Тема № 9 « Игровая деятельность вожатого: Воспитательный потенциал игры
Классификация игр»
Слова «игра» и «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны: «играть в футбол», «играть в прятки», «играть с огнем», «играть с малышом». Словарь русского языка это слово определяет как: «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для выполнения досуга, развлечения».
Педагогическая энциклопедия: «Игра - один из видов деятельности детей… одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания». Деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание – все это игра.
Воспитательный потенциал игры:
создание эмоциональной основы жизнедеятельности детского коллектива, установление взаимных контактов, общение, закрепление норм поведения;
осуществление своеобразной психотерапевтической коррекции личности, ее самоутверждение и дальнейшее самосовершенствование;
снятие физической усталости с мышц, переключение с одного вида деятельности на другой;
организации разумного досуга;
развитие творческой самостоятельности и инициативы, закрепление умения быстро ориентироваться в окружающей действительности, в изменяющихся ситуациях.
Игра – это прежде всего вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на создание общественного опыта, в которой складываются и самосовершенствуются самоуправление своим поведением.
|
|
Функции игры:
развлекательная (развлечение, удовольствие, воодушевление, интерес);
коммуникативная (освоение навыков взаимодействия);
игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
диагностическая (выявление индивидуально- личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры);
коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
социализации (включение в систему общественных и межличностных отношений, усвоение норм человеческого общения).
Структура игры.
Игра как деятельность включает в себя:
- целеполагание;
- реализацию цели;
- анализ результатов, в котором личность полностью реализует себя как субъект.
Игра как процессвключает в себя:
- роли, взятые на себя игроками;
- игровые действия как средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов (замещение реальных вещей игровыми, условными);
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание)- область игровой действительности.
Игра как метод обучения, используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, раздела учебного материала;
|
|
- в качестве занятия или его части;
- как технологии внеклассной (воспитательной) работы.
Основные компоненты игры.
Игра включает в себя: игровое состояние (мотив), игровые позиции, игровые ситуации, неопределенность развития и результата, игровые роли и действия, результат игры.
Классификация игр.
По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные.
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные , драматизации.
По предметной деятельности: музыкальные, литературные, театральные, трудовые, народные, спортивные, экономические, военно- прикладные, туристические, управленческие и т.д.
По игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные ТСО, технические, со средствами передвижения.
Игры, наиболее часто используемые в лагере.
|
|
Игры на знакомство и выявление лидеров. Игры, которые позволяют за непродолжительный период времени узнать о человеке многое: от имени до круга интересов. Оптимальная позиция таких игр круг. В нем все равны, от ведущего до рядового игрока, поэтому сам ведущий после объяснения становится участником, изредка сглаживая те погрешности, которые возникают в ходе игры. Например: «Снежный ком», «Великолепная Валерия», «Знакомство по объявлению», «Перестроение» и т.д.
Подвижные игры. Подвижные игры могут быть организованы во время прогулок (костровая), во время вечеров отдыха, в зале, на спортивной площадке, поляне. Часто подвижная игра начинается с выбора вожака, его или назначают или выбирают по считалке. Например: «Цепи кованые», Молекула, «Хвост дракона» и т.д.
Игры малой подвижности. Эти игры проходят в помещении, в ограниченном пространстве, в кругу,, в дождливую и хорошую погоду. Смысл таких игр не в победе, а в создании дружеской атмсферы, в самореализации всех участников. В организации малоподвижной игры важна роль ведущего. От его приветливого тона, улыбки, внутренней и внешней раскованности зависит воспитательный результат игры. Игры с коллективным ответом, игры-кричалки, игры- сопелки, вопелки важны в создании настроения детей. Они хороши в дороге, в автобусе. Эти игры эмоционально разогревают детей перед предстоящим мероприятием и в ходе его. «Кричалки» можно использовать в финале праздника, когда настроение уже поднято и нужно поставить эмоциональную последнюю точку. Например: «У оленя дом большой», «Ёжики», «Грузинский хор», т.п.
|
|
Командные игры. Часто игра представляет собой соревнование или состязание нескольких групп, команд. Здесь важно не только настроение, но и результат, который зависит от общих усилий и целенаправленных действий.
Познавательные игры. Среди игр особое место занимают познавательные, ролевые, интеллектуальные, цель которых - расширение зоны активного познания человека. При всем многообразии познавательных игр ее организаторам важно выбрать форму, доступную для данного возраста: старшие предпочитают командное первенство, коллективное обсуждение, персональную ответственность за ответ. Стихия младших - соревнование в интеллекте малыми группами и индивидуальные ответы. Организуя познавательную игру, необходимо обращать внимание на ее содержание, и четкое изложение правил, для разрешения спорных ситуаций. Например: «Интеллектуальный хоккей», «Эрудит - игра», аукцион, викторины и т.д.
Коммуникативные игры. Игры такого типа выполняют важную диагностическую, коррекционную и психотерапевтическую функции, так как учат понимать и оценивать друг друга, согласовывать свои действия, преодолевать и раскрывать себя. Они позволяют решать задачи социальной ориентации. Добровольность участия, возможность игрового диалога, доброжелательность всех играющих – необходимые условия успешного результата игры. Например: «Интервью», «Необитаемый остров», «Полет на луну» и т.д.
Сюжетно- ролевые игры. Сюжетно- ролевая игра используется как игровая модель, реализуемая в течение всей смены. Эта реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах, и в этой жизни принимают участие все.
Тема № 10: «Особенности пространственной организации сюжетно- ролевой игры»
Реальные участники игрового действия преобразуют статус исполнителей сюжетных ролей: инициаторы, координаторы, аналитики, исполнители, игроки и т.д.
Замена жизненной реальности сюжетной информацией, предполагающей ограничение и характерность действий личности в рамках определенного сюжета.
Трансформируется масштаб времени при воплощении роли в сюжете.
Наличие стимулов, оптимизирующих развитие игры, ориентированных на личное взросление, становление общественного человека.
Сюжетно ролевые игры представляют собой исполнение участниками, какого- либо сюжета. Сюжет игры служит канвой для импровизации. Такая игра должна:
- содействовать сплочению коллектива;
- иметь познавательное значение;
- активизировать общественную деятельность детей;
- обеспечивать мыслительную активность участников игры;
- создавать условия для детского творчества;
- проходить по принципу «меньше зрителей – больше участников»
Этапы сюжетно- ролевой игры.
Ввод в игру. Решение личностных проблем, расчленение правил, уяснение сюжета, знакомство с окружающими миром и другими участниками игры, самоопределение и выбор ролей.
Дальнейшее развитие сюжетапроисходит либо по канве литературного произведения, исторической эпохе, или по рождающейся ежедневной ситуации. Дети имеют возможность проявить себя в любом деле, но при этом каждый из них знает, что его личный успех или неуспех может повлиять на ход игры. От его выбора, решения зависит не только его судьба, но и судьба игры, других участников, объединенных с ним в семейство, экипаж и т.д.
Выход из игры. В конце участникам надо сделать нравственный выбор: отдать все свои «успехи» для сохранения города и т.д. И здесь уже забывается, что это игра, разговор идет всерьез.
Игровая модель дает ребенку взглянуть на себя со стороны - что нужно в себе, в своих отношениях? Отвечая на эти и другие вопросы, дети уточняют свои жизненные цели, простраивают программу собственного развития - и это из главных итогов любой сюжетно- ролевой игры, всей педагогической работы.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 3860; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!