж) изображение неразрешимой трагичности человеческой жизни

7. Какая из этих картин принадлежит Рембрандту:

а) «Хромоножка»

б) «Тайная вечеря»

в) «Афинская школа»

г) «Блудный сын»

д) портрет папы Иннокентия X

8. Отметьте цифрой 1 художников-классицистов первой половины XIX в., 2 – художников романтиков, 3 – художников-реалистов:

а) Т. Жерико

б) Г. Курбе

в) О. Домье

г) Ж. Энгр

д) Э. Делакруа

е) Ж. Милле

ж) Ж.Л. Давид

9. Отметьте черты, присущие импрессионизму:

а) главное – передача идеи, мысли художника

б) главное – точное следование технике классической живописи

в) главное – передача непосредственного впечатления от увиденного

г) нанесение краски мелкими мазками на холст

д) нанесение краски на холст крупными мазками

е) тщательная работа по смешению красок на палитре для получения максимально точного оттенка цвета

ж) оптическое (а не на палитре) смешение мелких мазков краски для передачи цвета

з) стремление к передаче богатства солнечного освещения

и) основные жанры картин – интерьеры и натюрморты

10. Соотнесите художника и его картину:

1) Ренуар                                                      а) «Импресьон»

2) К. Писсарро                                 б) «Олимпия»

3) Э. Мане                                        в) «Портрет артистки Жанны

4) К. Моне                                        Самари»

                                                            г) «Бульвар Монмартр в Париже»

11. Соотнесите скульптора, художника-импрессиониста и его работу:

1) О. Ренуар                                     а)  «Стог сена»

2) О. Роден                                       б) «Бар в Фоли - Берже»

3) Э. Мане                                        в) «Девушки в черном»

4) К. Моне                                        г) «Мыслитель»

12. Отметьте художников-импрессионистов:

а) Г. Курбе

б) Э. Мане

в) К. Моне

г) О. Ренуар

д) Ж.Ф. Милле

е) О. Домье

ж) К. Писсарро

13. Соотнесите художника и направление, к которому он принадлежал:

1) импрессионизм                           а) П. Гоген

2) постимпрессионизм                    б) П. Сезанн

3) неопримитивизм                    в) К. Моне               

14. Назовите известные вам памятники архитектуры эпохи Средневековья, выполненные в стиле готика.

15. Перечислите титанов Высокого Возрождения.

16. Назовите известные вам произведения, принадлежавшие кисти Рембрандта, хранящиеся в собрании Государственного Эрмитажа.

17. Назовите самый распространенный сюжет картин стиля рококо в полотнах французских художников.

18. Назовите имя великого художника, который преуспел и в искусстве и в карьере на дипломатическом поприще, приближенного к лучшим дворам Европы.

19. Назовите художников, представителей Барбизонской школы.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

 

Стр.5

*мозайка – (от франц. mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (цветное прозрачное стекло), керамических плиток.

 

**фреска – (от итал. fresco) живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.

 

***сангина – карандаш красно – коричневых тонов, без оправы.

 

Стр.12

*эстетика – наука о красоте

 

**античным называют искусство Древней Греции и Древнего Рима, он охватывает период приблизительно от VII в. до н. э. до VII в. н. э.

 

***этика – наука о нормах поведения.

 

Стр.15

*пеплос – вид женской одежды, выполненный из прямоугольного куска

             материи.

 

Стр.16

*Дионис – Бахус, Вакх в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградорства, виноделия. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса.

 

Стр.25

*канон – в изобразительном искусстве совокупность установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции, колорита, систему пропорций или иконографию данного типа изображения.

 

Стр.28

*Вимперг – (нем. wimperg) декоративный фронтон, украшающий порталы и окна в готических постройках.

 

Стр.50

*рококо – франц. "rococo", от "rocaille" – осколки камней, раковин.

 

*десюдепорт – от французского "dessus de port", буквально – над дверью; панно, расположенное над дверью.

 

Стр.57

*Эклектика – в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов.

 

                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева В. В. "Что такое искусство?", М., "Советский художник", 1991;

2. Богемская К. Г. "Пейзаж. Страницы истории", М., Галактика, 1992;

3. Виппер Р. Ю. "История древнего мира", М., "Республика", 1994;

4. Васильев А. А. "История средних веков", М., "Республика", 1994;

5. Дивненко О. В. "Хрестоматия по эстетике", "Эстетика", М., "Аз", 1995;

6. Дивненко О. В. "Эстетика", М., "Аз", 1995;

7. Древние цивилизации; ред. Бонгард – Левина Г. М., М., "Мысль", 1989;

8. История зарубежного искусства; ред. Кузьмина М. Т., Мальцева Н. Л. М., "Изобразительное искусство", 1984;

9. Кеменов В. С. "Художественное наследие и современность от Леонардо до Винчи до Рокуэла Кента", М., "Изобразительное искусство", 1989;


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 610; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!