Социально-каритативная деятельность православных монастырей и женских общин Томской епархии во второй половине XIX - начале XX в
В. А. Овчинников
Кемеровский государственный университет
Рассматривается история становления социально-каритативной деятельности православных монастырей и женских общин Томской епархии во второй половине XIX - начале XX в.
Ключевые слова: социально-каритативная деятельность, социальные учреждения, православное христианство.
Принятие христианства дало толчок развитию традиций благотворительности и милосердия в древнерусском обществе. Постепенно набирая новое содержание, этот процесс к началу ХХ в. привел к созданию разветвленной системы социальных учреждений в Российской империи, включающей как светские (государственные и частные), так и церковные заведения. Милосердие в христианстве являлось одной из главных заповедей: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как я возлюбил вас…" (Иоанн.13.34). Недаром социальные заведение в России называли "богоугодными". По христианской традиции любовь к Богу должна была проявляться в делах, а за соблюдение заповедей Господь даровал свою любовь и прощение за грехи.
На протяжении всего периода истории Русской православной церкви (далее РПЦ) социально-каритативная деятельность являлась важным направлением ее развития и имела многоплановый характер: от оказания помощи нищим до мобилизации материальных и человеческих ресурсов в пользу государства во время войн и смуты. Важнейшее место в выполнении социальной функции РПЦ занимали монашеские обители. "В основу этих учреждений положен один из древних обычаев монастырской жизни – призрение нищих и убогих…" [1, с. 206 - 207]. По христианским заповедям для монашествующего служение Богу спасение души и богопостижение было возможно через нравственный подвиг, самопожертвование во благо ближних.
|
|
С периода царствования Петра I в России появилась традиция государственной регламентации и принуждения РПЦ к активизации социальной деятельности. При императоре с "…крайним утилитарно-государственным взглядом на монахов…" наряду с мерами по уменьшению числа монастырей и монашествующих жесткой регламентацией внутренней жизни в указе 1724 г. "Объявление "о монашестве"" был, по сути, изложен проект, как сделать монашеский "чин полезным для общества" [14, с. 439]. Монастырям предписывалось развивать хозяйства, открывать школы, богадельни, больницы, дома для младенцев. В обителях селились на содержание больные и раненые военные чины, сумасшедшие преступники и т.п. Данная тенденция сохранилась и в XIX в. Такое отношение со стороны государства способствовало формированию церковной оппозиции и развязыванию дискуссии о предназначении монастырей, которая продолжалась до начала ХХ в. Так, на съезде монашествующих 1909 г. разгорелся спор о благотворительной деятельности монастырей, перешедший на страницы светской и церковной периодики. Епископ Вологодский Никон с большой группой депутатов заявили о несовместимости монастыря и благотворительного учреждения. Более прогрессивная часть монашествующих считала, что монастыри должны оказывать людям не только внутреннюю духовную помощь, но и внешнюю – благотворительную, которая только поможет монаху в приближении к Господу и позволит привлечь в обители многих религиозно настроенных самоотверженных людей и внесет в монашество свежую струю [17, с. 1489 - 1492; 18, с. 1798 - 1806].
|
|
Буржуазные реформы 60 - 70-х XIX в. были историческим рубежом, с которого благотворительность в России приобрела общественный характер. В обществе сложилось новое понимание цели и задач благотворительной деятельности, осознание необходимости организационного оформления, координации усилий государства, церкви и общества, внедрения и развития новых форм и направлений деятельности. В этой ситуации, с одной стороны, РПЦ не могла и не хотела оставаться в стороне от социальных процессов, происходящих в обществе, с другой стороны, государство и общество оказывали на нее определенное давление с целью расширения церковью сферы прилагаемых усилий, имеющих социально значимый характер. В данный период совпали благотворительные устремления российского общества, планы государства и интересы РПЦ, что придало новый импульс ее развитию. По оценке отца Г. Флоровского, для церкви и всего российского общества "...это был первый открытый опыт социально-христианской работы" [16, с. 140]. Во второй половине XIX в. социально-каритативная работа приобрела для РПЦ особое значение, являясь частью пореформенной социализации российского общества, что привело к созданию разнообразной по форме и содержанию системы церковных социальных учреждений. В XIX – начале XX в. РПЦ, в т. ч. и монашество, вышла за традиционные для предшествующего периода рамки социальной работы, найдя новые эффективные формы организации помощи обществу и государству как в повседневной жизни, так и в чрезвычайных ситуациях. Следует отметить, что социально-активная позиция иночества наиболее ярко проявлялась во время массовых бедствий (эпидемий, переселений, войн, революционных потрясений). Такие характеристики монашеских обителей, как надежность и стабильность, позволяли им совмещение нескольких функций. Во-первых, они играли роль благотворительных обществ, пользующихся абсолютным доверием со стороны государства и общества, занимающихся сбором средств на создание и функционирование социальных учреждений. Во-вторых, на своей базе монастыри создавали комплексные социальные учреждения. В третьих, они оказывали обратную благотворительную помощь обществу и государству, объединяя усилия всех сторон и мобилизуя собственные ресурсы в чрезвычайных обстоятельствах.
|
|
|
|
Так как в силу монастырского устава нахождение женщин и детей с переходного возраста в мужских монастырях было невозможно, то основной упор делался на женские обители. Возрастание роли женских монастырей и общин во второй половине XIX в. в религиозно-нравственной и благотворительной жизни России являлось и одной из сторон процесса духовного развития женщин, получившего после реформ 60-х гг. XIX в. новый импульс [23, с. 146 - 147]. По сути, государство и РПЦ задействовали скрытый ресурс, использовав рост самосознания и социальной активности женщин в пореформенный период для развития сети социальных учреждений Российской империи. По указу от 6 апреля 1866 г. повелевалось при учреждении новых обителей "предлагать учредителям соединять …с удобствами уединенной монашеской жизни цель благотворительную или воспитательную" [19].
Особое значение в развитии социальных учреждений при женских обителях сыграло появление и активное учреждение в XIX в. нового типа религиозной организации РПЦ - женских общин, связанное с подъемом благотворительной деятельности в российском обществе, особенно во время царствования Александра II. При основании общин ставилось условие об учреждении при них благотворительного заведения. [12, с. 8]. Общины представляли собой "...переходную ступень от светской жизни к монашеской" [13, с. 12]. При основании в общинах вводился общежительный устав, поэтому по внешнему и внутреннему устройству они не имели отличий от монастыря; хотя сестры не принимали монашеский обет, они исполняли все правила, что и послушницы монастырей. Поэтому женские общины, с одной стороны, служили приютами для женщин, которые вследствие разных жизненных обстоятельств решили посвятить себя Богу и служению ближнему не покидая совсем свет, с другой — их социально-каритативная деятельность имела плодотворный результат и играла важное значение в общественной жизни. За период 1780 - 1890 гг. было учреждено и принято в ведомство епархиального начальства 127 женских общин [13, с. 9 - 12]. Из появившихся в XIX в. монастырей и общин 58,8 % было учреждено в царствование Александра II (1855 - 1881) [12, с. 7]. В этот же период большая часть общин, укрепившихся в религиозном и материальном отношении, по представлению епархиального начальства преобразовывалась с благословения Св. Синода и утверждения императора в общежительные монастыри. Многочисленность монашествующих, морально-психологический климат и другие особенности женских обителей создавали прекрасную основу для создания при них просветительско-благотворительных учреждений. Развитие социальных учреждений при православных монастырях проходило под контролем со стороны государства. Так, за период с 1881 г. по 1914 г. число богаделен при монашеских обителях возросло более чем в три раза, больниц - в три раза (таблица 1). На отчете обер-прокурора о состоянии санитарно-благотворительных заведений за 1889 г. император начертал: "Очень рад, что все эти полезные учреждения поддерживаются и успешно работают".
Таблица 1
Санитарно-благотворительные заведения при православных монастырях Российской империи в 1881-1914 гг.*
Социальные учреждения при монастырях: | 1881 | 1894 | 1902 | 1905 | 1907 | 1914 |
богадельни | 51 (990 лиц) | 95 (1351) | 130 (1785) | 140 (1795) | 148 (1961) | 169 (2252) |
больницы | 78 (969 мест) | 133 (1699) | 193 (2729 | 176 (1715) | 184 (1789) | 234 (2698) |
*Составлена нами: 1881, 1894 - Благотворительные заведения при монастырях// Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1902 год. СПб., 1905. С. 35; 1905, 1907 – Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1905–1907 годы. СПб., 1910. С. 106; 1914 – Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. СПб., 1916. С. 123.
Для образованной в 1834 г. Томской епархии основание монастырей и женских общин было неразрывно связано с крупными изменениями в положении РПЦ второй половины XIX в., которые придали их деятельности прогрессивную для того времени социально-каритативную направленность. К 1917 г. в Томской епархии существовало 13 обителей: 2 архиерейских дома, 2 мужских монастыря и 1 пустынь, 4 женских монастыря и 4 общины [8]. С ростом экономического благосостояния и количества сестер расширялось поле просветительско-благотворительной деятельности женских обителей, применялись новаторские для того времени формы работы. Деятельность монастырей в этом направлении носила ярко выраженный общественно значимый характер. К 1917 г. из 8 женских обителей Томской епархии лишь в двух не было просветительско-благотворительных заведений: в Синюхинской общине из-за проблем с учреждением и отводом земельного участка в пользование [29, с. 513 - 514], в Кучумовской общине по причине недавнего основания - в мае 1916 г. [28, с. 357]. При 4 женских монастырях, 2 общинах работало 8 учебных заведений (около 300 чел.), 6 приютов (более 200 чел.), 4 больницы, Дом трудолюбия (32 чел.) (таблица 2).
Таблица 2
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!