Есть два вида знания. Обычное знание -знание, связанное с познающим, познаваемым и актом познания
Никогда ничего не было»
Беседа Пападжи и Чоки Ньима Ринпоче
(Катманду, 1993)
Я пришел сюда потому, что пришло время прийти.
У всех нас общая цель, мы движемся в одном направлении. Это направление, в котором ориентированы все.
Я так не думаю. (Смеется.)
Почему?Почему Вы не согласны?
Потому что направлений не существует. Нет направлений. Любое, любое направление ведет в прошлое.
Но ненаправленность — верное направление.
Ненаправленность — это...
Верное направление. (Смеются.)
Я устранил все направления. «Направление» подразумевает, что есть исходная точка. И есть цель. И есть путь, по которому движутся в каком-то направлении: на север, юг, запад или восток. Это всё ментальные концепции. Я отбросил концепции. «Концепция» — это прошлое. А прошлое связано с умом. Расстояния и направления находятся в уме. Поэтому я не даю уму никакого направления. Если придать ему какую-то направленность, это затянет в цикл, длящийся тридцать пять миллионов лет.
Тридцать шесть миллионов. (Смеются.)
Все утверждения исходят из ума. Они состоят из ума. Даже фраза «Я свободен от ума» — это ум.
Да. Что бы человек ни утверждал, это исходит из ума. Утверждать что-то —природа ума. И ничего не утверждать —это тоже ум.
Да. Понятие «Я порабощен» сформировано умом, и идея «Я свободен» тоже является порождением ума.
Конечно.
|
|
«Я порабощен» — то же, что «Я свободен», потому что рабство и свобода взаимосвязаны. У них общие корни. Эти корни откуда-то растут, но откуда? Надо посмотреть на корни, на их источник. На источник концепций ума, свободы и рабства. Нужно узреть корень. Если мы увидим, откуда он выходит, если мы дойдем до корня, не будет ни рабства, ни свободы. Поэтому я говорю: «Вы уже свободны». Уже свободны.
По-тибетски мы называем это «неукорененностью» и «беспочвенностью».
Любой язык является «почвой», но ТО запредельно языку. То, о чем я говорю, языку недоступно.
Без слов трудно что-то сказать. Но я согласен: слова — просто ярлыки, нечто поверхностное.
Поэтому, если пользоваться словами, все будут за них держаться.
Это так.
А раз все держатся за слова, то лучше ими не пользоваться.
Именно поэтому Мастера прошлого пользовались не словами, а лишь жестами (например, указывали пальцем на небо). Нет таких слов, которыми можно было бы указать на Абсолютную Истину.
Да, слово подобно пальцу, указывающему на луну. Люди хватаются за палец и не видят луны.
Да, это правда. Палец призван лишь помочь перевести взгляд на луну. Но ведь и луна —не луна.
Откажемся от обоих, потому что и то и другое — слова. «Луна» —слово. «Палец» —тоже слово. Но откуда появились эти слова?
|
|
Любые слова?
Откуда исходят все слова?
Слово создается мыслью.
Да. Мысль и ум — одно и то же.
Мысль представляет собой функцию ума.
Хорошо. В таком случае мысль будет функцией только при наличии «я». Мысль, ум, «я», пространство, прошлое — это все одно и то же. Когда появляется «я», появляется все. Появляются слова, появляется сансара, появляется порабощенность, появляется свобода. Главная причина всего этого —«я». «Я порабощен», «Я хочу освободиться», «Я ищу, у кого научиться освобождению» и, наконец, «Я свободен». В каждом из утверждений «я» по-прежнему присутствует. Это «я» является самим умом. Так как же убрать «я»?
Знание, посредством которого смотрят за пределы «я» и постигают его отсутствие, называется праджней. Это знание (праджня) является лекарством от «я», от привязанности к понятию «я».
«Я» (эго) —это корень сансары. Если человек держится за идею «я», появляется двойственность: «я» и «другое». Именно из-за «я» есть беспокойства, наслаждения, карма и страдания. Поэтому постижение нереальности «я» позволяет избавиться от всех бед. Если вкратце, то освобождение, просветление приходят как следствие осознания от-сутствия «я». И все именно так, как Вы сказали: это знание запредельно мыслям и уму.
|
|
Есть природа, в которой отсутствует субъект и объект медитации. Постижение отсутствия «я» нельзя даже называть медитацией, потому что здесь нет медитации на что-то. Почему? Потому что это естественная Истина, которую еще называют татхатой («таковостъю»). Она присутствует в каждом. И если мы привнесем в свою жизнь эту природу (которая уже здесь), то она сама станет методом просветления. Она сама по себе является природой всех вещей.
Таким образом, не имеет значения, пришло ли в мир просветленное существо или нет, учит ли просветленный чему-то или нет. Природа всех существ едина. Как Вы сказали, «эта природа запредельна мыслям». Так на что же она похожа ? Если она вне мыслей, мы не можем найти слов для ее описания.
Я вам расскажу. (Смех.) Его Святейшество говорит о знании. Прежде всего знание подразумевает наличие знающего, знания и объекта познания- Знающий, знание и познаваемое. Так кто является знающим? Должен быть познающий, получающий знание, а раз есть знание, то оно — из прошлого.
|
|
Есть два вида знания. Обычное знание -знание, связанное с познающим, познаваемым и актом познания.
Да.
Но есть также трансцендентное знание — праджня парамита. Оно выводит за пределы двойственности.
Значит, есть два вида знания?
Переводчик: Да.
Что же (раздвигает стоящие на столе стаканы с соком), вот знание одного вида (указывает на один стакан), а это знание (указывает на другой стакан) другого вида. У нас тут есть «один» и «два». Там, где «два», там иллюзия. И понятие «один», и понятие «два» пришли из прошлого.
Есть два вида знания? Уберем один (убирает стакан). Уберем другой (убирает другой стакан). Вот, ничего не осталось.
Сказать «один» можно только в связи с понятием «два». «Один» —тоже концепция. Если эти концепции устранить, не останется ничего: нет понятия ни об «одном», ни о «двух».
Это правда. Все именно так. Одна концепция всегда связана с другой.
С вашего позволения я продолжу. То, о чем я говорю, — это Пустота. Если нет ни «этого», ни «того», значит, осталась Пустота. И в ней «я» прекращает свое существование. Как только появляется знание, возникает «я», но в Пустоте нет «я». Не стоит давать названия разным видам знания, потому что эти знания — не что иное, как неведение.
То, что Вы сказали, справедливо. Но мы просто называем словом праджня («высшее знание») состояние, в котором нет познающего и познаваемого.
Правильно. Это называется праджней. Праджня — это запредельность, то, что выше ума.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!