ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ



Клиповое мышление: музыкальное видео

Бесконечное совершенствование возможностей аудиовизуальных средств массовой коммуникации рождает новые разновидности медиатекстов. В качестве примера можно привести один из самых актуальных феноменов развития современных массмедиа: буктрейлер. Буктрейлер (от англ. Book - книга и trailer - рекламный ролик фильма) - это ролик-миниатюра, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и Интернет. Конкурс таких видеороликов проводится теперь и в России под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (http://www.booktrailers.ru).

Явление буктрейлеров – яркий пример того, что в системе массовых коммуникаций преобладает визуализация содержания. Буктрейлер, соединяя в себе элементы слова и визуального ряда, отвечает потребностям аудитории с «клиповым сознанием» по аналогии с музыкальным видеоклипом.

Термин «клиповое сознание» был введен в оборот в книге футуролога Э. Тоффлера «Третья волна» в 1980 году, в эпоху, когда только закладывался порядок информационного общества. И сегодня, через 30 лет, все мы – в той или иной мере - носители клипового сознания. При таком типе сознания и мышления человек мыслит не понятиями и логическими связями, а, главным образом, - картинками и эмоциями, т.е. фрагментарно, выборочно. Потребители информации, особенно подростки и молодежь, чаще ориентированы на визуальные образы, что формирует и укореняет особую культуру, в которой, по мнению Э. Тоффлера, нет места рефлексии ввиду перенасыщения медиатекстами и образами.

Клиповое сознание позволяет установить своеобразные фильтры для информации; оно отвечает за способность дробить сообщения на части, отсеивать избыточное. Большая часть нынешнего опыта людей опосредована медиа. Мы знаем о многих жизненных явлениях, событиях и людях, не из личного опыта, а с помощью массмедиа. На практике это означает, что картина мира, выходящая за пределы частного опыта человека, складывается из переживаний, все менее и менее специфичных для него лично. Как пишет В. Зверева, «это опосредование — плата за знание, за колоссальное расширение обыденного опыта. Люди делегируют право интерпретации поступающего в их распоряжение материала посреднику. В этом смысле важно помнить о том, что любое сообщение в медиа не существует вне языка, и поэтому всегда есть результат интерпретации» [Зверева, 2009].

Особого осмысления в этой связи заслуживают музыкальные видеоклипы. Клип (от англ. «стричь», «нарезать») – это не просто «экранизация» песни. Это рекламный ролик исполнителя или группы, который нередко становится первостепенным элементом в его продвижении на музыкальном рынке. Появление музыкальных клипов как особой формы медиатекста имело свои исторические предпосылки: новые танцевальные направления, мюзиклы и музыкальные фильмы. Основываясь на сложившейся многожанровой структуре экранного искусства (кинофильмы, телепрограммы), а также, исходя из происходящих в обществе социально-экономических изменений, постепенно вычленялся новый вид экранного произведения — музыкальный видеоклип, впитывающий в себя все созданные до него достижения экрана.

Развитие музыкальных видеоклипов как самостоятельного жанра связывают с открытием американского телеканала MTV в 1981 году. Канал был создан для того, чтобы видеоклипы стимулировали продажи музыкальных альбомов. Самое первое видео, показанное на MTV, был клип на песню группы "The Buggles", которая имел символическое название "Video Killed the Radio Star" («Видео убило звезду радио»). Создание своего видеоклипа стало важнейшим шагом в карьере каждого музыканта. Одной из первых, кто в полной мере оценил потенциал нового средства коммуникации с массовой аудиторией, стала певица Мадонна. Теперь ее видеоклипы входят в содержание учебных программ социологических и культурологических дисциплин, а сама «Madonna» рассматривается как постмодернистский феномен.

Уже два десятилетия спустя такие «рекламные» клипы стали частью популярной культуры, расширив свое присутствие на телеэкране до нескольких десятков других телеканалов.

В России первый национальный музыкальный канал МУЗ-ТВ начал массовое вещание в мае 1996 года и в начальные годы существования МУЗ-ТВ эфир канала заполнялся в основном отечественной музыкой. А уже в сентябре 1998 года начал своё вещание канал Эм-Ти-Ви Россия.

Музыкальные видеоклип отражает синкретизм (слитность, эклектичность) современной массовой коммуникации: взаимодействие музыки, текста песни и изображения. В своей работе «Музыка в структуре медиатекста» музыковед Т.Ф. Шак отмечает следующие параметры видеоклипа, создающие его специфику: проблема авторства, принципы классификации, соподчинение музыки с видеорядом, композиционные особенности, связанные с его масштабами и монтажом [Шак, 2010, с. 61-62]. Проблема авторства видеоклипа заключается в том, что он ассоциируется с исполнителем, а не с его создателями (режиссером, композитором, аранжировщиком, хореографом и др.). В титрах нет их имен, присутствует лишь имя исполнителя или группы, название песни и год выпуска. Поэтому качество видеоклипа становится для зрителя частью имиджа звезды. Следующая характерная черта видеоклипа – жесткость формы. Краткость (как правило, 3-4 минуты) диктует требования к монтажному ритму: быстрота смены кадров, ритмичность (заданное соотнесение с ритмом звучащей музыки) и резкость. По справедливому наблюдению Т.Ф. Шак, этот тип монтажа отсылает нас к «монтажу аттракционов» Сергея Эйзенштейна, монтаж «максимально произволен и повышенно метафоричен. Пестрота и контрастность кадров играют в нем наибольшую роль, также напоминая об эйзенштейновской необходимости «межкадрового конфликта». Мир видеоклипа полностью оказывается во власти режиссера, предметы лишаются статичности и включаются в разнообразные цепочки сравнений» [Шак, 2010, с.62].

Другие важные структурные элементы видеоклипа – ритмическое соотнесение видео и звукового ряда; наличие повторяющихся элементов (визуальных рифм), связанных с одинаковым движение камеры, параллельным движением объектов, цветовым соответствием и контрастами, полностью повторяющимися визуальными фрагментами (лейтмотивами) [Шак, 2010, с. 62].

В своем исследовании филолог С.Б.Шарифуллин выделяет следующие особенности музыкальных клипов, как особого типа медиатекстов:

· «неразрывная комбинация двух основных функций – эстетической («художественной», аналогично кино) и инструментальной («рекламной», аналогично рекламным роликам);

· особая «матрешечная» структура синкретического текста, включающая в себя синкретический текст первого уровня (музыка как невербальный компонент – звук плюс текст песни как компонент вербальный, также являющийся звуком) и сам видеоклип как синкретический текст второго уровня, состоящего из музыкальной композиции как синкретического текста (звук плюс видеоряд, который является комбинацией изображения, цвета и кинематографических кодов – ракурса, кадра, монтажа и пр.)» [Шарифуллин, 2013, с.10].

Можно выделить два основных стилистических приема, использующихся в видеоклипах: «история» и «ассоциация». Первый вид – короткий фильм с четко прочитывающимся сюжетом, характеризующимся линейным повествованием и концентрацией на ключевых ситуациях. Второй – построен на переносных, метафоричных вариантах экранизации смысла песни, то есть в основе - яркое образное выражение идеи музыкальной композиции.

Из различных классификаций видеоклипов хотелось бы отметить, на наш взгляд, наиболее объемную и стройную структуру, предложенную Т.Ф. Шак. Она предлагает следующие критерии для классификации видеоклипов: по содержательному ряду; по типу подачи исполнителя; по технике подачи видеоряда. На основе данной классификации возможно выделить следующие типы видеоклипов. По содержательному ряду: сюжетные или бессюжетные. Бессюжетные клипы подразделяются на танцевальные, имиджевые и образно-поэтические. По типу подачи исполнителя видеоклипы бывают с закадровым и внутрикадровым звучанием песни (концертный вариант и игровой, когда исполнитель играет определенную роль). По технике создания видеоряда Т.Ф. Шак выделяет компиляционные (т.е. состоящие из видеоцитат) и съемочные клипы, имитирующие документальный, художественный фильм, концертно-сценический тип, а также созданные на основе компьютерной анимации или смешивающие разные техники [Шак, 2010, с. 65].

На сегодняшний день музыкальные видеоклипы стали неотъемлемой частью современного коммуникативного поля. Они диктуют моду, пропагандируют стиль жизни, предлагают «ролевые модели» для подражания в поведении. Особенно это касается подростков – целевой аудитории музыкальных видео, чьи идеалы и общекультурные ценности еще находятся в стадии становления. Поэтому вопросы, связанные с воздействием музыкальных видеоклипов на подростковую аудиторию, а, соответственно, и формированием у них определенной картины мира и поведения, особенно актуальны.

Музыка играет важную роль в социализации детей и подростков. Она вездесуща и с помощью различных средств позволяет подросткам слушать ее практически в любом месте, в одиночестве или с друзьями. Чтобы лучше понять значение музыки в жизни подростков, еще в начале 1990-х годов в США было проведено исследование, в котором приняли участие более трех тысяч молодых людей от 14 до 16 лет, в результате которого было выяснено, что в среднем они слушают музыку около 40 часов в неделю. Более позднее исследование 2005 года, охватившее детей и подростков от 8 до 18 лет, показало, что 85% слушают музыку каждый день от 1,5 до 2,5 часов http://pediatrics.aappublications.org/content/124/5/1488.full.html.

Увлечение популярной музыкой - примета и неотъемлемая часть процесса взросления. Подросток ощущает себя компетентным в этой области, что способствует повышению самооценки. Не случайно именно в подростковом возрасте появляется потребность самовыражения с помощью музыки: ребята, не учась ранее в музыкальной школе, берут в руки гитару или новые гаджеты с функциями музыкальных инструментов. Музыка развлекает, отвлекает от проблем, помогает снять напряжение или развеять скуку. Исследования говорят о том, что подростки используют поп-музыку, чтобы не чувствовать себя одинокими, справиться со своими эмоциями, разрешить внутренний подсознательный конфликт, связанный с определенным этапом в развитии. Наконец, музыка участвует в процессе формирования идентичности и интеграции в молодежную культуру.

Выбор музыки подростками, их реакция и интерпретация варьируется в зависимости от многих факторов, в первую очередь, от гендера. Девушки склонны обращаться к той музыке, которая отражает их эмоциональное состояние. Юноши, с другой стороны, используют музыку как стимулятор, как средство повышения уровня энергии или создания собственного благоприятного имиджа. Психологи поясняют, почему именно подростки и юношество наиболее сензитивны к воздействию музыки. Эта категория людей стремится воспринимать музыку на пределе возможного (музыку больших частот). Благодаря экспрессивности, призывающей своим ритмом к движению, такая музыка позволяет подростку включиться в задаваемый ритм и через телесные движения выразить свои смутные переживания [Мухина, 2002, с.386-387]. 

Мода в молодежной культуре самая изменчивая, не меняется только тема «бунта»: «молодежная культура, выработавшая различные неокоды (одежда, увлечение тем или иным направления поп-арта, стилем жизни и т.д.), стала одной из ведущих в современном коммуникативном поле. В свою очередь, столь любимые молодежной аудиторией музыкальные видеоклипы, к сожалению, сегодня являются чаще всего именно частью поп-арта и негативно влияют на вкусы и представления о жизни и общечеловеческих ценностях целого поколения… Но тематика и творческие замыслы, реализованные в современных музыкальных видеоклипах, к сожалению, не всегда соответствуют представлениям о произведениях искусства, как с точки зрения общечеловеческих ценностей, так и способов их реализации. Превращение музыкального видеоклипа в товар, в средство получения прибыли, неизменно влечет за собой его обезличивание, трансформируя его из произведения искусства в конъюнктуру, в однодневный ширпотреб» [Советкина, 2005].

Музыкальная массовая культура в полной мере способствует процессу глобализации – она не требует языковой адаптации. Подросток в Таганроге и подросток в Атланте могут любить одного и того же исполнителя или группу. То же верно и в отношении музыкальных видеоклипов. Как специфический медиатекст, предназначенный для популяризации исполнителя и его музыкального произведения, видеоклип может стать инструментом внедрения молодому поколению определенных стереотипов. Нельзя недооценивать влияние музыкальных видео на подростковую среду и на общество в целом.

Это процесс демократизации культуры или ее деградация? Растиражированное, «сиюминутное "искусство", зависящее от моды и денег, где хаотично смешивается реальность и ирреальность, синтезируется игра и навыки нового осмысления пространства и времени (конъюнктурные видеоклипы, комиксы и т.п.), растворяет в себе индивидуальность, подменяет высокую духовность низменными потребностями» [Советкина, 2005].

Культуролог М. Найдорф также полагает, что главное требование музыкальной индустрии – это «предельная доступность ее продуктов, в смысле общепонятности (легче всего она достигается банальностью содержания) и в смысле общераспространенности, многотиражности» [Найдорф, 2013]. 

С ними согласна и исследователь отечественного музыкального телевидения XX века Е.А.Шерстобоева, подкрепляя свои научные изыскания практическим опытом работы в качестве продюсера и редактора крупнейших музыкальных каналов страны. Она отмечает, что в настоящее время «происходит снижение качества и количества музыкального контента в музыкальных телепрограммах и на музыкальных телеканалах: на первый план выступает поверхностность содержания, опирающегося на эмоциональные реакции, а не на ценностные установки, создание иррациональных смыслов и уход от реальности, стремление к стереотипизации, упрощению в погоне за рейтингом» [Шерстобоева, 2009].

Например, в клипах R&B, хип-хоп и рэп исполнителей изобилует девушками в бикини, дорогими машинами и льющимися рекой алкогольными напитками. Так как персонажам видеоклипов удается во много раз больше, чем обычным молодым людям в жизни, по сути, для них, в их виртуальном пространстве, созданном с помощью современных медиатехнологий, нет ничего невозможного (как в межличностных отношениях, так и в социальной жизни), они начинают жить иной жизнью – далекой от реальности и ее проблем.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что родители часто и не догадываются, о чем говорят тексты песен, которые слушает их ребенок. Воздействие, которое музыка оказывает на поведение и эмоциональное состояние детей и подростков, вызывает определенное беспокойство. Тексты песен становятся все более и более откровенными в отношении наркотиков, секса и насилия, особенно в отдельных жанрах. В последние годы появилось множество композиций в рэп стиле, для которых характерны темы насилия, расизма, гомофобии и женоненавистничества.

Несмотря на существующее мнение, что подростки обычно не обращают внимание на слова песен, исследования говорят об обратном: 17 % молодых людей и 25 % девушек заявляют о том, что их любимые песни потому и нравятся им, что текст отражает их чувства. Также было обнаружено, что чем больше предпочтения подростки отдают определенному жанру музыки, тем больше внимания они уделяют текстам песен [http://pediatrics.aappublications.org/content/124/5/1488.full.html].

Исследования, проведенные в разные годы советом по массовым коммуникациям американской академией педиатров, доказали, что более 50 % видеоклипов, транслирующихся по каналу MTV, содержат сцены насилия; 75 % - сексуально откровенные сцены, причем многие клипы объединяют и то, и другое [http://pediatrics.aappublications.org/content/124/5/1488.full.html].

Контент-анализ музыкальных видеоклипов важен, так как исследования показывают, что подверженность воздействию сцен насилия, сексуально откровенных сцен, употребления наркотических веществ и алкоголя может спровоцировать серьезные изменения в поведении и мировоззрении молодой аудитории: возрастает степень приемлемости тех или иных моделей поведения, меняются нормы допустимого.

Результаты исследования американских школьников 3-5 классов выявили, что дети, которые смотрят MTV более регулярно, чаще дерутся и ссорятся. Учителя и одноклассники также наблюдают отличия в поведении таких детей и оценивают его как более агрессивное, вербально и физически, чем поведение детей, не увлеченных видеоклипами [Roberts, Christenson, 2003, p.169].

Немецкие ученые также обращают внимание на то, что открытая агрессия и латентное насилие в видеоклипах кажется уместным и приемлемым за счет создания общей картины враждебного мира [Neumann, Schmidt, 2010, p.187-188].

Следует отметить, что в целом, исследований, посвященных воздействию сексуально откровенного и агрессивного содержания видеоклипов на детей и подростков, значительно меньше, чем таких же исследований на материале кинофильмов и видеоигр. Обратимся к одному из, к сожалению, немногочисленных, исследований воздействия музыкальных медиатекстов в России: по результатам анкетирования студентов учреждений среднего профессионального образования в возрасте от 15 до 17 лет, проведенных фокус-групп и других методик, исследователи смогли составить социально-психологический портрет групп с различной регулярностью просмотра клипов. Было выявлено, что для группы тех, кто регулярно смотрит клипы, характерен высокий уровень социальной активности и широкий круг увлечений, однако эти увлечения поверхностны, не выливаются в какую-либо серьезную самостоятельную деятельность. Высока степень их идентификации с героями видеоклипов: в окружающих они более всего ценят независимость и привлекательную внешность. Что самое примечательное, для этих людей характерно стремление к славе, не подкрепленное сколько-нибудь реалистичными жизненными планами. Их жизненные цели инфантильны, а иногда и – асоциальны [Зубкова, 2008].

Видеоклипы играют роль ожившего комикса, создавая собственную мифологию. А медийный миф входит в массовое сознание в три этапа: инсталляция, закрепление и тиражирование [Почепцов, 2013, с.115]. Негативным следствием этого становится введение новых, возможно, губительных моделей поведения и их распространение, так как развлечение давно уже перестало быть просто развлечением, а объединилось с обучением. По меткому выражению культуролога и киноведа К.Э. Разлогова, «косвенное воздействие на чувства и настроения людей — сильнейший козырь массовой культуры» [Разлогов, 2005. http://www.riku.ru/lib/teor/untitl4m.htm#pos6_3]. В этой сфере трудно переоценить роль медиаобразования.

Означает ли все вышесказанное, что видеоклипы превращают детей в монстров? Конечно, нет. Но каждый неравнодушный родитель, должен периодически отвечать себе на такие вопросы, как, например: как учится мой ребенок в школе? Нет ли резкого падения успеваемости по всем или большинству предметов? В каком настроении он/она чаще всего находится? Нравятся ли мне друзья моего ребенка? Музыка – хороший индикатор настроения, поэтому, если ребенок часами слушает/смотрит агрессивную музыку/видеоклипы, это должно стать сигналом к беспокойству родителей.

Рассмотрим в качестве примера одного из последних невероятно успешных музыкальных видеоклипов «We can’t stop» («Мы не можем остановиться») юной (20-летней) американской исполнительницы Майли Сайрус, которая уже к 14 годам была звездой телеканала Дисней благодаря сериалу «Ханна Монтана». Музыкальное видео было выпущено в июне 2013 года и стремительно взлетело на вершину хит парадов многих стран, за 3 месяца собрав только на видеохостинге YouTube около 200 миллионов просмотров.

Кстати, стоит заметить, что с появлением YouTube в середине 2000-х произошло качественное изменение способа потребления музыкальных клипов. Если в период популярности музыкальных телевизионных каналов просмотр видеоклипов назывался «фоновым» (зритель мог заниматься своими делами, включив музыкальный телеканал «для фона» и изредка бросая взгляд туда), то с увеличением скорости и доступности Интернет визуальный ряд выходит на первый план по сравнению с музыкальной составляющей клипа.

Данное видео начинается с того, что Майли срезает ножницами ножной браслет (видимо, символизирующий «домашний арест»), ставит золотые аксессуары на зубы и предстает в образе развязной девицы на безумной вечеринке. Далее следует эпатажный видеоряд: неприличные жесты и позы, поцелуи с пластиковой куклой, поедание сэндвичей с долларами, танцы с дымовой шашкой, зажатой между ног, имитация отрезания пальцев и вытекание розовой жидкости, нелепое постоянное высовывание языка, чучела животных и пр.

О чем же текст песни? «It’s our party we can do what we want. It’s our party we can say what we want. It’s our party we can love who we want. We can kiss who we want» («Это наша вечеринка, мы можем делать, что хотим. Это наша вечеринка, мы можем говорить, что хотим. Это наша вечеринка, мы можем любить, кого хотим. Мы можем целовать, кого хотим»). «Red cups and sweaty bodies everywhere» («повсюду красные стаканы и потные тела», «So la-da-di-da-di we like to party. Dancing with Molly. Doing whatever we want. This is our house. This is our rules. And we can’t stop. And we won’t stop. Can’t you see it’s we who own the night?» («Мы любим отрываться, танцуя с Молли. Делаем, что хотим. Это наш дом, наши правила, и мы не можем остановиться и мы не будем останавливаться, разве ты не видишь, это мы – хозяева ночи, что нам принадлежит эта жизнь?»). «And everyone in line in the bathroom. Trying to get a line in the bathroom» («Все стоят в очередь в туалет, чтобы получить дорожку»).

В тексте песни, очевидно, есть упоминание употребления наркотиков: (намек на кокаин, вдыхаемый «дорожками») и строчка «танцуем с Молли» (Молли – на американском сленге означает наркотик «экстази»). На это продюсер певицы заявил, что на самом деле эта строчка звучит «танцуем с Майли», однако сама Майли Сайрус в интервью Daily Mail подтвердила, что действительно, в тексте был намек на экстази, а путаница с «Молли» и «Майли» была намеренной: «Зависит от того, кто это. Если это десятилетний ребенок - это «Майли», понимаете, о чем я. Я просто хотела, чтобы ее (песню) пустили на радио, ее пришлось сильно отредактировать» [Strang, 2013, http://www.dailymail.co.uk/tvshowbiz/article-2371313].

Показательно, что оправдания создателей песни и клипа не влияют на его восприятие целевой аудиторией. Согласно результатам интернет-анкетирования, только около 14% зрителей/слушателей согласились с тем, что изначально в песне звучит слово «Майли», 15% не уверены в том, что именно они услышали, а более 70% убеждены в том, что в тексте песни идет речь о наркотиках. [http://popcrush.com/miley-cyrus-not-advocating-drug-use-we-cant-stop].

 Какой образ девушки создает данный медиатекст? - «To my homegirls here with the big butt. Shaking it like we at a strip club» («Здесь мои подружки трясут большими попами как в стриптиз клубе»). Хореография сведена до примитивизма потрясывания нижней части тела. Камера периодически показывает саму исполнительницу песни, лежащей на полу, в ванной и на кровати. Субъективный ракурс помещает зрителя достаточно близко, будто он - участник вечеринки, причем, камера провокационно расположена так, что в некоторых кадрах почти касается коленей Майли. Будучи помещенными в контекст остального визуального материала, эти образы могут быть интерпретированы следующим образом: главная героиня - легкодоступна, не отягощена интеллектом, это нечто среднее между наркоманкой и нимфоманкой.

Особое внимание заслуживает строчка «Remember only God can judge ya» («Помни, что только Бог может судить тебя»). «Forget the haters, cause somebody loves ya» («Забудь о ненавистниках, потому что есть кто-то, кто любит тебя»). Посыл этой фразы, по сути, означает, что люди не могут, не имеют права осудить поведение других. А те, кто осуждают твое поведение, просто злобные недоброжелатели.

Данный анализ демонстрирует, что образы и жизненные ценности, которые несет в себе данный видеоклип, - «кошмар» для любого нормального родителя. Надо сказать, он вызвал бурный отклик и в сети Интернет: около десятка пародий на клип набирают тысячи просмотров ежедневно.

Выйдя за пределы контекста клипа, мы видим отчаянные попытки экс-звезды канала Дисней порвать с образом кумира подростков Ханны Монтаны.

Почему Майли и ее продюсеры делают подобный выбор в тематике своих песен и сюжете видео? Почему она решила дистанцироваться от «диснеевского» прошлого таким образом? Есть ли у нее обязательства оставаться «ролевой моделью» для девочек подростков? В чем заключается вторичность образа исполнительницы и претенциозность клипа в целом? В чем сходство и различия эпатажности молодых звезд Майли Сайрус (Рианны/Леди Га Га) и «пионеров» музыкального видео типа Мадонны? Эти, а также множество других вопросов возникают в процессе анализа медиатекста.

В этой связи научный интерес и практическую ценность представляют документальные и учебные фильмы, созданные Фондом медиаобразования (Media Education Foundation) в США. Основной тезис, который доказывает основатель Фонда и автор более 40 фильмов о воздействии массмедиа на молодежь, Сат Джалли в своих фильмах DreamWorlds, DreamWorlds 2, и 3 - что репрезентации женщин в музыкальных видео предсказуемы, ограничены и негативно влияют на мужское восприятие женщин и на самосознание самих женщин. Более того, С. Джалли считает, что в слишком многих видеоклипах можно увидеть намек на насилие над женщиной.

Напомним, что канал MTV появился на американских телеэкранах в 1981 году для того, чтобы видеоклипы стимулировали продажи музыкальных альбомов. Но уже два десятилетия спустя эти «рекламные» клипы стали частью популярной культуры, расширив свое присутствие на телеэкране до нескольких десятков других телеканалов.

Так же, как и многие другие виды рекламы, музыкальные видео используют сексуальный контент для привлечения внимания потенциальных потребителей. Сексуальный контент видеоклипов выражен ограниченным набором персонажей и сюжетных линий. Женщины в видеоклипах представлены фантазийными существами волшебной страны, где норма женственности – это нимфомания, зависимость от мужчины и служение ему. В этом мире женщин численно в разы больше, чем мужчин, а сексуальные отношения не предваряются ухаживаниями и пр. Всем мужчинам, включая зрителей, гарантировано сексуальное удовлетворение. В сюжетных линиях, с помощью работы оператора, монтажа в музыкальных видео обыгрываются типичные фантазии мальчиков в подростковом возрасте.

Такая продукция, бесспорно очень успешная с точки зрения маркетинга, имеет последствия в реальной жизни. Она заставляет мужчин думать о женщине в первую очередь как о сексуальном объекте, а женщин – связывать свою самооценку с тем, могут ли они привлечь внимание мужчины. Так же как и в фантазиях мальчиков пубертатного возраста, чувства и личностные качества отходят на второй план.

Профессор и режиссер С. Джалли не призывает к введению цензуры откровенного сексуального содержания в музыкальных клипах. Вместо этого, он полагает, что в этот «мир мечтаний» необходимо включить радикально более широкий и гуманистический спектр представлений о романтике и интимности.

Медиапедагоги во всем мире разрабатывают специальные программы, которые обучают детей, подростков и молодежь критически воспринимать и анализировать медиатексты всех видов. Далее представлены вопросы и задания, которые основаны на теории и практике медиаобразования. Они составлены с целью развития у подростков способности «читать» (воспринимать, интерпретировать, обсуждать) музыкальные видеоклипы. Их анализ с помощью медиаобразовательной методики может стимулировать развитие критического и творческого мышления по отношению и к другим медиатекстам, что было бы одним из шагов на пути развития самостоятельной, разумной, ответственной и творческой личности.

Вопросы нацелены на развитие критического мышления по отношению к медиакультуре, а точнее, помочь подросткам поразмыслить над коннотациями содержания музыкальных видео, опираясь на собственный жизненный опыт.

Роль музыки в жизни подростка

Сколько времени каждый день вы слушаете музыку? Какую музыку? Влияет ли видеоклип на то, нравится вам песня или нет? Бывает ли так, что вы сначала слышите песню, а когда видите клип, он не совпадает с изначальным представлением о ней?

Какие функции выполняет музыка в нашей жизни? Для чего она нужна людям? (Например, для самовыражения, общения, пропаганды, чтобы поднять настроение, укрепить веру, для передачи традиций, как форма протеста, чтобы танцевать, чтобы рассказать историю, чтобы продать что-то и т.д.). Во время этого задания можно проиграть музыкальные фрагменты, иллюстрирующие некоторые из этих функций (гимн, марш, рекламный джингл, саундтрек к фильму, и пр.).

Музыка может многое рассказать об обществе, в котором она была создана. Будь это вальс Штрауса, военный марш, церковный хор, рок или народная песня, музыка отражает культуру. Музыка и песни часто становятся символами времени, места или поколения людей. Она отражает культурный опыт, но и воздействует на него, вызывая эмоции и чувства у слушателя. Вспомните, какие исполнители/группы были популярны во времена молодости ваших бабушек и дедушек, ваших родителей. Выберите символы их поколений. Представьте себя через 10-15 лет. Какие исполнители и группы, как вы думаете, будут символизировать ваше поколение?

Видеоклипы разных музыкальных направлений

С помощью Интернета изучите вопрос, кто были «первопроходцами» в развитии музыкальных клипов. Какую роль сыграл канал MTV в развитии шоу-бизнеса? Каковы функции музыкального видео?

Можно ли проследить определенные тренды развития видеоклипов за последние годы?

Сколько в среднем стоит производство видеоклипа? Чем отличается мотивация западных и российских исполнителей тратиться на производство и ротацию своих видеоклипов? Чем это обусловлено?

Можно разделить класс на группы и дать задание выбрать то направление в музыке, которое их больше интересует (поп, фанк, соул, рок, альтернативная, рэп, хип-хоп), а затем записать и проанализировать пять видеоклипов, которые сняты исполнителями в этом жанре.

Какая основная идея этих клипов? В чем они схожи и чем отличаются?

Как в видеоклипах изображены следующие группы людей: подростки, мужчины, женщины, родители, представители власти, учителя?

Какую картину мира рисуют данные клипы?

Ребята могут представить результаты своей работы в форме мультимедийной презентации, с использованием отрывков из клипов.

Эстетика музыкальных клипов

Попробуйте посмотреть видеоклип незнакомой песни с отключенным звуком и записать впечатления только от визуального ряда. Как такой просмотр влияет на восприятие визуальных образов?

Затем послушайте аудиозапись песни без видео, обращая внимание на стиль музыки, тему песни, ритм, повторы.

Сравните свое восприятие песни без видеоклипа и с ним. Песня и клип рассказывают одну и ту же историю или у них разные послания?

Добавляет ли видеоклип глубины, дополнительный смысл песне или это просто маркетинговый инструмент?

Что убеждает купить диск: клип или аудиозапись?

Чем мир музыкальных видео отличается от «фантазийных миров» других рекламных жанров?

Как в видеоклипах используется кинематографические технологии (операторская работа, монтаж, освещение и пр.), как они влияют на наше восприятие увиденного?

Образы женщины и мужчины в музыкальных видеоклипах

Что такое «стереотип»? Приведите примеры стереотипов («мужчины не плачут», «глупая блондинка», и пр.)

Что включает в себя понятие «женственность» и как оно трактуется в музыкальных видео?

Что включает в себя понятие «мужественность» и как оно трактуется в музыкальных видео?

С одной стороны, в обществе принято говорить, что внешность – это не самое главное в человеке, главное – душа. С другой стороны, люди тратят время и деньги на свою внешность и даже демонстрируют своим внешним видом принадлежность к определенной социальной группе. Каково же отношение между внешностью и внутренним миром человека?

Составьте список персонажей и ролей, которые отведены женщинам в видеоклипах. Чем обычно занимается женщина в видеоклипе? (веселится на вечеринке, танцует стриптиз, загорает, плавает в бассейне, моет машину в бикини или мокрой футболке, принимает душ). Спектр женских ролей в клипах тоже довольно ограничен: девочки из группы поддержки спортсменов, стюардессы, горничные, развязные медсестры, библиотекари и школьницы, полицейские и стриптизерши. Какие роли играют женщины в реальной жизни? Как вы думаете, почему роль женщины в видео клипе сведена до предмета собственности и сексуального объекта желания мужчины?

Составьте такой же список для мужских персонажей и посмотрите, можно ли их применить и по отношению к другим медиатекстам (телесериалам, рекламе, например). Имеют ли они отношение к реальной жизни?

Какие сюжетные линии типичны для видеоклипов, почему именно такие, а не другие?

Чей мир фантазий доминирует в музыкальных клипах – мужчин или женщин? Приведите примеры.

Потенциальный эффект видеоклипов

С помощью философского, психологического, других словарей составьте тезаурус таких понятий как «любовь», «красота», «сексуальность», «романтика». Что эти определения говорят нам о стремлении человека найти эмоционально и физически идеальные отношения?

Какие «картинки» чаще всего можно увидеть в хип-хоп видеоклипах? Рок? Поп-музыке? Посмотрите видеоклипы различных музыкальных жанров и сравните их (например, чем видео рок групп отличаются от поп исполнителей и т.п.).

Какие отношения между мужчиной и женщиной демонстрируются в клипах? Присутствует ли агрессивное поведение мужчины по отношению к женщине? Может ли это принести вред в реальной жизни, кому? Как вы думаете, могут ли видеоклипы играть какую-то роль в проявлении мужчинами насилия, в том числе сексуального, против женщин?

Почему артисты и звукозаписывающие компании используют именно такие образы в клипах?

Воздействуют ли эти образы на мировоззрение и поведение зрителей?

Могут ли видеоклипы косвенно оказывать воздействие на поведение людей? Возможно ли, что они не оказывают никакого влияния?

Составьте список программ, которые транслируются по музыкальным каналам, помимо видеоклипов. Опишите их содержание и проанализируйте, как они соотносятся с основным посылом клипов.

Камера, мотор!

Попробуйте себя в качестве авторов видеоклипа (в командах по 3-5 человек).

Прослушайте выбранную песню/музыкальную композицию.

Запишите те образы, ассоциации, которые возникли у вас во время ее прослушивания.

Определите целевую аудиторию клипа.

Определите посыл видеоклипа (что вы хотите сказать и с каким эффектом).

Придумайте сюжет клипа.

Продумайте съемочное место, интерьер, реквизит, костюмы персонажей.

Добавьте образности (метафоры, символы).

Нарисуйте раскадровку клипа.

Соотнесите раскадровку с песней.

Начинайте съемку!

Смонтируйте клип, устройте фестиваль готовых видеоклипов.

Выводы. Массмедиа, действительно, способны формировать определенные духовные, моральные, ценностные принципы аудитории, особенно подростковой. Сегодня мы можем лишь констатировать переориентацию молодежи с «высоких» образцов музыкальной культуры на современные массовые популярные жанры. Другие формы музыкальной социализации (семейные музыкальные традиции, посещение музыкальной школы, симфонических концертов, оперных спектаклей) либо оказывают минимальное воздействие на музыкальный вкус подрастающего поколения, либо игнорируются им как носители малопонятной музыкальной традиции.

Особенность музыкального видеоклипа как медиатекста, состоит в том, что в нем «дается иная, отличная от традиционной иерархия визуальных и звуковых компонентов медиатекста, и музыка становится ведущим фактором, определяющим как смысловые (перевода песенного содержания в визуальный ряд), так и композиционные (масштаб, монтажный ритм) особенности текста» [Шак, 2010, с. 68].

В этой связи нельзя переоценить значение медиаобразования несовершеннолетней аудитории. Его цель: развитие медиакомпетентности личности, культуры ее общения с массмедиа, творческих, коммуникативных способностей, аналитического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различных формам самовыражения с помощью медиатехники. Надеемся, что представленные выше задания и вопросы на материале музыкальных видеоклипов, способствуют достижения этой цели.

Литература

 Василенко А. Особенности современного музыкального клипа // Творческая мастерская Андрея Василенко. http://avfilm.ru/clips.htm (дата обращения: 10.08.2013).

Зверева В. Российское ТВ: теория и практика. Телевидение понижающего стандарта // Искусство кино. 2009. №1. http://kinoart.ru//archive/2009/1 (дата обращения: 12.08.2013).

Зубкова Е.С., Минаева Н.С. Влияние видеоклипов на формирование "Я" в юношеском возрасте // Психологический вестник Уральского государственного университета. 2008. №. 6. С. 144-159.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 456 с.

Найдорф М.И. Об особенностях музыкальной культуры массового media-пространства // Библиотека по культурологии. http://www.countries.ru/library/music_culture/mm.htm (дата обращения: 12.09.2013).

Почепцов Г.Г. Мерлiн, Супермен i Гаррi Поттер: конструирование нематерiального в массовiй культeрi. К.: Спадщина, 2013. 288 с.

Советкина Э.В. Эстетические особенности музыкальных видеоклипов: автореф. дис. … канд. искусств. М., 2005.

Теоретическая культурология /отв. ред. О.К.Румянцев; ред. А.Ю.Шеманов. М.: Деловая кн.: РИК: Акад. проект, 2005. 624 с. (Энциклопедия культурологии / гл. ред. серии К.Э.Разлогов; [т. 1]). С. 589-621. http://www.riku.ru/lib/teor/untitl4m.htm#pos6_3

Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста. Краснодар, 2010. 326 с.

Шарифуллин С.Б. Вербально-иконические тексты в современной музыкальной коммуникации (на материале видеоклипов). Автореф. дис… канд. филол. наук. Кемерово, 2013. 20 с.

Шерстобоева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности. Автореферат дисс. … канд. филол. наук. 2009. http://mediascope.ru/node/257.

Council on Communications and Media/ Impact of Music, Music Lyrics, and Music Videos on Children and Youth. http://pediatrics.aappublications.org/content/124/5/1488.full.html

http://popcrush.com/miley-cyrus-not-advocating-drug-use-we-cant-stop/ (дата обращения: 10.08.2013).

Impact of Music, Music Lyrics, and Music Videos on Children and Youth. Pediatrics. 2009. http://pediatrics.aappublications.org/content/124/5/1488.full.html. (дата обращения: 10.09.2013).

Jhally, S. (2007). Dreamworlds 3: Desire, Sex and Power in Music Video. Media Education Foundation (документальный фильм).

Neumann-Braun, K.; Schmidt, A. (2010). Videoclips und Gewalt? Formen und Funktionen latenter Gewalt in Musikclips und moegliche Implikationen fur die medienpadagogische Praxis. In: Bauer, P./ Hoffmann, H./ Mayrberger, K. (Hrsg.) Fokus Medienpadagogik: aktuelle Forschungs- und Handlungsfelder.Munchen: kopaed. S. 174-191.

Roberts D., Christenson P., Gentile D. (2003) The Effects of Violent Music on Children and Adolescents. In: Media Violence and Children. pp.153-170. http://www.psychology.iastate.edu/~dgentile/106027_08.pdf.

Strang, Fay (2013). "'They took out literally everything': Miley Cyrus reveals raunchy video for We Can't Stop was MORE explicit as she opens up about shedding her squeaky clean past". DailyMail. http://www.dailymail.co.uk/tvshowbiz/article-2371313/ (дата обращения: 11.09.13).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!