Лет со дня рождения Василия Сурикова



Самые известные картины мастера «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» знакомы всем любителям отечественной живописи от мала до велика.

Этот мастер масштабных полотен в академических кругах довольно долго был критикуем — «за скученность композиций», ориенталистскую броскость «парчовых ковров». Но, как говорится, история все расставила на свои места. А из современников Сурикова, пожалуй, наиболее точную оценку его творчеству дал один из организаторов объединения «Мир искусства» Александр Бенуа: «Он сумел, отдаваясь вполне своему вдохновению, найти что-то совершенно своеобразное, новое, как в рисунке, так и живописи и в красках. По краскам не только «Морозова», но все его картины прямо даже красивы. Он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».

24 января

Лет со дня рождения Виктора Шкловского

100 лет назад, он — архиталантливый недоучка и уже признанный к тому времени авторитет в вопросах литературоведения, энтузиаст-новатор и пламенный оратор, основатель быстро ставшей популярной в прогрессивной интеллигентской среде «формальной школы», а по совместительству террорист, член боевого крыла правых эсеров — принимал участие в подготовке к свержению власти большевиков, намечал дерзкие диверсии и операции по захвату штабов. Именно подобные действия товарищей Шкловского по борьбе, завершившиеся убийствами Володарского и Урицкого, привели к введению в стране красного террора. Его жертвой Виктор Борисович, по счастью, не стал. За него замолвили словечко Максим Горький и некоторые другие близкие к властям люди. В результате «русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист», как представляют его современные энциклопедии, перестал совмещать творческую работу с деятельностью революционера-подпольщика.

Наследие Шкловского велико, его биографические и литературоведческие труды весьма ценны. Наверняка еще интереснее могла бы стать большая автобиографическая эпопея о жизни страны в первой четверти XX века. Но такая написана им не была. А жаль.

25 января

Лет со дня рождения Владимира Высоцкого

Сказать о Высоцком что-то новое невозможно. Он — символ эпохи, национальный миф, второй по популярности наш человек в XX столетии (по опросам ВЦИОМ). В одном из последних интервью, отвечая на вопрос журналиста Валерия Перевозчикова: «Кем вы себя считаете?», Владимир Семенович поначалу замешкался, выпалил первое, что пришло на ум: «Я себя считаю тем, кто я есть». Собравшись с мыслями, продолжил: «Сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, — может, это даже какой-то новый вид искусства… Вы спросили: кем я себя больше считаю — поэтом, композитором, актером? Вот я не могу вам впрямую ответить на этот вопрос. Может быть, все вместе это будет называться каким-то одним словом в будущем».

«В будущем», в XXI веке, такого определения тоже в общем-то не появилось. Сравнительно недавно Высоцкого числили «бардом». Сегодня и это определение выглядит не вполне адекватным. Как же его тогда величать — «одним словом»?

На выручку приходит наша интеллигенция. В своих высокомудрых беседах она ни при каких условиях не станет цитировать (ввиду «вопиющей банальности») три вещи: «Мастера и Маргариту», дилогию Ильфа и Петрова и стихи Высоцкого. Посему мы можем смело именовать его просто классиком или, если в двух словах, русским классиком, не забивая голову придумыванием названий для его синтетического, синергетического творчества.

31 января


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!