Мнения изложенные в девяноста девяти статьях
Не позволяй свонм солдатам оскорблять врага. Старая пословица говорит: «Вспугни пчелу — и она превратится в дракона».
Будь всегда честен со своим господином.
В Лунь Юй говорится: «Необходимо действовать соответственно Пути даже когда спешишь. Необходимо действовать соответственно Пути даже во время опасности».
А еще там говорится: «Если служишь господину — будь усерден».
Нельзя проявлять ни капли трусости на поле боя. В У Цзы говорится: «Тот, кто стремится спасти свою жизнь,— потеряет ее; тот же, кто готов отдать свою жизнь,— сохранит ее».
Будь осмотрителен в своих действиях, дабы не допустить небрежности. В Ши Цзин говорится: «Если господин действует правильно, то и его слуги будут действовать правильно, даже в отсутствие указаний. Когда господин действует неправильно, даже если он и будет давать указания, их все равно не станут выполнять».
Следует проявлять полнейшее усердие в военных искусствах. В Сянь Люй говорится: «У сильного генерала не бывает слабых солдат».
Никогда не надо лгать ни при каких обстоятельствах. В пророчествах богов говорится: «Хоть правда и не всегда вознаграждается сразу же, в конце концов она найдет сочувствие божеств и Будды». Однако не следует ли в сражении действовать в соответствии с обстоятельствами конкретного момента? В Сунь Цзы говорится: «Избегай сильных сторон противника, наноси удар по его слабым местам»1.
|
|
Нельзя проявлять и малейшей доли непочтительности к своим родителям. В Лунъ
Юй говорится: «Не щади собственных сил, заботясь о родителях».
Никогда не относись беспечно к своим братьям. В Ху Хань Шу говорится: «Твои братья — это твоя правая и левая рука».
Не говори ни слова о своих собственных недостатках. В книге О Ко говорится: «По единственному слову можно судить о достоинствах и недостатках человека».
Не следует ни с кем вести себя грубо. Особую вежливость проявляй по отношению к священникам, женщинам, неимущим и старшим. В Ли Цзин говорится, что, «когда ты вежлив,— ты в безопасности, но, если ты невежлив, навлечешь на себя беду».
Необходимо совершенствоваться в военных искусствах. В Лунь Юй говорится: «Изучение еретических мыслей добром не кончится».
К Учению нельзя относиться беспечно.
В Лунь Юй говорится: «Учение без размышлений — тьма. Размышления без Учения — опасны».
Следует стремиться не проявлять небрежность во всем, что касается выправки.
В Лунь Юй говорится: «Когда Конфуций вошел в усыпальницу предков в Чжоу, он спрашивал обо всем».
Не следует слишком предаваться утонченным удовольствиям. В Ши Цзин говорится: «Когда банкет в разгаре, возникает неразбериха. Когда удовольствие достигает своего пика, появляется печаль». В Цзу Чжуань говорится: «Вести роскошную жизнь — все равно, что пить отравленное сакэ». А еще в Лунь Юй сказано: «Чти добродетель точно так же, как любишь красивую женщину».
|
|
В делах больших и малых нельзя игнорировать указания своего господина. В Лунь Юй говорится: «Вода обретает форму сосуда, в который она налита, будь он круглым или квадратным».
Не проси подарков и владений у господина. В Цзу Чжуань сказано: «Незаслуженное вознаграждение — это барыш, полученный нечестным путем, оно неизбежно приведет к несчастью».
Не жалуйся и не сплетничай. В Лунь Юй сказано: «Не подхалимничай из-за того, что ты беден, и не будь заносчив из-за того, что ты богат».
Нельзя игнорировать порицание. Необходимо проявлять сочувствие к своим слугам. В Сянь Люй говорится: «Использовать людей надо так, как ты используешь свои руки и ноги».
Когда слуга болен, приди к нему и прояви неподдельное сочувствие, даже если это будет сопряжено для тебя с определенными неудобствами. В Чжун Чань сказано: «Спеши удовлетворить нужды своих воинов точно так же, как ты спешишь утолить свою жажду».
Помни о добрых делах своего господина.
|
|
В Сянь Люй сказано: «Если к хорошему и плохому относиться одинаково, то усердные слуги утратят интерес».
Нельзя пренебрегать порицанием в свой адрес. Как говорили древние, «хорошее лекарство неприятно на вкус, но лечит болезнь». Правдивые слова неприятны для уха, но помогают изменить поведение».
Более того, в Шу Цзин сказано: «Если подправлять дерево, то оно вырастет прямым.
Если господин прислушивается к упрекам, то он станет мудрецом».
Если преданные слуги по какой-то неизбежной причине оказались в крайне затруднительном положении, то господин должен оказать им посильную помощь. Старая пословица гласит: «Если собираешься прожить в каком-либо месте год, то посади пять зерен. Если же собираешься прожить там всю свою жизнь, то нет ничего важнее забот о собственных слугах».
Не следует входить и выходить из особняка по своим делам через задние ворота. Старая пословица гласит: «Отец и сын не сидят в одном ряду, как и не сидят рядом мужчины и женщины».
Человек, которого покинули его друзья, должен проявить особое усердие на Пути человечности. В-Дунь Ой сказано: «Нельзя отвечать грубо на вопрос о твоих делах».
В Лунь Юй сказано: «В общении с друзьями ты должен быть искренен в своих речах».
|
|
Нельзя быть ленивым в повседневных делах. В Лунь Юй говорится: «Если после
праведных дел у тебя еще останется энергия, то используй ее на учение».
Примечание: приступая к своим обязанностям, надо сначала пойти туда, где собираются твои товарищи и встретиться с ними, а затем отойти в сторону. Иными словами, для человека важно найти свое место. Есть древняя поговорка, которая гласит: «Не думай, что когда после трехдневного расставания ты снова встретишься с друзьями, то они будут такими же, какими были прежде». Прежде всего это касается Благородного Человека2.
Какими доверительными ни были бы твои отношения с другим человеком, не сплетничай с ним о мелочах. Древняя поговорка гласит: «Прежде чем вымолвить хоть слово, подумай трижды; прежде чем что-либо сделать, подумай девять раз».
Проявляй усердие в дзэнской медитации. Древняя поговорка гласит: «В Дзэн нет никакой особой загадки. Дзэн — это всего лишь решение вопроса жизни и смерти».
Ни при каких обстоятельствах не рассказывай людям из других кланов о безобразиях, произошедших в твоем клане. Поговорка гласит: «Хорошие новости всегда остаются дома, а плохие — уходят за тысячу миль».
В какое бы время суток ты ни возвращался домой, вышли вперед посыльного, дабы возвестить о своем возвращении. Если ты неожиданно возвратишься домой и станешь свидетелем нерадивости своих слуг, то тебе придется наказать их. Более того, если вникать в подробности подобных вещей, то это никогда не кончится. В Лунь Юй говорится: «Преступно выносить смертный приговор, не выяснив сначала, кто прав, а кто виноват».
Как бы несправедливо ни относился господин к человеку, последнему не следует проявлять недовольство. В Сяо Цзин сказано: «Ты можешь считать, что господин не соответствует своей должности, но слуга все равно должен выполнять работу слуги». А еще говорят, что «человек, охотящийся на оленя, не должен глазеть на горы». Говорят также, что «подчиненный не должен критиковать своего начальника».
Что касается наказаний слуг, если прегрешение незначительно, то можно ограничиться порицанием. Не подлежит сомнению, что за серьезное преступление человек должен заплатить своей жизнью. Цзян Ши3 сказал: «Чтобы не дать почке распуститься и превратиться в листок, лучше всего воспользоваться топором».
Если часто выносить смертный приговор за незначительные прегрешения, то не приведет ли это к тому, что люди станут безынициативными и безвольными? В Люй Ши Чунь Цзю сказано: «Если закон слишком строг, то его не будут соблюдать; если запретов слишком много, то за их выполнением нельзя будет уследить».
Нельзя взимать с фермеров положенного объема трудовой повинности. В Чжун Чань говорится: «Если верхи подавляют, то низы взбунтуются. Если тяжело эксплуатировать людей, то не будет конца смертным приговорам, и они просто перебьют друг друга».
Если объявляешь о наградах, то, независимо от размера и значительности, их следует вручить немедленно. В Сянь Люй сказано: «Нельзя тянуть с наградой за заслуги».
Используя людей, давай им задачи соответственно их способностям. Древняя поговорка гласит: «Хороший плотник не выбросит кусок дерева; хороший полководец не уволит воина».
Не проявляй нерадивость в уходе за доспехами. Есть древняя поговорка, которая гласит: «Девятиэтажная башня начинается с фундамента».
Отправляясь на войну, нельзя даже на день отставать от командующего. Древняя поговорка гласит: «Больно слышать удар гонга, подающий команду к отступлению, но радостно слышать тот, который объявляет о наступлении».
Как следует ухаживай за своей лошадью. В Лунь Юй сказано: «Собака человека защищает, лошадь выполняет за него тяжелую работу; это животные, которые верой и правдой служат человеку».
Встретившись с противником, атакуй то место, которое он еще не успел укрепить. Древняя поговорка гласит: «Часто наносит поражение противнику тот, кто не делает упор на боевой порядок». Есть еще одна поговорка, гласящая: «Традиция нашего клана заключается в том, чтобы стремительно ворваться и не давать противнику никакой пощады».
Во время боя не стоит далеко преследовать противника. В Сыма Фа сказано: «Преследуя врага, не оставляй боевых порядков. Иначе внесешь сумятицу в свое подразделение, порядок колонны нарушится, и ты бессмысленно потеряешь людей и лошадей».
Если твои войска побеждают, то лучше не сбавлять порыва, чтобы не дать противнику возможности снова сгруппироваться. Пока войска противника полностью не разгромлены, у них будет оставаться шанс прийти в себя. В Сянь Люй сказано: «Наступление подобно внезапному дуновению ветра».
Не следует превозносить перед другими многочисленность или силу противника.
В Сянь Люй сказано: «Никому не позволяй говорить о сильных сторонах противника».
Не позволяй своим солдатам оскорблять врага. Древняя поговорка гласит: «Вспугни пчелу, и она превратится в дракона».
Когда близится сражение, веди себя подчеркнуто грубо со своими людьми. Накопив злость, они будут яростно сражаться.
В Сыма Фа сказано: «Общаясь со слабым и безвольным человеком, веди себя с ним так, будто ты имеешь дело с водой. Когда же перед тобой могучий и сильный, то проявляй такое же уважение, как и в обращении с огнем».
Никогда не проявляй собственную слабость, даже в компании с благожелательно настроенными родственниками или вассалами. В Сянъ Люй сказано: «Если хозяин проявляет слабость и нерешительность, то его слуги и солдаты утратят к нему уважение».
Не увлекайся маневрированием и интригами. Есть древняя пословица, которая гласит: «Если будешь желать слишком многого, то не получишь ничего». Зачем увлекаться и уходить слишком далеко от того, что естественно? Более того, в Лунь Юй говорится: «Избыток сродни недостатку».
Если хочешь неожиданно напасть на противника, то избегай основных дорог, стараясь найти второстепенные. А затем — нападай.
Старая пословица гласит: «Когда тебя могут легко заметить, двигайся обходными путями; если тебя не смогут заметить, то двигай всю армию».
В любом деле, если у тебя что-нибудь попросят, не лучше ли проигнорировать просьбу? В Биянь Лу говорится: «Если тебе не нравится что-нибудь, то все лучше обойтись без этого».
Не вступай в спор по какому-то ни было поводу. В Лунь Юй сказано: «Благородный человек не будет упорно настаивать на своем. Если же все-таки он это делает, то не похоже ли это не состязание лучников?»
Необходимо хорошо понимать, что такое добро и что такое зло. В Сянь Люй сказано: «Если хоть одно доброе деяние останется незамеченным и невознагражденным, то все станут совершать меньше хороших поступков. Если же восхвалить хоть один злонамеренный поступок, то злонамеренными станут все».
Когда в лагерь подвозят съестные припасы, старайся распределить их поровну среди своих солдат. В Сянь Люй говорится:
«В древности хорошие полководцы — если в лагерь подвозили вино — приказывали вылить его в реку, а сами пили воду из ручья, как и все остальные солдаты».
Если ты не приучен прилагать усилия, то тебе трудно будет достичь чего-либо значительного в своей жизни. Лао Цзы сказал: «Путешествие длиной в тысячу миль начинается с одного-единственного шага».
Какими разумными бы ни были твои доводы, не настаивай на них в разговоре с человеком, занимающим высокое социальное положение. Пословица гласит: «Когда слов слишком много, то это вредит твоему положению».
Не убивайся понапрасну из-за единственной ошибки. Очень важно, чтобы ты сохранил здравый рассудок уже после того, как она совершена. В Лунь Юй говорится: «Когда совершишь ошибку, без колебаний исправь ее». А еще там сказано: «Сделать ошибку и не исправить ее — вот это настоящая ошибка».
Не относись пренебрежительно к престарелым людям, независимо от их положения.
В Лунь Юй сказано: «Уважай пожилых людей, будто они — твои родители».
Избегай общения с людьми сомнительного поведения. В Ши Цзин говорится: «Если не знаешь человека, то наведи справки о его друзьях». Есть еще одна поговорка, которая гласит: «Человеку не следует общаться только с хорошими или только с плохими. Певчая птица, порхающая от цветка к цветку, обоняет их запах и тут же забывает о них».
Не давай воли сомнениям. В Сянь Люй сказано: «Нерешительность для армии равносильна поражению».
Не порицай других за их ошибки. Старая пословица гласит: «Относись к другим так, как ты желаешь, чтобы относились к тебе».
Не таи злобы в своем сердце. В Чжун Чань говорится: «Если злой человек занимает высокий пост, его войска будут воевать друг против друга до последнего человека».
Если тебя вызывает к себе господин, то мешкать никак нельзя. В Лунь Юй говорится: «Когда Конфуция вызвал правитель, то он отправился, не ожидая, когда подадут повозку».
Никого не посвящай в свои тайны, будь они военного или иного характера. В И Цзин сказано: «Дела делаются втайне; если же будешь много болтать, то ни одного дела не сможешь довести до конца».
Надо верить в божеств и Будду. Поговорка гласит: «Когда ты живешь в согласии с Буддой-разумом, это часто придает тебе новые силы. Человек же, действующий против других негодными средствами, получит в конце по заслугам».
Когда армия твоего союзника находится на грани поражения, сражайся с еще большим упорством. В Гу-лян Чжуань сказано: «Тот, кто хорошо продумывает свою стратегию, избегает сражения. Тот, кто хорошо воюет, никогда не умрет».
Пользуйся острым мечом и никогда не носи с собой меч, который хоть немного затупился. Говорят, что «тупой меч не перерубит кость».
Не говори с другими о пище или торговле. Старая поговорка гласит: «Металл проверяется огнем, человек — тем, что он говорит».
Даже если ты и очень дружен с кем-то, крепко подумай, прежде чем обращаться к нему с просьбой. Древняя поговорка гласит: «Потянувшись от жадности за лишним стаканом вина, можно потерять лодку, полную рыбы».
Не стоит без причины критиковать одних людей в присутствии других. В Чжань-го Цзы сказано: «Хвали достоинства другого человека, но не упоминай о его недостатках».
Даже когда войска противника многочисленны, атакуй, если они не уделили защите должного внимания. Однако тщательно подумай, прежде чем нападать на хорошо защищенного противника, даже если численность его невелика. В Сунь Цзы сказано: «Не нападай на лагерь с внушительной обороной, но и не сдерживай порыв хорошо организованного наступления. Чтобы действовать успешно, помни о внезапной реакции змеи с горы Чжан. Если ударить ее по голове, она защищается хвостом; если ударить ее в хвост, она пускает в ход голову; если ударить ее посредине, то она нападет
на обидчика и головой, и хвостом. Вот как надо нападать на хорошо подготовленного противника».
Не делай ничего от скуки. Мэн-цзы сказал: «Тот, кто честно и упорно старается, станет последователем Шуня»4.
Вышеприведенные правила не следует бездумно и часто повторять другим. Это, скорее, мое последнее обращение к вам.
Пять, умноженные на два, равняются десяти, однако, если сложить пять и два, то будет всего семь. Таково тайное устное предание Семьи Сингэн.
Эйроку Ганнэн (1558).
В счастливый день в апреле.
Главам нашей Семьи
Комментарии
ТАКЭДА НОБУСИГЭ (1525—1561). Такэда Нобу-
сигэ был вторым сыном Такэды Нобутады, и именно ему его отец хотел передать поместье, когда Такэда Сингэн поднял бунт. Утверждают, что в этом деле Нобусигэ принял сторону Сингэна, а Сингэн, в свою очередь, поддержал Нобусигэ после этих событий и стал относиться к нему с большим довернем, положившись во время сражения в провинции Синано в первую очередь на него. Во время битвы при Каванакадзиме в 1561 году основная группировка Сингэна попала в невыгодное положение в результате искусного маневра Уэсуги Кэнсина, а самому Сингэну угрожала опасность, когда Нобусигэ со своим небольшим отрядом задержал продвижение противника, численность которого составляла около 3 тысяч человек. Штаб Сингэна был спасен, однако Нобусигэ получил рубленую рану и умер во время боя в возрасте 37 лет.
Девяносто Девять Статей Такэда Нобусигэ написал для своего сына за три года до смерти. Каждый из них снабжен подходящей цитатой, обычно взятой из китайской классики. Текст не имеет какой-либо определенной структуры, охватывая различные темы — от предписаний не носить тупой меч до поощрений веры в божеств и Будду.
Эта подборка из работы Такэды входила также в Ко'егункан как часть наследия клана Такэда. Она была дополнена и приведена в свою нынешнюю форму Обатой Кагэнори (1572—1663), из чьей школы военных наук вышли многие известные писатели и философы, среди которых — Дайдодзи Юдзан и Ямага Соко. Сам Обата был сыном одного из вассалов Сингэна, принятых на службу Токугавой после падения клана Такэда. Выучившись военному искусству, он оставил Токугаву и путешествовал по стране, пробуя свои силы. Он принимал участие как в сражениях у Сэкигахары, так и во взятии крепости Осака, получив таким образом из первых рук значительную часть своих познаний в военном деле.
1 В оригинале — игра слов: «правда» и «сила», а также «ложь» и «слабость».
2 Подразумевается «Благородный Человек» Конфуция, который ежедневно усердно изучает Путь.
3 Наставник царя Вэня из династии Чжоу.
4 Шунь — один из трех царей-мудрецов в Древнем Китае.
Набэсима Наосигэ.
Настенные надписи ГосподинаНабэсимы.
Ум — цветок непростой. Есть много примеров тому, как цветок распускается, но не плодоносит.
Трудно самому постичь искусства. Если кто-то неспособен выработать правильное суждение, то он, чаще всего, будет вредить себе.
Учитывайте мнения ваших мелких чиновников, ибо трудно будет проявить широту взгляда, если судить о вещах, лишь противопоставляя их точку зрения своей.
Поощряйте ваших подчиненных и внимательно прислушивайтесь к их словам. Хорошо известно, что золото скрыто под землей.
Молитвы потомка должны быть поминальной службой по его предкам.
Закон — это мнение подчиненных. Долг выше способности к здравомыслию.
Последствия присущих чьему-то предку добра или зла зависят от восприимчивости его потомков.
Вера служит для очищения рассудка одних и не должна использоваться для того, чтобы помутить рассудок других. Молитва есть ограда, защищающая этот цветок.
К высокому положению в мире следует подниматься, словно по лестнице.
О чем бы ты ни думал и что бы ты ни делал, не забывай о том, что является сущностью человека.
Молодые годы определяют дальнейшую жизнь человека. Следует вести себя так, чтобы твои товарищи не перестали верить тебе.
Придирчивый человек неизбежно падет жертвой собственной придирчивости.
К великим событиям следует относиться с легким сердцем.
Все делай терпеливо.
Письменным материалам недостает сути
реальности.
Предсказание — это просто дело случая, и полагаться на него нельзя ввиду возможной ошибки1.
Когда дела делаются равнодушно, то в семи случаях из десяти они заканчиваются плохо.
Во время битвы важно не поддаваться на уловки противника. Тот, кто сможет мгновенно оценить обстановку, наверняка будет победителем.
В сражении следует быть жестоким и дерзким. Но не в повседневной жизни.
Неважно, к какому сословию принадлежит человек — высшему или низшему, если он хотя бы раз не рисковал жизнью, то у него есть повод для стыда.
Каждый должен из личного опыта знать, что такое напряженные усилия, так же хорошо, как это знают люди низкого происхождения.
Комментарии
НАБЭСИМА НАОСИГЭ (1538—1618). В 1584 году,
при попытке расширить свои владения, правитель Хидзэна
был убит в сражении под Симабарой с войсками могущественного клана Симацу. Принадлежавшее ему поместье вскоре попало бы в руки его врагов, если бы не интриги его главного вассала, Набэсимы Наосигэ, которому удалось обманом убедить клан Симацу, что сопротивление их вторжению будет огромным. С того момента Набэсима стал фактическим правителем поместья.
В 1587 году ои снова воевал против Симацу и к 1590 году стал фактическим даймё Хидзэна, но без титула. В течение последующих десяти лет он принимал участие в Корейских кампаниях, а по возвращении в Хидзэн завязал дружбу с Като Киёмасой и Токугавой Иэясу. В битве при Сэкигахара Кацусигэ, сына Набэсимы, убедили выставить свои войска против войск Токугавы, но его отец быстро приказал ему вернуться и вместо этого послал его совершить нападение на врагов Токугавы в Кюсю, и тем самым спас клан от катастрофы.
Публично и с почестями Набэсима Наосигэ принял бразды правления в Хидзэне, когда бакуфу осознало, что настоящий наследник, Рюцой Масаё, не сможет справиться с обязанностями феодального правителя. Однако Набэсима никогда не был правителем Хидзэна официально, хотя было решено, что эта честь выпадет его сыну. Таким образом возможно было избежать общественного порицания и репутации гэкокудзё даймё. Много раз в своей жизни Набэсима находился на краю гибели, однако остался в живых и заложил прочное основание стабильности своего клана. Его высказывания и деятельность зафиксированы в третьей главе Хаіакурэ, написанного Ямамото Цунэтомо, вассалом Ми- цусигэ, внука Набэсимы.
Настенные надписи были созданы человеком быстрого ума, обладавшим способностью мгновенно оценивать ситуацию, и они являются, скорее, выражением повседневной мудрости, чем собственно семейным кодексом. Видно, что их автор был практиком, а не ученым или великим тактиком.
По своему языку Настенные надписи просты и лаконичны до такой степени, что их можно толковать по-разному.
Чтобы исправить эту ситуацию, Исида Иттэй, живший в XVII веке ученый-конфуцианец, написал довольно пространное детальное объяснение Настенных надписей. Однако используемый здесь перевод основан на буквальном прочтении творчества Набэсимы.
1 В 1569 году замок Сага был окружен войском в 60 тысяч человек под предводительством Отомо Сорина. Рассматривалась возможность капитуляции, однако Набэсима, в то время — вассал Рюдзой Таканобу, предложил обратиться к предсказателю. Прежде чем предсказатель предстал перед Рюдзоем, Набэсима строго приказал ему нагадать благоприятный исход обороны замка. И когда было принято решение защищаться, войска Отомо отступили.
Тори Мототада.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 530; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!