Задание № 2. Задание по изучению акварельной техники. «Заливка». Теплая, холодная и смешанная гамма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская художественная школа Щёлковского муниципального района Московской области
Рекомендовано: Утверждаю:
Педагогическим советом ДХШ директор МБУДО
протокол №1 от ДХШ ЩМР МО
Е.А. Рыбалко
От
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Возраст детей: 10– 14 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель:
Косарева Е.В.
Щёлково 2015
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике проведения промежуточной и итоговой аттестации | 5 |
III. | Учебно-тематический план | 5 |
IV. | Содержание учебного предмета. Годовые требования | 12 |
V. | Требования к уровню подготовки учащихся | 18 |
VI. | Формы и методы контроля, система оценок | 19 |
VII. | Методическое обеспечение учебного процесса | 21 |
VIII. | Список рекомендуемой литературы | 22 |
|
|
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Модифицированная программа учебного предмета «Основы изобразительного искусства» разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Основы изобразительного искусства и рисования», разработанной на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» с учётом Федеральных государственных стандартов начального общего образования и основного общего образования. Программа имеет художественную направленность.
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из трех разделов — рисунка, живописи и композиции. Эти три направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
|
|
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Основу программы «Основы изобразительного искусства» составляет работа с натуры. Программа строится на изучении законов линейной и воздушной перспективы, законов композиции, законов цветоведения, Они постигаются сначала в их простейшем локальном состоянии на плоских формах, затем – на простых объемных формах с учётом теплых и холодных цветов, далее – на более сложных формах и с более тонкими цветовыми и тональными отношениями, рефлексами. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Основы изобразительного искусства» реализуется 4 года с 1 по 4 класс Детской художественной школы.
|
|
При реализации программы «Основы изобразительного искусства» аудиторные занятия в 1 классах проводятся три часа в неделю, занятия во 2 – 4 классах – 4 часа в неделю.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
1. формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом развитии;
2. обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;
3. выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
4. формирование общей культуры учащихся, понимания основ художественной
культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи учебного предмета:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных и графических работ, в том числе:
- знаний свойств живописных и графических материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- умений изображать объекты предметного мира, пространство;
- навыков в использовании основных техник и материалов;
- навыков последовательного ведения работы;
|
|
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий численностью от 10 до 15 человек. Продолжительность уроков - 45 минут.
Занятия проводятся по принципам дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Аудиторные занятия подразумевают работу с натуры в классе, самостоятельная работа проводится в виде домашних заданий, консультаций, экскурсий.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются Требования к дополнительной образовательной программе 2006 года.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках реализации предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по живописи должна быть оснащена раковиной с холодной и горячей водой, натурными столами, осветительными софитами, мольбертами, стульями, ТСО, предметами натурного фонда.
II. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточной и итоговой аттестации
При реализации программы «Основы изобразительного искусства» общая трудоемкость учебного предмета составляет 238 часов аудиторной работы.
Экзамены проводятся в четвертом классе во втором полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит творческий просмотр (зачет).
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки |
| |||||||||
классы | 1 | 2 | 3 | 4 | Всего часов | |||||
полугодия | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
Максимальная учебная нагрузка | 48 | 54 | 64 | 72 | 64 | 72 | 64 | 72 | 238 | |
Вид промежуточной аттестации | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | экз | ||
III. Учебно-тематический план
В данной программе предложен учебно-тематический план с объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации общеразвивающей программы «Основы изобразительного искусства» с нормативным сроком обучения 4 года.
Учебно- тематический план образовательной программы
«Основы изобразительного искусства»
1 класса Детской художественной школы
№ | Тема | Кол-во часов всего | теория | практика |
1. | Вводная беседа с показом репродукций и наглядных пособий. Организация рабочего места. Правила безопасного поведения учащихся в ДХШ. Правила дорожного движения. | 3 | 2 | 1 |
2. | Живопись. Задание по изучению акварельной техники. «Заливка». Теплая, холодная и смешанная гамма. | 3 | 1 | 2 |
3. | Живопись. Заливки силуэтов предметов на контрастном по цвету и тону фоне. | 3 | 1 | 2 |
4. | Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия | 6 | 1 | 5 |
5. | Композиция. Симметрия. «Мир насекомых». | 6 | 1 | 5 |
6. | Живопись. Этюды осеннего листа на белом и на цветном фоне. | 6 | 1 | 5 |
7. | Рисунок геометрических бытовых предметов. Пропорция. Силуэт | 6 | 2 | 4 |
8. | Композиция «Животный мир» | 6 | 2 | 4 |
9. | Живопись. Этюд простого предмета в технике гризайль. | 6 | 2 | 4 |
10. | Рисунок. Зарисовка чучела птицы. | 3 | 1 | 2 |
11. | Композиция «Зимняя сказка». | 6 | 1 | 5 |
12. | Живопись. Этюды фрукта или овоща на цветном фоне. | 3 | 0,5 | 2,5 |
13. | Живопись. Этюды фрукта или овоща на белом фоне. | 3 | 0,5 | 2,5 |
14. | Рисунок. Зарисовки природных форм | 3 | 1 | 2 |
15. | Рисунок. Линейные зарисовки геометрических предметов. | 3 | 1 | 2 |
16. | Композиция. Природа с характером. Ветер. Снегопад. Дождь. Гроза. | 6 | 1 | 5 |
17. | Живопись. Этюды цветного предмета на белом фоне и белого предмета на цветном фоне. | 6 | 2 | 4 |
18. | Рисунок. Упражнения на тональную растяжку от темного к светлому | 3 | 1 | 2 |
19. | Композиция. Ритмы города. Правила дорожного движения. «Движение дорожное – будьте осторожны!» | 6 | 2 | 4 |
20. | Живопись. Гризайль в технике «по-мокрому» | 3 | 1 | 2 |
21. | Живопись. Цветной этюд в технике «по-мокрому». | 3 | 1 | 2 |
22. | Рисунок. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов | 3 | 1 | 2 |
23. | Итоговая работа. Композиция «Иллюстрация к сказке» | 6 | 2 | 4 |
| Всего: | 102 | 29 | 73 |
|
Учебно- тематический план образовательной программы
«Основы изобразительного искусства»
2 класса Детской художественной школы
№ | Тема | Кол-во часов всего |
| ||
теория | практика | ||||
1. | Вводная беседа. Правила безопасного поведения учащихся в ДХШ. Правила дорожного движения. | 2 | 2 | - | |
2. | Живопись. Букет осенних цветов. Этюд. | 4 | 1 | 3 | |
3. | Рисунок. Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал). | 4 | 1 | 3 | |
4. | Живопись. Этюд половинки хлебной буханки. | 4 | 1 | 3 | |
5. | Композиция пейзажа, правила дорожного движения. «Внимание на дорогах!» | 6 | 1 | 5 | |
6. | Живопись. Постановка из двух простых по форме светлых предметов на темном фоне. Теплая цветовая гамма. Этюд. | 6 | 1 | 5 | |
7. | Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах, воздушная перспектива. | 6 | 1 | 5 | |
8. | Постановка из двух простых по форме темных предметов на светлом фоне. Холодная цветовая гамма. | 6 | 1 | 5 | |
9. | Композиция«Рождественская сказка». | 6 | 1 | 5 | |
10. | Натюрморт из двух предметов быта в сближенной цветовой гамме. | 6 | 1 | 5 | |
11. | Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе. | 4 | 1 | 3 | |
12. | Живопись. Постановка из двух простых по форме предметов в контрастной цветовой гамме. | 6 | 1 | 5 | |
13. | Пейзаж с фигурой человека. Композиция «Человек и природа». | 6 | 1 | 5 | |
14. | Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе | 6 | 1 | 5 | |
15. | Натюрморт из двух-трёх предметов с орнаментом в сближенной цветовой гамме. Гуашь. | 6 | 2 | 4 | |
16. | Рисование фигуры человека. | 4 | 1 | 3 | |
17. | Живопись. Постановка из 2-х фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный - зелёный, жёлтый - фиолетовый и т. д.) | 4 | 1 | 3 | |
18. | Композиция в движении «Виды спорта». | 8 | 1 | 7 | |
19. | Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар). | 8 | 2 | 6 | |
20. | Рисунок гипсового куба. | 6 | 1 | 5 | |
21. | Постановка из 2-х различных по форме и тону геометрических тел. Гризайль. | 6 | 1 | 5 | |
22. | Рисунок. Зарисовки предметов быта, имеющих призматическую форму с натуры и по памяти. | 6 | 1 | 5 | |
23. | Тематический натюрморт «Художественный» из ясных по форме и цвету предметов. | 8 | 1 | 7 | |
24. | Итоговая работа. Композиция «Жанровая сцена». | 8 | 1 | 7 | |
| Всего часов: | 136 | 27 | 109 | |
| |||||
Учебно- тематический план образовательной программы
«Основы изобразительного искусства»
3 класса Детской художественной школы
№ | Тема | Кол-во часов всего |
| ||
теория | практика | ||||
1 | Вводная беседа. Правила безопасного поведения учащихся в ДХШ. Правила дорожного движения. | 2 | 2 | - | |
2. | Постановка из 2 - 3-х предметов с чётко выраженными цветовыми отношениями на нейтральном фоне. Этюды овощей и фруктов. | 6 | 1 |
5 | |
3. | Зарисовки чучела птицы с геометрическим предметом. | 6 | 1 | 5 | |
4. | Натюрморт из 3-х контрастных по цвету предметов быта на разноокрашенном цветном фоне. | 8 | 1 | 7 | |
5. | Черно- белая графика. Иллюстрация к произведениям русских классиков. (Пушкин, Крылов, Тургенев, Лермонтов). | 8 | 1 | 7 | |
6. | Живопись. Тематический натюрморт из несложных бытовых предметов с фрагментом интерьера. | 8 | 1 | 7 | |
7. | Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Построение окружности в пространстве. | 8 | 1 | 7 | |
8. | Натюрморт из 2-х контрастных по цвету глянцевых предметов с рефлексами. Этюд. | 6 | 1 | 5 | |
9. | Композиция на тему: «Новогодние праздники». | 6 | 1 | 5 | |
10. | Живопись. Тематический натюрморт из нескольких различных по материалу предметов «Деревенский» | 8 | 1 | 7 | |
11. | Рисунок. Этюд однотонной драпировки со складками. | 6 | 1 | 5 | |
12. | Композиция «Общественный интерьер». | 6 | 1 | 5 | |
13. | Живопись. Натюрморт из 2 - 3-х предметов на фоне драпировки со складками. | 8 | 2 | 6 | |
14. | Зарисовки предметов быта (кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении. | 8 | 1 | 7 | |
15. | Декоративный натюрморт (в теплой или холодной гамме) | 8 | 2 | 6 | |
16. | Композиция «Люди разных профессий» | 8 | 1 | 7 | |
17 | Живопись. Натюрморт из 3-4 предметов более сложной формы с сухоцветами | 8 | 1 | 7 | |
18. | Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа | 6 | 1 | 5 | |
19. | Итоговая постановка. Живопись. Тематический натюрморт из предметов быта и драпировок. | 12 | 2 | 10 | |
| Всего часов: | 136 | 23 | 113 | |
| |||||
Учебно- тематический план образовательной программы
«Основы изобразительного искусства»
4 класса Детской художественной школы
№ | Тема | Кол-во часов всего |
| ||
теория | практика | ||||
1. | Вводная беседа. Правила безопасного поведения учащихся в ДХШ. Правила дорожного движения. | 2 | 2 | - | |
2. | Живопись. Этюд из живых цветов, овощей или фруктов (не более пяти предметов) | 4 | 1 | 3 | |
3. | Рисунок натюрморта с предметом цилиндрической формы в горизонтальном положении и драпировкой со складками | 10 | 1 | 9 | |
4. | Живопись. Этюд чучела птицы или животного | 6 | 1 | 5 | |
5. | Иллюстрация к произведениям зарубежных классиков (Шекспир, Твен, Киплинг) | 8 | 2 | 6 | |
6. | Живопись. Фрагмент интерьера с комнатными растениями | 8 | 1 | 7 | |
7. | Рисунок натюрморта из гипсового орнамента и драпировки со складками | 12 | 3 | 9 | |
8. | Живопись. Натюрморт с чучелом птицы на фоне декоративной драпировки | 12 | 3 | 9 | |
9. | Натюрморт из сближенных по цвету предметов в холодной цветовой гамме | 8 | 1 | 7 | |
10. | Рисунок натюрморта с металлической и стеклянной посудой | 8 | 2 | 6 | |
11. | Живопись. Натюрморт с ясным тематическим содержанием «Военный». | 10 | 2 | 8 | |
12. | Композиция «Страницы русской истории» | 8 | 2 | 6 | |
13. | Живопись. Натюрморт из нескольких различных по материалу и усложненных по форме предметов с фрагментом окна. | 12 | 2 | 10 | |
14. | Рисунок фрагмента интерьера (стул, мольберт, софит и т.п.) | 8 | 1 | 7 | |
15. | Живопись. Тематический натюрморт из 3-4 предметов с контрастной по цветовому тону драпировкой. | 8 | 2 | 6 | |
16. | Итоговая работа. Композиция на тему по выбору: «Спорт», «Экология», «Праздник». | 12 | 2 | 10 | |
| Всего часов: | 136 | 28 | 108 | |
| |||||
IV. Содержание учебного предмета. Годовые требования.
В первые годы обучения задания даются на построение простых, ясных форм и колористических решений, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того, чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах задания сложнее и разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом, связываются с заданиями по композиции.
Задания первого класса знакомят обучающихся с основами светотени, цветоведения, со свойствами живописных и графических материалов, приемами работы в различных техниках. Ученики получают знания и навыки ведения последовательной работы, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном.
Во втором классе обучающиеся приобретают знания о линейной и воздушной перспективе, углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.
В третьем классе задания усложняются, вводятся более сложные по форме предметы, многофигурные композиции. Задания даются на передачу материальности и пространства, вводятся тематические натюрморты, усложняется цветовая палитра.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о тональных соотношениях, конструктивном построении предметов, цветовой гармонии. Композиционные задания становятся более сложными, темы заданий требуют обдумывания, сбора исторического и литературного материала.
К обучающимся четвертого класса предъявляются следующие основные требования:
- Иметь представления о правилах компоновки предметов в листе;
- иметь представление о линейной и воздушной перспективе;
- самостоятельно выполнять задания по передаче тональных и цветовых
отношений;
- выражать индивидуальное отношение к изображаемому.
Первый класс
В первом классе художественной школы учащиеся должны познакомиться с техникой акварельной живописи, изучить правила штриховки карандашом, видеть и передавать эмоциональное состояние природы и окружающих предметов. В 1 классе юные художники пробуют писать «по-мокрому», встречаются с понятиями силуэта, тона, колорита, различными характеристиками цвета. Много внимания уделяется организации рабочего места, аккуратности, выбору кистей и бумаги, предназначенных для работы. Задания первого класса знакомят учащихся с основами графики и цветоведения, со свойствами различных материалов. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии. Формат листа А3, А4.
Задание № 1. Вводная беседа
Теория: Беседа о художественной школе и изучаемых предметах с показом репродукций и наглядных пособий. Правила организации рабочего места при работе за мольбертом. Правила безопасного поведения учащихся в ДХШ. Правила дорожного движения.
Задание № 2. Задание по изучению акварельной техники. «Заливка». Теплая, холодная и смешанная гамма.
Теория: Беседа о теплых, холодных, дополнительных цветах. Рассказ о цветовом круге. Показ репродукций работ знаменитых художников и работ из методического фонда школы.
Практика: Заливки в теплой, холодной и смешанной гамме. Акварель.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 466; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!