Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Госвами Махараджем



Явление Шри Пундарики Видьянидхи.

Подробное описание праздника

Ссылки:

 

Тексты:

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махараджа Прославление Шри Пундарика Видьянидхи:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/brsm_a/712-chistye-predannye-pundarika-vidyanidhi.html

 

Аудио:

Ш. Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж. «Васанта панчами, Сарасвати-пуджа, явление Шримати Вишнуприи Деви,явление Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, явление Шри Пундарика Видьянидхи, явление Шри Рагхунанданы Тхакура, уход Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, уход Шри Шримад Бхакти Вивек Бхарати Госвами Махараджа, уход Триданди Свами Шримад Бхакти Сварупа Парвата Махараджа. Часть 1, 2017 г.:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7132-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-02022017-g.html

Часть 2, 2017 г.:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7133-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-02022017-g.html

 

Видео:

Ш.Бхактиведанта Неми Махарадж. «Ш. Пундарика Видьянидхи, Ш.Рагхунатха дас Госвами, Ш. Вишванатха Чакраварти Тхакур:

https://www.youtube.com/watch?v=0D26Q-C6P8U

 

Проповеди хранителя преданности»

Том 2. Глава 7

«Священный день»

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

Шри Пундарика Видьянидхи

Сегодня также день явления Пундарики Видьянидхи. В кришна-лиле он — Раджа Вришабхану, отец Шримати Радхарани. Шри Пундарика родился в богатой и знатной брахманской семье из Чхатаграма. Его семья имела большие владения по всей Бенгалии. Титул видьянидхи ему присвоили позже, в знак признания его учености.

О таких людях, как он, говорят — любители красивой жизни. Он любил роскошную обстановку, дорогие одежды, изысканную пищу. В те времена любой состоятельный бенгалец считал своим долгом приобрести дом в Навадвипе, непременно на берегу Ганги, чтобы время от времени приезжать в Святое место в собственный дом и совершать омовение в Святой реке. Пундарика Видьянидхи не был исключением. У него был один из самых красивых и богатых особняков в Навадвипе. Обычно он жил в своем поместье в Чхатаграме и лишь несколько раз в году по большим праздникам приезжал в столицу в собственную резиденцию.

Шримати Радхарани, дочь царя Вришабхану (в Кришна-лиле), воплотилась как Гададхар Пандит в гаура-лиле. У Гададхара Пандита был близкий друг по имени Мукунда Датта, большой поклонник Махапрабху. Мукунда был родом из тех же мест, что и Пундарика, из Чхатаграма. Он знал, что под маской праздности в Пундарике скрывается глубокая религиозность и преданность Богу. Он видел в нем истинного кришна-бхакту, бхагавата-вайшнава. Состоятельный помещик (заминдар) для обывателей, Пундарика был примером преданности для тех, кто его знал близко. Однажды, услышав о приезде земляка, Мукунда, как всегда, отправился навестить его и пригласил с собой Гададхара Пандита: «Пойдем, я познакомлю тебя с вайшнавом».

Гададхар Пандит с детства стремился к обществу вайшнавов и терпеть не мог заумных майавади, поэтому обрадовался знакомству с новым вайшнавом. Он считал, что идея воспевания Имени Бога — самая высшая форма богословия. Поэтому, когда Нимай Пандит вернулся из Гайи и начал проповедовать харинаму санкиртану, он стал его приверженцем. До этого Гададхар Пандит старался не попадаться Ему на глаза, поскольку каждый раз Нимай пытался навязать ему спор о значении того или иного санскритского слова или доказывал какую-нибудь философскую истину. Но, вернувшись из Гайи, Шри Чайтаньядев преобразился в вайшнава. Однажды Он сказал Гададхару Пандиту: «Я потратил годы на пустые разговоры о грамматике и философии, но тебе, мой друг, повезло — ты с самого детства был предан Кришне и испытывал влечение к Его Имени. Ты достиг цели жизни, едва успев родиться».

Итак, Мукунда Датта и Гададхар Пандит отправились в гости к Пундарике. И какая же картина предстала их взору? На роскошном диване сидел уверенный в себе господин и курил золотой кальян, украшенный драгоценными камнями. Тело его благоухало дорогими ароматами. Длинные волосы, умащенные дивно пахнущими маслами и искусно уложенные локонами, ниспадали на плечи. Двое слуг обмахивали его шелковыми опахалами с ручками из красного дерева и золота. И этого господина Мукунда называл вайшнавом?

«Какое отношение, — думал Гададхар Пандит, — имеет к вайшнавизму кальян, табак, шелковые халаты, слуги? Что для Мукунды признак преданности — диван из слоновой кости?» Мукунда почувствовал разочарование друга и, будучи прекрасным певцом, нараспев произнес стих из «Бхагаватам»:

ахо баки йам стана-кала-кутам

джигхамсайапайайад апй асадхви

лебхе гатим дхатрй учитам тато 'нйам

кам ва дайалум шаранам враджема

«Кому мне нести свое сердце, как не Кришне? В ком еще столько милости? Если он простил Путану Баки, которая вознамерилась отравить Его самым коварным способом, — притворившись кормилицей и намазав ядом грудь, то наверняка смилостивится надо мной. Он не только не отверг убийцу, а пил ее молоко, признав ее наравне с матерью. У кого еще столько милосердия, как у моего Господа? У кого мне еще искать прибежища?»

Внезапно Пундарику словно подменили: «Она смочила грудь ядом, чтобы отравить младенца. Убить грудного ребенка таким способом, что может быть ужаснее? И что же Он? Признал ее кормилицей, отнесся к ней, как к матери. Его великодушие непостижимо. К кому мне еще обращаться за милостью?»

Пундарику трясло. Он как безумный размахивал руками, рвал волосы на голове, разодрал шелковый халат, отпихнул ногой кальян. Вскочил с дивана и начал крушить все вокруг — мебель, посуду…Затем, обессиленный, рухнул на пол и зарыдал: кам ва дайалум шаранам враджема — «У кого еще просить милости?» Потом вовсе лишился чувств.

Гададхара Пандит понял, что судил незнакомца по внешности, хотя знал, что вайшнава не судят по одежде, прическе, по манерам и другим внешним признакам. Пундарике просто напомнили эпизод из Игр Кришны, и он лишился рассудка!

По дороге домой Гададхар Пандит признался другу: «Мукунда, я оскорбил великого вайшнава, приняв его за обычного человека, погрязшего в заботах о своем благополучии. Я погиб как преданный. Меня уже ничто не спасет. Если бы он только согласился стать моим учителем, может быть тогда, служа ему, я искупил бы свое оскорбление. Другого способа быть прощенным за вайшнава-апарадху я не знаю. Я немедленно отправлюсь к Нимаю Пандиту и спрошу его совета».

(Еще до того, как Пундарика приехал в Навадвипу, Махапрабху вдруг стал звать: «Бап Пундарик! Бап Пундарик!» Бап — значит «отец». «Отец Пундарик, отец, где ты?» — восклицал Нимай, испытывая чувства Радхарани).

Когда Гададхар рассказал о своем намерении Махапрабху, тот, не задумываясь, поддержал его: «Отправляйся к Пундарике немедленно и попроси его взять тебя в ученики». Гуру для нас отец, поэтому ничего удивительного, что Махапрабху одобрил желание Гададхары принять инициацию у Пундарики Видьянидхи. Пундарика — царь Вришабхану, отец Шри Радхики, а Гададхара — Шри Радхика в гаура-лиле.

Пундарика Видьянидхи никогда не купался в Ганге, поскольку считал недопустимым касаться ногами Священной реки. Раз в день, до восхода солнца, когда все еще спали, он приходил на берег, зачерпывал воду ладонями и смачивал голову. Днем он не ходил на Гангу — не мог смотреть, как люди ныряют в нее, плюют и стирают одежду в ее святых водах. Обычно брахманы, прежде чем идти в храм или читать молитвы, не принимали пищу, чтобы не оскверниться, и омывались в Ганге, чтобы смыть прошлую нечистоту. Пундарика же, прежде чем начать день, пил немного воды Ганги или окроплял ею себя. Для нас он должен быть примером правильного отношения к Святой Матушке Ганге.

Его ближайшим другом в Пури был Сварупа Дамодар. Когда он впервые приехал в Пури, то обратил внимание, что в Храме брахманы одевают Господа Джаганнатха в накрахмаленные одежды, которые традиционно считаются нечистыми. Он счел это богохульством. Как можно облачать Господа в нечистые ткани!? Дело в том, что изготовление ткани на ручном станке требует, чтобы нить была жесткой и не провисала. Для этого ее предварительно вымачивают в рисовом отваре. Ткань получается накрахмаленной. В Бенгалии, прежде чем предложить одежду Божеству, ее стирают в воде. Но в Пури накрахмаленная ткань не считается нечистой. Служители храма ее предлагают Божествам и носят сами. Пундарике это казалось дикостью.

Следующей ночью к нему во сне пришли Джаганнатх с Баларамой и принялись хлестать его по щекам, приговаривая: «Ты зачем явился сюда? Искать недостатки в наших слугах? Прекрати это делать, или отправляйся домой!»

Наутро он обнаружил, что щеки у него горят, как после множества пощечин. Он поспешил к своему лучшему другу Сварупе Дамодару: «Я в сердцах Бог знает что наговорил служителям Храма. И Джаганнатх с Баларамой явились ко мне во сне и устроили мне взбучку. Посмотри, как Они разукрасили меня!»

Таким необычным вайшнавом был Шри Пундарика Видьянидхи — воплощение отца Шримати Радхарани. Будем надеяться, что памятование о нем в этот святой день поможет нам расти духовно.

 

http://sampradaya.ru/legacy/article1/brsm_a/1065-odin-svyatoy-den.html

 

Чистые преданные

Пундарика видьянидхи

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 

Ученик: Гуру Махарадж, у меня есть вопрос. В Чайтанья-лиле, духовным учителем Гададхары Пандита является Пундарика Видьянидхи. Но каково положение Пундарики Видьянидхи в Кришна-лиле?

Шрила Шридхар Махарадж: Гададхара Пандит считается воплощением Радхарани, а Пундарику Видьянидхи считают Вришабхану-раджем, отцом Радхарани в Кришна-лиле.

Ученик: Игры Пундарики Видьянидхи очень необычны. Их крайне сложно понять…

Шрила Шридхар Махарадж:Он парамахамса. Разные преданные пришли в этот мир, чтобы явить различные типы бхаджана. Бхаджан – общий для них всех фактор, все это выдающиеся чистые преданные, но они являют разную природу, разные образцы. И природа их не одна и та же. Но следует принимать во внимание, учитывать их общую цель – сознание Кришны. Какое бы положение ни занимал человек, если он тотально предан сознанию Кришны, тогда с ним все в порядке.

Предположим, от одной болезни страдают многие больные. Врач может не советовать им всем одну и ту же диету. Она будет схожей, но не той же самой; согласно вкусу и способности или состоянию желудка, одному пациенту дают одно, другому – другое. Аналогично этому, цель тех, кто стремятся к сознанию Кришны, одна, но внешние проявления будут разными. И, в случае парамахамс, преданных выдающейся природы, их поступки не следует рассматривать, судить на основании общепринятых стандартов плохого и хорошего.

Пундарика Видьянидхи – один из примеров этого. В дни своей юности, Гададхара Пандит страстно желал увидеть садху; и вот, однажды, Мукунда спросил его: «Ты хочешь пойти и увидеть садху, навестить его? Я знаю одного хорошего садху, я могу отвести тебя к нему». «Да, да, отведи меня к нему!»

Итак, Мукунда привел его туда. И Гададхара Пандит увидел, что Пундарика Видьянидхи восседает на очень мягкой постели с роскошными покрывалами, курит богато инкрустированную трубку, его волосы великолепно уложены, а одежды самого дорогого фасона и покроя. Гададхара подумал: «О! Что за садху привел меня посмотреть Мукунда?» В уме он испытывал некие колебания, сомнения. И Мукунда знал это, он смог это почувствовать. Поэтому он стал петь одну шлоку из «Шримад-Бхагаватам»:

 

ахо бакийам стхана-кала-кутам

джигхамсайапайайад апй асадхви

лебхе гатим дхатрй-учитам тато нйам

кам ва дайалум шаранам враджема

(«Шримад-Бхагаватам», 3.2.23)

В этом стихе, Уддхава говорит Видуре: «Кому мне поклоняться, как не Кришне? Его великодушие столь велико, что, когда одна женщина, Путана, пришла отравить Его, Он дал ей положение, подобное положению матери в Своем царстве. Среди тех, кому поклоняются, Он самая великодушная личность. Кто более велик, чем мой почитаемый Господь?»

Эта шлока породила некое движение в сердце Пундарики Видьянидхи, и, несмотря на его внешний облик, постепенно, нечто другое начало являть себя. Отбросив свою дорогую курительную трубку, он стал раздирать дорогие одежды и ложе, он стал рвать свои ухоженные волосы и проявлять различные виды необычного поведения. Затем он начал кататься по земле, его тело содрогалось, и слова этого стиха, «кам ва дайалум… шаранам враджема… ахо бакийам…», такие звуки вновь и вновь исходили из уст Пундарики. Тогда Гададхара Пандит подумал: «О! Даже малое чувство, крошечное чувство, вызванное великодушием Кришны, способно породить в его сердце такую революцию! Он должен быть великим преданным…» Так Гададхара Пандит начал понимать достоинство, благородство Пундарики Видьянидхи.

Итак, не всегда «о человеке можно судить по его одежде». Для Пундарики Видьянидхи, его великолепная наружность и занятия – только внешнее проявление, ему нет до этого дела, он лишен привязанности к этим вещам, для него все едино. Все едино. Он только показывает вид такой роскоши, внешне, формально, но он не раб всего этого – прекрасной одежды или волос, и тому подобного.

Схожим образом говорится о Раджарши Джанаке: если одна его рука была возложена на мягкую женскую грудь, а другая – помещена в огонь, никакого изменения, никакого возмущения в его сознании не происходило. Наслаждение и страдание для него суть одно и тоже. Он равно терпит чувства неги и обжигающей боли. Если человек, способный терпеть боль, причиняемую огнем, возложит руку на мягкую грудь женщины, для него это ничто. Его внутренний человек занят иным; физическое проявление – только внешняя форма, ничуть его не затрагивающая. Она не может затронуть его, отвлечь от его цели, его погруженности.

 

«Онтология Прекрасной Реальности» (часть 5)

Неформальные беседы со

Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Госвами Махараджем

80-е годы ХХ-го столетия. Навадвип Дхам, Индия

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 437; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!