ТЕНДЕНЦИИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ



Глобальные изменения в мире, обществе наиболее значимо отражают изменения самого человека. Они обусловлены реальными преобразованиями условий его жизнедеятельности.

Преобразования, которые произошли в экономической, технологической, социальной областях, при повышении общего культурного, в том числе познавательного, уровня, практически поставили современного человека в новую позицию, прежде всего, по отношению к людям и к себе.

Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, в частности в результате миграционных процессов, человек по новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он сам изменил и сам в котором изменяется.

Это проявляется в разных сферах и на разных уровнях (физиологическом, психологическом, социальном) существования человека, объективно приводя к повышению активности людей, их более глубокой рефлексии на окружающих и на себя, что отражается в перестройке ментальности, смене целей, ценностей, ориентации индивидов, появлении у них новых потребностей и новых возможностей их реализации.

Изменения эти фиксируются в системе разных наук, в том числе в психологии, социологии, педагогике, физиологии, демографии, политологии, геронтологии, этнографии, экономике и др. В результате открываются новые характеристики человека и как личности, и как субъекта деятельности. Но лишь характеристики, а не реальные его определения. Отсюда в познании современного человека, возможностей его развития, саморазвития остается много проблем - непознанных и пока непонятых, несмотря на то, что о современном человеке сейчас пишут и говорят многие ученые, фиксируя, например, и у детей, и у взрослых недостаток ответственности, повышенную тревожность, агрессивность, качественные сдвиги в межличностных, межгруп-повых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни и проч.

Тем не менее следует признать, что до сих пор не определен объем и характер изменений, не выявлены все тонкости и особенности развития именно современного человека, его потенциал как деятельного субъекта. То есть сегодня мы реально столкнулись с очень сложной ситуацией, которая требует дифференцированного исследования и осмысления.

Данное положение объясняется многими причинами, в том числе и ситуацией, сложившейся в системе научных знаний. В частности, отсутствием соответствующих теоретических подходов, а также новых сквозных методик и рядом других обстоятельств, анализ которых не входит сейчас в нашу задачу. Но факт налицо: как это ни обидно, приходится признать, что нами до сих пор все еще не исследованы и не исследуются в должной мере характер и направленность изменений, отличающих современных людей - растущих, молодых, зрелых, пожилых, старых.

Необходимо осмыслить реальную ситуацию функционирования нашего современника - юного и молодого, зрелого и пожилого; понять, какие сдвиги произошли в его сознании, мышлении, какие факторы на него воздействуют. Иначе все попытки прогнозировать развитие общества, тенденции этого развития будут тщетны.

Затронем только один, определенный аспект данной проблемы - действенность разных возрастных страт современного общества. В этом плане вопросы взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания людей разных поколений приобретают стратегически новый ракурс.

Речь идет не просто о передаче новым поколениям накопленных ценностей, а о коренном сломе многих устоев. Человек как субъект действия выступает при этом разорвано и в очень сложных связях.

Поколение 60-80лет реально все еще управляет обществом, организуя его, стабилизируя, передавая опыт, завоевания, выступая носителем структурированных традиций, отношений, нравственных норм, что и определяет его (данного поколения) большой положительный потенциал, значимую действенность.

Вместе с тем, видя перспективы развития, это поколение пытается решать все проблемы в сложившихся формах, стремясь сохранить устойчивость социума. Но именно поэтому оно уже в целом не определяет его будущее.

В разрушении старых норм, внесении новых, их реализацию первостепенное место занимают сейчас люди среднего поколения - 40-59-летние. Они быстро осваивают новые формы, мобильно создают новые ситуации. Будучи воспитанными на старых отношениях и традициях, они в то же время, пользуясь имеющимся новым багажом и новыми возможностями, разрывают эти традиции, расстаются с ними, осваивая новые формы и способы действия. И все же не они создают новое пространство, не в их руках находится построение будущих структур - скорее они разрушают прежние, в том числе и в силу того, что они практически находятся у главных экономических и политических рычагов.

Наибольший разброс - от активного перехода в формировании принципиально новых структур к инерционным моментам, обеспечивающим сохранение имеющихся, отмечается сегодня у поколения 25-39-летних. Еще более мобильными и изначально подготовленными к новым отношениям, даже технически, выступают представители юношеского возраста, молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, которые ныне, находясь в состоянии неустроенности, в поиске, используют опыт старших поколений, отбирают важное, но руководствуются при этом новыми принципами жизни, пытаясь более активно осмыслить действительность.

Однако реально перестраивать нашу действительность на принципиально новых основаниях будут не они, а те, кто сегодня находится в подростковом возрасте. Осваивая новые технологии, выходя на новые рубежи, именно подростки объективно располагают той дистанцией, на которой можно выстроить новые системы отношений, укрепить их и действовать в новой ситуации.

Отсюда одной из главных проблем выступает определение возможностей, условий, путей развития человеческого потенциала именно у этих десяти-пятнадцатилетних людей, которые и будут формировать, структурировать будущее общество.

Именно на фазе подростничества происходит активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в позиции социально ответственного субъекта. При этом речь идет об особом понимании ответственности не просто за себя, а ответственности за себя в общем деле, ответственности за это общее дело и за других людей, не в плане «самоактуализации», по А. Маслоу и Г. Оллпорту, а в смысле актуализации себя в других, «выхода, -как писал С. Л. Рубинштейн, - за пределы самого себя», когда «Я» вовсе не растворяется в системе взаимосвязей людей в обществе, а, напротив, обретает, по мнению А. Н. Леонтьева, и проявляет в нем силы своего действия.

Именно эти особенности и определяют в современном неустроенном мире структурообразующие возможности подростка в построении будущего общества, ибо в принципе подросток склонен воспринимать и трансформировать в своем сознании происходящие изменения в обществе, для общества.

Известно, что главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, но не эгоистически лишь для себя, а через социально значимые дела, ибо индивидуальность может выражаться как в отторжении, отчуждении от общества, так и в стремлении проявить свое «Я» в обществе. Поэтому здесь важно не упустить шанс, найти способы сохранить и оптимально использовать развитие отношений подростков, позволяющие структурировать новое общество. Изучение и организация соответствующего воздействия на подростков, их функционирования в новом обществе становятся исключительно значимыми задачами.

И еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Установлено, что наблюдаемый сейчас в нашей стране всплеск индивидуализма подростков, ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я» сами по себе совершенно не входят в противоречие с их развитием как социально ориентированных субъектов. Приводимые в массовой печати данные о растущей потере общесоциальной заинтересованности подростков, о росте группового эгоизма и проч. не только неполно отражают внутренний мир современного молодого человека, но неправомерно противопоставляют общественное и индивидуальное, не отчленяя индивидуальное от индивидуалистического, то есть эгоистического. Во-первых, при этом некорректно смешиваются эти принципиально различные состояния и понятия. Во-вторых, забывается элементарная истина: растущий человек в той мере индивидуализируется в обществе, в какой он социализируется.

Имеет место и явно выраженная тенденция развития самоутверждения и самовыражения в социально значимых формах, что соответствует потребности подростка в общении. Это проявляется в найденных самими подростками видах, типах деятельности: отрядах «зеленых», создании независимой детской газеты и проч. Обращает на себя внимание и такое явление: для многих подростков сегодня оказывается не столь важным признание значимости их действий группой, сколь собственное осознание социальной нужности.

Мы так подробно остановились на некоторых характеристиках подростков, потому что это именно то поколение, которое в тенденции обладает оптимальными способностями действования в обеспечении возможностей структурирования нового общества, а поэтому требует особых внимания, отношения, использования его потенциальных возможностей.

Возвращаясь к другим возрастам, к характеристикам человеческого потенциала у зрелых и старших поколений, мы вынуждены зафиксировать общую проблемную ситуацию, создавшуюся в нашей науке, - у нас отсутствует целостное представление о взрослом человеке. По сути, весь длительный отрезок зрелой жизни человека выступает недифференцированным. Взрослый человек обычно считается уже ставшим чем-то самоответствен-ным, самоуправляющимся и как бы исключается из «движения» в целостном процессе онтогенеза. Исследования здесь ведутся только в плане особенностей функционирования взрослого человека, или в ситуации профессиональной деятельности, или в условиях определенных жизненных обстоятельств, например, в «условиях толпы». Но и в плане функциональной нагрузки взрослого человека, занимающего в разные периоды жизни разные плацдармы активного действия, требуются развернутые исследования. Тем более что до сих пор взрослый человек, созревая физически и социально, как бы исключается и из процесса развития в его социально-психологическом значении, и из истории развития самого конкретного человека как реально действующего субъекта, развития его сознания, самосознания, личностных качеств и особенностей.

В этом плане особую значимость приобретает задача построения современной периодизации психического развития, при безусловной важности учета разработанных ранее, которые, отражая установленные характеристики и закономерности, обретают ныне новое звучание. Мы имеем в виду периодизации Б. Г. Ананьева и Д. Б. Брамлея, Дж. Биррена и П. П. Блонского, Шарлоты Бюлер и Анри Валона, Л. С. Выготского и А. Гезелла, Р. Заззо и Дж. Коулмена, К. Левина и Ж. Пиаже, Г. Саливена и Э. Шпрангера, Д. Б. Эльконина и Э. Эриксона, К. Юнга и др., рассматривавших развитие человека не только в эпоху детства, но в зрелые годы.

Так, общеизвестна теория Эрика Эриксона о восьми стадиях развития личности, которая исходит из понимания того, что каждая из этих стадий имеет определенную цель в достижении того или иного социально-ценного качества: доверия, автономии, инициативы и т. д.

Гвардини, автор книги «Возрасты жизни», выделяет уже 9 стадий-фаз, где после юности происходит переход к экспансивному взрослению, затем следуют тридцатые годы, характеризуемые совершенствованием человека; в сороковые годы жизни наблюдается кризис «узнавания человеком границы»; потом идет «отрезвление» человека; далее - кризис его «освобождения» и, наконец, наступает «фаза мудрого человека».

Рудольф Штайнер вычленяет десять периодов развития по 7 лет каждый, где три раза по семь лет он отводит на физически-душевное развитие, далее - три раза по 7 лет на собственно душевное развитие человека и три раза по семь лет на развитие духа. При этом он полагает, что в 70 лет человек готов собирать плоды своей жизни и возвращать их обществу.

Периодизацию, наиболее приближенную к характеристикам поколений, дала Л. И. Анциферова, выделившая ряд психологических критериев: интеллектуальный, гражданский, эмоциональный, социальный, которые определяют три уровня субъектно-личностного развития:

1) субъект недостаточно адекватно осознает свои побуждения, не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию;

2) субъект уже сознательно соотносит цели и мотивы действий, стремится предусмотреть их результаты, способен к адекватному соотнесению собственных возможностей с социальными задачами;

3) личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами своей исторической эпохи.

В работах ряда психологов после эпохи детства вычленяются стадии ранней взрослости - с 18 до 30 лет, средней - с 30 до 45 лет, поздней - с 45 до 55 лет, предпенсионного периода - до 60 лет.

Итак, каждое поколение людей несет свою функциональную нагрузку, обладает определенными способностями, обеспечивая развитие общества.

В настоящее время проблемы общества, именно не государства, а общества, его преобразования, устремленность в будущее особенно обострились, выйдя на первый план. Актуализировались проблемы раскрытия уровня потребностей людей - членов общества, переоценки их ценностей, стереотипов, ожиданий, их ролевого поведения и активного действия на разных возрастных дистанциях.

При этом кардинальные изменения в развитии современного человека диктуют необходимость не просто аккумуляции и мобилизации всех знаний о нем, а специального изучения, осмысления его дифференцированных характеристик, особенностей функционирования и условий сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом мире.

Открывается многомерное пространство новых задач, новых тем, настоятельно требующих и глубинного теоретического осмысления, и значительного расширения экспериментальных работ.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!