ЭпохаПросвещения.Понятиепросвещенногоабсолютизма.ПросвещенныйабсолютизмЕкатериныII



ЭпохаПросвещения-однаизключевыхэпохвисторииевропейскойкультуры,связаннаясразвитиемнаучной,философскойиобщественноймысли.Этоименнототпериод,когданаисторическуюаренувыступилновыйкласс-классбуржуазии,открытоборовшийсязасвоеэкономическоеиполитическоегосподство.

БазовыеидеиПросвещения

Восновеэтогоинтеллектуальногодвижениялежалирационализмисвободомыслие.ПросвещениезародилосьвАнглиивконцеXVIIвека.ОсновоположникД.Локк(1632-1704).ЕгопоследователямивАнглиибыли:Г.Болингброк(1678-1751),Д.Аддисон(1672-1719),А.Э.Шефтсбери(1671–1713),Ф.Хатчесон(1694-1747).Вихтрудахбылисформулированыосновныепонятияпросветительскогоучения:«общееблаго»,«естественныйчеловек»,«естественноеправо»,«естественнаярелигия»,«общественныйдоговор».Вучениеоестественномправе,изложенномвдвухТрактатахогосударственномправлении(1690)Д.Локка,обоснованыосновныеправачеловека:свобода,равенство,неприкосновенностьличностиисобственности,которыеявляютсяестественными,вечнымиинеотъемлемыми.Людямнеобходимодобровольнозаключитьобщественныйдоговор,наосновекоторогосоздаетсяорган(государство),обеспечивающийохрануихправ.Понятиеобобщественномдоговоребылооднимизосновополагающихвученииобобществе,выработанномдеятелямираннегоанглийскогоПросвещения.

ВXVIIIвекецентромпросветительскогодвижениястановитсяФранция.НапервомэтапефранцузскогоПросвещенияглавнымифигурамивыступалиШ.Л.Монтескье(1689-1755)иВольтер(1694-1778).ВтрудахМонтескьеполучилодальнейшееразвитиеучениеЛоккаоправовомгосударстве.Втрактате«Одухезаконов»(1748)былсформулированпринципразделениявластейназаконодательную,исполнительнуюисудебную.ВПерсидскихписьмах(1721)Монтескьенаметилтотпуть,покоторомудолжнабылапойтифранцузскаяпросветительскаямысльсеекультомразумногоиестественного.ОднакоВольтерпридерживалсяиныхполитическихвзглядов.ОнбылидеологомпросвещенногоабсолютизмаистремилсяпривитьидеиПросвещениямонархамЕвропы(службауФридрихаII,перепискасЕкатеринойII).Онотличалсяявновыраженнойантиклерикальнойдеятельностью,выступалпротиврелигиозногофанатизмаиханжества,церковногодогматизмаиглавенствацерквинадгосударствомиобществом.НавторомэтапефранцузскогоПросвещенияосновнуюрольигралиДидро(1713–1784)иэнциклопедисты.Энциклопедия,илиТолковыйсловарьнаук,искусствиремесел,1751–1780сталапервойнаучнойэнциклопедией,вкоторойизлагалисьосновныепонятиявобластифизико-математическихнаук,естествознания,экономики,политики,инженерногоделаиискусства.Вбольшинствеслучаев,статьибылиосновательнымииотражалиновейшийуровеньзнаний.ВдохновителямииредакторамиЭнциклопедииявилисьДидроиЖ.Д'Аламбер(1717-1783),веесозданиипринималиактивноеучастиеВольтер,Кондильяк,Гельвеций,Гольбах,Монтескье,Руссо.Статьипоконкретнымобластямзнанияписалипрофессионалы–ученые,писатели,инженеры.

ТретийпериодвыдвинулфигуруЖ.-Ж.Руссо(1712-1778).ОнсталнаиболеевиднымпопуляризаторомидейПросвещения,введшимврационалистическуюпрозупросветителейэлементычувствительностиикрасноречивогопафоса.Руссопредложилсвойпутьполитическогоустройстваобщества.Втрактате«Обобщественномдоговоре»,илиПринципыполитическогоправа(1762)онвыдвинулидеюнародногосуверенитета.Поней,правительствополучаетвластьизрукнародаввидепоручения,котороеонообязановыполнятьвсоответствииснароднойволей.Еслионоэтуволюнарушает,тонародможетограничивать,видоизменятьилиотобратьданнуюимвласть.Однимизсредствтакоговозвратавластиможетстатьнасильственноесвержениеправительства.ИдеиРуссонашлисвоедальнейшееразвитиевтеорииипрактикеидеологовВеликойфранцузскойреволюции.

Просвещенныйабсолютизм

Родоначальникомтеориипросвещенногоабсолютизма,считаетсяТ.Гоббс.Еесущностьзаключаетсявидеесветскогогосударства,встремленииабсолютизмапоставитьвышевсегоцентральнуювласть,имеющую,однако,вотличиеоттрадиционнойсредневековойидеологии,поотношениюкобществунетолькоправа,ноиобязанности.

Просвещенныйабсолютизм-обозначениегосударственнойполитикиврядеевропейскихстранво2-йпол.XVIIIвека,котораявыражаласьвдобровольномпреобразованиимонархомнаиболееустаревшихсоциальныхинститутов:упразднениенекоторыхсословныхпривилегий,подчинениецерквигосударству,реформы-крестьянская,судебная,школьногообучения,смягчениецензурывведениенекоторыхправисвободдляограниченногокругалицизаконодательноеихзакрепление.ПредставителипросвещенногоабсолютизмаИосифIIвАвстрии,ФридрихIIвПруссии,ЕкатеринаIIвРоссии.Монархи«вступаливсоюзсфилософами»,снаукой.Философыподсказывалимонархам,какменяетсяобщество,кудаонодвижетсяичегохочет.Атевсвоюочередьстремяськ«общемублагу»,проводилиреформы,принимая«правильные»законы,темсамымзаботясьобовсехгруппахобщества-дворянах,буржуазии,крестьянахидуховенстве.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!