История д-ра Эммануэля Великовского 7 страница



Д-р Клозер не отстаивал сверхдетерминизм, но считал его одним из возможных объяснений нелокальности.

Перейдем к обсуждению второго, «научно-фантастического», варианта д-ра Бома, согласно которому «информация, возможно, распространяется быстрее света».

Итак, если информация может распространяться быстрее света, а энергия не может распространяться быстрее света, то либо мы должны признать существование какого-то фантомного вида информации, которая способна распространяться без переноса энергии, и тогда парапсихологи снова могут высоко поднять головы, либо должны признать, что информация не распространяется, а изначально скрыта во вселенной.

Сам д-р Бом придерживался последнего варианта, разработав математическую модель нелокальных скрытых переменных (см. ее блестящее описание в книге Бома «Полнота и скрытый порядок»). В ее основе лежит предположение, что энергия может быть скрытой (неявной) и развернутой (явной). Скрытая энергия несет информацию, на основе которой оперирует вселенная, и программирует явную энергию.

Если это кажется малопонятным, попробуйте разобраться в аналогии, которую привел мне д-р Сарфатти, разработавший модель системы сверхсветовой связи.

Представьте, что известная нам вселенная — это гигантский суперкомпьютер. Теперь представьте, что каждый из миров, или подсистем вселенной — это компьютер, встроенный в суперкомпьютер. Чем меньше размеры частиц (атомов, ядер, нейтрино) мира вселенной, тем меньше размер соответствующего компьютера, поэтому миру кварков соответствует мини-мини-мини-миникомпьютер. Аппаратное обеспечение, или «железо», каждого компьютера (развернутый, явный порядок Бома) локализовано в пространстве-времени: каждый его элемент находится здесь, а не там, и сейчас, а не тогда. А вот программное обеспечение (свернутый, скрытый, неявный порядок Бома) распределено нелокально, то есть существует везде и всегда, здесь и там, сейчас и тогда. Это и есть нелокальность в определении Сарфатти.

Возможно, это слегка утрированное представление о модели Бома, но, надеюсь, более наглядное. К тому же теперь становится понятно, почему Сарфатти надеется, что в один прекрасный день, после устранения всех технических дефектов, его система сверхсветовой связи заработает.

А вот какую аналогию для объяснения скрытого порядка предлагает сам Бом:

«Я снимаю трубку и звоню вам. Срываясь с губ, произносимые мной слова разворачиваются в звуковые волны. Передающее устройство моего телефонного аппарата сворачивает эти волны, придавая им скрытую форму электрических импульсов. В такой скрытой форме они передаются на приемное устройство вашего телефона, которое преобразует скрытый порядок в явный порядок, снова разворачивая электрические импульсы в звуковые волны, благодаря чему вы слышите мою речь».

Возможно, эта аналогия еще нагляднее объясняет, что такое «скрытый» и «явный» порядок, но в ней, как признает сам Бом, есть один «прокол»: она допускает перемещение в пространстве, хотя по его модели скрытый порядок не распространяется, а уже присущ вселенной.

Если вы ухватили смысл этих двух аналогий, то приблизились к пониманию модели Бома.

Сейчас совершенно ясно, что сверхсветовая связь вполне возможна, пусть даже многие физики по-прежнему считают ее невероятной. (Кстати, недавно меня как автора, пишущего в жанре научной фантастики, пригласили принять участие в семинаре, который проходил в институте Изалена и был посвящен обсуждению этой проблемы. Все присутствовавшие физики считали сверхсветовую связь невероятной, но возможной, и с большим энтузиазмом размышляли и беседовали на эту тему. )

Если сверхсветовая связь когда-нибудь осуществится, мы непременно столкнемся с «научно-фантастическим парадоксом дедушки». Вот в чем состоит этот парадокс: если я путешествую обратно в прошлое и по каким-то непонятным мотивам убиваю моего дедушку еще до того, как он вступил в брак с моей бабушкой, то мой отец не сможет родиться и, значит, не смогу родиться я, и тогда... тогда... а что же тогда?

И тогда либо мы должны признать логическое противоречие путешествий во времени, либо вернуться к модели множественных вселенных и утверждению Гриббина, что «все реально». Что это значит? Есть вселенная, в которой я здесь, и вселенная, в которой я там. Совершая путешествия во времени и делая страшную пакость собственному дедушке, я перехожу из вселенной-1 во вселенную-2. А тем временем дедушка, как кот Шредингера, одновременно жив и мертв. Впрочем, как и я. И как вы.

Не представляю, как новый фундаментализм может мириться с такой «ересью». Ведь возможность обратного путешествия во времени предполагает возможность вмешательства в «большой взрыв» и создания вселенных с совершенно другими законами, в том числе самыми дурацкими и абсурдными, которые не могут иметь места в фундаменталистской вселенной.

Возможно, мы сможем вмешаться в «большой взрыв» и, следовательно, в каком-то смысле уже вмешались. Возможно, воспринимаемая нами нынешняя вселенная — это нечто среднее между идеальной платонической вселенной вечных законов, которые постулируют фундаменталисты, и одной из абсурдных вселенных, созданных нашим будущим вмешательством в прошлое. Если вдуматься, это может объяснить многие странные истории, описанные в этой книге...

Вот вроде бы и все о варианте научной фантастики.

Впрочем, еще несколько слов. Если такое возможно, чтобы информация распространялась быстрее света и, следовательно, обратно во времени, то и «предвидение» тоже возможно.

Проф. Мунге, который утверждает, что предвидение невозможно, поскольку оно противоречит «основным физическим законам», в той же самой статье в журнале «Скептикл инкуайрер» обосновывает это тем, что оно «нарушает принцип причинности, согласно которому следствие не может предшествовать причине». Но как мы только что видели, один из вариантов интерпретации квантовой механики допускает, что следствие действительно может предшествовать причине.

Так что повторю: «вечные законы» фундаменталистов могут выполняться в какой-то другой вселенной, но у нас нет оснований уверенно утверждать, что они выполняются в нашей вселенной.

Так как любое сообщение, которое дойдет до моего дедушки из настоящего, теоретически приведет к такому же результату, как если бы «я» отправился в прошлое физически и убил старика, оно может заставить его повести себя так, что меня здесь не окажется: другой «я» пошлет ему сообщение из другой вселенной...

И это сообщение может уйти в прошлое еще до момента «большого взрыва» и создать вселенную или множество вселенных с законами, которые мы даже не в состоянии представить.

И, наконец, рассмотрим третий вариант д-ра Бома, который я назвал неокантианством: «нам пора пересмотреть наши представления о пространстве и времени»...

Либо мы возвращаемся к монизму, в котором «пространство» и «время» не вполне реальны, а лишь «видимости», либо мы должны допустить, что есть еще более фантастические варианты, которые пока никто не придумал.

Как указывал Кант и наглядно продемонстрировал Эйнштейн, наши представления о «пространстве» и «времени» по определению из математических уравнений) взаимосвязаны с нашими представлениями о «массе» и «материи».

Если наши представления о «пространстве» и «времени» изменятся, то изменятся и наши представления о «материи», и фундаментальным материалистам придется отказаться от материализма, заменив его каким-нибудь другим -измом. Три варианта Бора в каком-то смысле синонимичны: если сущее пребывает в гармонии и резонансе, то вселенная ведет себя так, словно информация распространяется быстрее света или уже в ней содержится; если «пространство» и «время» некоторым образом нереальны, или же реальны лишь при некоторых условиях, то похоже, что во вселенной повсюду одновременно содержится информация; а если информация так вездесуща, то похоже, что «пространство-время» некоторым образом нереально или же служит проявлением более глубокого скрытого порядка; а если есть скрытый порядок, то похоже, что пространство-время нереально, и (или) информация распространяется с безумной скоростью во всех направлениях времени одновременно.

И вновь оказывается, что это вопрос выбора метафор.

Если мы решим воспользоваться принципом «отсекающего лезвия Оккама», чтобы выбрать самую простую модель, то еще больше запутаемся, ибо разные группы физиков искренне считают свои излюбленные модели «самыми простыми». Похоже, это почти эстетический выбор.

&?

& — это не очередная введенная мной «метка» вроде некневсе.

& — это, если хотите, «метка», введенная психологом Эдвардом де Боно. Под & он понимает логику мышления, не ограниченную двумя вариантами выбора «истинно-ложно» из аристотелевской игры, а исследующую все альтернативы, которые предлагает игра множественного выбора. & проще и радикальнее, чем наша игра с множественным выбором; это напоминание о том, что кроме «да и «нет» вселенная вмещает «может быть».

Еще в тридцатые годы физик Джон фон Нейман разработал систему неаристотелевской квантовой логики, расширив двузначную логику Аристотеля («истинно» или «ложно») введением третьего состояния «может быть».

В аристотелевской логике кот Шредингера либо мертв, либо жив. (То есть высказывание «кот жив» либо истинно, либо ложно. ) Поскольку квантовые уравнения не подчиняются аристотелевской логике, фон Нейман предложил математическую теорию, в которой кот может находиться в трех вероятных состояниях, и высказывание «кот жив» может принимать три значения: «истинно», «ложно» и «может быть».

Некоторые физики считают этот формализм полезнее рассуждений о том, что кот может быть одновременно жив и мертв в разных вселенных, и полезнее формализма поставивших эту проблему уравнений Шредингера, которые по непонятным причинам дают в лаборатории точные результаты. Впрочем, некоторые физики считают формализм фон Неймана довольно неопределенным, а его квантовую логику «трюком», а не полезной моделью.

Так или иначе, & выполняет некоторую часть функций фоннеймановского «может быть», выводя нас за рамки двузначной логики с ее двумя состояниями «истинно-ложно» («или-или»). Но оказывается, & выполняет и собственные интересные и увлекательные функции. К примеру, там, где линейная аристотелевская логика прибегает к знакомым ассоциациям или обобщениям (называемым идолопоклонниками Аристотеля «законами мышления»), логика & позволяет нелинейно исследовать незнакомые ассоциации.

По мнению д-ра де Боно, логика & способствует раскрытию творческих способностей и существенно улучшает способность разрешать незнакомые проблемы.

В попытке разгадать загадку о медведице (помните?) лишенный гибкости и воображения аристотелевец начнет рассуждать геометрически, линейно «просеивая» знакомые математические ассоциации. Если его не озарит «интуиция», его геометрическая логика мышления погрязнет в бесконечном регрессе. Напротив, логика мышления & предполагает признание неординарности проблемы и нелинейное исследование незнакомых и даже намеренно эксцентричных ассоциаций в стиле свободных ассоциаций Фрейда. К «геометрии» можно привязать любую концепцию, поместив между ними символ &. К примеру, можно рассмотреть геометрию & Чарли Чаплина, геометрию & половое влечение, геометрию & китайскую живопись и т. д. В поисках отгадки к загадке о медведице можно обратиться к исследованию геометрии & цвета, а затем геометрии & эволюции, и разгадка начнет вырисовываться.

Де Боно утверждает, что такой процесс лежит в основе всех великих научных открытий. Возможно, он прав. Похоже, при создании специальной теории относительности Эйнштейн размышлял о фотонах & людях. В логике Аристотеля такая связь совершенно невероятна, поскольку в ней жестко определяется, что фотоны ассоциируются с физикой, математикой, космологией и т. д., а люди ассоциируются с психологией, социологией, эволюцией и пр. Вероятно, Эйнштейн действительно размышлял о фотонах & людях, потому что из его воспоминаний следует, что самое сильное впечатление на него произвел Дэвид Юм, а, как известно, Юм всегда искал связь между философскими концепциями и людьми, исследуя, как люди создают концепции и почему продолжают считать их полезными (если это так).

Но стоит вам задуматься о фотонах & людях, как вы уже на полпути к теории относительности и, возможно даже, к самому копенгагенизму. Размышления о фотонах & людях ведут к размышлениям о том, почему люди начали думать о фотонах, что, в свою очередь, поднимает проблему измерений, а затем выдуманных людьми понятий «длины» и «времени»: алле-гоп — и вот уже вырисовывается теория относительности!

Наверное, при создании теории эволюции Дарвин руководствовался такой же логикой, размышляя о видах & изменчивости. Мы видим, что вокруг нас происходят постоянные изменения, но мы не видим изменчивости видов, так как скорость этих изменений очень мала. Поэтому никто не сводил воедино понятия вид и изменчивость (а те, кто сводил, были слишком робки или крайне благоразумны, чтобы развивать эту мысль дальше). Но стоит начать логически рассуждать о видах & изменчивости, как «невероятная» теория эволюции становится вполне вероятной.

Возможно, здание психоанализа было выстроено благодаря тому, что Фрейд задумался о сексуальности & вытеснении, сексуальности & фантазиях или еще о чем-то вроде бы «несвязанном», а затем связал это воедино.

Однако логика мышления & может привести к творческому созданию поэм или сюрреалистических картин вместо научных открытий. Никто не знает, куда заведет вас По, что позволяет предположить наличие связи между & и тайной «творчества».

Попытайтесь объединить следующие понятия и посмотрите, куда это вас заведет:

НЛО & государственный долг Мать & история Смерть & экология Архитектура & теория относительности Астрология & генетика Месть & сигары Фотоны & почта Порнография & теорема Белла Эволюция & оборотни НЛО & кролики.

Эти понятия сгруппированы случайным образом, я позаимствовал их с обложек журналов, валяющих у меня дома, но какие блестящие перспективы открывают такие случайные сочетания! Возможно, прежде чем Бакминстер Фуллер спроектировал геодезический купол, он мысленно объединил архитектуру & теорию относительности, — ведь, как известно, его интересовала геометрия Эйнштейна (римановская геометрия) и проблема создания дешевого жилья. Видимо, логика & натолкнула его на мысль о «геодезической архитектуре», и теперь у нас есть 300 000 рационально спроектированных геодезических зданий, которые поначалу казались «странными», но сейчас, когда люди к ним привыкли, кажутся все более прекрасными.

Размышляя об эволюции & оборотнях, я придумал сюжет для научно-фантастического рассказа. Для колонизации новой планеты генные инженеры используют ДНК оборотней. Со временем эти волколаки возвращаются на Землю, где сталкиваются с обычным расизмом и дискриминацией. Ширится движение за права оборотней. В судах рассматриваются дела: сколько «человеческого» должно быть в оборотне, чтобы он мог пользоваться «правами человека»? «Возможно, вы считаете, что они имеют право жить со мной по соседству, но, знайте, что я намерен держать под рукой серебряные пули».

«Ересь» Фрейда, а его теория считалась ересью тогда, а для проф. Мунге остается ересью и сейчас, могла быть плодом размышлений о сексуальности & фантазиях. Размышления Райха о сексуальности & политике вылились в создание еретической теории политической роли сексуального подавления, одинаково оскорбившей ортодоксальных фрейдистов и ортодоксальных марксистов.

Но Райх на этом не успокоился и выдумал ересь еще «похлеще». Размышляя о сексуальности & физике, он пришел к мысли об эротической силе, присущей всем объектам, так называемом «оргоне»...

На этот раз Цитадель сожгла его книги.

Если процесс & лежит в основе творчества и возбуждает беспокойство в замороженных умах догматиков, то можно без труда понять, почему многие талантливые и творческие люди подвергались при жизни жестоким гонениям.

Возможно, мы начинаем понимать причину фундаментализма?

И кстати, если вас удивило, что при спуске парашютиста с постоянной скоростью сила, направленная вверх, равна силе, направленной вниз, не спешите отказываться от материалистических моделей. Любой материалист вам скажет, что в ньютоновском туннеле реальности, где удобнее всего решать задачи о падающих телах, сила равна произведению массы и ускорения:

F=ma.

Я даже напоминал вам это уравнение в первой главе на случай, если вы забыли школьный курс элементарной физики.

При постоянной скорости ускорение равно нулю, поэтому произведение массы и ускорения также равно нулю, так как при умножении на нуль всегда получается нуль. Таким образом, сила равна нулю. В нашем случае это значит, что сила, направленная вниз, полностью компенсируется силой, направленной вверх.

Если вы считали, что сила, направленная вниз, должна быть больше силы, направленной вверх, значит никто никогда вам не объяснял ньютоновское значение метафоры «сила», и, вероятно, вы мысленно представляли какой-то теологический или демонический образ силы: одни демоны тянут парашютиста вниз, другие — вверх, но если все-таки он падает вниз, значит вниз его тянут сильнее, чем вверх.

Ничего, не расстраивайтесь. Людям свойственно ошибаться. Вспомните первоклассных инженеров из Хьюстона, которые спрашивают у космонавтов «Как там наверху?», словно никогда не слышали о Копернике.

По-видимому, эффективность материалистического туннеля реальности в данном и во многих других случаях, объясняет, почему он сменил теологические и демонологические туннели реальности у образованных людей за пределами Ирландии и Ирана.

В этой книге я вовсе не оспариваю полезность и эффективность многих материалистических моделей во многих областях науки и жизни.

Я просто говорю, иногда шутливо, иногда серьезно, что вселенная сложнее любых моделей, и использование нескольких туннелей реальности (как в логике & или в квантовой механике) может высветить массу интересных корреляций и моментов, а также удивительных и прекрасных граней, которые мы никогда не заметим, если будем всегда смотреть из одного и того же туннеля реальности, превратив его в Идола.

Вы идете по огромному музею мирового искусства. Предположим, у вас тонкий художественный вкус, и вы ощущаете, что эстетика одних картин вам гораздо ближе, чем других. Отключив «западный» фильтр восприятия, вы рассматриваете китайскую живопись. Вы рассматриваете произведения африканской живописи, скомпонованные по правилам игры, которые еще более чужды «нам», чем китайское искусство. (Если только вы не изучали китайское искусство достаточно долго, и оно не стало для вас таким же близким, как западное. ) Вы рассматриваете картины Леонардо да Винчи, Рембрандта, Ван Гога, Мондриана, Хоппера и пр. Каждая картина — это окно в другой туннель реальности. Искусствоведы, манипулируя разными специальными терминами, пытаются объяснить, почему каждый туннель реальности по-своему важен.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!