Марта 1976 года. Первая репетиция на сцене. 14 страница
Сцена повторяется.
ТОВСТОНОГОВ (Крючковой). Почему вы не сели, как
я просил?
КРЮЧКОВА. С самого начала?
ТОВСТОНОГОВ. С самого начала она так сидит, она же
ждет его. Сидите хозяйкой. Ей теперь все ясно. Играйте,
как с мышкой.
Глумов — Ивченко очень официален, она начинает смеяться, получается контраст.
ТОВСТОНОГОВ (Ивченко). Смелее исправляйте свою ошибку, со «старухой» получилась оплошность — «если бы вы были старуха». Ему казалось, что он придумал хороший образ, но тут понял, что перебрал. Энергичнее надо объяснять свою «игру». Не увядайте, внушайте ей, как трудно ей понять вас, как невозможно поменяться вам местами. «Совестно надоедать» — не учитываете вы моего положения, как мне пробиться к вам? «Я бы целовал ей р у к и » — н е пропускайте этого соблазна: как хочется припасть к этим рукам! Но овладел собой и не сделал этого. (Крючковой.) Почему вы вдруг стали как Джульетта? «А молодую разве нельзя полюбить?» — очень в открытую, с придыханием. Более затаенно.
499
КРЮЧКОВА. Я так делала, а вы сказали: не надо. ТОВСТОНОГОВ. Значит, фальшиво делали, иначе бы не сказал.
Сцена продолжается до слов Мамаевой: «Наконец-то!»
ТОВСТОНОГОВ. Добилась! Чтобы это получилось, вам нужно было бороться, а сейчас мне этой борьбы и не хватает. Понимаете? Вы, кажется, начинаете понимать, у меня такое впечатление. Верно? Или я ошибаюсь?
КРЮЧКОВА. Нет, не ошибаетесь.
ТОВСТОНОГОВ. Еще активнее вызывайте его. Он опять поклонился, но это уже другой поклон, теперь он борется с собой, вы это видели. Вы разбудили в нем мужчину. КРЮЧКОВА. Я чувствую, что у меня сцена двинулась. ТОВСТОНОГОВ. Я тоже это почувствовал. Теперь надо почувствовать физическое удовольствие от своего тела, от своих движений, от того, как вы садитесь, как вскидываете руку; найти в себе эту прелесть чувствовать себя женщиной, нравящейся мужчине. МАКАРОВА. Надо почувствовать игру. Это — игра! КРЮЧКОВА. Удовольствие и есть игра.
|
|
МАКАРОВА. Удовольствие от игры. Он играет перед тобой, а ты перед ним. Это задача — игра. Она смотрит на него — «Ну, что ты сделаешь теперь?»
28 ноября 1984 года. Сцена Мамаева и Крутицкого.
БАСИЛАШВИЛИ. И Мамаева и Крутицкого объединяет одно — вечная уверенность в своей правоте. Непогрешимость. Это самое страшное.
ТОВСТОНОГОВ. Да, ошибаться могут все, только не они.
Сцена Турусиной и Крутицкого.
ТОВСТОНОГОВ (Поповой). Вы его боитесь. Вы не знаете, что он скажет в следующую минуту. Вот он начи-500
нает: «Свою старую...» Вы ждете, что он скажет дальше — «любовницу», но он говорит — «приятельницу». Слава богу, пронесло. Не пропускайте таких вещей. От этого старика всего можно ждать. Тогда мы понимаем, какие у них отношения.
|
|
Сцена повторяется.
ТОВСТОНОГОВ (Поповой). Сейчас очень правильно. С прошлым все кончено. Раньше вы пытались показать какое-то чувство.
ПОПОВА. Все-таки есть искушение для меня? ТОВСТОНОГОВ. Наоборот. Все эти воспоминания вас шокируют. Для вас будто этого не было, а его приход каждый раз напоминает, и не выгонишь. Сейчас верно, но темпо-ритм другой, очень долго и вы и Лебедев все делаете, надо быстрее и по внутренней линии и внешне.
Сцена Турусиной и Городулина.
С Т Р Ж Е Л Ь Ч И К . Весь его приход сюда непонятен. ТОВСТОНОГОВ. Визит «на одной ноге». Вот этого и не хватает — «на одной ноге».
С Т Р Ж Е Л Ь Ч И К . Какой-то дежурный выход. Надо подумать.
ТОВСТОНОГОВ. Смотрите, сколько событий: забыл о деле, о котором Турусина его просила. Предлагают назвать жениха — абсурд! Он — и сваха! И вдруг — Глумов, это прямо на сквозном лежит. И все «на одной ноге». Все важное — там, а здесь все между прочим. С Т Р Ж Е Л Ь Ч И К . Не надо садиться.
ТОВСТОНОГОВ. Можно и сесть, но ни в коем случае не рассиживаться.
С Т Р Ж Е Л Ь Ч И К . У Островского тоже не совсем понятно, зачем здесь Городулин.
ТОВСТОНОГОВ. Но мы же говорили — система визитов. Это было правилом жизни, ходили люди друг к другу.
|
|
С Т Р Ж Е Л Ь Ч И К . Он не задается как визит. У Мамаевых понятно.
ТОВСТОНОГОВ. Ну, как же? До вас был Крутицкий. Это день приемов у Турусиной, только так это можно оправдать. И там был визит — пришел Мамаевых на-
501
вестить, и здесь — навещает Турусину. Такой способ существования был тогда. Сейчас этого нет. Надо найти то, что вы можете хорошо сделать — светский лоск. В отличие от развалившегося Крутицкого, нескладного Мамаева, Городулин — сам блеск, даже уайльдовский: цилиндр, перчатки, трость, сам получает упоение, удовольствие от этого.
СТРЖЕЛЬЧИК. Это можно сделать.
ТОВСТОНОГОВ. Конечно. Образец этакого салонного льва. Краснобай — открывал железную дорогу! Банкеты! Этот способ жизни надо приносить с собой. Чтобы были три контрастные фигуры: Крутицкий в пещере со своей графоманией, Мамаев, всем надоедающий своими поучениями. И этот — светский лев. Три слоя общества, разных, но объединенных этой системой визитов. Всюду не успевает, но хочет успеть, поэтому нигде не задерживается. Сцена с Глумовым — исключение. Горо-дулин оторопел. Задержался. А здесь — обыденный визит. О деле забыл. Ему стало неловко, но в то же время забавно. Во всем—легкость, в противоположность тяжеловесному Крутицкому. Полный контраст. Две сцены совершенно противоположные, по характеру, по всей стилистике.
|
|
Ноября 1984 года.
Вторая картина. Сцена Мамаева и Крутицкого.
ТОВСТОНОГОВ (Лебедеву). Ты первый раз говоришь о том, что ты пишешь трактат. Это вообще-то тайна, но тебе надо найти молодого человека, поэтому ты и говоришь об этом Мамаеву. Нельзя упускать обстоятельство, что это тайна.
Лебедев — Крутицкий, говоря «видите ли, в чем дело», останавливается, критически разглядывая Мамаева.
ТОВСТОНОГОВ. Вот это верно. Колеблется — сказать или не сказать, ведь Мамаев известный болтун. Настоящий психологический гротеск в этой ситуации. Эту природу может взять не каждый артист.
502
Лебедев — Крутицкий забывает, что он у М а м а е в а , отпускает его от себя.
ТОВСТОНОГОВ. Хорошо, когда возникает этот способ мышления. (Басилашвили.) Опять не в той природе. Только в момент нетерпения, оттого что Крутицкий не уходит, у вас начинается какая-то жизнь. БАСИЛАШВИЛИ. А начало не идет. Нет действия. ТОВСТОНОГОВ. Не идет.
БАСИЛАШВИЛИ. Просто каждый за себя. ТОВСТОНОГОВ. Вы просто выжидаете реплики. Сейчас так получается.
БАСИЛАШВИЛИ. Я не знаю, что тут делать. ТОВСТОНОГОВ. Вы никак не хотите отдаться той идее, которая вас волнует. Тут же область вашей сверхзадачи. У вас же здесь конфликт, а он не происходит. Вы не оцениваете, например, что Крутицкий пишет. Пропускаете. Для вас это полный абсурд. И неожиданность. Он проговорился, что пишет. Для вас это такой материал — вы его потом так высмеете. Вы не в той природе существуете.
БАСИЛАШВИЛИ. Начало не получается, я не понимаю. ТОВСТОНОГОВ. Вам же вообще свойственна как актеру гиперболизация мысли.
БАСИЛАШВИЛИ. Может быть, мне отойти, чтобы не ощущать его рядом?
ТОВСТОНОГОВ. Сначала — да, пока не зацепитесь за главное. Оба решают одно и то же, оба работают в унисон.
Б А С И Л А Ш В И Л И . То, что он говорит до «стола», это не так важно для меня?
ТОВСТОНОГОВ. Это совпадения. Все это он знает и также думает. Ничего нового Крутицкий ему не говорит. Это не решение вопроса. До того, как Крутицкий начинает переворачивать мебель. Это уж что-то. Может, у старика прояснилось?
Оба они решают глобальные, мировые проблемы жизни. Он по-своему, вы по-своему. БАСИЛАШВИЛИ. Вначале мы разъединены. ТОВСТОНОГОВ. Да, до «стола». Это совсем коротко. Просто выход. БАСИЛАШВИЛИ. Сейчас попробую.
503
ТОВСТОНОГОВ. Пробуйте. Доводите до максимума. Наиграйте, но только подберитесь к этому.
Актеры повторяют сцену. Басилашвили сразу начал с очень высокой ноты.
ТОВСТОНОГОВ. Это другое дело. Никто вам не может ответить, тем более Крутицкий. Переворачивают стол — и смотрят. Это — эксперимент. «Увидят» — вот это его взволновало. «Увидят ли?!» — глобальный сарказм, никто ничего не увидит. Начался конфликт. «Укажем».— «Есть кому» — с этим Мамаев согласен, но не слушают. Это его и мучает, что его не слушают. «Не умеем говорить» — это удар для Мамаева, он только и делает, что говорит, «заявляет свое мнение». «Писать» — здесь крупная оценка, что-то новое, пока еще абстрактное, пока Крутицкий не скажет, что он сам пишет.
В результате подробного повторения про
исходит сдвиг, главным образом за счет
укрупнения оценок. «Вы пишете?» —
звучит как крайняя степень потрясения, открытия. Этого Мамаев не ожидал.
ТОВСТОНОГОВ (Басилашвили). Э т о — ш а г . Надо развивать в этом направлении.
Б А С И Л А Ш В И Л И . Здесь есть действие, а там нет, в начале сцены.
ТОВСТОНОГОВ. А разве сознательное психофизическое действие — не действие?
БАСИЛАШВИЛИ. Какая-то у меня там фальшь. ТОВСТОНОГОВ. Со «стола» начинается конфликт между вами. Вы недостаточно оцениваете заявление Крутицкого о том, что «мы не говорим». Это я-то не говорю?! Это крупное событие. И второе — «я пишу». Два крупных события.
БАСИЛАШВИЛИ. Я сейчас изображаю, что я будто не понимаю, для чего он переворачивает стол. Вот откуда фальшь.
ТОВСТОНОГОВ. Давайте попробуем, что вы понимаете. Л Е Б Е Д Е В (Басилашвили). Тебе надо все это вытерпеть, выдержать.
БАСИЛАШВИЛИ. С самого начала? Л Е Б Е Д Е В . С самого начала.
504
БАСИЛАШВИЛИ. Я пытался это сделать, не вышло. Вся сцена, может быть, строится на том, что он скоро уйдет, а он не уходит?
ТОВСТОНОГОВ. Да, это вынужденный визит. БАСИЛАШВИЛИ. Умная беседа, вообще, не затрачиваясь.
ТОВСТОНОГОВ. Может быть.
БАСИЛАШВИЛИ. Мне надо идти в сенат, я занят, а этот старец только время отнимает. Скорее бы он ушел. Будто заинтересован в беседе, а на самом деле нет.
Сцена повторяется.
ТОВСТОНОГОВ (Басилашвили). Правильно отыгрываете известие о том, что Крутицкий написал трактат. Вы представляете, как вы сегодня об этом будете рассказывать в каком-нибудь салоне, как посмеетесь, как будете издеваться.
БАСИЛАШВИЛИ. Он — идиот. Сначала я говорю с ним на его языке, идиот моего круга, потом уже не выдерживаю. (Лебедеву.) У Крутицкого появляются сомнения, когда он узнает, что рекомендуемый ему молодой человек — Мамаеву племянник. Не зря ли все ему рассказал? Невысокого он мнения о Мамаеве. ТОВСТОНОГОВ (Басилашвили). Эта проба уже лучше. БАСИЛАШВИЛИ. Надо сразу тянуть свою линию — и почтение и в то же время невыносимость. ТОВСТОНОГОВ. Наверное, эксперимент со столом не надо принимать всерьез. Он только делает вид, но сам понимает, что пример идиотский. И потом не выдерживает — «увидят ли?», «мы говорим, а нас не слушают» — вот что для него важно.
Сцена Мамаевой и Глумовой.
ТОВСТОНОГОВ (Крючковой). Сразу все опускаете. В первой фразе выносите разговор, который здесь продолжаете, а потом все снимаете. Это другой градус, гораздо выше, чем ваш.
Сцена повторяется.
ТОВСТОНОГОВ. По мысли верно, просто не тот запал. Пробалтывается текст, нет страсти.
КРЮЧКОВА. Я думала об этом. Я ухожу в запал, и у меня получается чистый запал. А мне необходим, мне
505
индивидуально, такой период, хоть пару репетиций, чтобы я мысль обозначила.
Сцена повторяется до слов Мамаевой: «Поднимем на ноги мужей».
ТОВСТОНОГОВ. Поднимите тут зал.
Сцена появления Мамаева.
ТОВСТОНОГОВ (Волковой). Он так с вами поздоровался, прошел мимо вас, будто вы мебель. Поцеловала ему руку и незаметно плюнула — сделайте это смелее. БАСИЛАШВИЛИ. А я рад, что она здесь. Мне тягостно быть с женой наедине. Для Мамаева это ужас. Он увидел Глумову, обрадовался, преувеличенно радостно. ТОВСТОНОГОВ. Но она почувствовала, что это на холостом ходу. И ринулась в атаку.
Сцена повторяется до слов Глумовой: «Не знаю, кому на вас жаловаться, Нил Федосеевич...»
ТОВСТОНОГОВ (Волковой). Материнское страдание, истинное горе. Буду на вас жаловаться, сына отняли. Должно слышаться — «я на вас напишу». Очень серьезно.
Сцена репетируется дальше, до слов Мамаевой: «Слыхал бы ее сын, не сказал бы спасибо».
ТОВСТОНОГОВ (Крючковой). Больше шутливости,
ведь это все хорошо, а не плохо.
Сцена репетируется дальше — выход Глумова.
ТОВСТОНОГОВ (Ивченко). Получилось специально. Надо, чтобы взгляд невольно упал на нее, а сейчас специально остановился и посмотрел. (Крючковой.) Пошла фальшь, какой-то шаблонный игривый тон. Сразу все убивается.
506
Сцена репетируется дальше — выход
Городулина.
ТОВСТОНОГОВ (Ивченко). Появление Городулина Глумов воспринимает, как знак своей горестной судьбы — на что он может надеяться, если Мамаеву окружают такие поклонники! С Городулиным он полностью перестраивается, и темпо-ритм другой, и даже голос. Вдруг возник оратор. Сейчас вы буднично разговариваете. Попробуйте найти совсем другого человека, по контрасту.
Сообщение о присвоении О. В. Басилашвили звания народного артиста СССР. Поздравления, аплодисменты.
БАСИЛАШВИЛИ. Вы представляете, как я сейчас буду репетировать?
Сцена Городулина и Глумова.
ТОВСТОНОГОВ (Стржельчику). Молодец. Совсем другой поворот характера. Все в ту сторону, куда надо: человек из общества, фразер. Это уходило за водевильным приемом, сейчас совсем другое дело. Это — Островский.
29 ноября 1984 года.
Третья картина. Сцена Турусиной и Машеньки.
ТОВСТОНОГОВ. От каждого слова Турусиной у Машеньки должен расти протест. Вера в приметы особенно раздражает Машеньку, тем более что с точки зрения ортодоксальной религии это — грех. У Турусиной все вместе — и слепое суеверие, и религия. Пока сцена не получается. Известие о Курчаеве — для Маши совершенно новое событие, она ничего не знала о письмах. РЫЖУХИН. Верно ли, что Попова кладет анонимные письма на поднос?
ТОВСТОНОГОВ. Конечно, неверно. Эти письма — документы, они ей нужны, она их просто так слуге не
507
вернет. (Поповой.) Вы получили уже третье письмо, это ваша победа, торжество вашей точки зрения.
Сцена репетируется дальше.
ТОВСТОНОГОВ (Даниловой). Сейчас у вас правильное отношение к письму. Попрощалась через письма с Курчае-вым. Созрело решение: придется им пожертвовать, я за него не пойду. Все! С Курчаевым покончено раз и навсегда. И тут же требование нового жениха. (Поповой.) Очень хорошо рассматриваете Машеньку сквозь лорнет. (Даниловой.) В этой фразе: «Я тоже хочу жить очень весело, как вы» — необходимо перед «как вы» сделать паузу. Тогда будет юмор. Маша по наивности сказала то, что думает. Это — большая дерзость. Поняла, что ляпнула, и быстро, на цыпочках исчезает. Меня, мол, нет и не было. (Рыжухину.) Сочините себе текст для непрерывного ворчания. У Островского текста нет. Тут не надо, чтобы все было понятно, но зритель должен понимать вечное, непрерывное и привычное недовольство старого слуги. Его не устраивают порядки в этом доме, где он прожил всю свою жизнь. Такого раньше не бывало — не дом, а проходной двор, юродивые, странники, какие-то неприбранные, лохматые старики и старухи, всех прими, напои, накорми.
Сцена Турусиной с Манефой и двумя приживалками.
ТОВСТОНОГОВ. Необходимо создать нагнетение мистической атмосферы. (Адашевской.) Д а ж е простую фразу: «Прикажете разложить» (про карты) — надо сказать с особым значением. Вы задаете тональность спиритического сеанса. (Поповой.) Вы должны говорить так, будто вы с Машей оказались перед лицом великого чуда... Появление Манефы весьма торжественно, приживалки кидаются к ней и ведут под руки. (Ковель.) Почему вы производите столько шума? Вы должны вещать, а не кричать. На каждый ваш вопрос является галлюцинация в виде ответа. Это сеанс ясновидения. Остальные смотрят туда же и ничего не видят, а она видит. (Даниловой.) Не разрушайте мистической атмосферы. Все вопросы задавайте проникновенно, но без экзальтации. (Ковель.) Последнее видение Манефы:
508
«Суженый у ворот». Выключилась, вплоть до обморока. Реакция на колоссальное напряжение.
30 ноября 1984 года.
Вторая картина. Сцена Мамаевой и Глумовой.
ТОВСТОНОГОВ. Вроде все верно, но нет страсти, накала, разгоряченности. (Волковой.) В сцене с Мамаевым не хватает серьезности. Он должен оторопеть именно от очень серьезного упрека: «Сына у меня отняли!» Нет материнского страдания. Атака есть, а темы материнства не хватает.
Сцена повторяется.
ТОВСТОНОГОВ (Крючковой). Как только вы начинаете говорить с придыханием, все, конец! Вы играете Джульетту. На каком основании? Может быть, это ваша любимая роль, вы мечтаете о ней?
КРЮЧКОВА. Нет, у меня другая любимая роль... ТОВСТОНОГОВ. Нельзя здесь говорить впрямую. Вы так начинаете сцену, что можно сразу опустить занавес, все ясно и скучно. Здесь особый жанр — пародия на эротику, вот это и надо искать.
МАКАРОВА. Надо довести эту сцену до гротеска, тогда эротика будет смешной.
Декабря 1984 года.
Четвертая картина — у Крутицкого.
ТОВСТОНОГОВ (Лебедеву). Никак не привыкнете к лестнице, а ее надо освоить.
Л Е Б Е Д Е В . Мне кажется, что нельзя все время сидеть где-то наверху.
ТОВСТОНОГОВ. Первая часть сцены должна быть наверху, потом сойдете, мы найдем момент. Крутицкий — пещерный житель, этакий червь в пещере. Вот для чего нужна лестница. (Ивченко.) Передавайте рукопись как верительную грамоту.
509
Лебедев — Крутицкий берет свой трактат и под его тяжестью чуть ли не падает с лестницы.
ТОВСТОНОГОВ. Хорошо. Падает и сразу же возвращается в царственное положение, как будто ничего не было. ЛЕБЕДЕВ. Я уже знаю, что мой «Прожект» переименован в «Трактат»?
ТОВСТОНОГОВ. Откуда же он знает?
Л Е Б Е Д Е В . Я хочу попробовать сразу заметить это изменение (может, на обложке написано?), но вида не подаю, что заметил. Раздосадованный этим, я могу разговаривать с Глумовым издевательски: «Четко, красиво». ТОВСТОНОГОВ. Логика ясна. Попробуем.
Сцена повторяется.
ТОВСТОНОГОВ (Лебедеву). Почему же вы так быстро соглашаетесь с переменой названия? Это противоречит вашей же логике. Процесс этот должен быть длительным, мы не знаем, что из этого выйдет. Крутицкий поставлен в тупик, ему нужно подумать. (Ивченко.) Вы слишком резко действуете, а это нельзя, Крутицкого можно вспугнуть. Входите в паузу, как бы случайно продолжайте мысль Крутицкого. Как будто все предлагает и думает Крутицкий, а не Глумов. Он же не просто подхалим! Надо найти целую гамму полутонов. Входите в него, превращайтесь в идеал Крутицкого. Например, он как бы кается, что многие фразы Крутицкого оставил без изменения, признается в грехе. Вот какова природа лести у Глумова.
И В Ч Е Н К О . Тем более что Крутицкий очень охотно идет на лесть.
ТОВСТОНОГОВ. Да, он весьма расположен к лести. (Ивченко.) Возьмите в сообщники зрительный зал, можете даже подмигнуть нам...
Л Е Б Е Д Е В . Раскаяние Глумова встревожило Крутицкого, это надо оценить.
ТОВСТОНОГОВ (Ивченко.) Не торопитесь. Крутицкий ждет, преподнесите ему свое раскаяние. На плаху пойду, но не изменю вашего гениального текста. Будто вы преступление совершили ради благородной цели. И В Ч Е Н К О . Готов на все, но текста не изменю! ТОВСТОНОГОВ. Закрыв глаза, ждите казни — колесо-510
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!