Ключевые этапы развития координации в раннем онтогенезе (Н.А. Бернштейн)



1. Фаза анатомического дозревания, связана с процессами миеленизации нервных волокон (к 2,5 г.).
2. Фаза функционального дозревания.
1) Отдельные уровни подключаются к работе
2) Между ними устанавливаются иерархические взаимоотношения.
При рождении наблюдаются только рефлексы (дыхательные и сосательные, спиноразгибательные, стопные, поворот головы).
Первые пол года постепенно подключаются отдельные уровни:
А – тонус, держит голову.
В – переход от синкинезии (непроизвольные мышечные движения) к синергии, хватательный, обхватывающий рефлекс, брыкательные движения, мимики нет, есть гримасы.
С – хватательный рефлекс сменяется схватывающим, суррогатаныесинкинетические движения уходят.
-принимает позу, попытки вставания, переворачивания на животик, пытается сидеть, ложиться, переворачиваться, это приводит к вставанию.
- начинает развиваться голосовой аппарат, появляется мимика.
-постепенно начинает функционировать вестибулярный аппарат, первые попытки передвижения, появляется смех и плач.
-прелокомотрный период: подготовка к ходьбе и бегу
-неуклюжесть, неустойчивость движений
К 3-м годам ходьба дифференцируется в бег.
В 3, 4 года ребенок бегает и прыгает.
Ребёнок активно овладевает пространством, растет длина шага, на пятом году жизни длина шага удваивается, на восьмом - в 3 раза, на 10-м – в 4 раза.
Скорость бега увеличивается в 2 раза, затем в 5.
Дети 3-7 лет отличаются подвижностью, грациозностью, но при этом страдают движения на точность.

В подростковом возрасте наблюдается относительный регресс координации, связ. с 1) половое созревание, гормоны, 2) рост мышечной и костной массы. Начинает наблюдаться угловатость, неловкость, неустойчивость тонуса, быстрая утомляемость.

Дальше постепенно устанавливаются новые иерархические отношения, юноши становятся более координированными, устанавливаются индивидуальные моторные профили.

Общая характеристика выразительных движений. Линии анализа, принципы и особенности декодирования и интерпретации.

Выразительные движения (ВД) выражают то, что скрыто от непосредственного наблюдения, а именно: состояние, намерение человека.

При первичном контакте доверие определяется следующим соотношением: 55% - выразительные движения, 38% - паралингвистические показатели (интонация), 7% - содержание сказанного.

Методы изучения ВД и развитие навыков и регуляции.

1-е направление. ВД рассматриваются в связи с эмоциональным состоянием человека. При этом делаются попытки установить биологические предпосылки. Ищутся так называемые экспрессивные коды у каждой эмоции. Используется табличный метод, метод графических схем.

Коды действительно существуют, однако общий вывод, что знание мимических и пантомимических кодов – основа понимания других и себя – НЕВЕРНЫЙ, т. к. основной процесс – декодирование – ограничен. Дело в том, что невербальное поведение предст. собой культурно-исторический феномен, имеет межличностную, деятельностную природу, тесно связано с процессом развития личности, сопряжено с ее психическими процессами, состояниями, свойствами, и поэтому полисемантично (многозначно).

Соответственно, адекватная интерпретация невербального поведения возможна только в совокупности ее сторон и в контексте конкретных условий, ситуаций и решаемых задач, а также с учетом их динамики.

2-е направление. Устанавливается связь между выразительными движениями и чертами характера, свойствами личности. Аристотель указал 3 причины возможных ошибок: 1) не все люди могут выражать к.-л. эмоции, 2) не все одинаково выражают эмоции, 3) именно человеку свойственно изображать, притворяться, играть.

3-е направление. Физиогномика. Концепция Аристотеля в извращенном виде. С чертами лица рождаются, а человеком становятся.

На сегодняшний день экспрессивный репертуар рассматривается как триединство: 1) природные задатки и возможности, 2) социальное опосредование – ребенок принимает данные культурные особенности, человек – искусственное существо, 3) целенаправленная индивидуальная работа.

В принципе выразительные движения оцениваются по след.параметрам: 1) произвольность/непроизвольность, 2)интенсивность, 3) динамика, 4)гармоничность/дисгармония, 5) симметрия/асимметрия, 6) типичность/индивидуальность. Составляющие экспрессии – это мимика, жесты, взгляд, позы, походка, пространственная ориентация (проксемика). Центральное место в экспрессии занимает лицо – постоянно находится в поле зрения. Лицо для функц. анализа делится на зоны, которые вносят свой специфический вклад в общий физиогномический признак.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕ́НИЯ - движения, характерным образом проявляющиеся при различных психич. состояниях (особенно эмоциональных) и служащие внешним выражением этих состояний. Самый значит. класс В. д. представлен в мимике и пантомиме. В более широком понимании В. д. включают и все оттенки голоса и интонации, служащие для передачи чувств, а также сопровождающие эти чувства вегетативные реакции – сосудистые, дыхательные, секреторные и др. Широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм, распространяются обычно и на его поверхность. Захватывая систему мышц лица и всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и "вокальной мимике" (выражение эмоций в интонации и тембре голоса). Социальная функция, выполняемая выразительными движениями, оказывает на них определяющее влияние. Поскольку они служат средствами выражения и воздействия, они приобретают характер, необходимый для выполнения этих функций. Символическое значение, которое выразительное движение приобретает для других людей в процессе общения, начинает регулировать употребление его индивидуумом. Форма и употребление наших выразительных движений преобразовываются и фиксируются той общественной средой, к которой мы принадлежим, в соответствии со значением, присвоенным ею нашим выразительным движением. Общественная фиксация этих форм и их значения создаёт возможность чисто конвенциональных выразительных движений (конвенциональная улыбка), за которыми нет чувства, ими выражаемого. Но и подлинное выражение действительных чувств получает обычно установленную, стилизованную, как бы кодифицированную социальными обычаями форму. Нигде нельзя провести грани между тем, что в наших выразительных движениях природно и что в них социально; природное и социальное, естественное и историческое здесь, как и повсюду у человека, образуют одно неразложимое единство. Нельзя понять выразительных движений человека, если отвлечься от того, что он общественное существо.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!