Форматы графических файлов: векторные форматы, растровые форматы

Системы цветов в компьютерной графике.         Форматы графических файлов.    - познакомить учащихся с основными системами цветов, используемых в компьютерной графике - дать представление об основных форматах графических файлов - воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости. - развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Теоретическая часть.

Цветовые модели основаны на сложении или вычитании цветов из палитры для создания оттенков.

 

Цветовая модель – это стандарт представления цветов и оттенков с помощью ограниченного числа доступных красок в полиграфии или ограниченного количества цветовых каналов монитора.

 

В разных цветовых моделях оттенки образуются по разным формулам. Не следует путать цветовую модель с палитрой (набором большого количества цветов).

 

Палитра – это набор цветов, используемый данной цветовой моделью. Не следует также путать цветовую модель с форматом файла.

 

Что же такое цвет? Т.е. как он представляется в Adobe Photoshop? По-разному. В зависимости от того, что вам нужно сделать и для чего вы используете разные цветовые модели.

 

Рассмотрим 4 основных цветовых модели, которые использует Photoshop: это RGB, CMYK, L*a*b, HSB.

 

Модель RGB. Аддитивные цвета

 

Модель проста. Представьте себе, что три источника света расположены очень близко друг к другу, и каждый может светить только одним цветом.

 

Красным, зеленым и синим (Red, Green, Blue).

 

И каждый источник может светить с разной интенсивностью. Числом 0 обозначим то, что источник не светит. А 255 – светит «вовсю». А все числа между 0 и 255 – это разная интенсивность свечения. Если ни один из источников не светит, то света просто нет – черный цвет, записывается (0,0,0). А белый – это когда все три светят на полную мощность, записывается (255, 255, 255). Допустим светит только красный. Получается (255, 0,0) – так записывается красный цвет. Заметим, что чем больше числа, которые мы пишем, тем ярче свет. Поэтому RGB-модель называют еще моделью аддитивных цветов. RGB-модель используется в основном для изображений, которые будут показываться на мониторе.

СКАЧАТЬ МОДЕЛЬ RGB

 

 

Модель CMYK. Субтрактивные цвета

 

Теперь будем представлять себе не источник цвета, а белую бумагу и три краски: голубую, фиолетовую и желтую. Если использовать все три краски, получится черный цвет. А если ничего не использовать, то – белый. Правда если использовать все три цвета, то черный получается лишь теоретически, а на практике выходит коричневый, поэтому в модель решили ввести черный цвет.

 

Модель CMYK используется в основном для печатной продукции

СКАЧАТЬ МОДЕЛЬ CMYK  

 

 

Модель L*a*b

 

Эта модель была создана на основе человеческого восприятия цвета. Т.е. собралась группа ученых и решила стандартизировать наше цветовосприятие, получилась модель XYZ, а из нее вскоре и получилась модель L*a*b. И оказалось, что эта модель «мощнее», чем RGB и CMYK, т.е. у нее больше цветовой охват. Это означает, что в модели L*a*b есть такие цвета, которых нет в RGB и есть такие, которых нет в CMYK, но все цвета, которые есть в моделях RGB и CMYK, есть и в L*a*b.

 

Единственная проблема модели в том, что она сложна для человеческого понимания. L – означает яркость, а a и b – хроматические компоненты (а – от зеленого к красному, b - от синего к желтому).

 

 

Модель HSB

 

Этой моделью пользуются в основном художники. Она очень удобна в использовании. Н – это сам цвет, цветовой фон. S – насыщенность, процент добавления к цвету белой краски. В – яркость – процент добавления к цвету черной краски.

 

СКАЧАТЬ МОДЕЛЬ HSB  

 

 

Форматы графических файлов: векторные форматы, растровые форматы.

 

Графика хранится в файлах, имеющих различные внутренние форматы. Распространение получили следующие из них:

 

TIFF (Tagged Image File Format)

 

Формат предназначен для хранения растровых изображений высокого качества (расширение имени файла TIF).

 

Аппаратно независимый формат TIFF на сегодняшний день является одним из самых распространенных и надежных, его под­держивают практически все программы на PC и Macintosh, так или иначе связанные с графикой. TIFF является лучшим выбором при импорте растровой графики в векторные программы и издательские системы. Ему доступен весь диапазон цветовых моделей от моно­хромной до RGB, CMYK и дополнительных цветов Pantone. TIFF может сохранять векторы Photoshop, Alpha-каналы для создания масок в видеоклипах Adobe Premiere и массу других дополнительных данных. Наибольшие проблемы обычно вызывает LZW-компрессия, иногда применяемая в TIFF'e. Ряд программ (например, QuarkXPress 3.x и Adobe Streamline) не умеют читать такие файлы, кроме того, они могут дольше выводиться на принтеры и фотонаборные автоматы. Только если файл компрессуется в 3 - 4 раза, получается выигрыш во времени вывода.

 

PSD(PhotoShop Document)

 

Собственный формат программы Adobe Photoshop (расширение имени файла PSD), один из наиболее мощных по возможностям хранения растровой графической инфор­мации (до 48 bit, цветоделение, параметры слоев и каналов, маски, степень прозрачности) Основной недостаток - отсутствие эф­фективного алгоритма сжатия информации приводит к большому объему файлов.

 

Начиная с версии 3.0, используется RLE-компрессия, в 4-й версии файлы становятся еще меньше. PSD понимают некоторые программы.

 

Windows Bitmap. BMP (Windows Device Independent Bitmap)

 

Формат хранения растровых изображений в операционной системе Windows (расширение имени файла BMP).

 

Формат BMP является «родным» форматом Windows, он под­держивается всеми графическими редакторами, работающими под его управлением. Применяется для хранения растровых изображений, предназначенных для использования в Windows.

Способен хранить как индексированный (до 256 цветов), так и RGB-цвет (16 млн.оттенков). Возможно применение сжатия по прин­ципу RLE.

 

JPEG (Joint Photographic Experts Group)

 

Формат предназначен для хранения растровых изображений (расширение имени файла JPG). Позволяет регулировать соотношение между степенью сжатия файла и качеством изображения.

 

Строго говоря, JPEG называется не формат, а алгоритм сжатия, основанный не на поиске одинаковых элементов, как в RLE и LZW, а на разнице между пикселями. JPEG ищет плавные цветовые переходы. Вместо действительных значений JPEG хранит скорость изменения от пикселя к пикселю. Лишнюю, с его точки зрения, цветовую информацию он отбрасывает, усредняя некоторые значения.

 

Можно задать уровень компрессии. Чем выше уровень компрессии, тем больше данных отбрасывается, тем ниже качество. Используя JPEG, можно получить файл в 10 - 500 раз меньше, чем BMP! Формат аппаратно независим. Из сказанного можно сделать следующий вывод: JPEG'om лучше сжимаются растровые картинки фотографического качества, чем логотипы или схемы, в них больше полутоновых переходов, среди однотонных заливок появляются нежелательные помехи. В JPEG'e следует сохранять только конечный вариант работы, потому что каждое пересохранение приводит к всё новым потерям (отбрасыванию) данных и превращения исходного изображения в «кашу».

 

GIF (Graphics Interchange Format)

 

Растровый формат с 256 количеством цветов (расширение имени файла GIF) и достаточной степенью сжатия. Применяется только в электронных документах.

 

Разработан фирмой CompuServe для передачи растровых изоб­ражений по сетям. Он использует LZW-компрессию, что позволяет хорошо сжимать файлы, в которых много однородных заливок (Лого­типы, надписи, схемы). GIF-формат позволяет записывать изображение «через строчку» (Interlaced), благодаря чему, имея только часть файла можно увидеть изображение целиком, но с меньшим разрешением. Эта возможность широко применяется в Интернете. Сначала вы видите картинку с грубым разрешением, а по мере поступления новых данных, ее качество улучшается. В GIF'e можно назначить один или более цветом прозрачными, они станут невидимыми в интернетовских браузерах и некоторых других программах.

 

Прозрачность обеспечивается за счет дополнительного Alpha канала, сохраняемого вместе с файлом. Кроме того, файл GIF может содержать не одну, а несколько растровых картинок, которые интернетовские браузеры могут подгружать одну за другой указанной в файле частотой. Это называется GIF-анимация. Основное ограничение формата GIF состоит в том, что цветное изображение может быть записано только в режиме от 2 до 256 цветов. Для роли графики этого явно недостаточно.

 

PNG (Portable Network Graphics)

 

Новый internet — формат, призванный заменить собой устаревший GIF (расширение имени файла PNG).

 

Поддерживаются три типа изображений - цветные с глубиной 8 или 24 бита, вплоть до 48 бит (RGB, для сравнения, - 24) и черно-белое с градацией 256 оттенков серого. Сжатие информации происходит практически без потерь.

 

Глубина цвета может быть любой, используется Interlacing, причем не только строк, но и столбцов, поддерживается плавно пере­ходящая прозрачность. В файл формата PNG записывается инфор­мация о гамма-коррекции.

 

Гамма представляет собой некое число, характеризующее зависимость яркости свечения экрана вашего монитора от напряжения на электродах кинескопа. Это число, считанное из файла, позволяет ввести поправку яркости при отображении. Нужно оно для того, чтобы картинка, созданная на Мас'е, выглядела одинаково и на PC, и на Silicon Graphics. Таким образом, эта особенность помогает реализации основной идеи WWW - одинакового отображения информации, независимо от аппаратуры пользователя. Файлы PNG могут делать все основные графические редакторы.

 

WMF (Windows Metafile)

 

Формат хранения векторных изображений (расширение имени файла WMF).

 

Еще один «родной» формат Windows. Служит для передачи векторов через буфер обмена (Clipboard). Понимается практически всеми программами Windows, так или иначе связанными с векторной графикой. Однако, несмотря на кажущуюся простоту и универсальность, пользоваться форматом WMF стоит только в крайних случаях для передачи «голых» векторов. WMF искажает (!) цвет, не может сохранять ряд параметров, которые могут быть присвоены объектам в различных векторных редакторах.

 

EPS (Encapsulated PostScript)

 

Формат описания как векторных, так и растровых изображений на языке PostScript.

 

Для векторного используется формат WMF, а растрового — TIFF. Экранное изображение недостаточно точно отображает реальное и требует специальных просмотрщиков.

 

PDF (Portable Document Format)

 

Универсальный формат доку­мента. Является аппаратно-независимым, т.е. вывод изображений допустим на любых устройствах - от экрана монитора до фотоэкспонирующего устройства. Достаточно высокая степень сжатия при высоком качестве.

 

TGA (Targa)

 

«Targa» - это имя графического адаптера фирмы Truevision, который впервые использовал TGA-формат. Первая редакция TGA-формата имеет название «Original TGA format» (оригинальный TGA-формат), а вторая - «New TGA Format» (новый TGA-формат).

 

Формат может хранить изображения с глубиной цвета до 32 бит.

 

Наряду со стандартными тремя RGB - каналами, TGA-файл имеет дополнительный альфа-канал для представления информации о прозрачности изображения. Информация может быть сжата. Формат используется программными продуктами многих известных в мире компьютерной графики фирм.

 

CDR (CorelDRAW Document)

 

Формат известен в прошлом низкой устойчивостью и плохой совместимостью файлов, тем не менее, пользоваться CorelDRAW чрезвычайно удобно, он имеет неоспоримое лидерство на платформе PC. Многие программы на PC (FreeHand, Illustrator, PageMaker, ...) могут импортировать файлы CDR. 7-ю и 8-ю версии CorelDRAW можно без натяжек назвать профессиональными. В файлах этих версий применяется компрессия для векторов и растра отдельно, могут внедряться шрифты, файлы CDR имеют огромное рабочее поле - 45x45 метров (этот параметр важен для наружной рекламы); начиная с 4-й версии, поддерживается многостраничность.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 893; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!