Диалоги» Платона как источник по риторике



По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее также уметь возводить частное к общему и из общего получать частное (методы индукции и дедукции).

 

В диалоге „Федр" Платон предлагает композицию речи: вступление, изложение и свидетельства, доказательства, правдоподобные выводы.

 

Он считал, что преподаватель ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и то, какая речь и как воздействует на душу.

 

Выдвигая на первый план эмоциональную убедительность речи (воздействие на душу), Платон не считает важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план.

 

диалоге „Горгий". В беседе, возникшей между Сократом и Горгием и их учениками,

 

Не доказательства служат основой красноречия, а эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение, эмоциональное внушение. Стремление к эмоциональному внушению приводило к свободной интерпретации факта как такового и к его эмоциональной оценке, которая всецело зависела от восприятия этого факта оратором и аудиторией..

 

Риторика» Аристотеля (общая характеристика)

 

Аристотель - ученик великого Платона, многогранный ученый, автор

 

«Риторика» Аристотеля состоит из трех частей (книг).

 

В первой книге дается определение риторики, рассматривается ее отношение к диалектике и другим наукам. Речи разделяются на три вида совещательные, показательные (эпидейктические) и судебные. Содержание совещательных речей будущее, задача склонять к решению или отклонять от решения, а цель польза или вред. Содержание судебных (судительных) речей прошлое, задача обвинять иоли оправдывать, а цель справедливое и несправедливое. Содержание эпидейктических речей настоящее, задача похвала или порицание, цель прекрасное или постыдное.

 

 

Во второй книге «Риторики» рассматриваются условия убедительности речи: страсти и нравы аудитории; приемы доказательства положений. Нравы аудитории и ритора : этос, пафос, логос.

 

В третьей книге «Риторики» рассматриваются вопросы стиля и композиции речи.

 

Три вида красноречия в античный период и их виднейшие представители (Лисий, Исократ, Демосфен)

 

Виды: политическое( Демосфен), судебное( лисий)  торжественное( исократ)

 

Особенностью стиля Исократа являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легкодоступные для понимания. Для его стиля характерно также ритмическое членение речи, плавность которой достигалась тщательным избеганием так называемого зияния--стыка гласных в конце слова и в начале другого.

 

В школе Исократа были выработаны основные принципы композиции ораторского произведения, которое должно было содержать следующие части: 1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей; 2) изложение предмета выступления, сделанное с возможной убедительностью; 3) опровержение доводов противника с аргументацией в пользу собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.

 

 Демосфен

 

Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы--все это было заимствовано Демосфеном у Исея.

 

9 Риторика в Риме

 

Публичное выступление в суде перед многолюдной аудиторией был неотъемлемой частью функционирования судебной власти в Древнем Риме. Кроме того, ораторское искусство пользовалось огромной популярностью.

 

Специалисты Древнего Рима обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами собственных изысканий. Для римлян был главным публичное выступление в режиме монолога.

 

Римская школа красноречия подразделяется на два стиля:

-Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов I-го века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление, с помощью которого очень эффектно преподносили свои идеи толпе.

 

-Аттицизм стал преобладающим стилем. Аттицизм отличает монотонность, строго ограниченный набор жестов и движений оратора, декларативность и примитивизм аргументации. Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории, совершенно не обращая на нее никакого внимания.

 

Марк Туллий Цицерон.( азианизм )

Разработка три аспекта - ( «сообщать»), («побуждать», «развлекать».

 

10 Теоритические труды Цицерона по красноречию

 

Взгляды на риторическую науку Цицерон изложил в книгах:

 

«Об ораторе», где представлен образ идеального оратора-философа,

«Брут, или О знаменитых ораторах» - история красноречия,

«Оратор», в которой рассматриваются вопросы стиля речи и пути достижения успеха выступления.

 

Все эти произведения объединяет общая идея - идея необходимости и целесообразности общих знаний, широкой культуры для оратора.

 

Оратор, должен уметь:

I. Изобретение

II. Расположение

III. Украшение

 

IV. Произнесение

V. Память

 

В диалоге «Об ораторе» Цицерон впервые дает обстоятельную разработку вопроса об использовании юмора в красноречии

Большое внимание в трактате уделено проблеме воздействия на чувство слушателя в публичном выступлении.

 

Трактат «Брут» в хронологическом порядке излагает историю римского красноречия. Он построен в форме диалога с друзьями - Брутом и Аттиком.

 

Трактат «Оратор» отвечает на вопрос: «Каков идеал красноречия?». В поисках идеала Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать и побуждать. настоящий оратор тот, кто «умеет говорить о низком - просто, о высоком - важно и о среднем - умеренно».

 

11 Значение труда Квинтиллиана «об образоварии оратора»

 

Марк Фабий Квинтилиан - автор, завершающий античную риторику. Основной причиной упадка красноречия в Риме считал несовершенство системы подготовки ораторов и потому разворачивает масштабную концепцию обучения, в основе которой – воспитание личности оратора.

 

Квинтилиан оформил классическую методику обучения ораторскому искусству, которая предполагает 1) изучение риторической теории, 2) изучение классических образцов ораторского искусства, 3) подражание образцам  4) собственную ораторскую практику.

 

При этом Квинтиллиан акцентировал 2 момента:

-Необходимо начинать и оканчивать речь более сильными аргументами

-Говорить только о тех вещах, которые знаешь.

 

Работа «Об образовании оратора»(12книг) - это свод выводов предшествующих теоретиков красноречия и обобщение собственного опыта

 

Значительно подробнее, чем Цицерон, разрабатывает технику красноречия:

-о манере поведения оратора перед слушателями,

-о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений,

-о постановке дыхания и голоса.

 

12 Деятельность «Каппадокийского кружка»

 

В середине IV в. в Каппадокии (область Византии) сложилась весьма влиятельная культурная элита; распространение христианства лишь укрепило ее положение. Особенность мировоззрения этих людей заключалась в отсутствии сильной связи с античными традициями и слепой привязанности к старому наследию.

Знаменитый «каппадокийский кружок» состоял из церковных деятелей:

 Василий Кесарийский, (Великий), Григорий Назианзин и Григорий Нисский.

 

Подъем христианского ораторскогоискусства Византии можно объяснить:

• обострением борьбы между язычеством и побеждавшим его христианством,

• «падением» образованности, снижение воспитательного значения литературы и театра;в связи с этим особое значение приобрела живая речь с се приёмами прямого и эмоционального обращения к человеку, массе.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 495; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!