Ые 2 направления (коррекция движений артикуляционного аппарата и развитие артикуляционного праксиса.)



 

Продолжается работа, начатая на 1-ом этапе в виде артикуляционной гимнастики, но она усложняется и дифференцируется. Если на 1-ом этапе у ребёнка формируются и закрепляются основные движения, то на 2-ом этапе происходит коррекция неправильных и неточных движений, тренируется их сила, точность, отрабатывается координация.

В связи с этим в артикуляционную гимнастику на 2-ом этапе преобладают дифференцированные движения артикуляторных органов, и большое внимание уделяется выполнению серий движений (предполагается умение произвольно переключаться с одного движения на другое).

 

Работа над дыханием.

 

В случае выраженной дизартрии работа над дыханием начинается с обще-дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Для достижения этой цели выполняются следующие упражнения:

1. Ребёнок лежит на спине, логопед сгибает ему ноги в коленных суставах и с согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производятся в нормальном дыхательном ритме под счёт. Это способствует нормализации движений диафрагмы.

2. Ребёнок сидит, перед его ноздрями создаётся веер воздуха. Под его влиянием усиливается глубина вдоха за счёт включения в работу мышц диафрагмы.

После активной работы мышц диафрагмы проводится выработка оптимального типа физиологического дыхания. Формирование этого типа дыхания осуществляется по подражанию, в различных положениях лёжа, сидя, стоя.

Ребёнок одну руку ложит на свою диафрагму, другую – на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребёнок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. Затем , вызванные по подражанию движения диафрагмы, закрепляются в различных дыхательных играх.

После закрепления диафрагмального дыхания проводится работа над длительным, плавным выдохом через рот, которая осуществляется:

- без речевого сопровождения;

- с речевым сопровождением.

 

Работа без речевого сопровождения.

 

Проводится в виде различных дыхательных упражнений с использованием разнообразных дидактических пособий, которые позволяют осуществить зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:

- дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветриваемом помещении;

- при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка (1-ый признак утомления – зевота – симптом кислородной недостаточности);

- при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);

- при выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щёки;

- при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы;

- дыхательные движения лучше производить плавно, под счёт, музыку;

- дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть лёгким – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шар, и т.д.; он должен располагаться обязательно на уровне рта.

 

Работа с речевым сопровождением.

 

Проводится работа при произнесении различного по сложности речевого материала, на длительном плавном выдохе.

Одни методисты рекомендуют с произнесения гласных звуков, другие – с щелевых, глухих согласных.

Эта работа проводится в следующих упражнениях:

- пение гласных на выдохе - «ниточка»;

- произнесение сочетаний 2-х, 3-х, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополнительного вдоха);

- произнесение изолированных щелевых, глухих согласных (при вдохе – звук);

- произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (са-со-су-сы; са-фа-ха-ша)

- произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем много слоговых, сначала с ударением на 1-ый слог, затем меняется ударение;

- постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох – затем «птицы» - «птицы летят» - «птицы летят в небе» - «птицы летят в небе наюг» и т.д.). Количество слов, произносимых ребёнком на одном выдохе, определяется возрастом:

 

5 лет - 4 – 5 слов, не больше
6 лет - 5 – 6 слов, не больше
7лет - 6 – 7 слов, не больше

 

Работа над голосом.

 

Проводится параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем.

 В случае выраженной дизартрии работа начинается с обучения ребёнка произвольно открывать и закрывать рот, т. к. именно эти движения (нижней челюсти), выполняемые в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу.

Для выработки движений нижней челюсти используется специальная модель, представляющая собой, ярко окрашенный шарик, привязанный к верёвке. Ребёнок берёт рукой за шарик и в момент опускания челюсти, он тянет его вниз, затем это же движение выполняется с закрытыми глазами, с целью усиления кинестетических ощущений. Потом отрабатываются эти же движения при произнесении гласных звуков и различных звука - подражаний. После того как обеспечивается свободная голосоподача, снятие голосовой зажатости, для развития голоса используются голосовые (ортофонические) упражнения. Цель упражнений – развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр). Например: прямой счёт с увеличением голоса или обратно (сила голоса), илиоооо и оооои т. д. (используются такие упражнения на развитие высоты голоса, модуляции).

Всё это отрабатывается в специальных голосовых упражнениях. Голосовые навыки закрепляются в чтении сказок, при сюжетно – ролевых играх, в русских народных сказках.

 

Работа над произношением.

 

Работа над произношением является основным этапом. Особенностями работы при дизартрии является следующее:

- Работа по коррекции дефектов звукопроизношения при дизартрии должна быть направлена на улучшение речевой коммуникации и социальной адаптации.

- Работа над отдельными звуками должна проводиться в определённой последовательности. Начинать с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна. И из числа дефектных звуков начинать работу со звуков раннего онтогенеза.

- При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать влияние патологических рефлексов (орального автоматизма).

-   При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать так же характер и распределение спастических и поретических прявлений в речевой мускулатуре.

- При выраженной дизартрии на первых порах не удаётся добиваться чистого звучания звука, поэтому можно переходить к работе над другими звуками, довольствуясь неполной частотой звучания.

 Работа над произношением проводится параллельно с развитием фонематичаских функций (фонематичаского восприятия, дифференциации , фонематичаского анализа и синтеза). Сами приёмы постановки, автоматизации и дифференциации звуков такие же, как при коррекции любых звукопроизносительных расстройств. 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!