Информация, которую можно использовать на занятии

НАУЧНЫЙ ИНСТИТУТ. ИНЖЕНЕР-МИКРОБИОЛОГ.

Сценарии познавательной игры

Общие параметры:

Количество детей: до 12 человек

Возраст детей: 7-14 лет

Количество наставников:1 человек

Продолжительность: 30 минут

Тема: Профессии в науке (биология)

Форма: Познавательное развлечение

Цель:в игровой форме ознакомить детей с профессиональными качествами и навыками работы ученого.

Алгоритм:

1. Начало. Прием паспортов, оплаты обучения. Выдача униформы, помочь одеть.

 

2. Презентация.Проведение интерактивной презентации по схеме вопрос-ответ с показом визуальной презентации.

 

3. Сценарий.«Инженер-микробиолог».

 

4. Окончание. Оплата работы и выдача паспортов с отметкой прохождения. Прием униформы.

 

Действующие лица Униформа Материалы Оборудование
Наставник     Микроскоп с компьютером  
Микробиолог Белый халат Образцы препаратов Микроскоп  

 


НАЧАЛО

Наставник приглашает детей на станцию, принимает у них паспорта и плату за обучение, выдаёт и помогает им надеть униформу. Затем рассаживает детей.

Ребята, сейчас я Вам покажу небольшой фильм «Каким бы был мир без ученых и инженеров» (показывает фильм).

Вопросы для интерактива:

1. Что вы думаете про этот фильм? О чем он?

2. Правда страшная ситуация, когда все вокруг разваливается на глазах (бумага, одежда, мебель, дома, дороги…)?

3. Какие науки вы знаете?

Вот видите, сколько существует наук! Но, сегодня мы с вами не сможем охватить все науки. Давайте остановимся на ученом «Инженере – электронщике». Я Вам сейчас подробнее расскажу об этой профессии.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Показ презентации с интерактивным опросом.

Вопросы для интерактива:

1. Кто такой микробиолог?

2. Какие микроорганизмы вы знаете?

3. Какие полезные микроорганизмы бывают?

4. Какие бывают вредные микроорганизмы?

5. Чем занимается микробиолог?

6. Где он трудится?

7. Каким образом себя можно защитить от вредных микроорганизмов?

8. Чем важна профессия инженера-микробиолога? и т.д.

А сегодня я хочу предложить вам поработать учеными-микробиологами. Это одна из самых интересных и увлекательных профессий в мире.Вы сами сможете наблюдать в микроскоп за микроорганизмами и увидеть то, что скрыто от невооруженного глаза!

 

СЦЕНАРИЙ. Реализация навыков

Дети, под присмотром Наставника, изучают микропрепараты в микроскоп. В каждый микроскоп заправлены разные микропрепараты, чтобы дети, переходя от микроскопа к микроскопу, могли наблюдать разные элементы.

 

ОКОНЧАНИЕ

Наставник благодарит детей за работу, помогает им снять форму. Ставит отметку в паспорт и выдает зарплату.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

О партнёрах:

КЭТЗ – Казанский электротехнический завод

1. Был создан 8 марта 1942 года на базе эвакуированного из Ленинграда в Казань в 1941 году филиала завода №379. Предприятие выпускало приборы управления огнем зенитной артиллерии.

2. В 1943 году завод из наркомата авиационной промышленности перешел в наркомат судостроительной промышленности.

С тех пор обеспечивает различными радиоэлектронными системами вооружения корабли ВМФ.

3. Переход на мирные рельсы после окончания Великой Отечественной войны был нелегким. Перед коллективом предприятия стояла задача производить продукцию, необходимую для восстановления разрушенного войной хозяйства и удовлетворения потребностей населения страны. Это потребовало перестройки работы всех подразделений, создания новых производств. И по-прежнему выпускалась аппаратура для военно-морского и торгового флотов: эхолоты, изделие «Нормаль», переносные маячные фонари и электропроблесковый аппарат «Эльба».

4. Начиная с 1950 года предприятие активно развивается: строятся новые производственные корпуса, жилые дома для работников, осваивается выпуск новой специальной техники и товаров народного потребления: электрофонов «Рондо», стереосистем «Сонет». Объем производства увеличился в 2,7 раза, производительность труда – на 110%; освоено 17 новых изделий.

5. Признанием достижений коллектива завода, его вклада в развитие промышленности страны стало награждение в 1971 году орденом Трудового Красного Знамени.

6. В 1978 году на базе Казанского электротехнического завода образовано Татарское производственное объединение «Свияга».

Информация, которую можно использовать на занятии.

Вариант 1.

Давайте только представим, сколько ученых много веков подряд изобретали то, что мы считаем обычной вещью (перечисляйте все, что вокруг…). Например, кто может себе представить жизнь …без лампочки? Никто! Вы думаете, что лампочки были всегда, еще при динозаврах и светили первобытным людям в первобытных пещерах? (дети смеются…) Конечно, нет! 

 Но еще в древности люди предпринимали первые попытки создать приборы, которые могли освещать темную комнату ночью или комнату, находящуюся под землей. Уже в Древнем Египте использовали оливковое масло, которое помещали в глиняный сосуд с фитилями из хлопчатобумажной ткани. А, например, жители побережья Каспийского моря использовали в подобных сосудах нефть.

На смену глиняным сосудам пришли первые свечи. Они были придуманы еще в Средние века. В их состав входил пчелиный воск и говяжье сало. Многие столетия виднейшие гении Земли трудились над созданием первой керосиновой лампы. В их числе, кстати, был и Леонардо да Винчи.

Несмотря на все усилия изобретателей, конструкция, которая была безопасна и пригодна для массового производства, появилась лишь в середине 19 века. В связи с бурным техническим прогрессом, уже через четверть века появилась первая электрическая лампочка.

Первую электрическую свечу, которая постепенно превратилась в лампочку, изобрел Яблочков Павел Николаевич. Первоначальное уличное освещение осуществлялась с помощью его прибора. Однако, свечи были не очень экономичными, а следовательно, совсем невыгодными. Стоимость одной свечи составляла 20 копеек, а менять их приходилось каждые полтора часа. Позже, были придуманы фонари, которые могли самостоятельно менять свечу. Не смотря на недолговечность и неэкономичность электрической свечи, это изобретение внесло существенный вклад в развитие индустрии освещения. Уже тогда, эта технология применялась в магазинах и театрах, в ресторанах и гостиницах.

В период с 1840 по 1860 года многие изобретатели пытались создать лампу накаливания. На протяжении всех этих лет ни одна из попыток не увенчалась успехом. Все были готовы махнуть рукой на эту идею. Однако, в 1873 году произошел прорыв в этой области. Лодыгин Александр Николаевич изобрел такую лампочку, которая смогла выдержать все испытания. Первые лампы горели пол часа, не дольше. Потом придумали откачивать воздух из стеклянной колбы - это увеличило срок службы лампочки. В 1873 году две первые лампы Лодыгина загорелись на улицах Санкт-Петербурга. Лодыгин изобрел лампочку.

Также, изобретение лампы приписывают американскому изобретателю Томасу Эдисону. Он создал лампу, которая была способна гореть сотни часов, не теряя своей энергии. Эдисон знал об опытах Лодыгина и знал о недостатках его изобретения, поэтому он задался целью создать более надежную лампу. Он провел 6000 экспериментов и, в итоге, в конечной конструкции лампы он использовал угольную нить, сделанную из крепкого бамбукового волоска. Проводя свои опыты, Эдисон испытал почти все сорта бамбука. Главное, что было сделано Эдисоном - это открытие производства лампочек, что позволило поставить технологию на поток.

Вот видите, сколько умных голов трудилось над такой обычной и простой для нас ЛАМПОЧКОЙ! А теперь ученые думают, как сделать лампочку безопаснее, чтобы она работала дольше, а тратила меньше электричества… Это называется прогресс: когда какой-то предмет становится все лучше и лучше…

 

Вариант 2(история простого КАРАНДАША)

 

Наставник крутит в руке простой карандаш. Ребята, хотите я расскажу Вам историю простого карандаша?

Хотя может быть скоро человечество вообще разучится писать, ведь гораздо удобнее и быстрее настучать текст на клавиатуре компьютера. Что тут поделаешь? Жизнь продолжается.
Но невозможно представить, чтобы человек перестал рисовать. Писать – это общаться с другими, рисовать – это только с собой. А как же «Каля-маля» на бумажных обоях?)))

История карандаша начинается с XIV века. Художники рисовали тогда палочками, изготовленными из смеси свинца с цинком, иногда их называли «серебряными карандашами».

Древесный уголь продолжали использовать, как и в древности, но уже не в виде головешек из костра, а, например, специально обрабатывая в печи ивовые палочки в горшке, запечатанном глиной.
Пра-пра-пра-прадедушка современного графитного карандаша появился в XVI веке. Английские пастухи из местности Камберленд открыли в земле темную массу, которую использовали для того, чтобы метить овец. Сначала подумали, что это свинец и начали делать из нее  пули. Но пули не получались и из графита стали изготавливать тонкие заостренные на конце палочки и использовали их для рисования. Они были мягкими, пачкали руки и для письма не подходили. В 17 веке графит продавали обычно на улицах. Покупатели, в основном художники, зажимали эти графитовые палочки между кусочками дерева или веточками, обворачивали их в бумагу или обвязывали бечевкой.

Так называемый «парижский карандаш» («соус») изготавливался из смеси белой глины и черной сажи. Он оказался хорош тем, дает черный след на бумаге и меньше ее царапает. Им до сих пор рисуют художники-графики. Во Франции же в XV веке была изобретена пастель путем добавления к мелу пигментов и жиров. Леонардо да Винчи принадлежит заслуга открытия сангины - «красного мела».

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы догадались смешивать графитный порошок с серой и клеем, получая таким образом стержень не самого высокого качества, но очень дешевый. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Это был настоящий обман…

В конце XVIII века чешский фабрикант Й. Гартмут, выпускавший лабораторную посуду, соединил глину и графит, положив начало карандашному производству знаменитого «KOH-I-NOOR».
Во Франции примерно в то же время Н.-Ж. Конте самостоятельно изобрел карандаш в 1794 году. В конце XVIII века английский парламент ввел строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. Нарушение этого постановления каралось очень строго, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это, графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путем, что привело к резкому увеличению его цены. По заданию французского конвента Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность. Еще более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твердости. Это и послужило основой современной классификации карандашей по твердости (Т, М, ТМ или в английском варианте:Н – твердый, В – мягкий, НВ – средней твердости). Цифры перед буквами обозначают дальнейшую степень мягкости или твердости. Последнее зависит от процентного содержания графита в смеси и влияет на цвет стержня (грифеля) – чем больше графита, тем темнее и мягче грифель карандаша.

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в середине XIX века граф Лотар фон Фаберкастл (Faber-Castell) - для более устойчивого положения на наклонных поверхностях для письма. Он же является автором стандартной длины и диаметра карандаша.

Чуть позже, в 1869 году американец Алонсо Таунсенд Кросс (Cross) изобрел механический карандаш, в котором графитный стержень помещен в металлическую трубку и по необходимости выдвигается вместо заточки деревянного корпуса - он стал прообразом сегодняшних цанговых карандашей.

Любители статистики подсчитали, что одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной в 56 км или написать более 40 тыс. слов. А вот Стейнбек, говорят, мог исписывать до 60 карандашей за один день. И Хемингуэй писал тоже только деревянными карандашами.

В России же, богатой графитом и лесом, Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. Гросс - дневная норма выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всём мире - «гросс» единица измерения количества именно карандашей.
С оправкой графитового стержня в деревянную оболочку вид и принцип действия карандаша уже не изменяется более двухсот лет.

Изобретение карандаша в деревянной оправе, в силу удобства пользования, а также сравнительной простоты и дешевизны их изготовления, облегчило процесс закрепления и распространения информации. Чтобы оценить преимущества этого новшества, необходимо вспомнить, что письменность многие века была сопряжена с такими атрибутами, как гусиные и, позже, металлические перья, чернила или тушь. Человек пишущий был прикован к столу. Появление карандаша позволило вести записи в пути или в процессе работы, когда надо было моментально зафиксировать что-то. Недаром в наш язык прочно вошел фразеологический оборот: «взять на карандаш».

15 сентября 1912 года 19-летний ТокудзиХаякава открыл в центре Токио небольшую мастерскую металлической галантереи. Затем умудрился изобрести вечно острый карандаш. Так началась карьера основателя SharpCorporation, одной из ведущих электронных компаний.
Казалось бы, изобретать карандаш - это все равно что изобретать велосипед. Но Хаякава умудрился сделать из этого простого и привычного всем предмета нечто совершенно новое. Он придумал оригинальный механизм, позволявший все время поддерживать карандашное острие в рабочем состоянии, и поместил его в металлический футляр. Грифель выдвигался наружу благодаря вращению футляра. "Механический карандаш Хаякавы" - под таким названием он запатентовал изобретение - был лишен недостатков его предшественника, который делался из целлулоида и был ужасно неудобным, некрасивым и непрактичным.
Стоит еще раз вернуться к упоминанию фирмы Н.-Ж.Конте. В конце XX века она выпустила ConteEvolution - карандаш, не содержащий дерева, который изготавливается на одной производственной линии всего за одну минуту или даже чуть меньше. Рецепт является секретным. Известно только, что он готовится на основе синтетической резины, раствор которой вытягивается в форме спагетти, нарезается на секции, затачивается с одного конца, обрезается с другого (к которому может быть добавлен ластик) и покрывается краской.
Есть и другой любопытный факт современных преимуществ, казалось бы, такого бесхитростного инструмента, как карандаш. В космическом ведомстве США (НАСА) более года разрабатывалась авторучка для письма в космосе (по проекту, стоимость которого исчислялась 3,5 млн.долларов), а советские космонавты пользовались безотказными карандашами.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!