Тема 2. Особенности философии Древнего Востока
Задания на занятии:
1. Установите логические взаимосвязи, изобразите их в виде схемы «Особенности Буддизма». Объясните, почему вы так считаете.
· Практическая направленность буддизма.
· Требование заниматься честным трудом.
· Желание различных слоев древнеиндиского общества постичь истину.
· Учение о сансаре и карме.
· Представление о жизни как бесконечном страдании.
· Осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний;
· Избавление от страданий возможно благодаря следованию восьмеричным путем.
· Поиски серединного пути, которые исключают жизнь в роскоши и достатке и жизнь отшельника и аскета.
· Цель верующих – достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего «я».
· Внутреннее освобождение с помощью правильного образа мыслей, правильного поведения и духовной дисциплины.
2. Прочитайте притчу, выделите главную мысль. Согласны ли вы с Конфуцием?
«Ввериться потоку» Конфуцианская притча
Конфуций у моста загляделся на реку: водопад ниспадал с высоты. Водоворот бурлил.
А некий человек старался перейти его вброд. Конфуций послал к нему учеников, чтобы удержать его и сказать:
— Тому, кому вздумается через него перебраться, — придётся нелегко!
Но человек их не послушался: он перешёл через поток и выбрался на другой берег.
— До чего же вы ловки! — воскликнул Конфуций. — У вас, видно, есть свой секрет? Как это вам удалось войти в такой водоворот и выбраться оттуда невредимым?
|
|
И человек ответил так:
— Как только я вступаю в поток — весь отдаюсь ему и вверяюсь. Отдавшись и вверившись, располагаю свое тело в волнах и течениях, не смея своевольничать. Вот почему могу войти в поток и снова выйти.
— Запомните это, ученики! — сказал Конфуций. — Воистину, даже с водой, отдавшись ей и вверившись, можно сродниться — а уж тем более с людьми.
Тема 3. Античная философия.
Задания на доклады:
1. Этика и политика Платона.
2. Этика и политика Аристотеля.
3. Философские взгляды киников (на примере идей Диогена Синопского).
Литература:
1. Аристотель. Метафизика. – М., 2006. (или другое издание)
2. Аристотель. Метафизика.// http://lib.ru
3. Асмус, В.Ф. Античная философия: История философии / В.Ф. Асмус. – 3-е изд. – М., 2003.
4. История философии: Запад – Россия – Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. – Кн. 1. Философия древности и средневековья. – М., 1985.
5. Платон. Государство. // http://www.philosophy.ru
6. Платон. Диалоги.- М., 2007. (или другое издание)
7. Марков Б.В., Липский Б.И. Философия. Учебник для бакалавров.- СПб., 2013.- 508 с.
8. Философия/ под ред. Лебедева С.А.- М., 2011.- 528 с.
Тема 4. Философия эпохи Средневековья и Возрождения.
|
|
1. Распределите по колонкам таблицы представленные ниже имена персоналий, термины и характерные черты эпохи.
1. доказательства бытия Бога,
2. А. Блаженный,
3. антиклерикализм.
4. антропоцентризм,
5. Апейрон,
6. Аристотель,
7. Архэ,
8. Атомы,
9. Библия,
10. Бытие,
11. вера в единого бога,
12. гуманизм,
13. идеальное государство,
14. изучение природы и космоса,
15. критика церкви,
16. М. Монтень,
17. Милетская философская школа,
18. Н. Кузанский,
19. Неоплатонизм,
20. Натурфилософия,
21. обращение к культуре античности,
22. органон,
23. пантеизм,
24. патристика,
25. Платон,
26. полития,
27. проблема самопознания,
28. свободомыслие,
29. скептицизм,
30. стоицизм,
31. схоластика,
32. теодицея,
33. теоцентризм,
34. тени и идеи,
35. Ф. Аквинский,
36. Фалес,
37. Элейская философская школа,
38. Эпикур,
39. эстетизм,
40. этический рационализм
Античность | Средневековье | Ренессанс |
2. Установите логические взаимосвязи между представленными именами, понятиями и характеристиками, изобразите их в виде схемы. Дайте РАЗВЕРНУТОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ вашей позиции.
~ Религия
~ Философия
~ А. Аврелий
~ Патристика
~ Схоластика
~ учение Платона
~ Ф. Аквинский
|
|
~ Теология
~ 5 доказательств бытия бога
~ учение Аристотеля
~ учение о двух градах
Тема 5. Философия Нового времени
1. Составить 10 тестовых заданий по теме. Фронтальный опрос.
2. Работа с учебными текстами, составление таблицы «Главные идеи классических немецких философов».
3. Определить, кому из философов Нового времени принадлежит приведенная в тексте точка зрения:
«Я с детства был вскормлен науками, и так как меня уверили, что с их помощью можно приобрести ясное и надежное познание всего полезного для жизни, то у меня было чрезвычайно большое желание изучить эти науки. Но как только я окончил курс учения, завершаемый обычно принятием в ряды ученых, я совершенно переменил свое мнение, ибо так запутался в сомнениях и заблуждениях, что, казалось, своими стараниями в учении достиг лишь одного: все более и более убеждался в своем незнании.
….По этой причине я и решил, что следует искать другой метод, который совмещал бы достоинства этих трех и был бы свободен от их недостатков. И подобно тому как обилие законов нередко дает повод к оправданию пороков и государство лучше управляется, если законов немного, но они строго соблюдаются, так и вместо большого числа правил, составляющих логику, я заключил, что было бы достаточно четырех следующих, лишь бы только я принял твердое решение постоянно соблюдать их без единого отступления.
|
|
Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе — делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!