Чистая прима (унисон) Чистая октава Чистая квинта Чистая кварта
Упр. 1.Запомнить названия интервалов и их значение.
Упр. 2. Выучить аппликатурные формы чистых интервалов на грифе, запомнить, как они звучат, научиться отличать их на слух.
Урок 9.
1. Формы интервалов – терции
Это очень важный интервал, потому что из терций строятся аккорды. Терция – интервал, состоящий из трех ступеней, большая терция – 2 тона, малая терция – полтора тона, это нужно запомнить. Также необходимо запомнить аппликатурные формы терций на грифе и в целях развития слуха, запомнить, как они звучат:
Терции
Малая терция Большая терция
На одной струне на соседних струнах на одной струне на соседних струнах
2. Строение трезвучий
Трезвучие – это самая распространенная разновидность аккорда. Название говорит само за себя, это аккорд, состоящий из трех звуков. Также бывают аккорды, состоящие из четырех и более звуков, о них речь пойдет в 14 уроке. Всего существует 6 видов трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное, с задержанной секундой, с задержанной квартой. В данном уроке рассматриваются два самых распространенных типа – мажор и минор.
Основные трезвучия
Мажорное Минорное
(A, E, D, F# ит.д.) (Am, Em, Dm, Fm# ит.д.)
Трезвучие состоит из трех звуков, расположенных по терциям друг от друга. Звуки, входящие в трезвучие, называются ступенями аккорда и при этом имеют собственные названия: первая ступень – прима (в этом курсе я часто называю приму тоникой аккорда), вторая ступень – терция, третья ступень – квинта. Мажорное и минорное трезвучие отличаются друг от друга по строению одной нотой – положением терции.
|
|
Мажорное трезвучие строится по формуле: 2 тона + 1.5 тона, или большая терция + малая, тоника является главной нотой, от нее на 2 тона выше терция и от терции на полтона тона выше квинта:
L ступень ll ступень lll ступень
Тоника Терция Квинта
Формула мажорного трезвучия: 1.5 тона + 2 тона, или малая терция + большая:
L ступень ll ступень lll ступень
Тоника Терция Квинта
Пример: если на грифе сыграть от ноты Ля (на 1-й струне, 5-й лад) большую терцию вверх и оттуда еще одну терцию вверх, то получится аккорд ля-мажор – A, который будет состоять из нот Ля, До# и Ми, а если от этой же ноты Ля сыграть сначала малую терцию, затем большую, получим аккорд ля-минор – Am, он будет состоять из нот Ля, До, Ми.
3. Упражнения на построение аккордов на одной струне:
|
|
Нужно запомнить формулы мажора и минора, а затем выполнить упражнения
Упр. 1. Построить на 1-й струне аккорды – F, Fm, G, Gm, E, Em, F#, Fm#
Упр. 2. Сделать то же самое на 6-й струне
Упр. 3. Построить аккорды на любой другой струне на свой выбор
4. Четыре способа построения трезвучий от любой ноты на каждой струне.
Трезвучие можно построить в любом месте грифа от одной ноты четырьмя способами (примеры построения от 6-й струны):
1-й способ – все ступени на одной струне. В таком виде аккорд используется мелодически.
2-й способ – квинта переносится на другую струну. Такое построение необходимо знать, чтобы играть обращения.
3-й способ – терция и квинта переносятся на другую струну. В таком построении аккорд гармонически играется не полностью, только тоника и квинта, применяется в рок-музыке.
4-й способ – терция переносится на другую струну, и квинта переносится снова дна другую струну от терции. Это полная форма аккорда, когда все три ступени можно исполнить одновременно, гармонически.
5. Упражнения на построение аккордов:
Упр. 1.Построить аккорды от каждой струны. На 6-й и 5-й струнах построение полностью совпадает, на 4-й и 3-й струнах построение будет внешне отличаться из-за интервала между 3-й и 2-й струнами (большая терция вместо чистой квинты). На 2-й струне возможно три варианта построения, на 1-й лишь один вариант.
|
|
Упр. 2. Построить по такому же принципу минорные трезвучия.
6. Одна нота на всем грифе
Поиск ноты от 6-й струны:
Поиск ноты от 5-й струны:
Соотношение двух схем:
Полная схема на всем грифе:
7. Упражнение: запомнить схемы, научиться находить любую ноту на всем грифе.
Урок 10.
1. Гармонизация мажорного лада.
Упражнение: от каждой ступени лада построить трезвучия.
2. Функции ступеней.
Это надо запомнить:
I -Мажор
II - минор
III - минор
IV - Мажор
V - Мажор
VI - минор
VII– уменьшенный
3. Гамма терциями.
Упражнение: построить от 6-й струны гамму до-мажор от ноты До на 8-м ладу, затем сыграть на каждой ступени терцию, соответствующую функции данной ступени.
4. Формы интервалов – тритон. Интервал, состоящий из трех тонов, является диссонансом, аккорды с участием этого интервала звучат неустойчиво, напряженно:
Тритон
5. Строение уменьшенного аккорда и его форма от 5-й струны.
Уменьшенный аккорд состоит из двух малых терций и обозначается – dim. Две малые терции 1,5 + 1,5 дают в совокупности тритон, в данном случае это уменьшенная квинта. Из-за этого этот аккорд звучит крайне напряженно.
|
|
Упражнение: сыграть последовательность аккордов, послушать как звучит уменьшенный аккорд, запомнить его звучание - |C, Dm, Bdim, C | Am, Bdim, G, C |
6. Тональность до-мажор.
Необходимо запомнить соответствие аккордов и ступеней в тональности до-мажор:
I–МажорC
II – минорDm
III – минорEm
IV– МажорF
V– МажорG
VI – минорAm
VII– уменьшенныйBdim
7. Аккордовая гамма: C, Dm, Em, F, G, Am, Bdim, C. Играть ее в восходящем и нисходящем порядке.
8. Прогрессия – это последовательность ступеней. Если на каждой ступени сыграть аккорд тогда определение станет таким, прогрессия – это последовательность аккордов. Например, в тональности до-мажор прогрессия I – VI – IV – V будет означать последовательность аккордов C, Am, F, G
Упражнение:сыграть следующие прогрессии в тональности до-мажор
1) I – VI – IV – V
2) I – II – V – I
3) I – VI – III – IV
4) I – VI – VII - V
5) I – III – VI - IV
6) I – IV – V – I
7) I – VI – IV – V
8) | I – V – VI – IV | I – V – I – I |
9) | I – V – II – II | I – V – IV – IV |
10) II – V – I – VI
11)| I – II – VII – I | VI – VII – V – I |
12) | I – V – VI – III | IV – I – IV – V |
9. Квадрат. В музыке это понятие значит симметричное построение музыкальной формы, состоящее из четырех одинаковых частей, например, четыре такта в прогрессии I (C) – VI (Am) – IV (F) – V(G) будут выглядеть следующим образом:
Квадрат
Упражнение: создать не менее 20 максимально разнообразных прогрессий в тональности до-мажор, организовать такты в прогрессиях по принципу квадрата. Один аккорд в прогрессии может длится один такт или более, может повторяться и т.д. Главная задача на данном этапе максимально поэкспериментировать.
10. Гармонический анализ песни Чайф «Ой – йо»:
Песня состоит из двух многократно повторяющихся квадратов:
1-йквадрат, куплет: C – G – Am – F
2-йквадрат, припев: C – G – Am – F – G (4-й такт 2 аккорда)
Нужно определить какими ступенями в тональности до-мажор являются эти аккорды. Определяем: C – I ступень, G – V, Am – VI, F – IV, таким образом получаем прогрессию:
куплет:| I – V – VI – IV |
припев: | I – V – VI – IV – V |
Упражнение: определить прогрессию по последовательности аккордов
|C, Dm, Bdim, C | Am, Bdim, G, C |
Урок 11.
1. Аккорд dimво всех пяти формах.Dimозначаетdiminished, т.е. уменьшенный, это значит что в аккорде уменьшенная квинта.
Уменьшенное трезвучие
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 877; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!