О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ. Методическое пособие



Методическое пособие

Предмет «Музыка»

Авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

II класс

РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

 

Вводный разворот учебника для II класса ориентирует учителя на разработку такого сценария урока, благодаря которому школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась.

Учащиеся начнут свои встречи с музыкой на уроках в этом классе с произведений М. Мусоргского, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева — золотого фонда мировой музыкальной культуры. (С этими страницами учебника перекликаются развороты в рабочей тетради:«Музыка вокруг нас», «Как появляется музыка».)

«Рассвет на Москве-реке». Мелодией вступления «Рассвета на Москве-реке» к опере «Хованщина» гениального русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839—1881) открывается первый урок музыки в этом классе. На нотной строчке только три такта — фрагмент вступления. Возможно, наличие этого произведения в начальной школе вызовет у учителя некоторую обеспокоенность. Но в учебник включена не опера «Хованщина», а дивная русская мелодия — родной песенный мотив, музыка, прошедшая испытание временем. На первом уроке достаточно сыграть главную тему на фортепиано, спеть ее с учащимися в удобной для них тональности, послушать тему и несколько ее вариаций в оркестровом звучании (увести звук, если внимание учащихся будет ослабевать).

Примерные вопросы к учащимся:

— На что похожа эта мелодия (песня, танец, марш)?

— Какому народу близка эта музыка?

— Эту мелодию написал композитор или она народная?

— Какие интонации помогают вам узнать, а точнее, услышать время суток, изображенное в музыке?

— Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

При первичном прослушивании не стоит называть фамилию композитора. Можно предложить детям самим придумать название произведения. (Хорошо, если второклассники найдут слова, характеризующие мелодию, например: тихая, светлая, спокойная, порывистая, стремительная, утренняя, рассвет, солнце встает; затем откроют страницу учебника, рассмотрят данный разворот и еще раз послушают музыку.) В дальнейшем они неоднократно будут обращаться к этому произведению.

«Здравствуй, Родина моя!» «Моя Россия». Эти развороты знакомят учащихся с песнями Ю. Чичкова (слова К. Ибряева) и Г. Струве (слова Н. Соловьевой) о Родине, о родном крае. Песни контрастны и по форме, и по характеру исполнения, имеют различные средства музыкальной выразительности. Их объединяет одно — светлое, радостное, поэтичное отношение человека, любующегося своим краем.

Опыт показывает, что песню «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова дети легко разучивают, с удовольствием ее исполняют и она надолго запоминается.

Песня «Моя Россия» Г. Струве сложнее, особенно в отношении фразировки, дыхания. С этой песни начинается освоение куплетной формы (запев и припев). Не стоит стараться выучить ее за 2—3 занятия, лучше найти повод обратиться к ней не раз; например, в этом же классе она может служить музыкальным эпиграфом к разделу «Гори, гори ясно…». В III классе ее можно сопоставить с романсами русских композиторов (см. развороты «Природа и музыка» и «Звучащие картины»). В IV классе сравнение этой песни с «Песней о России» В. Локтева на слова О. Высотской и русской народной песней «Ты река ль, моя реченька» позволит учащимся не только ярче ощутить вокальное начало русской песенности, выработать навык кантиленного пения, но и понять, какими средствами выразительности достигается именно такой характер музыки, узнать особенности куплетной формы.

Целесообразно обратить внимание учащихся на оформление этих песен в учебнике, включая рисунок и ноты. С первых занятий нотная запись помогает детям получить представление о мелодии и аккомпанементе: короткие, энергичные фразы мелодии и задорный аккомпанемент первой песни (его дети могут исполнить на воображаемом фортепиано или две басовые ноты сыграть в четыре руки с учителем на реальном инструменте). Повторяющиеся интонации, напевные фразы второй песни, вписанные в изображение радуги, создают настроение светлой радости. Для ориентации в нотной записи помощь окажет страничка «Музыкальная азбука» в рабочей тетради. Задания, помещенные на этих страницах, ребята могут выполнить дома.

«Гимн России». На развороте представлены фрагменты нотного и литературного текстов Гимна России (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова), Государственные флаг и герб России, а также своего рода символы России: Красная площадь, храм Христа Спасителя, здание Большого театра.

Задания в рабочей тетради на страницах, которые озаглавлены поэтической строчкой «Россия, Россия, нет слова красивей» из песни Ю. Чичкова (стихи Ю. Разумовского), подводят некоторый итог работы по данному разделу.

 

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ

Рассматривая с учащимися рисунки и фотографии на шмуцтитуле, можно обратить их внимание на изображение здания Большого зала Московской консерватории — одного из лучших концертных залов России, памятник П. Чайковскому, установленный перед входом в Московскую государственную консерваторию, которая носит его имя1.

Рассказ обо всем этом может сопровождаться звучанием уже знакомых детям сочинений П. Чайковского. Это могут быть «Марш», «Вальс снежных хлопьев», «Па-де-де» из балета «Щелкунчик», пьесы из «Детского альбома». Возвращение к уже знакомой музыке на новом уровне — углубление в ее интонационно-образное содержание — приближает музыку к детям и детей к музыке. Знакомое произведение становится все более любимым.

«Симфоническая сказка».Начиная знакомство учащихся II класса с музыкой симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк», можно напомнить о том, что в опере они уже встречались с музыкальными темами — характеристикой героев детской оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» Но если в опере эти темы персонажи поют, то в сказке С. Прокофьева темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра. Каждый из инструментов имеет свой неповторимый голос — «тембр», как говорят музыканты.

Знакомясь с темами действующих лиц сказки, нужно обращать внимание на их жанрово-интонационные особенности, например, тема Пети напоминает и песню, и танец, и марш. Это не случайно. Ведь Петя — мальчик, такой же, как и все дети, — играет, веселится, танцует и поет, «разговаривает» со своими знакомыми. Мелодия Пети, исполняемая струнными инструментами оркестра, беззаботная, легко взлетающая вверх. Так она звучит в начале сказки.

А если прислушаться к «Заключительному шествию» в конце сказки, то становится понятным то, что Петя — герой, он со своими друзьями поймал злого Волка: музыка звучит торжественно, в темпе неторопливого шествия-марша. Теперь тему Пети играют не только струнные инструменты, а весь оркестр, поэтому она звучит так уверенно и важно.

Птичка, маленькая и легкая, охарактеризована высокими «чирикающими» звуками флейты (со звучанием этого инструмента и темой Птички учащиеся познакомились еще в I классе). Кошку, хитрую и осмотрительную, крадущуюся на мягких лапках, изображают отрывистые звуки кларнета. Неторопливую поступь («вперевалочку») Утки и ее кряканье — гнусавый гобой. Сердитого и ворчливого Дедушку — низкие звуки фагота. Осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) воинственных охотников передает «смешанная» краска четырех деревянных духовых инструментов: флейты, кларнета, гобоя, фагота; а их выстрелы — ударные инструменты: тарелки и большой барабан. Страшного Волка изображают резкие гармонии в звучании трех валторн.

Пусть учащиеся попытаются понять значение того или иного средства выразительности. Рассматривание нотной записи музыкальных тем персонажей сказки в учебнике позволит учителю обратить внимание на особенности мелодики, ритма, регистра (на что укажут скрипичный или басовый ключ), темпа, штрихов (акценты, стаккато). Можно наиграть, например, тему Пети и попросить детей спеть мелодию ровными длительностями (без пунктирного ритма и акцентов) Оказывается, именно эти особенности придают задор и энергию данной мелодии, а светлую окраску — мажорный лад. А что изменится, если спеть эту мелодию в миноре?

«Петя и волк». Названия инструментов и имена персонажей сказки учащиеся смогут прочитать на развороте, где дается «партитурный лист». Изображение детей, сидящих у старинного граммофона, напомнит, что сказку можно послушать и дома, в записи на аудиокассете2.

Условная партитура поможет максимально собрать внимание детей и сделать восприятие всей сказки более увлекательным. Слушая сказку на уроке, учащиеся следят за ее развитием по партитуре в учебнике, затем самостоятельно выполняют задание, предлагаемое в рабочей тетради. Здесь надо отметить на соответствующей линии — строке партитуры — появление каждого действующего лица. Таким образом, дети смогут не только запомнить на слух тембры инструментов симфонического оркестра, но и зримо увидеть их взаимодействие в сказке, постичь ее музыкальную драматургию.

Дополнительная информация

В 1936 г. появилась на свет симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева — «подарок не только всем московским детям, но и своим собственным», как шутливо говорил композитор

Мысль о ней подала ему Н. Сац, директор и художественный руководитель Детского театра. Идея веселого представления, где живое, увлекательное слово естественно чередуется с музыкой, а каждый персонаж представлен тембром того или иного инструмента, увлекла С. Прокофьева, и он сочинил сказку за четыре дня. В тексте ее проявились и свойственный его литературному стилю лаконизм, и конкретность образов действующих лиц, и замечательный прокофьевский юмор. Невозможно без улыбки читать автограф текста, написанного в диковинной прокофьевской манере — почти без гласных «А есл послушать внимтльно, то слышно бло, кк в живте у волка крякала утка, птмучт волк тк трпилс, что проглотил ее живьем».

Остроумная, жизнерадостная музыка «Пети и волка» несет одновременно и педагогическую функцию, демонстрируя звучание отдельных инструментов оркестра. При этом Прокофьев стремился к наглядным контрастам: «Волк — птица, злое — доброе, большое — маленькое». Добрый, доверительный тон обращения к детворе был найден С. Прокофьевым удивительно точно.

«Картинки с выставки». Параллельно второклассники продолжают знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского. С главной темой «Прогулки» из фортепианной сюиты учащиеся познакомились в сопоставлении с «Прогулкой» С. Прокофьева. В концертном зале «прозвучат» еще две пьесы, контрастные по своему образному строю, — «Богатырские ворота» и «Балет невылупившихся птенцов».

Перед восприятием пьесы «Богатырские ворота» можно спеть тему «Прогулки» в разных вариантах: распевно, подчеркивая ее песенность; энергично, подчеркивая маршевую поступь, изменить темп и спеть широко, могуче, торжественно.

А если спеть быстро, отрывисто? Не возникнет ли ассоциация с радостным, праздничным звучанием колоколов? После этого послушать и спеть с детьми эту мелодию в ритмически измененном виде — так, как она звучит в пьесе «Богатырские ворота». Пусть учащиеся попытаются ответить на вопросы: что же изменилось в звучании — мелодия, ритм, темп, динамика? Что нового придали мелодии «Прогулки» эти изменения? Пусть ребята внимательно всмотрятся в нотную запись «Богатырских ворот» и обратят внимание на «крупные» длительности, динамические оттенки, подчеркивающие именно торжественный характер звучания пьесы.

Желательно, чтобы каждая из пьес первоначально появлялась вне связи с рисунками В. Гартмана, а как самостоятельное произведение. Что услышат в нем дети? Какое название дадут ему? Как нарисуют эту музыку, передавая свое впечатление? Только после этого целесообразно обратиться к рисункам В. Гартмана, послужившим толчком к созданию музыки. Это жанровые сцены, портретные зарисовки, образы, связанные с народным творчеством (сказкой, преданием, эпосом). Важно, чтобы дети почувствовали, что музыка не изображает своими средствами то, что нарисовал художник, а создает свой образ, подчас очень отличающийся от того, что представлено на картине.

Контрастом к «Богатырским воротам» служит пьеса «Балет невылупившихся птенцов». На основе простого эскиза В. Гартмана к балету, изображающего нескладных «детенышей-птенцов» в скорлупках, покрывающих их тело, как панцирь, строится шутливо-танцевальная сценка (скерцино). В ней сочетаются черты фантастики с изобразительными моментами (интонации «писка птенцов»), подчеркивающими юмористический оттенок балета. Изобразительный характер пьесы становится сразу очевидным для ребят: быстрый темп, высокие звуки (регистры), порхающие, чирикающие интонации. Почему же М. Мусоргский в названии пьесы поставил уже знакомое учащимся слово «балет»?

Представьте учащимся пьесу в различном исполнении, одно из которых — С. Прокофьева (известно, что он был великолепным пианистом). Нередко после первого прослушивания дети говорят, что это разные пьесы — настолько различно исполнение. Если спросить у них, о ком эта музыка, кто является ее действующим лицом и сколько этих действующих лиц — одно или много, то, как правило, учащиеся слышат одного героя в исполнении С. Прокофьева и много действующих лиц в исполнении, например, С. Рихтера. В первом случае — это, по их мнению, маленький, нескладный человечек или птенец, зайчик или другое маленькое существо, которое как будто только учится ходить, падает, снова поднимается. Здесь изображение не столько писка птенцов, сколько нескладности движения. Там же, где много действующих лиц, — действительно шуточно-танцевальная сценка.

Так развивается «пытливый слух» ребенка — слух, который понимается как познавательная деятельность, становление его помогает находить опорные точки при восприятии музыки, организовать музыкально-слуховые впечатления. Сознание закрепляет несколько ритмических, мелодических или гармонических стержней (чаще всего короткие напевы) — они становятся «своими». Главное, как не раз подчеркивал Б. Асафьев, — тут наступает творческий момент.

Следующие две пьесы из «Картинок с выставки», с которыми знакомятся дети на страницах учебника, — «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга») и «Лимож. Рынок». Предложите учащимся представить себя в роли композиторов и по первым тактам — начальным интонациям этих пьес определить, музыка какого характера может «вырасти» из них. Пусть дети на нарисованной или воображаемой фортепианной клавиатуре «исполнят» движением начальные интонации этих пьес, в которых как бы «спрятаны» характеры персонажей и событий, происходящих в них. Это поможет яснее почувствовать музыкальные образы и дать их обобщенные характеристики. После этого можно обратиться к нотной записи, в которой обозначен характер звучания, видны быстрое движение мелких шестнадцатых длительностей в пьесе «Лимож. Рынок» и необычная, прерывистая запись мелодии «Избушки на курьих ножках» (громкие аккорды или отдельные звуки чередуются с паузами), и «сыграть» пьесы еще раз. После прослушивания пьес можно сравнить их музыкальный язык.

Уместно сопоставить со звучанием «Избушки на курьих ножках» рисунок В. Гартмана и рисунки учащихся. Это поможет ответить на вопрос, связанный с музыкой М. Мусоргского: композитор иллюстрировал рисунки В. Гартмана или «нарисовал» свои, совершенно иные образы? Впечатления от «Картинок с выставки» М. Мусоргского дети могут передать в цвете, линиях, рисунках в рабочей тетради. Здесь же они напишут и свои названия пьес (так, название пьесы «Баба-яга» ребята могут дать самостоятельно).

Знакомство с этой сюитой продолжится на страницах учебников в III и IV классах. Учащиеся слушают «Картинки с выставки» и в исполнении симфонического оркестра. В 1922 г. французский композитор М. Равель оркестровал эту фортепианную сюиту.

Дополнительная информация

«Цикл фортепианных пьес „Картинки с выставки“… создан в 1874 г. под непосредственным впечатлением посмертной выставки произведений художника Гартмана, друга композитора. Но рисунки Гартмана послужили лишь внешним поводом для создания оригинальных пьес… Вступительная пьеса „Прогулка“ своим ярким национальным характером придает всему циклу определенный народно-русский колорит. Черты народности проявляются в ней весьма различно: чередование широконапевной мелодии с аккордовым изложением напоминает народное хоровое пение и роднит ее с русскими величальными песнями. Повторяясь на протяжении всего цикла, „Прогулка“ служит связкой между отдельными картинками и придает всему произведению радостный, праздничный характер… После красочных зарисовок лиможского рынка, избушки на курьих ножках, меланхолической песни трубадура („Старый замок“), счастливого гомона играющей детворы („Тюильрийский сад“) звучит самая торжественная пьеса цикла — „Богатырские ворота“. Это словно гимн во славу русской богатырской мощи, фортепианное изложение здесь так богато, что в нем слышны и звон колоколов, и торжественное песнопение. „Картинки с выставки“ — уникальное произведение в мировой музыке… Влияние этого цикла на дальнейшее развитие музыки — русской и европейской (особенно на творчество французских композиторов-импрессионистов) — весьма велико»3.

Сюита (франц. suite — ряд, последовательность, продолжение) — музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом — циклическое произведение из нескольких законченных пьес, разнообразных по содержанию и построению и следующих одна за другой по принципу контраста.

«Музыкальные инструменты». Изучение основ православного богослужения сейчас актуально и необходимо, так же обстоит дело и с основами католического богослужения. Россия — многоконфессиональная страна, и уважение к религиозным чувствам людей следует формировать с раннего возраста. Как невозможно представить себе православные праздники без колокола, так нельзя исключить из католической мессы орган. Следующий разворот учебника для II класса посвящен музыке Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750). И.-С. Бах — самый знаменитый композитор, писавший для органа. На органе исполнялись в основном хоралы — религиозные песнопения для католической мессы.

Учащимся предлагается послушать хорал «Утренняя молитва» И.-С. Баха и сравнить его с пьесой П. Чайковского «В церкви», написанной в хоральном складе, а также «Токатту» (ре минор) из двухчастного цикла «Токатта и фуга для органа».

«Звучит нестареющий Моцарт!» Во II классе продолжается знакомство учащихся с западноевропейской музыкой, в частности с произведениями великого австрийского композитора XVIII в. — Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791). Картина с изображением семьи Моцарта перенесет их в другую эпоху. В название разворота учебника, посвященного музыке композитора, вынесены слова современного поэта В. Бокова. Прослушав музыку Моцарта, пусть ребята задумаются над вопросами: почему поэт назвал этого композитора «нестареющим»? Какие чувства передает музыка композитора XVIII в. нам, слушателям нового тысячелетия? В чем секрет современности музыки Моцарта?

Дополнительная информация

Современники называли В.-А. Моцарта вундеркиндом — уникальным ребенком, который обладал феноменальными музыкальным слухом и памятью. Свои занятия музыкой он начал очень рано, с четырехлетнего возраста, под руководством своего отца — музыканта и композитора Леопольда Моцарта. (С одной из пьес Л. Моцарта — «Менуэтом» — учащиеся познакомились в I классе.)

Первые сочинения В.-А. Моцарт написал в пять лет, а с шестилетнего возраста он с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии. За свою короткую (он умер в возрасте 35 лет!), но яркую жизнь композитор создал свыше 600 произведений в различных жанрах.

«Симфония № 40». На этом развороте учащиеся увидят запись партитуры Симфонии № 40 (1788 г.), едва ли не самой популярной во всем мире симфонии В.-А. Моцарта. Пусть они вслушаются в начальные интонации 1-й части симфонии, напоют их. Найдите вместе с учащимися нужный характер звучания главной темы.

После вслушивания в оркестровое звучание темы обратите внимание на порывистость, трепетность исполнения главной мелодии скрипками, динамические контрасты (громко — тихо), светлый, напевный характер второй (побочной) темы экспозиции. На страницах учебника дана партитура начальных тактов каждой из тем. В записи отчетливо видна разница в характере звучания: непрерывное движение восьмых и в аккомпанементе, и в мелодии первой темы сменяется на более спокойное, неторопливое во второй теме. Вглядываясь в партитуру, можно прочитать состав оркестра В.-А. Моцарта, увидеть, какие инструменты исполняют первую тему, а какие — вторую.

Продолжая знакомство со звучанием симфонического оркестра и его инструментами, симфонической партитурой, следует включать детей в процесс активного музицирования, предлагая им роль дирижеров оркестра. Используя приемы свободного (вне схемы) дирижирования, учащиеся могут попытаться передать изменения характера звучания, контрасты при исполнении Симфонии № 40 В.-А. Моцарта.

«Увертюра». В увертюре к опере «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарт создает иное настроение — он рисует музыкальными красками образы комической оперы, наполненные энергией, светом, шуткой, весельем. (Обратите внимание учащихся на фотографию Венского оперного театра на развороте «Звучит нестареющий Моцарт!».) Именно в Вене композитор создал свои лучшие произведения, а опера «Свадьба Фигаро» прозвучала в 1786 г. в этом театре.

Увертюра… Что это такое? С увертюрой какого русского композитора учащиеся уже познакомились, совершая путешествие в мир музыкального театра? Как звучит вступительная тема увертюры В.-А. Моцарта? В чем особенность главной мелодии увертюры? На эти вопросы ребятам поможет ответить звучащая музыка и нотная запись.

Образно-интонационный смысл, лежащий в основе движения музыки, и сжатость музыкального развития увертюры влекут за собой внутреннюю активность слуха. В педагогическом плане это имеет большое значение для усвоения учащимися принципов и приемов музыкального развития (принципа симфонизма). Немаловажно то, что осуществляется это уже на музыкальных занятиях с младшими школьниками, а не в старших классах, как это происходит обычно. Дети способны воспринимать гораздо более сложный и содержательный пласт музыки, чем это предполагается. (Как уже говорилось, они интуитивно различают интонационно-стилевые особенности музыкальных произведений.)

На сопоставлении фрагментов двух увертюр — В.-А. Моцарта к опере «Свадьба Фигаро» и М. Глинки к опере «Руслан и Людмила» — построена работа на этом развороте учебника. Слуховой опыт школьников позволит им определить, какая музыка сочинена зарубежным композитором, а какая — русским. Как различаются характеры главных тем этих двух увертюр, в чем их сходство? Что помогло композиторам передать веселье и шутку в одной увертюре, энергию и богатырскую силу в другой?

Обобщить впечатления детей по разделу учебника «В концертном зале» помогут страницы рабочей тетради: «Пусть музыка звучит!», «Нарисуй афишу», «Составь и оформи программу концерта», «Могут ли иссякнуть мелодии?» и др.

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!

«Русские народные инструменты». Первый урок в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» может быть построен на рассматривании и озвучивании рисунков, фотографий, картин на вводном и последующем разворотах. Дети увидят изображение русских народных инструментов, услышат, как звучит гармонь, балалайка, ложки, рожок и др. Все это, а также предметы декоративно-прикладного искусства и стихотворение Г. Серебрякова позволят, с одной стороны, продолжить тему «Россия — Родина моя», с другой — начать с детьми разговор о значении фольклора в жизни каждого народа, в том числе и русского.

Здесь будет повод обратиться к тем песням, с которыми учащиеся познакомились в I классе, а также вспомнить, какие народные песни и каких исполнителей знают и любят в их семье. Конечно, учитель должен быть готов к любому неожиданному повороту этой беседы и иметь музыкальные записи и ноты для того, чтобы озвучить детские музыкальные впечатления.

«Плясовые наигрыши». Звучание плясовой русской народной песни «Светит месяц», которую дети слушают в записи и в которой определяют голоса знакомых им музыкальных инструментов, позволит заострить их внимание на вариационном построении музыки и разучить на уроке, а затем исполнить по «ритмической партитуре» этот наигрыш. Какие же особенности песни-пляски необходимо использовать в процессе разучивания партий детского оркестра? Четкое выделение первой доли в размере 4/4 (нижняя строка партитуры — бубен), равномерная пульсация (средняя строка — ложки), характерный ритмический рисунок — пунктирный ритм (верхняя строка — хлопки или притопы).

Аналогичную работу над созданием ритмической партитуры к русской народной песне-пляске «Камаринская» можно провести на уроке, подчеркивая симметричность фразировки, акценты в конце фраз, равномерность ритмической пульсации и характерного рисунка мелодии. Учителю необходимо помнить о последовательности в работе над созданием и исполнением ритмического сопровождения, о поэтапном подключении партий в ансамблевой игре, о выборе тембров инструментов, усиливающих характер исполняемой детьми пьесы.

Творческие задания типа подбора коллекции изображений музыкальных инструментов или рисования инструментов, распространенных в той местности, где живут учащиеся, и обращение к рабочей тетради и слушание музыки помогут связать впечатления детей с их жизненным опытом.

«Выходили красны девицы». «Бояре, а мы к вам пришли». Разучивание этих игровых русских народных песен направлено на создание ситуации, в которой дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре», разучивание мелодии и поиск характера звучания голосов. Желательно, чтобы мелодия разучивалась в процессе разыгрывания песни, с поочередным включением групп детского хора в соответствии с сюжетом. При этом следует обращать внимание на интонационную выразительность воспроизведения мелодии в зависимости от создаваемого образа (кого изображают дети, чью роль исполняют). Это поможет добиться уравновешенности ансамбля детского хора при исполнении песни-диалога, естественности звучания, а также избежать форсирования звука.

Работу над освоением различных жанров народных песен можно продолжить и в рабочей тетради при исполнении народных песенок «Дождик, дождик», «Заинька, зайка!», «Жук, жук, где твой дом?», «Калинка», «Во поле береза стояла», «Скок, поскок», «Выходили красны девицы». В процессе работы в рабочих тетрадях над указанными песнями происходит также освоение элементов музыкальной азбуки: такт, тактовая черта, размер такта, длительности нот, ритмический рисунок, фраза, штрихи (legato, staccato), динамические оттенки (f, m, mf), а также элементы формы — запев и припев в двухчастной куплетной песне.

«Музыка в народном стиле». Приступая к этой теме, нужно вновь обратиться к пьесам из «Детского альбома» П. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и из «Детской музыки» С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер»). Сопоставление мелодий этих произведений, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами, вокализация (пропевание) в удобных тональностях их главных мелодий, подключение музыкальных инструментов для их озвучивания помогут учащимся понять и услышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приемы развития.

«Сочини песенку». Занятия вокальными и инструментальными импровизациями с детьми можно начать с выразительного прочтения текстов народных песенок-прибауток, определения их жанровой основы и характерных особенностей: «Раным-рано поутру» — песенка-призыв; «Тили-бом» — песенка, сочетающая в себе выразительность (тревогу, испуг) и изобразительность; «Водичка, водичка» — ласковая присказка в вальсовом ритме; «Уж ты, котя-коток» — колыбельная; «Мышка, мышка» — песенка-диалог; «Радуга-дуга» — песенка-закличка.

Можно предложить детям выбрать тот текст, который им больше понравится, и попытаться в характере распевной декламации, опираясь на исходную интонацию (она записана на нотной строке рядом с рисунком к песне), пропеть хотя бы несколько фраз. Было бы неверным надеяться на то, что дети смогут сразу сочинить песенку на заданный текст. Однако пусть они попытаются представить себя в роли сочинителей и нараспев читают эти разнохарактерные стихотворения. Лучшие «композиторские» варианты могут быть разучены всем классом. К этим детским песенкам можно также подобрать инструментальное сопровождение, подчеркивающее их характер. При этом предложите школьникам самостоятельно выбрать тембры инструментов и аргументировать свой выбор.

«Проводы зимы». «Встреча весны». На страницах учебника дети знакомятся с некоторыми чертами и приметами народных праздников. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, а также введение в уроки элементов детских игр, соответствующих данному празднику, инструментальное исполнение уже знакомых плясовых наигрышей, оформление класса народными орнаментами и рисунками на тему этих праздников, выполнение на уроках труда и изобразительного искусства несложных элементов народного костюма придадут этим урокам соответствующий эмоциональный настрой, яркость и праздничную атмосферу.

Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками. Сценарий праздника может быть разработан вместе с учителем начальных классов, с включением в него песен, инсценировок русских народных сказок (рабочая тетрадь, тема «Играем в музыкальный театр», инсценировка и вокализация сказки «Теремок»), танцев, веселых конкурсов, выставок детских рисунков и изделий декоративно-прикладного искусства с участием родителей.

Впечатления детей от изучения темы «Народные праздники» можно предложить им самостоятельно обобщить на страницах рабочей тетради в теме «Гори, гори ясно…».

ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ

В учебнике для II класса раздел «День, полный событий» достаточно полно отражает содержание двух детских альбомов — П. Чайковского и С. Прокофьева. Попробуем, используя методический прием тождества и контраста, провести некоторые аналогии между пьесами, входящими в циклы программных фортепианных миниатюр, — «Детский альбом» П. Чайковского и «Детская музыка» С. Прокофьева. Как похоже и вместе с тем по-разному рассказали композиторы о событиях в жизни ребенка, начиная с утреннего пробуждения и кончая вечерним покоем!

На развороте «День, полный событий» учащиеся увидят детские портреты П. Чайковского и С. Прокофьева — двух мальчиков приблизительно одного возраста, от имени которых учитель может вести свой рассказ, проживая вместе с Сережей Прокофьевым жаркий летний день в Солнцовке и вместе с Петей Чайковским зимний день в уютном доме в Каменке. (Любопытно, что и Солнцовка, и Каменка находятся на Украине.)

Альбом П. Чайковского — это своего рода «24 часа из жизни маленького человека». Оказывается, и сидя дома, можно сделать и узнать очень много: слушать сказки («Нянина сказка», «Баба-яга»), танцевать («Вальс», «Полька», «Камаринская» и др.), мысленно путешествовать по разным странам («Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка» и др.), играть, радуясь и печалясь («Игра в лошадки», «Новая кукла», «Похороны куклы» и др.).

Цикл «Детская музыка» С. Прокофьева — это картинки природы и ребячьих забав, это летний день с утра до вечера. Знакомство с фортепианными пьесами цикла дает учащимся возможность постичь все многообразие музыки С. Прокофьева, связанное с миром детских впечатлений и переживаний. Это и летние пейзажи («Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», «Ходит месяц»), как бы нарисованные с натуры, и фантастические картинки («Сказочка», «Шествие кузнечиков»), и сценки из детского быта («Прогулка», «Пятнашки», «Раскаяние»), и жанрово-танцевальные пьесы («Вальс», «Марш», «Тарантелла»). Лучшие из них — лирические зарисовки «Утро», «Вечер», «Раскаяние», «Вальс» — приближаются к классическим образцам музыки для детей.

Эта музыка как бы взгляд ребенка на мир изумленными, широко раскрытыми глазами — все удивительно, все в первый раз! Музыка необычайно близка и понятна детям. Учитель может обратить внимание учащихся на то, что во всех пьесах этого сборника отчетливо проявляются характерные черты стиля С. Прокофьева: жизнелюбие, юмор, предельно ясная и вместе с тем тонкая звукопись, необычность гармоний, мелодических оборотов в самых, казалось бы, «простых» эпизодах. Сам композитор, превратив ряд пьес сборника «Детская музыка» в оркестровую сюиту «Летний день»1, дал ключ к созданию своего рода музыкально-литературной композиции. Это действительно день, полный событий, и дети сами могут подбирать или сочинять стихи, рассказы, выполнять рисунки к отдельным музыкальным пьесам или к определенной группе пьес, отражая их содержание, откликаясь на форму произведения.

Полвека отделяет «Детский альбом» П. Чайковского от «Детской музыки» С. Прокофьева, а роднит эти два цикла одно — счастливое детство. Отличают же их музыкальный язык, интонации, стиль.

В пьесах П. Чайковского звучит песенное, задушевное высказывание простого человеческого сердца, призыв к общению. От мелодии исходят все прекрасные качества его музыки: интонации ласки, сочувствия, сострадания, дружеской поддержки, ясность и выразительность мысли, эмоциональная насыщенность образов, точность формы.

У С. Прокофьева — свобода, раскованность, своеобразный восторг, охватывающий ребенка на природе. Герой его музыкального альбома — само движение, он так похож на самого Сережу Прокофьева.

«Музыкальные инструменты». Учащиеся знакомятся с такими разновидностями фортепиано, как пианино и рояль. Как и предыдущий разворот, он предполагает встречу школьников с пьесами П. Чайковского и С. Прокофьева. Учитель может сам выбрать образцы песни, танца, марша для сопоставления их друг с другом.

Следующие развороты посвящены интонационно-образному разбору фортепианных пьес П. Чайковского, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Работу с этими пьесами можно построить следующим образом: сравнить контрастные пьесы одного композитора, композиторские стили и произведения с одинаковыми названиями, пластику движений в танцах и маршах.

«Природа и музыка».Пьесы «Утро» и «Вечер» С. Прокофьева из «Детской музыки» можно сравнить с пейзажными зарисовками, с поэтическими строчками, которые, возможно, к ним подберут сами дети. В этих пьесах практически отсутствуют изобразительные «подсказки» для определения их названий. И в то же время, если уже при первом знакомстве детей с музыкой спросить у них, какое время дня ощущается в каждой из пьес, они без труда могут прийти к названиям, данным самим композитором.

Кропотливая интонационная работа с этими пьесами приблизит музыку к детям. Они ее запомнят, и С. Прокофьев станет для них одним из любимых и узнаваемых композиторов. Пьесы «Утро» и «Вечер» С. Прокофьева надо слушать неоднократно. При первом знакомстве желательно обратить внимание детей на некоторые средства музыкальной выразительности обеих пьес, различие которых практически слышно сразу.

Контрастные регистры в пьесе «Утро» не только слышны, но и видны в нотной записи на странице учебника. В нотном рисунке можно обратить внимание ребят на скрипичный и басовый ключи, добавочные линейки сверху и снизу, как говорят дети: «Для таких высоких и низких звуков как будто не хватило пяти линеек». После того как учащиеся прослушают пьесу «Утро» несколько раз, постарайтесь подвести их к обобщенному поэтическому пониманию образа, задав такие вопросы:

— Как на фортепиано можно показать простор между небом и землей, травой и облаками?

— Что помогает вам наблюдать за постепенным пробуждением дня?

— Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Мелодия пьесы «Вечер» звучит в среднем регистре. Напеть начало мелодии этой пьесы не представляет большого труда. Попробуйте с учащимися, глядя на рисунок в учебнике, сочинить слова на музыкальную фразу, помещенную под ним. Предлагаем возможные варианты текста: «Вечер ложится на лес и поля»; «Вечер приходит к нам вместе с луной»; «Вечер наступит, и звезды блеснут»; «Вечер настанет, цветы все заснут»; «Вечер нам дарит покой, тишину».

Этот прием дает хорошие результаты: запоминаются мелодия и название пьесы одновременно. А неоднократное повторение ведет к тому, что, с одной стороны, выстраивается унисон, особенно при пении без сопровождения (а капелла), с другой — при исполнении с сопровождением учащиеся обращают внимание на покачивающийся характер аккомпанемента, который создает образ колыбельной.

И та и другая пьеса звучит тихо. На нижних полях учебника даны понятия: «песенность», «регистр», которыми постепенно, по мере накопления музыкальных впечатлений, учащиеся начинают пользоваться самостоятельно. При желании можно закрепить понятие «регистр» и специфику применения разных регистров (игру разными регистрами) как прием, характерный для творчества С. Прокофьева. Хорошо, если дети сразу после прослушивания, без каких-либо разъяснений учителя сделают рисунки на эту тему, сочинят небольшой рассказ об услышанном.

Таким же образом предлагается построить работу и с другой «вечерней» пьесой из этого альбома — «Ходит месяц над лугами», которая «провокационно» включена в разворот «Эти разные марши» и будет вновь предложена на развороте «Музыка в народном стиле» в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Подобного рода организация музыкальной работы на уроке поможет детям дома, «по слуху», выполнить задание в рабочей тетради, направленное на развитие их воображения, музыкальной памяти.

Контраст двух пейзажных зарисовок одного композитора сменяют контрастные образы музыкальных прогулок.

«Прогулка». На этом развороте даны фотопортреты М. Мусоргского и С. Прокофьева, а также нотные записи пьес этих композиторов с одним названием — «Прогулка». Предложите детям послушать и сравнить эти пьесы. «Прогулка» С. Прокофьева легкая, танцевальная, вприпрыжку. Ее мелодия предвосхищает музыкальный образ любознательного Пети, с которым дети скоро познакомятся в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк». Обратите внимание на вопросы к учащимся, предложенные на этом развороте. Очевидно, дети выберут местом для прогулки изображенного на рисунке мальчика и нотный стан, ведущий к фотографии С. Прокофьева.

«Прогулка» М. Мусоргского — небольшая фортепианная пьеса из сюиты «Картинки с выставки». С этой музыкой мы будем не раз «прогуливаться» по страницам учебников.

Одноголосный запев рисует образ спокойного движения в светлом, созерцательном настроении. В мелодии нет ни одного напряженно звучащего полутона, а именно: использован старинный, свойственный глубинным пластам русской музыкальной культуры, пятиступенный лад без полутонов — пентатоника. Мелодия звучит в диапазоне женского голоса. Так и слышится в ней пение в характерной русской народной манере, открытым звуком. Она подхватывается плотным аккордовым звучанием. Этот диалог запевалы и хора напоминает живую деревенскую сценку.

Мелодическая основа и запева, и всей темы прогулки — это мотив из трех звуков. Из этой попевки, как из зерна, вырастает не только вся прогулка, но, по существу, и весь цикл в целом.

Дополнительная информация

На создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского вдохновили работы его друга — художника Виктора Александровича Гартмана. Не случайно композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» возникло позже.

У В. Гартмана нет картины «Прогулка». Этот образ создан самим композитором. В. Стасов пояснял, что каждое проведение прогулки как бы иллюстрирует переход «зрителя» к следующему экспонату выставки и что в этой роли М. Мусоргский изобразил самого себя. Подтверждая это, композитор писал: «Моя физиономия в интермедах видна».

Исследователи находят в «Прогулке» связь со старинной русской величальной песней «Слава», которая была использована в опере «Борис Годунов».

«„Гартман“ кипит, как кипел „Борис“, — звуки и мысли в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге», — писал М. Мусоргский.

Движение в «Прогулке» М. Мусоргского неторопливое, спокойное, напевное. Не случайно на развороте в учебнике выписаны понятия: песенность, танцевальность, маршевость. Эти характеристики будут «работать» в произведениях М. Мусоргского и С. Прокофьева с одним названием «Прогулка». Кроме того, на развороте даются слова, из которых дети могут выбрать подходящие для выражения характера каждой из «прогулок».

«Танцы, танцы, танцы…» На рисунках этого разворота наглядно выражена пластика движений русской народной пляски и зажигательной итальянской тарантеллы, чешской польки и вечно юного вальса. Знакомство с танцами «Детского альбома» П. Чайковского и «Детской музыки» С. Прокофьева позволит обратить внимание учащихся на ритмическую основу музыки, на ее танцевальные ритмы, которые они смогут подчеркнуть игрой на музыкальных инструментах, характерными движениями. Не случайно рядом с названиями танцев выписаныритмоинтонации, отличающие один танец от другого.

В «Детский альбом» П. Чайковского, помимо бальных танцев (вальса, мазурки, польки), включена русская народная пляска «Камаринская», сопровождение к которой учащиеся исполняют по ритмической партитуре на развороте «Плясовые наигрыши» и «Музыка в народном стиле».

«Эти разные марши». В «Детской музыке» С. Прокофьева много танцев и маршей, только их названия не всегда отвечают жанру: «Прогулка», «Шествие кузнечиков», «Ходит месяц над лугами», «Марш». Все эти пьесы передают движение, но в каждой — своя пластика. Пьеса «Шествие кузнечиков» своим названием, казалось бы, близка маршу, но послушайте и сыграйте ее несколько раз, и, может быть, вы услышите танцевальные мотивы в этом свободном «шествии». Не похожа ли эта музыка на галоп? Обсудите это с учениками. Пьесы «Вальс» и «Марш» не нуждаются в подробном описании, они хорошо знакомы учителям. Завершается альбом уже знакомой пьесой «Ходит месяц над лугами», напоминающей русскую народную песню, которую С. Прокофьев сочинил под впечатлением ночного пейзажа в Поленове.

Музыкально-слуховые впечатления учащихся, полученные на уроках, найдут свое продолжение в их самостоятельной деятельности в рабочей тетради.

На уроках учащимся не раз предлагается, услышав фрагменты различных произведений, определить, кому из композиторов они принадлежат. Это означает лишь то, что идет целенаправленное накопление музыкально-слухового опыта как опыта интонационно-стилевого. Важно привлечь внимание детей к своеобразию музыкальной речи каждого композитора — каждый «говорит» по-своему, у каждого свой почерк, свой стиль. Без каких-либо теоретических объяснений понятия «музыкальная речь», «стиль» и другие входят в лексикон учащихся и становятся неотъемлемой частью их опыта.

Учителю необходимо осознанно подходить к отбору репертуара для урока, который наиболее ярко представлял бы своеобразие музыкальной речи каждого из композиторов, и останавливаться на произведениях одного композитора в сопоставлении его с близкими или очень отличающимися сочинениями других композиторов.

Как правило, дети интуитивно чувствуют, кому из названных композиторов принадлежит то или иное произведение, достаточно быстро начинают различать, что эта музыка П. Чайковского, а эта — С. Прокофьева.

Ребятам предоставляется возможность сравнить музыку и рисунки разных танцев и маршей, выяснить, что общего и различного в «Марше деревянных солдатиков» (П. Чайковского) и «Марше» из «Детской музыки» (С. Прокофьева ). Эти марши разного характера, назначения, образного содержания. Дети по самой музыке могут убедиться, что сочинены они разными композиторами, если учитель будет постоянно обращать внимание на родственность таких сочинений П. Чайковского, как «Мелодия», пьесы из «Детского альбома» («Вальс», «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков»). Для этого при повторном исполнении всех названных произведений учитель смягчает жанровые различия, подчеркивая напевность, плавность музыки П. Чайковского и остроту, четкость звучания пьесы С. Прокофьева.

Обращение к нотной графике в рабочей тетради высвечивает особенности музыкальной речи каждого композитора, дает представление о его «почерке». Дети, рассматривая нотную графику и вспоминая музыку (или слушая ее), могут продирижировать ею.

Раз-два-три! Раз-два-три! Ноты как будто слетели с нотного стана и закружились в вальсе. На одном рисунке мягко и плавно поднимаются и опускаются. А на другом стремительно взлетают вверх. Какой вальс сочинил П. Чайковский, а какой — С. Прокофьев?

Накопление слухового интонационно-стилевого опыта происходит пока вне осознания школьниками названных особенностей музыкальной речи композитора. Однако, постоянно обращая внимание на эти особенности, выявляя их в сопоставлении с музыкой других авторов, вы добьетесь того, что при показе учащимся графической записи нескольких произведений они смогут различить «почерк» разных композиторов, определить, кому из них принадлежит то или иное сочинение.

Дополнительная информация

Остановимся на отдельных стилевых характеристиках музыки С. Прокофьева. Она отличается непривычным соединением простого и сложного: упрощенных ритмов с остротой гармонии. У него свой характерный мелодический рисунок, в котором простота линий сочетается с непривычными изгибами и угловатостями. Но если попробовать спеть ее без скачков, то в своей основе она окажется простой гаммой. Особенно наглядно своеобразие мелодической линии С. Прокофьева предстает в сопоставлении с мелодикой П. Чайковского. О мелодии С. Прокофьева часто говорят, что ее трудно спеть. Мелодия же П. Чайковского с ее закруглениями, опеваниями, поступенностью (все звуки рядом) поется легко и свободно.

Русский песенный склад мелодии и скачки, перекрещивания в фортепианном сопровождении («Утро», «Прогулка», «Сказочка»), остинато2, органный пункт, созвучия-пятна («Дождь и радуга») — все это делает музыку С. Прокофьева непривычной. В то же время безмятежные прокофьевские воспоминания аналогичны тихим пейзажным образам С. Рахманинова (IV класс), сказочно-хрупкому образу Снегурочки Н. Римского-Корсакова (III класс).

Живая, веселая шутка, звонкий, юношеский смех, остроумная скерцозность, светлый, улыбчивый тон, радость жизни — все это тоже Прокофьев!

«Расскажи сказку». На этом развороте даются в сопоставлении «Нянина сказка» П. Чайковского и «Сказочка» С. Прокофьева. Пьесы двух фортепианных альбомов для детей эффективнее разбирать с учащимися непосредственно за инструментом.

В названии пьесы С. Прокофьева — «Сказочка» не упоминается рассказчица — няня, но музыкальный аккомпанемент подсказал художнику ее образ. У С. Прокофьева сказка начинается не сразу. Вероятно, мальчик увидел свою няню сидящей за вязаньем и попросил рассказать сказку… Музыка звучит как бы вполголоса. Тянется нить из клубка, плетется узор, начинается неспешный рассказ. Только на несколько секунд-тактов отрывается няня от своего вязанья (видимо, в сказке что-то страшное произошло), переводит дыхание и ведет сказочку прежним говорком к мирному, спокойному концу. Здесь вновь можно применить прием распева на слоги основной мелодии, например на слова «жили-были царь с царицей» или какие-либо другие.

Няня в пьесе у П. Чайковского начинает рассказывать сказку сразу, и, как предполагают ребята, этой сказкой она хочет испугать маленького воспитанника. Не случайно дальше следует пьеса «Баба-яга». Постарайтесь с учащимися в классе ответить на вопросы этого разворота, связать их с интонационно-образным пониманием миниатюр. Не стоит сочинять сказку всем классом, лучше, если она будет у каждого своя.

«Звучащие картины». На картинах известных художников — П. Федотова, О. Ренуара, П. Корина — изображены музыканты за инструментами: клавесином, пианино, роялем. Главное — характер звучащей на картинах музыки. Перед детьми следует поставить вопрос, какую музыку они «слышат», глядя на картины, и тогда уже постараться озвучить их предположения. Отбор музыкальных произведений остается за учителем. Важно, чтобы это были контрастные произведения, отвечающие суровому образу картины П. Корина; нежному, мягкому, задушевному звучанию домашнего музицирования — в картине О. Ренуара; классической музыке прошлого — в картине П. Федотова.

«Колыбельные». На двух разворотах предлагаются четыре колыбельные песни (три из них в разное время написали композиторы А. Островский, Е. Крылатов, Р. Паулс и одна народная латышская песня). Практика показывает, что детям очень нравятся все предложенные здесь песни. Они поют их с удовольствием, так как эта музыка бытует дома, часто исполняется по радио, телевидению. Не будем подробно останавливаться на вокально-хоровой работе, единственное замечание: во всех предложенных песнях, в том числе и в «Вечерней песне» А. Тома, постарайтесь определить с детьми интонацию колыбельной. Это поможет им успешно выполнить задание в рабочей тетради.

«Мама», пьеса из «Детского альбома» П. Чайковского, — отражение первой мысли ребенка до и после сна, лирическая, интимная. Постарайтесь с учащимися найти слова для мелодии П. Чайковского по аналогии с «Вечером» С. Прокофьева.

О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ

Во II классе данный раздел открывают страницы, на которых учащиеся увидят величественный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и картину «Северная идиллия», принадлежащую кисти замечательного русского живописца К. Коровина.

«Великий колокольный звон». На уроке учащиеся услышат звучание колоколов из пролога оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. (Заметим, что к этому музыкальному фрагменту учащиеся вновь обратятся в IV классе в разделе «День, полный событий», когда будут знакомиться с музыкой, которая сопровождала А. Пушкина в Святогорском монастыре, где поэт, несомненно, слышал колокольные звоны.)

Колокольные звоны Московского Кремля проходят через всю оперу М. Мусоргского: пролог начинается с праздничного перезвона «венчания на царство»; в келье Чудова монастыря раздается приглушенный звон к заутрене; в царском тереме под скорбный вечерний перезвон Борис терзается угрызениями совести; в Грановитой палате царь умирает под погребальный звон; на лесной поляне, под Кромами, тревожно и грозно звучит набат, извещающий Русь о новой беде.

Нам хотелось, чтобы из всей возможной палитры звучания колокола как инструмента православного храма учащиеся запомнили благовест. По образному выражению о. Александра Меня, благовест является «музыкальной проповедью, вынесенной за порог церкви».

Обратите внимание детей на связь рисунков колоколов и нотной записи колокольного звона. Большая величина нот и их расположение как бы передают поочередное звучание двух могучих колоколов (благовест), переходящий в радостный трезвон, который изображен более мелкими нотами.

В дальнейшем ребята услышат и торжественный перезвон, которым встречали победоносных ратников; и так называемый всполошный колокол, предупреждавший жителей города о появлении неприятеля; и набатный колокол, который оповещал о войнах и пожарах; и метельный звон, помогавший найти дорогу заблудившимся путникам.

Одни люди любили звонить, а другие любили слушать, и среди слушателей находились сочинители музыки, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Второклассники встретятся с имитацией на фортепиано торжественного перезвона колоколов и церковного песнопения в «Богатырских воротах» М. Мусоргского, с набатным колоколом в четвертой части кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» — «Вставайте, люди русские».

Можно прочитать стихи М. Цветаевой, звучание которых позволяет услышать колокольность, выраженную в слове:

Семь холмов — как семь колоколов,
На семи холмах — колокольни.
Всех счетом: сорок сороков,
Колокольноесемихолмие!

Сравнение разных колокольных звонов приблизит детей к ощущению и пониманию колокольности как художественного явления в русском искусстве. (В «Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс» предлагается запись — «Праздничный трезвон.Красный Лаврский трезвон» Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой лавры.)

«Звучащие картины». Картины И. Левитана и А. Лентулова, помещенные на этих страницах, позволят детям представить разные колокольные звоны, что усилит их полное таинственности впечатление от прозвучавшей музыки. «Разбросанные» на цветных плашках слова предлагаются учащимся для определения характера «звучания» картин, их эмоционального настроения. Неоднократное выполнение аналогичных заданий способствует расширению эмоционального словаря школьников.

На данном развороте отсутствует музыкальный ряд: авторам не хотелось предлагать иллюстрирование музыки картинами, навязывать какие-либо произведения. Это целиком творческая работа учителя и учеников каждого конкретного класса. Однако если подпись под картиной И. Левитана «Вечерний звон» ассоциируется с аналогичным названием русской народной песни, то название картины А. Лентулова «Небосвод» может вызвать некоторые затруднения. Предложите учащимся на выбор несколько произведений русской музыки: «Мелодию» П. Чайковского, «Ноктюрн» из Квартета № 2 А. Бородина, «Вокализ» С. Рахманинова, «Вечернюю музыку» из симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина и др. В подборе произведений опирайтесь на собственные ассоциации и на то эмоциональное состояние, которое возникнет у детей.

«Святые земли Русской». Два разворота посвящены музыке из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева и народному духовному песнопению о Сергии Радонежском.

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле. Это в полной мере относится к Александру Невскому (1220—1263) и Сергию Радонежскому (1314—1392) — святым земли Русской.

Имя и дела замечательного полководца Александра Невского известны гораздо больше, чем тихое житие монаха Сергия Радонежского. Однако имя и того и другого на Руси произносят с гордостью и почтением. Православная церковь причислила благоверного князя Александра и преподобного Сергия к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образов новое осмысление.

Реально существовавшие русские люди, ставшие впоследствии святыми, представлены в разделе не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и произведениями художников. В их честь, или, как говорили раньше, «в похвалу», написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны жития (жизнеописания) и романы, поэмы и стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

Для того чтобы на уроках вести беседу с учащимися об этих русских людях, необходимо ответить себе на самые простые вопросы: когда жили Александр Невский, Сергий Радонежский? Что они сделали для Руси? Какие подвиги так прославили их имена? Чем дорога народу их память?

Чтобы понять смысл их подвига, расскажите о них учащимся немного подробнее.

Дополнительная информация

Национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны, памяти народной в течение почти восьми веков был и остается святой благоверный великий князь Александр Невский:

Он чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом.

Родился князь Александр 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском, где княжил отец его Ярослав Всеволодович, правнук Владимира Мономаха. «Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого тезки своего — Александра Македонского, и не просто читал — палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений Македонского, стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою.

Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла»2.

Отроческие и юношеские годы Александра Ярославича протекали в Новгороде. В это время на Русь напали татары. И хотя Новгород не испытал ужасов ордынского нашествия, новгородцы тоже вынуждены были признать себя зависимыми от Золотой Орды и платить ханам дань. Новгороду тогда больше досаждала агрессия шведских, а позже немецких феодалов.

После победы над шведами в 1240 г. (Невская битва) народ прозвал князя Александра Невским. А через два года произошло знаменитое Ледовое побоище, о котором и повествует кантата С. Прокофьева «Александр Невский».

Прошло много лет…

Как-то по пути из Орды князя настиг предсмертный недуг. Предчувствуя свою кончину, Александр по обычаю русских князей принял монашескую схиму (торжественную клятву) с именем Алексия.

Православная церковь канонизировала Александра Невского в 1380 г. после победы над Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра.

«Песня об Александре Невском» — 2-я часть кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Звучит она и в начальных кадрах фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский». «Кто придет на Русь, будет насмерть бит» — такова основная мысль этой части кантаты. Текст песни будет интересен учащимся и поможет учителю более вдумчиво и осознанно работать с фрагментами кантаты. К «Песне об Александре Невском» предлагается вернуться и в III, и в IV классах, каждый раз на качественно новом обобщающем уровне.

Степенная, неторопливая, повествовательная интонация былинного склада не просто рассказывает о событиях, а предстает перед слушателями темой Родины, выражает ее непобедимую мощь и суровое величие. Начало хора желательно спеть со словами, чтобы мелодия лучше запомнилась детьми.

Строгая, размеренная мелодия звучит в унисон в исполнении мужских и низких женских (альты) голосов. Такое звучание характерно для эпического повествования. Построен хор на чередовании фраз, исполняемых то верхними голосами, то басами. На втором году обучения есть все основания обратить внимание ребят на звучание аккомпанемента («гусельные» переборы арф) — этим подчеркивается характер эпического рассказа и средней части хора «Ух, как бились мы, как рубились мы!». Но она более оживленна и картинна: слышны звуки битвы, бряцание оружия, удары мечей, а тяжелые ритмические акценты напоминают о могучей поступи богатырей. Несомненно, учащиеся услышат, как меняется характер звучания хора, как величавому запеву противопоставляется более подвижная середина, повествующая о давно отгремевших битвах, о победах князя Александра над шведами. Все это передано в оркестре сочетанием пиццикато у струнных, форшлагов у деревянных, военно-маршевых интонаций у ударных инструментов.

Картины художников М. Нестерова и П. Корина помогут учащимся полнее представить себе своего далекого предка. Пусть ребята сопоставят образы Невского — святого и воина — в этих картинах и в музыке С. Прокофьева.

Для людей старшего поколения образ Александра Невского связан с кинообразом артиста Н. Черкасова.

Живописный портрет Александра Невского занимает центральную часть композиции триптиха «Александр Невский» художника П. Корина. Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. Над головой — воинская хоругвь с образом Спаса-Ярое Око, наследным образом рода Ярославичей. На коринском полотне нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя Александра Невского — олицетворением защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни северной Руси.

Контрастом этого образа становится изображение Александра Невского в картине М. Нестерова «Князь Александр Невский». Отложив щит и меч, князь молится перед иконой Божией Матери, вокруг головы у него нимб — символ святости. От картины веет покоем и умиротворением.

Какими словами из песен могут подписать учащиеся эти картины? Это будет зависеть от вдумчивой, кропотливой работы учителя с произведениями музыкального и изобразительного искусства.

Аналогично картинам звучит контраст и в музыке: «Песня об Александре Невском» и набатный хор «Вставайте, люди русские». Учителю предлагается эскизно разучить с учащимися и мелодию «Песни об Александре Невском», и две темы хора «Вставайте, люди русские» — к этой музыке они вернутся еще не раз.

«Песня об Александре Невском» С. Прокофьева и народное песнопение о Сергии Радонежском в чем-то похожи. Степенная, повествовательная интонация неспешно рассказывает нам об их жизни. Но если «Песня об Александре Невском» — развернутый эпический рассказ, то народное песнопение — простой, многократно повторяющийся напев, который дети могут разучить, ориентируясь на нотную запись в учебнике. Дома можно выполнить задания, помещенные в рабочей тетради.

Дополнительная информация

В селе Варницы под Ростовом Великим 3 мая 1314 г. в боярской семье у благочестивых родителей Кирилла и Марии родился мальчик Варфоломей. Вскоре семья переехала в городок Радонеж Московского княжества, где Варфоломей жил до своего монашеского подвига. Место красивое, радующее глаз. Слово «Радонеж» и произошло от слова «радость». Радонеж — радостное место.

Из жития преподобного Сергия, в миру Варфоломея, известен эпизод, ставший переломным в его судьбе. Будучи еще юным отроком, Варфоломей, посланный родителями искать затерявшуюся где-то лошадь, встретил стоящего под дубом старца, погруженного в молитву, и этот старец благословил мальчика и предрек ему необыкновенное будущее, святое подвижничество.

М. Нестеров в своей картине «Видение отроку Варфоломею» изобразил момент, когда отрок Варфоломей, подойдя к старцу, благочестиво смотрит на него, тихо ожидая окончания молитвы.

В «Видении…» М. Нестеров показал себя тонким пейзажистом и психологом, ибо сумел передать гармонию душевного покоя человека через одухотворенную красоту и гармонию русского пейзажа. Эскизы художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, неподалеку от бывшего города Радонежа. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее.

После смерти родителей в двенадцати верстах от Радонежа, в лесу, на вершине горы Маковец, у родника, Варфоломей срубил избушку, чтобы жить в уединении и молиться Богу. Когда человек твердо решает уйти от суеты и всю жизнь посвятить Богу, его постригают в монахи. Это великое событие в жизни человека, его можно сравнить со вторым рождением, ему даже дают новое церковное имя. Так Варфоломей стал Сергием и с этим именем вошел в русскую историю.

Согласно жизнеописанию был у Сергия в лесной глуши друг. Раз увидел монах рядом со своей кельей огромного медведя, ослабевшего от голода. Сергий пожалел зверя, накормил его хлебом. С тех пор часто приходил медведь к пустыннику и скоро стал ручным.

Но как ни одинок был в то время Сергий, слухи о нем как о молитвеннике шли по всей Руси. Стали к нему приходить люди и проситься строить кельи рядом с ним. Монах отговаривал их, ссылаясь на трудности и невзгоды, но люди были непреклонны, и одиночеству Сергия пришел конец. Увеличилась монашеская братия, ожила пустынь. С этого времени началась многовековая история Троице-Сергиева монастыря.

Это историко-культурное отступление объясняет отдельные четверостишия народного песнопения о преподобном Сергии Радонежском, предложенного в рабочей тетради и в учебнике. Сергий был известен не только своей духовной жизнью, но и участием в политической жизни страны, об этом также повествует народное песнопение:

Он отвращал молитвой беды,
И в грозный час у Бога сил,
Дар силы, славы и победы
Стране родимой испросил.

Над Русью нависла смертельная опасность: с юга на нее надвигались орды Мамая. Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович (Донской) счел своим долгом посетить преподобного Сергия. Это событие говорит нам об огромном значении личности Сергия в то время. Князь получил благословение3 святого на правую битву за землю и веру.

Народная память, уважение, почитание выражены в народном песнопении о Сергии Радонежском, а также в напеве Оптиной пустыни «О, Преславногочудесе».

«Утренняя молитва». «В церкви». Службы в православном храме — это прежде всего молитвы. Во II классе мы начинаем косвенное знакомство с ними через пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Первая представляет собой стилизованную молитву, а вторая заимствована композитором из церковного обихода.

П. Чайковский начинает свой альбом с «Утренней молитвы». Так начинался в его время день каждого ребенка. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной музыке. Известно стихотворение одиннадцатилетнего Пети Чайковского, написанное по-французски. Вот буквальный перевод этих незамысловатых, по-детски наивных строчек:

Когда молюсь от сердца,
Господь мою молитву слышит.
Молитва наша есть сестра.
Она, как свет,
Нам душу освещает.

Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький человек к Богу, к своему Ангелу-хранителю: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный. Прилежно молю тя: ты меня днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь». Короткая молитва, музыка пьесы наставляют ребенка на благие дела, любовь.

Музыка последней пьесы альбома «В церкви» звучит торжественно, степенно, и мы понимаем, что находимся не в детской перед лампадой, а в церкви. Мелодия повторяет церковную молитву «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей…». Пьеса написана для фортепиано, а слышится, будто благоговейно и строго звучит хор, гармонично сливаясь с тяжелыми ударами большого церковного колокола. Расставаясь со своим маленьким героем, композитор словно говорит ему: «Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Сравнительный интонационный анализ двух пьес альбома не только углубит эмоциональное впечатление от музыки, но и будет содействовать пониманию особенностей композиции (формы) произведений. В обеих пьесах чрезвычайно выразительное значение имеет кода. В каждой пьесе звучит как бы сама молитва и выражено (передано) то состояние, которое возникает после нее: просветление — после «утренней молитвы» (восходящее движение на diminuendo, приводящее к pianissimo) и успокоение — после «вечерней молитвы» (тихо, мерно ниспадающие аккорды на фоне мерно «гудящего» баса — как бы замирающего вдали колокола). Сравнение окончаний пьес может подсказать учащимся место каждой из них в «Детском альбоме». На вопрос, какая из них открывает альбом, а какая его завершает, ребята смогут ответить сами.

Другой самостоятельной линией в разделе «О России петь — что стремиться в храм», как мы уже говорили, является знакомство с некоторыми из двунадесятых праздников Русской православной церкви. Двунадесятыми называются важнейшие 12 праздников русской церкви, отражающие события из жизни Иисуса Христа и Богородицы. Об этих праздниках можно прочитать в статьях Т. Шмашной и А. Кружаловой в журнале «Искусство в школе» (2000. — № 6, 2001. — № 1—5).

Начальные сведения о празднике Рождества Христова учащиеся получают в I классе. Во II классе вспоминают историю этого праздника и разучивают славянские песнопения, посвященные ему.

Дополнительная информация

Две тысячи лет прошло с тех пор, как родился Спаситель мира Иисус Христос. Произошло это величайшее чудо на святой земле Палестины, в маленьком городке Вифлееме.

До 1917 г. праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России. В ночь на 25 декабря по старому стилю (7 января по новому стилю) по всей стране в малых и больших церквах совершалось торжественное богослужение. Россияне еще накануне праздника украшали в домах любимую с детства рождественскую елку. Лесная красавица пришла в Россию из западных стран относительно недавно — при Петре I. Вечнозеленые ели и другие растения (можжевельник, лавр, омела) были символом обновляющейся жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.

Для того чтобы рассказать историю этого праздника, обратимся к евангельскому повествованию. В тот период в стране Иудее правил царь Ирод. И страна, и царь находились под властью Римской империи. Император Август повелел провести перепись в Иудейской земле. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Родители Девы Марии и старца Иосифа, в доме которого она жила, происходили из Вифлеема. И когда Марии пришло время родить, они отправились в Вифлеем. Мест ни в домах, ни на постоялых дворах не было. Они остановились за городом, в пещере, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду. Это место называлось «вертеп». Ночью у Девы Марии родился Младенец — Сын Божий, Спаситель мира. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Об этих событиях рассказывает и стихотворение Б. Пастернака «Рождественская звезда».

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла…
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Тем временем в Иерусалим прибыли из далекой восточной страны волхвы, или мудрецы, — ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. Они увидели, как на небе возникла новая необычная звезда. Увидев ее, волхвы поняли, что ожидаемый Спаситель мира родился. Мудрецы поспешили в Иерусалим, чтобы узнать, где родился царь, и поклониться ему.

Ирод, прослышав о появлении необычной звезды и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, поэтому он принял решение убить Младенца. Волхвы вновь увидели ту самую новую звезду, которая явилась им на востоке, на сей раз она, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. Волхвы вошли в пещеру и поклонились Иисусу до земли. Они принесли ему дары.

И вновь процитируем Б. Пастернака:

А рядом, неведомая перед тем…
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,

И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

…Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Евангельская история о Рождестве Христове дается нами не только как историко-культурологическая справка — главное здесь то, что события двухтысячелетней давности ложатся в основу произведений искусства и далекого прошлого, и современности. Об этом событии поется в песнях, помещенных на страницах учебников I и II классов. Наряду со славянскими песнопениями предлагается разучить хорошо известные мелодии народов Европы. Все песни о «рождественском чуде» полны радости и удивительно напевны, ни в одной из них нет ликования. Они воспевают святую ночь, даря людям душевный покой и приобщение к великой тайне.

Исполнение мелодии Ф. Грубера «Тихая ночь», так же как и «Колыбельной» (польская народная песня), может сопровождаться пластическим интонированием, легким покачиванием в такт мелодии. Мелодия Ф. Грубера для учащихся I класса может оказаться сложной для исполнения, несмотря на это, предлагаем познакомить детей с этим сочинением: они могут исполнить его эскизно, подпевая учителю, обязательно прослушать на аудиокассете и вновь вернуться к ней во II классе.

Дополнительная информация

Придя на Русь, христианство не нарушило ее национальной самобытности, а, наоборот, обогатило культуру народа и его быт. Так, например, крестьяне праздновали Рождество весьма своеобразно, исходя из своих знаний о рождении Иисуса Христа. В сочельник (день накануне праздника) до самого вечера, точнее, до появления на небе первой звезды (в воспоминание о вифлеемской) никто ничего не ел и не садился за стол.

На широком небосклоне,
В звездном ярком хороводе
Светит дивная звезда.
Всюду луч она заронит,
Где людское горе стонет, —
В села, рощи, города.

Луч доходит до светлицы
И крестьянки, и царицы,
И до птичьего гнезда.

Он вскользнет и в дом богатый,
И не минет бедной хаты
Луч волшебный никогда…

Всюду ярче радость блещет,
Где тот звездный луч трепещет
И не страшна там беда,
Где засветится звезда.
И. Гриневская

В обычае было с самого утра 25 декабря (7 января) славить Христа на улицах и площадях. Обряд хождения по домам в Рождество и Новый год с поздравлениями, песнями, со звездою назывался колядованием или славлением. Песни, исполняемые при этом, назывались колядками. Обычно славлением занимались дети, которые ходили по домам с вертепом или звездой.

Звезду делали из бумаги величиной более полуметра, раскрашивали красками и освещали изнутри свечами, отчего рисунок и лучи звезды становились прозрачными. Вертеп представлял собой ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Славильщики двигали фигурки и разыгрывали сцены рождения Христа. При этом совершались песнопения о рождении Младенца Иисуса, а в заключение добавлялись от себя различные песни или колядки.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 454; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!