О ВАВИЛОНСКОМ ПЛЕНЕНИИ ЦЕРКВИ



Мартин Лютер

О Вавилонском пленении Церкви

 

Предисловие

 

Если однажды, хотя бы в одном пункте, господствующая система ставится под сомнение, то это открывает дорогу [дальнейшей критике]. Логика развития событий была неподвластна Лютеру и подталкивала его к дальнейшим действиям. Напав в сочинении "против романистов на учение о непогрешимости папства, а в сочинении "К [христианскому] дворянству"— на превосходство священников над мирянами, Лютер должен был сделать следующий шаг и затронуть вопрос о сердцевине Церкви— Таинствах. Лютер убедился, что Таинства пленены человеческими доктринами. При папстве сущность Причастия подверглась коренному изменению; оно стало жертвой и "добрым делом", средством контроля над людьми, а духовенство, не подчиненное ни Богу, ни общине, правило самовластно. С этой метаморфозой было теснейшим образом связано увеличение Таинств до семи; чем сильнее блекло воспоминание о началах Церкви, разработанных Христом, тем больше выступали на передний план конъюнктурные обстоятельства естественной жизни, которые посредством Таинств приобретали сверхъестественное превознесение, освящение и прославление. Но если Таинство лишено своей сущности, и тем самым его действие сведено на нет, то тогда Церковь не может уже воспринимать и распространять благовестие Божие; она находится в плену у человеческих предписаний, подобно тому, как Израиль был пленен Вавилоном. И освободиться из этого плена Церковь сможет лишь тогда, когда она вновь отыщет путь к первоначальному смыслу Таинств, т. е. к связанным со словом обетования символическим действиям, посредством которых верующий получает прощение грехов.

 

Непосредственным поводом к написанию Лютером нового произведения явились два полемических сочинения. Одно из них было написано ломбардским доминиканцем Исолани, второе — непоколебимым лейпцигским "романистом" Альфельдом, который на основе Библии пытался доказать справедливость того, что миряне лишены права причащаться вином. В августе и сентябре 1520 г., т. е. в то время, когда образовавшиеся в Риме темные тучи вновь сгустились над головой Лютера и когда угрожавшая ему отлучением [от Церкви] булла уже доставлялась [в Германию], он написал обширное сочинение. В конце августа Спалатин получил сообщение относительно его названия: "О вавилонском пленении Церкви". 6 октября 1520 г. сочинение вышло из печати с подзаголовком "Пролог", т. е. пролог к отречению, которого ожидал от Лютера Рим. В сочинении — теперь уже на латыни — шире, обоснованнее и яснее развивались основные идеи, изложенные [Лютером] еще в 1519 г. в его немецких Проповедях о Таинствах. Хорошо известные [Лютеру] взгляды его противников на [Таинства] были им изложены, подвергнуты критике на основе Писания и опровергнуты. Спокойный по тональности труд [Лютера] во всем остальном был явно ратоборческим сочинением, направленным в целом против господствующей теологии и церковных властей.

 

Высказывания противников и недоброжелателей [Лютера] позволяют составить представление о силе воздействия предпринятого им нападения. Эразм, прочитав сочинение, писал, что перед его опубликованием можно было бы еще предотвратить угрозу раскола, уладить дело; теперь же о примирении не может быть и речи. Он [Эразм] раньше пытался со свойственной ему осторожностью при помощи своих влиятельных знакомых оказывать содействие Лютеру; теперь же, разуверившись в нем, он умывает руки. Духовник императора Карла Иоганн Капито испуганно писал канцлеру курфюршества Саксонского Брюку, что во время чтения книги он чувствовал себя так, как будто бы розги секут всё его тело от головы до пят. Парижский университет — Сорбонна сочла нужным опубликовать публичный протест против сочинения Лютера. Даже английский король Генрих VIII, который тогда еще проявлял заботу о единстве Католической Церкви, написал и опубликовал в 1521 г. сочинение, направленное против Лютера — члена [тела] сатаны, волка ада, чья пасть переполнена гноем его зловредно-еретического сердца. За это [король] получил от папы почетный титул "Защитник веры", который английские короли, несмотря на отделение Англиканской Церкви от Рима, носят вплоть до настоящего времени.

 

С другой стороны, это сочинение Лютера представляло собой теологический фундамент для нового порядка евангелического богослужения и всего церковного устройства.

 

Если говорить о взаимосвязи этой книги Лютера с другими его сочинениями, то здесь следует назвать появившуюся раньше "Проповедь о Крещении и Причастии" и написанные им много лет спустя [соответствующие] части "Большого Катехизиса" и "Шмалькальденских статей".

 

В основу приводимых ниже оглавления и отрывков из сочинения ["О вавилонском пленении Церкви"] положен текст WA, 6, 497 и сл.

 

О ВАВИЛОНСКОМ ПЛЕНЕНИИ ЦЕРКВИ

 

 

ЦЕРКОВЬ С ЕЕ ТРЕМЯ ИСТИННЫМИ ТАИНСТВАМИ ПОПАЛА В ПЛЕН ...

 

Прежде всего должен я отвергнуть само число Таинств — семь — и в нынешних условиях поставить [на их место] только три: Крещение, Покаяние, Преломление хлеба. Их-то римская курия и привела в жалкий плен, и тем самым у Церкви отнята вся ее свобода... I.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!