Древнейший период развития риторики. Связь риторики с софистикой
Nbsp;
Риторика как филологическая дисциплина. Связь риторики с другими гуманитарными
Риторика – наука о мысли и речи.
Риторика, как наука, изучает законы и правила влад-я речью в разных жанрах соврем. словесности.
Риторика, как искусство, предлагает умение эффектно говорить и писать.
В составе классических наук и искусств риторика как учение об убедительной и эффективной речи связано с грамматикой (учение о правильности речи); логикой (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний); поэтикой (учением о художественной речи и «вымыслах»); стилистикой (учением о средствах речевого воздействия); культурой речи (учением о нормах литературного языка).
Современная риторика рассматривается в парадигме речеведческих дисциплин. (психолингвистика, социолингвистика)
Риторика сопоставляется с множеством не-речевых наук: философией, этикой, психологией.
2 Категория риторического идеала и его свойства
Риторический идеал. Это «общий образец, идеал речевого поведения, которому нужно следовать». Риторический идеал соответствует «в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном..., сложившимся исторически в данной культуре» (по А.К. Михальскай).
Категория риторического идеала позволяет рассматривать риторику как системы ценностей определенной культуры, ее обще-эстетических и этических идеалов.
|
|
Значит, в сознании каждого человека – носителя определенной культуры – существует и действует определенная система ценностей и ожиданий по поводу того, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации, «что такое хорошо и что такое плохо» в речи и речевом поведении.
Риторика софистов:
1) манипулирующая, монологическая
2) агональная, т.е. риторика словесного состязания, спора, направленного обязательного на победу одного и поражение другого
3) релятивистская, т.е. риторика относительности: не истина была целью софистов, а победа.
Таким образом, риторический идеал софистов: внешняя форма (вместо внутреннего смысла), мнение важнее истины, удовольствие важнее добродетели.
Движение риторических идей и, соответственно, изменение риторического идеала направлено от древнегреческой риторики (софисты, Платон, Аристотель) – к римской риторике – искусству «хорошо говорить» (ars bene dicendi – Цицерон и Квинтилиан) и к риторике средневековья – начала Возрождения – искусству «украшения речи» (ars ornandi), когда основным требованием к речи стали не только ее внешняя, формальная красота и изящество, но и к тому же правильность, безошибочность.
|
|
Свойства риторического идеала: историческая изменчивость, культурспецифичность, социальная обусловленность.
Существенные признаки риторического идеала: 1) отношения между участниками речевой ситуации (диалог / монолог по содержанию и форме), 2) интенция участников (агональность / гармонизация), 3) предмет речи и отношение участников к нему (релятивизм / онтологизм)
Классический риторический канон
античные риторы сформировали универсальную схему для создания публичных речей, которая была названа классический риторический канон.
1) Инвенция – изобретение содержания речи.
2) Диспозиция – расположение материала в надлежащем порядке.
3) Элокуция – речевое оформление текста.
+
4) запоминание;
5) произнесение, исполнение.
4 Образ ритора: этос, пафос, логос
Аристотель, делит все возможные аргументы выступающего на 3 группы: этос, логос и пафос.
Пафосом( возбуждение) называется намеревание, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему.
Логосом ( слово)называются словесные средства, которые используются ритором в аргументации выдвинутых предложений.
Этосом (характер)!называются условия ведения речи, которые общество ставит ритору. Эти условия предполагают возможность обсуждения значимых для общества проблем, когда участники обсуждения не только придерживаются различных взглядов, но и занимают различные мировоззренческие позиции.
|
|
Древнейший период развития риторики. Связь риторики с софистикой
Античная риторика - это риторика, которая формировалась и развивалась в Древней Греции, а затем в Древнем Риме.
Древняя Греция. Древнегреческая демократия предполагала активное участие всех граждан в социально-политической жизни страны: выступление в народном собрании, совете пятисот, народном суде. Человек мог живым словом убедить в своей правоте и разгромить оппонента, защитить себя и доказать вину другого, раскрыть суть дела и способствовать его успешному решению, выиграть дело, повести полки за собой. В V в. до н.э. был составлен учебник по риторике.
Первыми учителями-профессионалами в Древней Греции были софисты, которых называли учителями мудрости и красноречия (V в до н.э.).. Для доказательства истинности ложного высказывания софисты использовали рассуждение, построенное на логических уловках, т.е. умышленно ошибочных рассуждениях. Софизм строится на внешнем сходстве явлений, преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на двусмысленности слов и подмене понятий.
|
|
Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) и его ученик Платон (427 -347 гг. до н.э.) критиковали софистов, считали, что риторика должна быть связана с поиском объективных истин, проверенных человеческим опытом. Они положили начало риторике как искусству открытия и доказательства объективной истины.
В Древней Греции риторика - это «искусство убеждения», в Древнем Риме предпочтение отдавалось хорошей красивой речи «искусству говорить хорошо» (убедительно и красиво), а позже – искусству говорить красиво.
В античности красноречие рассматривалось и как наука, и как искусство. Античная риторика является классической риторикой.
Идеология софистов имела ряд особенностей:
Главное – манипуляция аудиторией.
Основа софисткой риторики – спор, словесное состязание, в котором один побеждает, а другой проигрывает.
Софисты не искали в споре истины, им нужна победа, поэтому важно не содержание речи, а её «внешняя форма».
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!