Риторика Возрождения и Нового времени     



    Возрождение и Новое время характерны повышением интереса к риторике. Однако преобладает письменное слово: сатира, памфлеты, рассуждения и пр. Изучением живого слова на уровне новых доктрин и концепций в то время мало кто занимался. С падением в большей части Европы оков церковной и сословной власти под воздействием революционных процессов в обществе публичные выступления становятся неотъемлемым атрибутом политической деятельности. А сама она прочно входит в повседневную жизнь европейцев. И к середине XIX-го века митинги и собрания - и соответственно красноречие - составляют уже часть мировой культуры, так же как театр или литература. А техника риторики и ораторского искусства входит в программы обучения крупнейших университетов. 

    К сожалению, несмотря на огромный практический опыт, накопленный наукой о красноречии за века, прошедшие со дня падения Древнего Рима, каких-либо значительных работ по теории ораторского искусства и риторики, а также методических наработок в области преподавания этих дисциплин не было.

Риторика в России Нового времени

    В России, в допетровский период развития литературы, риторика могла иметь применение лишь в области духовного красноречия, и число её памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические замечания в «Изборнике» Святослава, трактат XVI века: «Речь тонкословиягреческого» и «Науку о сложении проповедей» ИоанникияГолятовского.

    Систематическое преподавание риторики начинается в юго-западных духовных школах с XVII века, причём учебники — всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Первым серьёзным русским трудом является Краткое руководство к красноречию Ломоносова («Риторика» Ломоносова, 1748), составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке — примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своём «Рассуждении о пользе книг церковных», применяет к русскому языку западную теорию учебного предмета трёх стилей. Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, риторика здесь почти всегда совпадала с гомилетикой. По светской риторике в России было создано очень мало работ, да и те не отличались самостоятельностью, как, например, руководства Н. Ф. Кошанского. Научная разработка риторики в том смысле, как она понимается на Западе, в России не начиналась по крайней мере до XX века.

Риторика в XIX и XX веке

    XIX-й век. Аттицизм в чистом виде сохраняется лишь в британской школе ораторского искусства, ярким представителем которого являлся лидер консервативной партии Дизраэли. В континентальной Европе со времен Французской революции преобладает азианизм. Виднейшим оратором этого стиля был вождь французских социалистов Жан Жорес.

    Единственной национальной школой претерпевающей серьезные по сравнению с Античностью изменения становится североамериканская. Система выборов в органы всех ветвей власти - от сельского шерифа до президента страны - и острота предвыборных кампаний сформировала у населения США высокую требовательность к ораторским данным каждого из кандидатов, участвующих в выборах. Американским ораторам приходилось учитывать разницу в восприятии их выступлений в различных группах населения - этнических (англо-саксы, ирландцы, евреи, итальянцы и пр.) и социальных (с одной стороны необходимо привлечь на свою сторону основную часть электората - людей небогатых, а с другой стороны - денег на предвыборную кампанию можно достать, лишь заинтересовав в своей программе бизнесменов). Потребность угодить всем категориям избирателей, независимо от их интеллекта, уровня жизни, национальной и религиозной принадлежности, вырабатывает у американских ораторов новый - синтетический - стиль выступления. В нем объединяются динамизм и эмоциональность азианизма с логикой и информативной насыщенностью аттицизма.

        XX-й век. С помощью звукоусилительной техники ораторам стали доступны самые тонкие эмоциональные и интонационные вариации, а также воздействие на доселе небывалое количество слушателей, что привело к высочайшему взлету ораторского искусства. Объем лекции не позволяет остановиться на характеристиках особенностей манер лучших ораторов XX-го века (Ленин, Троцкий, Муссолини, Гитлер, Геббельс, Рузвельт, Дж. Кеннеди, Мартин Кинг, Кастро и многие другие). Лидерами по уровню мастерства участников публичных выступлений в 30-х годах становятся Германия и СССР. Диктаторские режимы этих стран ввели выступления в ранг общеобязательных мероприятий, больше похожих на культовый обряд, нежели на высказывание собственного мнения. Собрания и митинги в данных государствах стали практически ежедневными мероприятиями - в школах и университетах, заводских цехах и солдатских казармах, учреждениях и даже домах престарелых.

    После Второй мировой войны в ораторском искусстве мира медленно, но верно торжествует аттицизм. С начала 70-х годов он становится ведущим стилем планеты. Это связано общим понижением уровня пассионарности населения ведущих стран мира, а также со страхом перед любым радикализмом, в том числе и в сфере публичных выступлений. Даже в США в последние 25 лет произошло резкое наступление аттицизма на синтетический стиль, которым сейчас в основном пользуются лишь проповедники религиозных сект.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 821; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!