Требования к поведению оратора



Речь должна быть сбалансирована по темпу

Торопливость, обычно вызванная робостью оратора, создает впечатление, что выступающий «отделывается». Вялая речь тоже неэффективна, т. к. вызывает безразличие к теме выступления. Очень медленное чтение лекции приводит к ослаблению восприятия: возникающие между словами паузы накладывают на каждое слово дополнительную смысловую нагрузку, слова получают неоправданно большую эмоциональную и содержательную значимость, что затрудняет восприятие.

Язык выступления должен быть простым

Понятность языка выступления зависит от множества факторов: словарного состава, длины предложений, степени синтаксической сложности речи, насыщенности ее абстрактными выражениями, иностранными и специальными терминами. Очень важно правильно употреблять слова.

Чтобы слушатели доверяли выступающему, в известной мере его язык должен быть близким к языку аудитории. В противном случае возникает отчужденность.

Не следует думать, что сложность и наукообразность речи способствуют ее пониманию и завоеванию авторитета лектора у слушателей. Некоторые лекторы без необходимости используют слишком сложную форму для выражения совсем простых мыслей. Манера сложно излагать очевидно простой материал — сложно иногда выявляет стремление создать определенную дистанцию между собой и собеседником, что ухудшает контакт. Представления о том, что о сложных научных проблемах нельзя говорить живо и просто, совершенно несостоятельны.

 

 

Говорите кратко

Еще древние риторы предостерегали против длинных фраз, поскольку они плохо действуют на слух аудитории и на дыхание оратора. Цицерон утверждал, что величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Насколько известное высказывание Цезаря «Пришел, увидел, победил» лучше, чем «Сначала пришел, потом увидел и после этого победил». Желательно выражаться точнее.

Необходимо выражаться не только точно, но и образно

Чем конкретнее речь, тем ярче зрительные представления, и напрасно в погоне за наукообразием вытравляют образность речи.

Поэтичность речи способствует ее восприятию. Например, архитектор Ф.О. Шехтель как-то обратился к своим слушателям с такими словами: «Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трех сестрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре. С тех пор, как существует наш мир, мы не перестаем зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в неменьшей степени участвует Музыка, Поэзия и остальные музы…». Слушатели надолго запомнили это выступление.

Желательно в речи чаще применять прямые обращения. Такой прием способствует активизации мышления слушателей, т. к. они, тем самым непосредственно вовлекаются в решение излагаемых проблем.

Требования к речи:

Простота и ясность изложения (следует избегать уличных и слишком сложных выражений, а также воздерживаться от применения непонятных терминов).

Последовательность и четкость объяснения.

Убедительность и логичность приводимых доводов.

Нацеленное выступление (выступающий должен заранее знать, что он хочет сказать и, соответственно, подбирать аргументы).

Требования к форме речи:

Отчетливое произношение.

Нормальный и средний темп.

Соразмерность силы голоса.

Смена темпа, умение сделать паузу, чтобы дать возможность собеседнику осмыслить сказанное вами.

Богатый словарный запас речи. Отсутствие лишних слов, жаргонных и вульгарных выражений

38. Управление вниманием аудитории. Приёмы удержания внимания.

Приемы привлечения внимания

Для того, чтобы оратор смог удержать внимание слушателей в течение всего времени выступления, оно должно соответствовать, оно должно соответствовать как минимум следующим требованиям:
- быть содержательным и вызывать интерес;
- пробуждать творческие способности слушателей;
- быть композиционно и логически организованным; выводы при этом не преподносятся в готовом виде, а выступающий подводит к ним слушателей;
- соответствовать теме, месту и аудитории;
- содержать конфликт, излагать факты или идеи в противопоставлении и сопоставлении всех «за» и «против» какого-либо мнения;
- акцентировать внимание на основных моментах речи путем повторения, но каждый раз в новой форме;
- быть динамичным – интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами;
- быть доступным, наглядным, содержать конкретные примеры;
- излагаться живым, образным языком.
Интересу слушателей к речи могут способствовать следующие приемы:
- прямое обращение к аудитории, диалог с ней;
- использование новой, неожиданной информации;
- провокация;
- делегирование возможностей принимать решения;
- апелляция к авторитету;
- введение элементов драматургии и переживания;
- внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрессия);
- юмор;
- гипербола;
- контраст, парадокс;
- эффект присутствия – оратор создает ситуацию, когда люди как бы присутствуют при том, о чем он говорит;
- персонификация.


Приемы, направленные на повышение внимания – не самоцель. При неумелом использовании они сами могут рассеять и притупить внимание. Частая смена приемов, переходы от одного средства к другому также могут утомить.

Техника эффективного слушания

Причины непродуктивного слушания:


1. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим,поэтому наш мозг, имея резерв времени, постоянно то «отключается» от предмета разговора, то вновь «включается».
2. Невозможность физически переработать и усвоить всю поступающую информацию.
3. Разного рода помехи (усталость, шум, приходы и уходы слушателей и др.)
4.Психологические факторы:
- человек, имеющий предубеждение к теме выступления или личности говорящего, полностью отключает свое внимание от содержания речи и начинает следить за ее недостатками;
- озабоченность личными проблемами не дает возможности сосредоточиться на высказываниях собеседника;
- неверие в то, что услышишь что-то новое;
- нетерпение.

5.Отрицательные привычки:
- повышенное внимание к внешности и недостаткам речи говорящего;
- быстрый отказ от усилий слушать;
- привычка слушать, не глядя на человека;
- поспешная оценка и выводы по еще недослушанному материалу;
- неумение сдерживать отрицательные эмоции;
- проявление показного внимания в то время, когда голова занята другими заботами;
- стремление подробно конспектировать, что не позволяет внимательно выслушать и осмыслить сказанное;
- нетерпение, привычка перебивать.

Правила слушания:
1.Придерживайтесь одобрительной реакции, уважительного отношения к партнеру. Показывайте свое внимание и интерес.
2.Дайте собеседнику время высказаться.
3.Не монополизируйте разговор.
4.Старайтесь не терять тему разговора.
5.Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника, уяснить те цели, которые он преследует.
6.Умейте отделить существо проблемы от личностных особенностей говорящего.
7.Учитывайте индивидуальные особенности говорящего.
8.Слушая, будьте внимательны к невербальным средствам.
9.Старайтесь быть уравновешенным, спокойным.

 

Объективные причины невнимания:
- Разрыв между скоростью словесного мышления (400 слов в минуту) и скоростью речи (125 слов в минуту). За счет этого у слушателя образуется резерв времени, во время которого появляются посторонние мысли.
- Объем внимания человека ограничен: одновременно может быть воспринято не более 4-5 не связанных между собой объектов.
- Состав аудитории: устойчивость внимания зависит от возраста, профессиональных навыков, эмоционального состояния, опыта, культурного уровня и т.д.
- Место проведения встречи (духота или холод, шумы и т.д.), если оно не согласовано с выступающим.
- Естественное утомление внимания. Следует помнить о периодах кризиса внимания аудитории: первый наступает через 15-20 минут после начала выступления, второй – на 30-35-й минуте.
Субъективные причины обусловлены качеством самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное вследствие непонимания; изложения общеизвестного; невовлеченности слушателей в совместные размышления, изложение «готовых истин»; перегруженности информацией; несоответствия темы выступления интересам аудитории; невыразительности формы изложения.

 

39. Структура публичного выступления.

Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование .

На самом общем уровне принято выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления:
1. Вступление, или введение.
2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.
3. Заключение, или выводы.


- Вступление необходимо в каждом выступлении. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией.


Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:
1. Вступительное замечание.
2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего.
3. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно.


Выступающий должен заранее продумать варианты вступительного замечания. Это всегда должно быть что-нибудь интересное и, желательно, близкое аудитории, например, сообщение чего-то не совсем обычного, особая постановка вопроса или специально подобранная цитата оригинального автора, наконец, просто некоторое юмористическое замечание.
Следует иметь в виду, что юмористическое и особенно ироническое начало, а также просто многообещающее начало требуют особой осторожности.


2. Основная часть выступления. Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов.


3. Заключения выступления. Без заключения выступление воспринимается как нечто незаконченное, обрубленное. Заключение обязательно и должно планироваться, как и вступление, заранее. Его основное назначение состоит в том, чтобы помочь осмыслению услышанного. Достигается это выделением идеи, ядра выступления, необходимым завершающим обобщением материала, формулировкой теоретических и практических выводов.
Заключение должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам.

В отношении заключения можно порекомендовать соблюдать следующие правила:
1. Не заканчивай выступление шуткой, особенно не относящейся к делу: это вызывает впечатление несерьезности.
2. Не допускай в заключении многочисленных мелких добавлений, как например: «заканчивая, я хотел бы сказать…» и т.п.
3. Правильно рассчитывай продолжительность выступления. Никогда не говори, что не успел уложиться и поэтому вынужден заканчивать (очень грубая и, к сожалению, часто встречающаяся ошибка).

 

40. Ораторский стиль: определения понятия, основные классификации

Ораторский стиль— это устная подкатегория публицистического стиля. Это обычно волнующие вопросы общественно-политического характера, церковные проповеди и торжественные речи по поводу таких событий, как похороны, свадьба, юбилей и пр.
Классификация стилей: книжные стили и разговорный стиль. К книжному стилю относятся: научный стиль, официально- деловой, публицистический стиль, литературно-художественный стиль.

Классификация по типу нервной деятельности:

1. Эмоциональный тип
Впечатлительные натуры вкладывают в свою речь не только свои мысли, но и чувства. Оратором такого типа нужно родиться. Выступающий, который не способен искренно воодушевлять людей, но в тоже время пытающийся это сделать – обманывает аудиторию. Он начинает то и дело кричать, махать руками, чем забавляет слушателей. Такой оратор склонен к преувеличению. А объективное изложение вопроса – довольно редкое явление в практике этого выступающего.


2. Рациональный тип
Подразделяется на несколько подтипов:
1) «Мыслящий вслух»
Он не сообщает аудитории готовых истин и не призывает ее следовать за кем-либо. А он просто, как бы вместе со слушателями, размышляет верное решение того или иного вопроса.
Немногие ораторы способны мыслить вслух. Однако, эта способность скорее недостаток, чем достоинство. К примеру, оратор, о чем еще он хотел сказать, вдруг останавливается, схватившись за голову, и начинает думать. Ораторский тип «мыслящий вслух» с виду особенно не блистателен и медлителен. Но при всем этом он привлекателен для публики.
2) «Излагающий истины»
1 Эрудит
Лучшим агитатором является эмоциональный тип. А лучшим пропагандистом, распространяющий новые идеи — спокойный и бесстрастный оратор-эрудит. Он обладает не только здравым смыслом и даром речи, но и обширными, разносторонними научными сведениями.
2 Здравомыслящий
Если вы рассудительный человек, умеете убеждать как без блеска красноречия, так и без ссылок на факты, то вы принадлежите к этому типу. Здравомыслие и ссылки на очевидное – ваше главное оружие. Оратор такого типа частенько прибегает к свежим анекдотам, веселым историям, забавным шуткам. Поскольку его юмор понятен каждому.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 868; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ