СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (РОМАНСКИЙ И ГОТИКА)

АНТИЧНОСТЬ

Античность (восходит к лат. antiquitas «древность») — термин, означающий греко-римскую древность — цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.

Временные рамки

Временные рамки античной культуры традиционно определяются временем существования греко-римской культуры - сначала в условиях первых государств на Балканском полуострове во II тыс. до н.э., потом - греческих полисов, позже - эллинистических государств и Римской республики, и завершает историю античности период существования Римской империи. Временем окончания истории античного мира традиционно считается 476 год н.э., когда рухнула Западная Римская империя. За время своего существования греко-римская культура прошла путь от протогородских поселений и примитивных представлений о природе и космосе до создания великих империй, развитых религиозных и научно-философских систем, легших в основание позднейшего развития человеческой мысли эпохи Средневековья и Нового времени.

Характерные черты античной культуры
Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.
Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру.
Прежде всего, античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески - это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой.
Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка - соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.
Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она - характеристика совершенства.
Природа Греции сама осуществляет меру - в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков и мореплавателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку щитом, положенным на море. Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых формах. Грек не угнетен безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах. Незначительность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представлении о родном и любимом городе-полисе. Человек, привыкший к таким ясным конкретным представлениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию гармонии между видимыми частями созерцаемого. Вот почему как основная черта бытия понималась греками и гармония - единство в многообразии, внутренняя природа вещей. Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Основные черты античной культуры:
- телесность, скульптурность (телесное воплощение космоса и человека, антропоцентризм, господство гармонии, симметрии, ритмики, меры);
- космизм (Космос, осознаваемый как чувственный, одушевленно -
разумный, внеличностный, фаталистически - героический);
- пантеизм (Космос - абсолютное божество; античные боги - законы природы);
- агональность (состязательность, соревновательность);
- гражданственность (мужество, подвиг во имя отечества);
- особенности социокультурной организации (полиса, цивитаса);
- светский характер культуры;
- теоретический способ мышления, послуживший началу формирования современной (европейского типа) науки;
- антропоцентризм (человек рассматривается как центр и высшая цель мировоздания);
- идеал калокагатии (гармонии телесного и душевного совершенств);
- гедонизм (стремление к наслаждению).

Представители

Древнегреческий драматург Эсхил -античная трагедия.

Гомер – легендарный поэт- эпические поэмы – «Илиада» и «Одиссей».

Поэтесса Сапфо – стихи и отрывки.

Фалес - считается первым античным известным философом.

Платон – ученик Сократа. Основатель объективного идеализма.

Аристотель. – сын придворного врача Македонии (Филиппа). Учитель Александра Македонского.


 

Дискобол. Римская копия древнегреческой работы скульптора Мирона

 

 

«Дельфийский возничий». Деталь. 470 г. до н. э.


 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (РОМАНСКИЙ И ГОТИКА)

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Готика (от греч. γοτθικο) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.

Временные рамки

Средневековье охватывает более тысячи лет истории человечества. Его принято разделять на три основных периода:

1 этап: конец V– начала X вв – ранее средневековье, для которого характерно противостояние античных и варварских элементов культуры и первые поиски компромиссов.

2 этап:вторая половина X – XII вв. 2 этап Средневековья – это период укрепления феодальных общественных институтов и канонизации мировоззрения. Канонизация – от греческого слова канон – норма, правило. В этот период сложился общеевропейский художественный стиль – Романский. 1 и 2 этапы вместе представляют период Раннего Средневековья.

3 этап: вторая половина XII – начало XV вв. период Классического, или Высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. Во многих странах Западной Европы развивается промышленности, происходит подъем городских центров. Культуре этого времени характерно большая динамичность развития, расширение кругозора, смелые поиски, значительное расширение кругозора, заметное обновление жанров литературы и изобразительного искусства, распространение Готического стиля и развитие Рыцарской культуры.

Отличительны черты

Романский стиль - стилевое направление в средневековом западном искусстве 10-12 вв. - прежде всего в архитектуре (мощная конструкция, толстые стены, узкие окна, господство арочных форм и округлых сводчатых перекрытий, шатровых крыш, что делает храмовое зодчество образно приближенным к фортификационным замковым постройкам этой эпохи); а также в скульптуре и монументальной живописи. В романском стиле мало сходства с античным искусством Рима, зато ощущается непосредственное влияние византийского архитектурного и художественного стиля, в связи с чем ряд исследователей начинают обзор образцов романского стиля с Византийской архитектуры 6-10 вв., среди шедевров которой, например, собор св. Софии в Константинополе (вторя половина 6 в.). Данный стиль имеет отдаленное сходство и с древнерусским церковным искусством 11-12 в., особенно в ряде характерных архитектурных деталей (арочный вход, аркатурный пояс), в стиле декоративной скульптуры.

Готика (Готический стиль), - стилевое направление в средневековом западноевропейском искусстве 12-15 вв. изначальный смысл - готский, варварский - в противоположность романскому - возводимому к римской традиции. Этот стиль зародился в северной Франции. Отличается высоким стилевым единством, тяготением к храмовому синтезу искусств, включающему архитектуру, скульптуру, монументальную живопись, декоративные изображения (витраж). В основе архитектурных построек - новаторское конструктивно-технологическое изобретение - стрельчатые арки и своды, позволяющие перенести тяжесть конструкций со стен на столбы и колонны и образующие специфически выраженные силовые линии - изгибающиеся ввысь нервюры и аркбутаны. Данный стиль тяготеет к масштабности, вертикальной устремленности линий и форм, к наличию биоморфных - растительных мотивов во всех формах, к передаче повышенно экспрессивной динамики, к символической смысловой нагруженности. Скульптура мыслится как неотрывная часть архитектурного целого и вбирает в себя стилистическое единство с его мотивами. В живописи преобладает характерная тонкость фигур, динамичная устремленность линий и экзальтированно экспрессивная напряженность форм; человеческие фигуры чем-то напоминают органично изогнутые растительные структуры. В декоре господствует ажурность форм, тонкое членение, те же растительные мотивы (роза как форма главного окна храма, остекленного витражом). К ним позже добавляется динамизм изогнутых линий, как бы огненными стрелами устремленных вверх - «пламенеющая готика». Собор мыслится как образ мира в его символической полноте, что олицетворено многочисленными аллегорическими фигурами. Понятие готики распространяется на стиль письма (готический шрифт), книжную миниатюру, стиль одежды эпохи и специфический полифонический склад органной и хоровой музыки позднего Средневековья.

Средневековье - период в истории Европы от падения Римской империи (5 век) до эпохи Возрождения (начало 16 века).

Основные черты культуры средних веков:

- Господствующая роль религии и церкви в обществе. Человек рассматривается как греховное существо, требующее прежде всего спасения души, очищения перед Богом. Роль искусства в основном рассматривается как способ прославить Бога. Церкви же приписывается роль единственного посредника между людьми и Богом.

- Духовное, божественное противопоставляется телесному, «низкому», бренному. Античная культура не знала этого раскола. Средневековая же культура в этом расколе однозначно выбирает духовное.

- Потеряно много достижений античности. Однако зародились и развились национальные культуры народов Европы, базировавшиеся на фольклоре.

Выдающиеся представители культуры средневековья:

Микеланджело Буонаротти, Иероним Босх, Лоренцо Бернини, Андрей Рублев, Джефри Чосер, Фома Аквинский (философ), Джованни Боккаччо, Данте Алигьери и другие.

Сотворение Адама

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Возрождение,или Ренессанс — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени.

Временные рамки

Возрождение делят на 4 этапа:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)

3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

4. Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

Приходится — в Италии — на начало XIV века (повсеместно в Европе — с XV—XVI веков) — последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм(то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.

Представители эпохи

Философы эпохи Возрождения


· Николай Кузанский

· Леонардо Бруни

· Марсилио Фичино

· Галилео Галилей

· Николай Коперник

· Джордано Бруно

· Джованни Пико делла Мирандола

· Лоренцо Валла

· Джаноццо Манетти


 

Литература


· Данте Алигьери (1265—1321)

· Франческо Петрарки (1304—1374)

· Джованни Боккаччо (1313—1375)


Архитектура


· Филиппо Брунеллески (1377—1446)

· Леон Баттиста Альберти (1402—1472)

· Донато Браманте (1444—1514)

· Микеланджело Буонарроти (1475—1564)

· Андреа Палладио (1508—1580)


«Рождение Венеры», около 1485, Сандро Боттичелли

Церковь Святого Духа во Флоренции (архитектор Ф. Брунеллески)

 

БАРОККО

Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия.

Временные рамки

Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в Риме, а затем распространился по многим странам Западной Европы.

Основные отличительные черты

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Представители эпохи

Барокко в живописи

· Караваджо (Микеланджело Меризи (1571—1610))

· Ван Дейк (1599—1641)

· Никола Пуссен (1593—1665)

Архитектура барокко

· Карло Мадерна (1556—1629 гг.),

Барокко в скульптуре

· Лоренцо Бернини (1598—1680).

Музыка барокко

· Вивальди,

· Бах,

· Гендель

 

Караваджо. Призвание апостола Матфея

Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим

Надгробие папы Иннокентия XII

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философииДекарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгихканонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.Эстетикаклассицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель,Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода,трагедия,эпопея) и низкие (комедия,сатира,басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Представители

Живопись в классицизме

· Никола Пуссен

· Жак-Луи Давид

Скульптура в классицизме

· Антонио Канова

· Борис Орловский,

· Иван Мартос.

Скульптура в классицизме

· Андреа Палладио.

· Клод-Никола Леду

 

 

Никола Пуссен. «Танец под музыку времени» (1636)

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784).

Антонио Канова. Амур и Психея (1787—1793, Париж, Лувр)

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы

 

РОКОКО

Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — "скальный") вошел в употребление в середине XIX в. Его использовали с негативным оттенком. В XIX в. стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже "высшей стадией искусства барокко".

Возник во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.

Характерными чертамирококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозныйорнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Основные

элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей.

Представители

Архитектура рококо

· Алейжадинью.

Живопись рококо

· Франсуа Буше,

· Джамбаттиста Тьеполо

Скульптура, ДПИ

· Этьен Морис Фальконе

· Давид Рентген


«Амур» Фальконе.

 

Ф. Буше. «Завтрак»

 

 

Джамбаттиста Тьеполо. Аллегорическая роспись плафона Вюрцбургской резиденции.


РЕАЛИЗМ

Реализм — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой Возрождения (XIV-XVI века), либо с XVIII веком, когда говорят о так называемом просветительском реализме.

Основные черты:
- стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
- тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой; внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;
- универсальность в изображении человека;
- Социальная и психологическая обусловленность;
- историческая точка зрения на жизнь.

Представители

Живопись

· Жюль Бретон

· Томас Икинс.


 

Жюль Бретон. «Религиозная церемония» (1858)

 


 

 

Томас Икинс. «Макс Шмитт в лодке» (1871)


РОМАНТИЗМ

Романтизм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская революция, немецкая классическая философия.

Особенностями стиля романтизм является обращение к народному творчеству, использование тем, языка, образов свойственных народным песням, балладам, эпосу. Обилие метафор, эпитетов, символов. Создание лирических образов.

Представители

Романтизм в живописи

· Франсиско Гойя,

· Антуан-Жан Гро,

· Теодор Жерико,

· Эжен Делакруа

· Теодор Жерико Плот

Романтизм в литературе

· В. А. Жуковский

· М. Ю. Лермонтов

 

Теодор Жерико Плот «Медузы» (1817), Лувр

ИМПРЕССИОНИЗМ

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков.

Зародилось  во Франции и затем распространилось по всему миру. Начало поисков импрессионистов относится к 1860 годам, когда молодых художников уже не устраивают средства и цели академизма, вследствие чего каждый из них самостоятельно ищет иные пути развития своего стиля. В 1863 году Эдуард Мане выставляет в «Салоне отверженных» картину «Завтрак на траве» и активно выступает на встречах поэтов и художников в кафе Гербуа, которое посещали все будущие основатели нового течения, благодаря чему стал главным защитником современного искусства.

В 1864 году Эжен Буден приглашает Моне в Онфлёр, где он прожил всю осень, наблюдая, как его учитель пишет этюды пастелью и акварелью, а его друг Йонкинд накладывает краску на свои работы вибрирующими мазками. Именно здесь они научили его работать на пленэре и писать светлыми тонами.

В 1871 году во время Франко-прусской войны, Моне и Писсарро уезжают в Лондон, где они знакомятся с творчеством предшественника импрессионизма Уильяма Тёрнера.

К середине 1880-х годов импрессионизм, постепенно перестает существовать как единое направление, и распадается, дав заметный толчок эволюции искусства. К началу XX века набрали силу тенденции отказа от реализма, и новое поколение художников отвернулось от импрессионизма.

Импрессионизм - это мир чувств, эмоций и мимолётных впечатлений. Здесь ценится не внешняя реалистичность или натуральность, а именно реалистичность выраженных ощущений, внутренне состояние картины, её атмосфера, глубина.

Представители

Живопись


· Эдуард Мане,

· Клод Моне,

· Огюст Ренуар,

· Эдгар Дега,

· Альфред Сислей,

· Камиль Писсарро


 

Литература

· Поля Верлена «Романсы без слов» (1874)

· Константин Бальмонт

· Иннокентий Анненский.

 

Бал в Мулен де ла Галетт, Ренуар, 1876,

                                                                             

 

Женщины в саду, Моне, 1866,

 

 

 

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской (главным образом — французской) живописи.

С конца XIX - начала XX вв. разнообразные новые течения во французской живописи объединились под названием постимпрессионизм, который сознательно выступил против некоторых принципов импрессионизма. Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства.

 

Период постимпрессионизма условно определяется временными рамками с 1886 по 1905 год: от последней выставки импрессионистов до возникновения фовизма и кубизма,деятельность наиболее значительных французских художников конца XIX века. С этим понятием связано творчество Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена и Анри Тулуз-Лотрека; именно в их искусстве открытия импрессионизма получают дальнейшее развитие. Однако каждый из этих мастеров представляет собственную линию развития живописи, предлагает новые пути и формы существования искусства.

 

Главное отличительной чертой постимпрессионистов было то, что они отошли от передачи мгновенно-чувственной картины окружающего мира и пытались передать зрителю глубинный философский смысл бытия и пространства. Для постимпрессионизма характерен синтез света и цвета, устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, построение картин на яркой цветовой гамме с выразительным рисунком и в свободных композиционных решениях.

 

Представители

 

Живопись

· Ван Гог

· Тулуз-Лотрек

· Сезанн

· Анри Руссо

 

 

Винсент ван Гог, «Звёздная ночь» (1889)

Поль Гоген, «Автопортрет» (1889)

Поль Сезанн, «Натюрморт», (1893—1895)

 

 

МОДЕРНИЗМ

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — общность направлений искусства конца XIX — начала XX века, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому и склонность к схематической условной форме.

Модернизм был основным направлением в западноевропейской культуре ХХ века, проявив себя в различных видах искусств. Во второй половине XX века он был скорректирован, подвергнут последовательной критике и вытеснен другими художественными концепциями.

Согласно господствующей точке зрения, модернизм зарождается в 1890-е годы в Вене, Париже, Берлине, в канун войны проявляется в Британии. До начала Первой мировой войны в 1914 году завершается его становление. Война дает новый толчок модернизму, как бы проявляет его для общественного сознания Запада, межвоенный период видит расцвет («высокий модернизм» 1920-х годов) и постепенный закат (1930-е годы.)

Общие черты модернизма:

o особое внимание к внутреннему миру личности;

o провозглашения самоценности человека и искусства;

o предпочтение творческой интуиции;

o понимание литературы как высшего знания, способно проникать в найинтим-ниши глубины существования личности и одухотворить мир;

o поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество т.д.);

o стремление открыть новые идеи, которые превратят мир по законам красоты и искусства Такие крайние, радикальные модернистские течения, как дадаизм или футуризм получили

названиеавангардизма (от фр avant - вперед, garde - сторожа, передовой отряд) - направление в художественной культуре XX в, который заключался в отказе от существующих норм и традиций, преобразовании новых художественных средств в самоцель, от дображенни кризисных, болезненных явлений в жизни и культуре в извращенной форме авангардизма присуще бунтарствотво.

 

Представители

Литература


· Достоевский (1821—81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880);

· Уитмен (1819—92) (Листья травы) (1855—91);

· Бодлер (1821—67) (Цветы зла),

· А. Рембо (1854—91) (Озарения, 1874);

· Стриндберг (1849—1912), особенно его поздние пьесы.

· Анна Ахматова (1889—1966)

· Габриэ́ле д’Анну́нцио (1863—1938)

· Гийом Аполлинер (1880—1918)

· Андрей Белый (1880—1934)

· Готфрид Бенн (1886—1956)

· Иван Цанкар (1876—1918)


Философия

· Фридрих Ницше,

· Анри Бергсон,

· Уильям Джеймс

Живопись

· Эдуард Мане

Мане, Эдуард, "Завтрак на траве" («Le déjeuner sur l'herbe»), 1863


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 476; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!