Шуд ба авфики Худойи ло яном,



Ин китоба рузи якшанба тамом».

Перевод:

Всемилостивым Богом нам дарована судьба,

Что книга эта завершилась в якшанба».177

 

 


1 Ариф – познавший.

2 Авлиё (араб.) – святые.

3 Здесь речь идет о Хазрате Бахауддине(к.с.а.).

4 Силсила – цепь, последовательность в передаче духовного знания у суфиев.

5 Азизон – почитаемые, достопочтенные (так именуют великих шейхов).

6 Так по традиции говорит о себе повествующий.

7 Селение Касри Хиндувон (Замок Индийцев) будет переименовано в Касри Арифон (Замок Познавших).

8 Ракаат – часть молитвы.

9 Дервиш – член суфийского ордена (тариката), странствующий суфий.

10 Сухбат – беседа на духовные и религиозные темы.

 

11 Султанат – государство, царство.

12 «Всю жизнь принадлежал ты лишь себе,

Теперь пора принадлежать лишь Нам!»

13 Пир – духовный наставник, учитель.

14 Мюрид – ученик, последователь шейха .

15«Люди Божьи – не боги отнюдь,

Но и от Бога - не раздельны суть».

16 «На поприще Любви [к Богу] не нужны подложные фальшивки,

Там нужен прошедший горнило огня чистый металл».

17 Ахваль, халь – состояние божественного просветления, экстаза у соискателя идущего по пути суфийского самосовершенствования (Тасаввуф).

18 Кибла – направление к Мекке – священному городу мусульман, считающемуся центром Земли.

19 Здесь речь идет о Хадже Абдулхалике Гиждувани (к.с.а.).

20 Хаджаи Джахон – уважительный титул Абдулхалика Гиждувани, буквально «Святой Вселенной».

21 Сулук – духовный путь суфиев.

22 Сунна – предание о деяниях и словах Пророка Мухаммада (с.а.в.).

23 Хадис – достоверное свидетельство о Пророке (с.а.в.).

24 «Зикр» – воспоминовение Всевышнего в традиционно сложившихся формах.

25 «Джазаба» – Божественный экстаз.

26 «Мазар» – кладбище.

27 «Фано» – небытие, исчезновение.

28 «Тарикат» – суфийский орден.

29 «Таваджух» – духовное обращение к душам суфийских наставников.

30 «Нафс» - низменные душевные побуждения.

31 «Никто не преградит милость, ниспосланную Аллахом, как никто не устранит преград после того, как их учинит Он».

 

32 Абу Мугис Хусайн ибн Мансур Аль Халладж (род. 850 г. – казнён в 992 г. н.э.) – выдающийся суфий, казнённый за свои проповеди.

33 «Маком» – стоянка, ступень на духовном пути суфия.

34 Махдум – господин, повелитель, хозяин.

35 Хазрати Хызр (р.а.) – легендарный святой, испивший из источника живой воды и обретший вечную жизнь.

36 «Хадж» - паломничество в Мекку и Медину, один из пяти столпов Ислама.

37 « Тавба» – ритуальная формула покаяния, буквально «каюсь».

38 «Кутб-ул-Авлиё» – Полюс Святости.

39 «Файз» - сопричастность, Божественное вдохновение.

40 Здесь речь идет об Абу Язиде (Баязиде) Бистами.

41 «Сайр» - осмотр, обозрение.

42  «Мустафо» – избранный, один из титулов Пророка Мухаммада.

43 «Шом» – четвертая молитва, исполняемая после захода солнца

44 «Кутб» – Полюс Времени, высочайшая ступень в иерархии суфизма.

45 Почетный титул Баязида (Абу Язида) Бистами, буквально - Повелитель Совершеных.

46 «Барадар» – сподвижник, единомышленник, собрат.

 

47 «Если Вас человек поприветствует и вознесёт молитву, поприветствуйте его и вознесите за него молитву лучше его».

47 Особым образом приготовленная каша из очищенных зерён пшеницы и мяса.

48 «Прощается тому, кто, выполняя Долг,  не достигает Совершенства, но обманывается тот, кто, стремясь к Совершенству, забывает о Долге».

49 Здесь подразумевается, что как для паломничества в Мекку – «Хаджа» нужно специально готовиться, так и для посещения Хазрати Хаджи нужна специальная подготовка.

50 Здесь имеется в виду восхваляющий стих.

51 «Фотиха» - сура «Открывающая Писание», первая глава Священного Корана.

52 Имеется в виду омовение перед смертью.

53 «Собаки же их лежат, положив передние лапы на порог».

54 «Байтуллах» – буквально «Дом Аллаха», так мусульмане называют храм Каабы в Мекке.

 

55 «На что ни смотрю – вижу в том Аллаха, на что ни смотрю – вижу в конце его Аллаха, на что ни смотрю – вижу в начале его Аллаха».

56 Малик – принц, правитель.

57 Притягательная сила «джазаба»,  идущая от Аллаха, равна приверженности роду человеческому.

58 «Ни торговля и ни купля-продажа не способны отвлечь их от поминовения Аллаха».

59 «Святость превыше Пророчества».

 

 

60 «Иман (вера) – это очищение от всего приносящего пользу либо вред, кроме исключительно Единого Аллаха».

61 Истина – одно из Прекрасных Имён Аллаха Величественного и Всевышнего.

62 «Каждый человек знает - из какого источника он пьёт».

63 «В этом грубом мире вовеки веков не пройти всех мест, соединиться можно где с Возлюбленным».

64 «Аллах воззвал: « О, уверовавшие в Аллаха и Пророка его».

65 «Однако ты говори о благодеяниях Творца твоего».

66 « Не возжелай чудес, но возжелай стойкости, ибо Всевышнему нужна стойкость твоя, тогда как «нафсу» – чудеса».

 

 

 

67«У того, кто доволен своим макомом, возникнет преграда перед предстоящим впереди».

 

68 Здесь имеются в виду соискатели, вставшие на путь духовного совершенствования.

69«Если бы в Мекке не было правоверных людей и правоверных женщин, которых вы не знаете, вы по незнанию задавив их, погубили бы, через них на вас не пал бы позор греха».

70 «Путь тариката состоит из «адаба»- приличествующего, у каждого «халя» и каждого «макома» есть приличествующее,- кто придерживается «адаба»,тот достигнет зрелости среди зрелых».

 71  «Адаб» служения лучше великого счастья, его признак – принятие практик, подверженность же страстям есть испорченность «адаба».

 

71 «Свет и гнев Всевышнего сокрыты за 70 000-ми завесами».

72 «Отрицание греха – есть грех».

73 «Бало» – беда, напасть.

74 «Балво» -

75 «Иршад» - документ, удостоверяющий право наставлять на Путь суфийского благочестия.

76 «Эй, Давид, если увидишь человека, следующего Мне, выполняй службу его».

 

 

 

 77 Хазрати Азизон – Хазрат Хаджа Али Ромитани.

 

 

78 «Илми ладуни» – знание, нисходящее от Бога. Если Бог ниспосылает знание от Себя, человек может без помощи учителя достичь степени «вали» (святой) или «олим» (ученый).

 

79 Здесь речь идёт о Хазрате Абдулхалике Гиждувани

80 Силсила – цепочка шейхов – предшественников, возглавлявших суфийский орден.

81 «Тафсир» - комментарий, толкование (Священного Корана).

82«Молите своего Господа, и просите в тайне (скрытно), ибо Он не любит переусердствующих».

83 «Шайтан (нечистый) течёт вместе с кровью в детях Адама».

84 «И Мы научили его от Своего знания».

85 «Зикри-алония» - громкий зикр, вспоминовение Всевышнего вслух.

86 «Талкин» - чтение «Калимаи тавхид» (свидетельствование единства Аллаха).

87 «Ло илоха» - нет Бога.

88 «Иллаллох» - кроме Аллаха.

89 «Субх» - утренняя молитва.

90 «Шом» - четвёртая молитва, выполняемая после заката.

91 «Кто транжирит время, довольно, это время – враг ему».

92 «Время таково – оно не считается с тем, что выделено изначально и не бережёт то,что приносит Вечность; между двух дыханий береги желание Всевышнего».

93 То есть, не достигает ни того, ни другого.

94 «В постоянном размышлении о Создателе забвение людей».

95 «Забывая смотреть на людей, всегда смотреть на Создателя».

96 «Варидот» - полное видение людьми Духовного Пути всей полноты состояний Потустороннего (скрытого) мира.

97 «Тот, чьи два дня одинаковы, довольно, тот обманулся; чей день завтрашний хуже дня сегодняшнего, довольно, тот проклят; кто не преувеличил, тот в убытке; тот, кто в ущербе, довольно, смерть для него предпочтительнее».

98 «Кого любит Аллах, для него нет вреда от греха».

99 «Аллах любит кающихся и любит стремящихся к чистоте».

100 «Истина зикра – выход из площади неведения в пространство мушохада (видения)».

101 «Молитва – вознесение правоверного на небо».

102 Аллаху Акбар – Аллах Велик.

103 «Пост – «руза» - для Меня и благодарность за него воздам Я».

104 «Предначертание Моей умме (последователям) от пламени Ада подобно предначертанию Ибрахима (Авраама) от пламени Намруда (Нимруда)».

105 «Мои последователи (умма) не собираются для совершения низости».

106 «О, Всевышний, прости меня».

 

 

107 «Кто меня любит, Я  провожу  того через страдание (испытую)».

108 «Все обладатели чар за завесой – в покровах, «арифы» же (совершенные) далеки от взоров».

109 «Ибо он видит через сияние света Аллаха».

110 «Табут» - погребальные носилки у мусульман.

111 «Образование «арифа» (просвещённого) не будет верным, пока он не предаст себя Аллаху».

112 «Мной владело внимание указаниям Истинного о мире для народа».

 

113 «Для  того, кто узнал Аллаха, ничего не остаётся скрытым».

114 «Сначала найди друзей, затем пускайся в путь».

115 « Хранить тайну – удел чистых людей».

116 «Суфий – сын времени».

117 «Иносказание – мост истины».

118 «Калимаи тавхид» - формула свидетельствования единства Аллаха.

119 Султану-л-Арифин – Султан Арифов (Познавших).

120 «Кто будет правильно использовать руки-ноги, тому Всемогущий Аллах ниспошлёт прямой результат».

121 «Посылайте мне «салават» (обращение милости), где бы вы ни находились».

122 «Терпеливые в нужде – рядом с Аллахом, то есть Его самые близкие».

123 «Кто вспоминает меня, Я с ним рядом».

124 «Святость предпочтительнее посланничества (пророчества)».

125 Хазрати Расул – Его Святость Посланник (почётный титул Пророка Мухаммада,да благословит его Аллах и да приветствует).                           

126 «У Предвечного Аллаха есть 99  (то есть, сто без одного) имён, кто считает (читает) их, тот войдёт в рай».

127 «Такой-то и такой-то дни месяца».

128 «Устраните с дороги всё мешающее».

129 «Малое паломничество, сделанное от самого сердца, лучше многих паломничеств без участия сердца».

130 «Совершай мало паломничеств, будет больше «мухаббат» (любовь к Всевышнему), здесь имеются в виду частые посещения Абу Хурайрой Пророка».

131 «Суфий – вне тварности».

132 «Откажись от «кори»ев (чтецов Корана), приблизься к суфиям».

133 «Факир» (убогий) не нуждается ни в чём, кроме Аллаха».

134 «Если «факр» (убогость, нужда) совершенна, значит это Аллах».

135 «Привыкнуть к людям – значит утратить».

136 «Никто из вас не станет правоверным, если не подчинит свой «нафс» упомянутым вещам».

137 «Довольно, если вы не знающие - спросите у людей зикра».

 

138 « Пророк, да пребудет с ним благословение Аллаха и приветствие Его, порицали ношение двух одежд гордыни».

139 «Довольно, истина восторжествовала, их устремления оказались несостоятельными. Потерпев сокрушительное поражение, они отступили с позором».

 

140 «Посредством чего ты узнал Аллаха?» (араб).

141 Махалла – городской квартал в городах Востока.

142 «Властитель Всех Даров» - эпитет Всемогущего Аллаха.

143 «Трактат о святости. Написанный Мухуммадом Парса-ал-Бухари, известным богословом-ханафитом, идеологом братства Накшбандия».

144Шейх-Уль-Олам - Шейх Вселенной.

145 Предводитель отмеченных печатью Арифов (Совершенных).

146 «Хаджи» - паломники, совершающие обряд посещения Мекки и Медины («хадж»).

 

147 «Вы вооружены чуткостью муминов (правоверных), ибо они видят свет Аллаха».

148 Медресе – духовное учебное заведение.

149 «Довольно, принесите лучшее от него, и да будет клятва его искуплена. Аллах Великий всеведущ».

.

150 « Скажите, если вы люди истины, укажите книгу, которая правильнее двух Книг, ниспосланных Аллахом, и Я последую за ней».

151 Хаккуллох – право Аллаха. Оно включает в себя дела, вознаграждаемые либо караемые. Противоположность этого – Хакуннос, то есть, право людей, включающее грехи,вначале долженствующие быть прощёнными  людьми.

152 «Состояние сердца не поддаётся описанию».

153 Здесь речь идёт о великом святом Абдулхалике Гиждувани (к.с.а.), носившем этот почётный титул.

154 «Эти люди – наставленные на путь истинный, довольно, ступай же их дорогой».

155 «Аллах един и Он любит единство».

156 «Если вы сидите с обладателями преданности, то будьте преданными, ибо они – лазутчики, могущие проникнуть в ваше сердце и познать ваши побуждения».

157 «Шом» – молитва, совершаемая после заката солнца,
 «Хуфтан» – молитва, совершаемая через час – полтора после заката солнца.

158 «Кыбла» – направление к Мекке, в сторону которой молятся все мусульмане мира.

159 «Для них земля с расширением становилась теснее».

160 «Такбири тахрим» – восклицание «Аллах Акбар» в начале молитвы, с касанием руками ушей, часть ритуала «намаз».

161 Здесь подразумеваются люди, придерживающиеся праведного пути.

162 «Халь» – состояние просветления;

«Сифат» – духовное качество;

«Каромат» – чудотворство.

163 «Хирка» - верхняя одежда (рубище) дервиша.

164 «Кто делил трапезу с «магфур» (прощённым),- тот тоже прощается».

165 Здесь подразумевается смысл, что сильнейший, победив врага, должен оказать снисхождение к слабому.

166 «Когда опаска есть, что переводчик может речи тайные узнать,

  Укроет друга к другу весть заветная печать» (перс.).

167 Здесь имеются в виду Шейхи - предшественники – главы суфийского братства Хаджагон.

168 «Мы все принадлежим Аллаху и все возвращаемся к Нему» (Аят из Священного Корана, читаемый когда услышат о чьей-либо смерти.

169 «Улем» – учёный-богослов, знаток Ислама.

« Хоким» – правитель, блюститель права.

« Вилаят» – область.

170 Шариат – свод мусульманских законов.

171 Сунна – собрание достоверных преданий о высказываниях и деяниях Пророка Мухаммада (с.а.в.).

172 «Хаджагон» - суфийское братство, основанное Абдулхаликом Гиждувани, предшественники братства Накшбандия.

173 «Исцеляющий – это сам Аллах» (араб).

 

174 « О, сущий Боже, направь племя на путь истинный, ибо они не ведают (истины)».

 

175 «Мухаммад кто если не Пророк?» (Аят из священного Корана).

 

176 «Довольно, если Он умрёт или будет убит, возвратитесь ли вы вспять? Зайд-ибн-Хариса говорит: «Вера (дорога) - одна».

 

177 Якшанба – буквально, первый день недели, воскресенье.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!