Вильгельм Райх: психотерапия ориентированная на тело



План

1. Основные положения учения Райха:

а) характер и «характерологический панцирь»;

б) мышечный «панцирь»;

в) биоэнергетика;

г) сексуальная культура и половое воспитание

2. Психотерапия, ориентированная на тело.

Литература.

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование : Теория и опыт – М. : Академия, 2000

2. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. – М., 2001

3. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб, 2001

4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб. : Питер, 2002.

5. Паттерсон С. Уоткинс Э Теории психотерапии – СПб., 2003.

6. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2003.

7. Хьел Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003

 

1. Основные положения учения Райха:

Характер и «характерологический панцирь».Характер — индивидуальное состояние устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного объекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Фрейд впервые упоминает о характере в 1908 г. в своей работе: «Характер и анальный эротизм». Райх разработал это понятие и был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентом.

Райх полагал, что характер является для человека своеобразным «психологическим панцирем», защищающим его от многочисленных инстинктивных (в основном сексуальных) импульсов. Он считал, что характер человека проявляется более полно в его мимике, жестах, поведении, нежели в словах. «Формы поведения и формы общения, — пишет Райх, — гораздо более существенны, чем то, что пациент говорит. Слова могут лгать. Способ выражения никогда не лжет».

Характерологические особенности в отличие от невротических симптомов более устойчивы, потому что воспринимаются индивидуумом как части собственной личности. Чтобы пациент осознал особенности своего характера, Райх часто имитировал его характерные жесты и позы или заставлял пациента усиливать типичные для него интонации, мимику и пр.

Мышечный «панцирь».Райх считал, что психические процессы и черты характера имеют свои физические эквиваленты, проявляющиеся в походке, жестах, мимике, позе. Универсальным эквивалентом по­давления эмоций является мышечная ригидность, или мышечный «панцирь». Расслабление (распускание) мышечного «панциря» освобождает блокированную либидозную энергию и помогает процессу психоанализа. Райх анализировал в деталях позу пациента, его физи­ческие привычки, чтобы дать ему осознать, как он с помощью мышечных «зажимов» подавляет те или иные чувства. Позже Райх пришел к выводу, что определенные мышечные «зажимы» тесно взаимосвязаны с определенными, эмоциями. При снятии «зажимов» освобождаются эмоции, а при удовлетворении эмоций исчезают «зажимы». Хронический мышечный «панцирь» в первую очередь блокирует такие состояния, как тревожность, гнев и сексуальное возбуждение.

Для того чтобы «распустить» мышечный «панцирь», Райх рекомендовал разминать мышцы пациента руками, разработал комплекс специальных физических упражнений.

В более поздних своих работах Райх пришел к выводу, что психологический (характерологический) и мышечный «панцири» — это одно и то же, и служат они одной цели.

Биоэнергетика.Райх говорил об оргоннической, или оргонной, жизненной энергии, которая присуща всем живым организмам. «Кос­мическая оргонническая энергия, — писал Райх, — функционирует в живых организмах как специфическая биологическая энергия. В этом своем качестве она управляет всем организмом и выражается в эмоциях, так же как и в чисто биофизических движениях органов».

Больше всего подвергалась критике ортодоксальной медицины именно оргонная теория Райха. Однако, как справедливо подчеркивает Kelley (1979), в науке нет ни одной серьезной работы, опровергающей эту теорию. В дальнейшем учение Райха об оргонной энергии нашло свое развитие в работах Александра Лоуэна, им же предложен и термин биоэнергетика.

Сексуальная культура и половое воспитание.Эти вопросы интересовали Райха всю его жизнь. Будучи еще студентом медицинского факультета, Райх под руководством Фрейда организовал семинар по сексологии. В дальнейшем он много работал по созданию сексуально-гинекологических клиник для рабочих Австрии и Германии.

Идеи Райха, касающиеся сексуальной культуры и полового воспитания, намного опережали время, поэтому не нашли поддержки у окружающих. Идеи эти в основном сводились к следующему: свободное предоставление контрацептивов всем женщинам; контроль за рождаемостью; отказ от особой значимости брака и свобода развода; борьба с венерическими заболеваниями и сексуальными нарушениями путем организованного сексуального воспитания и образования; обучение врачей и учителей основам сексологии; лечение, коррекция, а не наказание сексуальных девиаций.

2. Психотерапия, ориентированная на тело.Райх утверждал, что мышечный «панцирь» организуется в семь основных защитных сегментов, которые образуют ряд из семи приблизительно горизонтальных колец, расположенных под прямым углом к позвоночнику. Основные кольца панциря располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза. Это вызывает ассоциации с семью чакрами йоги.

По Райху, основные пути, по которым течет оргонная энергия, проходят в организме сверху вниз. Мышечный «панцирь» формируется под прямым углом к этим потокам и блокирует их. В этом случае мышечный «панцирь» играет роль смирительной рубашки для свободного потока энергии, а вместе с ним — и для свободного выражения эмоций.

Терапия состоит прежде всего в «распускании панциря» в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. При этом используются следующие основные приемы:

• прямое физическое воздействие на хронические мышечные «зажимы» (массаж, давление, защипывание, разминание мышц);

• накопление энергии посредством глубокого резкого дыхания;

• анализ причин, способствующих усилению или «распусканию» мышечных «зажимов», проводимый совместно с пациентом.

Терапию начинают с глаз. Защитный «панцирь» в глазном кольце проявляется малой подвижностью лба, «пустым» выражением глаз, которые смотрят как бы из-за неподвижной маски. «Распускание» кольца осуществляется посредством физических упражнений для глаз, мышц лба путем максимального раскрытия век, свободного выразительного движения глазных яблок.

Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла, затылка. Челюсти могут быть или чрезмерно сжатыми, или неестественно расслабленными. Это кольцо подавляет такие проявления эмоций, как крик, плач, гнев, гримасничанье и т. д. Защитный «панцирь» сегмента может быть «распущен» посредством имитации плача, произношения звуков, мобилизующих губы, рвотных движений и прямого разминания соответствующих групп мышц.

Следующий сегмент включает в себя мышцы шеи и языка. «Панцирь» этого сегмента удерживает гнев, крик, плач. Прямое воздействие на глубокие мышцы шеи практически невозможно, поэтому основными приемами «распускания» этого кольца являются насильственный крик, вопли, рвотные движения.

Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки. Сегмент блокирует смех, гнев, печаль, страстность. Кстати, заметим, задержка дыхания является универсальным средством подавления любой эмоции. «Панцирь» может быть «распушен» посредством специальных дыхательных движений (полный глубокий вдох), а также разминанием мышц плеч, предплечий и кистей.

Следующий сегмент включает в себя диафрагму, солнечное сплетение, мышцы спины. Чем выраженнее «панцирь» этого сегмента, тем больше выгнутость позвоночника вперед. «Панцирь» удерживает в основном сильный гнев. «Распускается» посредством дыхательных упражнений, рвотных движений и разминанием соответствующих групп мышц.

Напряжение мышц поясницы и живота связано со страхом нападения, с подавлением злости и чувства неприязни. «Распускание» этого сегмента сравнительно нетрудно при условии, что предыдущие сегменты уже «открыты».

Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Тазовый «панцирь» ответственен за подавление сексуального возбуждения, гнева и удовольствия. «Панцирь распускается» разминанием мышц и специальными физическими упражнениями.

Трансакционный анализ

План.

1. Общие положения Э. Берна.

2. Структурный Анализ.

3. Анализ трансакций

4. Анализ игр, сценариев и ролей

Литература.

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование : Теория и опыт – М. : Академия, 2000

2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Пер.с англ. С.-Пб., 1992.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/ Пер.с англ.- С.-Пб.,1992.

4. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. – М., 2001

5. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб, 2001

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб. : Питер, 2002.

7. Паттерсон С. Уоткинс Э Теории психотерапии – СПб., 2003.

8. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2003.

9. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб., 2002. – 1024 с.

10. Психотерапия / Под ред. Карвасарского. – СПб:2002

11. Хьел Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003.

12. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна – СПб. : Питер, 2003

Общие положения Э. Берна.

Трансакционный анализ в узком понимании этих слов — это анализ взаимодействия двух или более людей; в более широком смысле — социально ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности.

Создателем трансакционного анализа по праву считают американского психиатра и психолога Эрика Берна. Он не только создал этот метод, но подробно изложил его в своих многочисленных книгах («Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений)»: Пер. с англ. М., 1988; «Трансакционный анализ и психотерапия»: Пер. с англ. СПб., 1992, и др.).

Большое влияние на создание метода оказали работы Альфреда Адлера, который заложил основы социальной психологии и психиатрии. Его определение личности как комплекса интерперсональных отношений дало основание Берну для создания оригинального психотерапевтического метода, который по своей сути является методом социального переучивания, а поэтому показан прежде всего при лечении лиц с нарушением социальной адаптации (психопатии, алкоголизм, девиантное поведение у подростков и др.).

Берн выделил три состояния личности, обозначив их как Родитель, Взрослый  и Ребенок. Структура личности по Берну отличается от структуры личности по Фрейду (Сверх-Я, Я, Оно), а тем более — от структуры личности по Юнгу, так как лишена комплексов, вытесненных в бессознательное.

Подчеркивая это важное различие, Берн писал, что «Родитель, Взрослый и Ребенок — это не то же самое, что Сверх-Я, Я, Эго или концептуальные построения Юнга, а феноменологические реальности».

Созданный Берном метод делится на несколько этапов: 1) структурный анализ; 2) трансакционный анализ; 3) анализ игр; 4) анализ сценариев.

Структурный анализ

Родитель(Р) по Берну — это собрание догм и постулатов, которые он воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Это комплекс убеждений, нравственных норм, предрассудков, получаемых в наследство от предков. Это диктующая и повелевающая часть личности. Ее предназначение неоднозначно. С одной стороны, она выполняет важнейшие жизненные функции, в том числе воспитание детей, что обеспечивает выживание человеческого рода. Кроме того, она обеспечивает автоматизм жизненных реакций, когда человек поступает определенным образом в определенной ситуации только потому, что «так принято», освобождая массу времени на решение более сложных жизненных проблем. С другой стороны, это наиболее косная, ригидная часть человеческого Я, остающаяся всегда вне зоны критики. Ей могут быть свойственны и достойные постулаты («Защищать Родину от врага — святое дело»; «Предавать — подло» и т. п.) и самые нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, передаваемые из поколения в поколение («Главное в жизни — вкусно есть и мягко спать»; «Деньги не пахнут» и т. п.). При активизации в личности родительского состояния Я человек думает, реагирует и оценивает окружающий мир так же, как делали это его родители, когда он был ребенком. И даже тогда, когда Родитель в человеке якобы молчит, он все-таки влияет на его поведение, выпол­няя функцию совести.

Ребенок(Ре) живет в человеке всю его жизнь и проявляется даже у стариков, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали это в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя. Не следует считать ее незрелой. Без нее личность теряет всю прелесть неожиданности, теплоты, непосредственности, превращается в живого робота. Нельзя строго судить седого профессора, когда тот после лекции, проходя по двору, вдруг, хитровато оглянувшись и убедившись, что его никто не видит, прыгает и срывает высоко растущий лист с дерева.

Взрослое состояние Я (В)также не имеет отношения к возрасту человека. Это способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Это умение быть независимым от «непоколебимых» предубеждений Родителей и архаических порывов Ребенка. Это способность находить компромиссы и альтернативные варианты в жизненных тупиках, которые порой кажутся безвыходными.

Анализ трансакций

Как уже упоминалось, трансакция — это взаимодействие двух или более людей. Она начинается с трансакционного стимула — того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием — трансакционной реакцией. Это может быть улыбка, нахмуренное лицо, отведенные в сторону глаза и т. д. Люди, как правило, чутко улавливают трансакцион-ные стимулы. Когда, например, в трамвае кто-то предупредительно отодвигается, чтобы уступить вам место, понятно, что ваше присутствие замечено. Вы садитесь, и возможны последующие трансакции: короткие реплики, доброжелательная беседа...

Каждый знаком и с противоположной ситуацией, когда попытка пройти к выходу в тесном вагоне наталкивается на угрюмую неподвижность окружающих, а то и на реплику: «Куда прешься, как...» Разумеется, дальнейшая трансакция будет затруднительна, а если и возникнет, то в отрицательном, недоброжелательном плане.

Все трансакции делятся на дополнительные, перекрестные и скрытые. Цель анализа трансакций — научить пациента различать, какого рода трансакция имеет место, какое состояние ответственно за трансакционный стимул и какое состояние Я партнера откликнулось действием.

Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнительные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию.

Пересекающиеся трансакции возникают, когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.

В ходе анализа трансакций недостаточно только констатировать факт пересечения векторов. Необходимо еще выяснить, какая часть личности неожиданно активизировалась и разрушила взаимодействие. Например, если второй участник трансакции на обращение Взрослого к его Взрослому реагирует детским состоянием Я, то следует отложить решение проблемы до тех пор, пока векторы не будут приведены в такое состояние, при котором дальнейшие трансакции могут стать параллельными. Это можно сделать, либо став Родителем и дополняя проснувшегося в собеседнике Ребенка, либо активизировав в собеседнике Взрослого. Самому пациенту проанализировать трансакции трудно, поэтому сделать это лучше с помощью психотерапевта. Кроме простейших трансакций, какими являются дополнительные и пересекающиеся, существуют двухуровневые трансакции угловые и двойные, при которых один уровень видимый — то, что произносится (Берн называет его социальным), а второй — скрытый, или психологический, — то, что имеется в виду (подтекст). При угловой трансакции стимул направлен, к примеру, от Взрослого к Взрослому, а ответная рекция — от Ребенка к Взрослому или от Ребенка к Ребенку.

Скрытыми трансакциями часто пользуются дипломаты, влюбленные, алкоголики....


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 544; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!