Основні етапи становлення глобалістики



Как и всякая область знаний, глобалистика имеет свою историю. Но, поскольку эта история насчитывает всего несколько десятилетий, то корректней говорить не об истории, а об этапах становления. Но при любом подходе, появлению глобалистики мы обязаны не столько наличием глобальных проблем, сколько осознанием человечеством их наличия.

На сегодняшний день принято выделять три этапа становления глобалистики[1]. При этом необходимо учитывать специфику глобалистики, ибо глобалистика это не просто наука, т.е. система теоретического знания, а определенное знание, отражающее социоприродные процессы, происходящие на планете. Поэтому этапы становления глобалистики – это одновременно и глобальные этапы эволюции человечества.

Первый этап (60-е гг. ХХ в.) В этот период масштабы производства достигли небывалого объема и стали угрожать возможностям природы компенсировать их воздействие. На этом этапе возник и так называемый Римский клуб (1968), который и положил начало глобальной проблематике мирового развития.

Второй этап (от сер. 70-х до сер. 80-х гг.) – характеризуется усиленной реконструкцией экономики, вызванный мрачными прогнозами докладов Римскому клубу, разразившимся нефтяным кризисом, обострением экономических противоречий между развивающимися и промышленно развитыми странами.

Третий этап (с сер. 80-х гг, – ХХІ в.) начался в результате изменения политической карты мира, т.е. исчезновения лагеря социализма. Этот этап характеризуется тем, что сами ГП отошли на второй план, а на первое место встали социоприродные процессы, носящие глобальный характер.

 

Хотя географические исследования были развернуты сравнительно недавно, глобалистика — не новая тема для географов. Именно они одними из первых «били в набат» по поводу изменений в природной среде, стремились привлечь внимание общественности к проблемам, которые именуются ныне глобальными еще тогда, когда они проявлялись лишь на локальном или региональном уровне.

В известной работе Владимира Ивановича Вернадского «Несколько слов о ноосфере» (1944 г.) была дана следующая оценка событиям: «...в истории нашей планеты наступил критический момент огромного для человека значения, подготовлявшийся миллионы, вернее, миллиарды лет, глубоко проникший в миллионы людских поколений». Понимание развития общества в неразрывной связи с развитием биосферы было предложено Вернадским, разработавшим учение о «ноосфере», как закономерном процессе естественноисторического развития человека. Он выделил несколько взаимосвязанных процессов, характеризующих современный этап развития человечества в целом, в том числе «становление человечества как единого целого». Примечательно, что эти мысли были высказаны задолго до того, как человечество реально столкнулось с целым комплексом проблем, именующихся ныне «глобальными» и заставивших заговорить о наступлении критического, переломного момента в человеческой истории, в истории всей биосферы Земли.

Среди отечественных ученых, занимающихся исследованием этих проблем, следует отметить Котлякова В. М., Фролова И. Т., Сдасюк Г. В., Лаврова С. Б., Пуляркина В. А., Машбица Я. Г., Шлихтера С. Б. и многих других, в том числе сотрудников Института географии Российской Академии Наук, Института Географии НАН Украины, университетов и институтов всей страны.

 

1.1.3. Римський Клуб: історія створення, цілі й завдання

 

"Римский Клуб" – международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, общественных и политических деятелей разных стран мира с целью изучению мирового развития и его проектирования с прицелом на грядущий – XXI век. Образована 6-7 апреля 1968 г. на встрече в Академии Деи Линчеи в Риме – отсюда и название клуба. Юридически Римский клуб зарегистрирован в Швейцарии[2]. У Клуба нет штата и формального бюджета. Координирует его деятельность исполнительный комитет в составе 8 человек. По Уставу численность Клуба не должна превышать более 100 человек.

Инициатором создания клуба стал вице-президент итальянской компании "Оливетти", член административного совета компании "Фиат" Аурелио Печчеи(Aurelio Peccei; 4 июля 1908, Турин — 14 марта 1984, Рим), который совместно с генеральным директором по вопросам науки ОЭСР (организация по экономическому сотрудничеству и развитию, Париж) профессором физической химии Александром Кингом, пригласил в Рим около 30 европейских ученых - естественников, социологов и экономистов.

Ядро клуба – “постоянный комитет” – составили шесть человек. Это Аурелио Печчеи, Эрих Янц, Александр Кинг, Макс Моннэ (голландский эксперт по международным проблемам), Жан Сен-Жур (эксперт по вопросам экономики и финансов французской футурологической школы) и Гуто Тиманн (глава Баттелевского института в Женеве).

В разное время действительными членами клуба были академики Д.М. Гвишиани, Е.К. Федоров, Е.М. Примаков, А.А. Логунов, С. Капица, Ч. Айтматов, почетными членами — М.С. Горбачев и Б.Е. Патон.

 

Перед деятелями клуба были поставлены следующиеосновные цели:

1 – способствовать осознанию затруднений возникших перед человечеством;

2 – путем воздействия на общественное сознание, способствовать исправлению нынешней ситуации;

3 – дать обществу методику, с помощью которой можно было бы научно анализировать "затруднения человечества", связанные с физической ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления – этими "принципиальными пределами роста";

4 – донести до человечества тревогу представителей Клуба относительно критической ситуации, которая сложилась в мире по ряду аспектов;

5 – "подсказать" обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы "разумно вести дела" и достичь "глобального равновесия".

 

12 марта 1972 г. в Вашингтоне, в Смитсоновском институте, был представлен первый доклад Римскому клубу “Пределы роста”, разработанный специалистом в области системной динамики, профессором Массачусетского университета Деннисом Медоузом. Модель давала самые мрачные прогнозы на будущее. Через 75 лет утверждал доклад, сырьевые ресурсы будут исчерпаны, а нехватка продовольствия станет катастрофической.

С тех пор по инициативе Римского клуба было выполнено 18 исследовательских проектов[3], результаты которых представлены в форме докладов Римскому клубу. Доклады эти готовят независимые рабочие группы, исследующие по заказу Клуба критические аспекты складывающейся в мире ситуации. К числу основных из них относятся:

1. «Пределы роста». Медоуз Деннис и др. – Нью-Йорк, 1972; Москва: Прогресс, 1988

2. «Человечество на перепутье». Месарович М. и Пестель Э. – Нью-Йорк, 1974

3. «Пересмотр международного порядка». Тинберген Ян. – Нью-Йорк, 1976

4. «После века расточительства». Габор Деннис и др. – Оксфорд, 1978

5. «Цели для человечества». Ласло Эрвин и др. – Нью-Йорк, 1977

6. «Энергия: обратный счет». МонбриальТьерри. – Оксфорд, 1978

7. «Нет пределов обучению». Боткин Дж., Эльманджра М., Малица М. – Оксфорд, 1980

8. «Третий мир – три четверти мира». Гернье Морис. – Париж, 1980

9. «Диалог о богатстве и благосостоянии». Джарини Орио. – Оксфорд, 1980

10. «Маршруты, ведущие в будущее». Гаврилишин Богдан. – Оксфорд, 1980

11. «Императивы сотрудничества Севера и Юга». Сен-Жур Жан. – Париж, 1981

12. «Микроэлектроника и общество». Шафф А. и Фридрихе Г. – Оксфорд, 1982

13. «Будущее Океанов». Манн-Боргезе Элизабет. – Монреаль, 1986

14. «Третий мир способен себя прокормить». Ленуар Рене. – Париж, 1984

15. «Босоногая революция». Шнайдер Бертран. – Париж, 1985

16. «За пределами роста». Пестель Эдуард. – Париж, 1988; Москва: Прогресс, 1988

17. «Пределы определенности». Джарини Орио и Сиэль Вальтер. – Дердбрехт, 1989

18. «Африка, победившая голод». Лемма Аклилу и Маласка Пенти. – Лондон, 1989

19. «К лучшему мировому порядку: Послание из Куала-Лумпура». Розенсон Николь и Шнайдер Бертран. – Мадрид: Фонд ВВУ, 1993

20. «Латинская Америка перед лицом тревог и надежд». Розенсон Николь и Шнайдер Бертран. – Мадрид: Фонд ВВУ, 1993

21. С»пособность управлять». Дрор Езекель. – Иерусалим, 1994

22. «Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная. Новый доклад Римскому клубу». Эрнст фон Ваицзеккер, Эймори Б. Ловинс, Л. Хантер Ловинс. – 1997

23. «Считаться с природой». Вутер ван Дирен. – Нью Йорк, 1995

24. «Пределы социальных отношений: конфликт и понимание в плюралистическом обществе». Петер Л. Бергер. – 1997

25. «Как мы будем работать.» Джарини Орио и Лидтке Патрик. – Гамбург, 1998

26. «Океанический цикл: управление морями как глобальным ресурсом». Манн-Боргезе Элизабет. – Токио, 1998

27. «Первая глобальная революция». Кинг Александр, Шнайдер Бертран. – Лондон, 1991; Москва: Прогресс, 1991.

 

В разработке проектов принимали участие представители как научно-технической интеллигенции, так и ученые других – нетехнических – специальностей (философы, экологи, демографы и т.д.). За более чем 25 лет был проведен анализ важнейших мировых проблем, разработаны научные методы, вошедшие в арсенал новой науки - глобалистики, высказаны практические рекомендации, предложены альтернативные сценарии мирового развития. Серия докладов Римскому клубу наглядно отражает историю становления глобального мышления. Основные идеи, изложенные в этих докладах, мы проанализируем ниже, обсудим на семинарских занятиях.

 

Анализируя деятельность Римского клуба, его создатель и лидер Аурелио Печчеи, сформулировал “Основные цели человечества”, которые изложил в своей книге “Человеческие качества”[4].

Печчеи предлагает шесть, как он называет – “стартовых” – целей, которые связаны с “внешними пределами” планеты; “внутренними пределами” самого человека; культурным наследием народов; формированием мирового сообщества; охраной окружающей среды и реорганизацией производственной системы.

Краткая характеристика для каждой цели выглядит следующим образом.

Первая цель: внешние пределы. Присутствие человека на планете, его деятельность ограничивается биофизическими пределами (“внешними пределами”) Земли. Следовательно, человек в своей деятельности, должен исходить из возможностей окружающей его природы, не доводя их до крайних пределов.

Вторая цель: внутренние пределы. Эта цель указывает на то, что не только планета, но и возможности самого человека имеют физические и психологические пределы. Создавая собственную культуру, цивилизацию, т.е. некую искусственную среду, человек вынужден с одной стороны предельно напрягать и истощать внутренние резервы своего организма, а с другой, из-за недостаточности нагрузки идет деградация его биофизических способностей.

Идея этой цели (а она является центральной для А. Печчеи) состоит в совершенствовании человека, раскрытии его новых потенциальных возможностей.

Третья цель: культурное наследие. Развитие технологической цивилизации ведет к унификации культуры. Поэтому только бережное отношение к культурному наследию поможет сохранить уникальность различных культур. И хотя организации типа ЮНЕСКО проводят определенную работу, но этого явно недостаточно.

Четвертая цель: мировое сообщество. Интеграция в единое мировое сообщество позволяет более эффективно регулировать международную жизнь, и следовательно является более эффективным способом сосуществования. Однако, такое положение дел не соответствует интересам великих держав, а также ряду эгоцентричных государств. Поэтому необходимо переосмыслить идею национального государства, чтобы найти пути для преобразования нынешней мировой системы в мировое сообщество.

Пятая цель: среда обитания. Проблема состоит в том, как разместить на планете людей, численность которых через несколько десятков лет станет вдвое больше нынешнего.

Шестая цель: производственная система. Производственному истэблишменту принадлежит в современном мире ключевая роль. Однако, сбои в экономических механизмах, независимо от того, что управляет - рынок или план - становятся ощутимее. В чем философские причины экономических проблем, и какой должна быть экономическая система будущего, чтобы обеспечить непрерывно увеличивающееся население планеты.

 

Римский клуб и в настоящее время продолжает исследования современного состояния мира, в котором произошли фундаментальные перемены, особенно в геополитике, стоит также помнить о том, что экологическая ситуация на планете продолжает ухудшаться.


ТЕМА 1.2.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 70; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ