ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,



УВЛЕКАЮЩИХСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ

Организация и методики исследования

В соответствии с поставленными задачами были подобраны методики, позволяющие выявить уровень развития когнитивных процессов младших школьников, увлекающихся и не увлекающихся компьютерными играми.

Степень увлечённости младших школьников компьютерными играми изучалась с помощью тест-опросника Гришина А.В.

Для изучения уровня внимания при самостоятельной работе была использована методика «Тест с ошибками» (П.Я. Гальперина, С.Л. Кабылицкой).

Изучение уровня переключения и распределения внимания проводилось с помощью методики «Проставь значки».

На изучение логической и механической памяти была использована методика «Смысловая память».

Объём кратковременной зрительной памяти изучался при помощи методики «Определение объёма кратковременной зрительной памяти».

Для выявления уровня развития воображения использовалась методика «Нарисуй что-нибудь».

Изучение уровня развития мышления проводилось с помощью методики «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

Исследование проводилось в групповой форме за исключением изучения уровня развития мышления, которое осуществлялось с каждым ребёнком индивидуально.

Уровень развития когнитивных процессов младших школьников, увлекающихся и не увлекающихся компьютерными играми

В данном исследовании приняло участие 76 детей 8-10 лет, обучающихся в 3-4 классах ГУО «Средняя школа  д. Страдечь им. Н.Е. Зайца». Исследование проводилось в ноябре 2017 года.

В соответствии с задачами было проведено исследование младших школьников на степень увлечённости компьютерными играми с помощью тест-опросника Гришина А.В. В результате обработки тест-опросника выявлено 13 детей без компьютерной зависимости (17%); 37 детей со средним уровнем компьютерной зависимости (49%) и 26 детей с высоким уровнем (34%).

 

С младшими школьниками без компьютерной зависимости и с высоким уровнем компьютерной зависимости было проведено исследование на выявление уровня развития когнитивных процессов.

 

С помощью методики «Текст с ошибками» у учащихся с компьютернойзависимостьювысокого уровня развития внимания при самостоятельной работе не было выявлено ни у одного учащегося; средний уровень – у 3 детей (12%); низкий – у 23 младших школьников (88%).У учащихся без компьютерной зависимости высокий уровень – у 7 учащихся (54%); средний – у 6 детей (46%); низкий – ни у одного учащегося.

 

 

Изучение уровня переключения и распределения внимания проводилось с помощью методики «Проставь значки». В результате обработки данной методики у учащихся с компьютерной зависимостьювысокий уровень был выявлен у 2 детей (8%); средний – у 13 детей (50%); низкий у 42 младших школьников (42%). У учащихся без компьютерной зависимости высокий уровень был выявлен у 9 учащихся (69%); средний – у 3 учащихся (23%); низкий – у 1 учащегося (8%).

 

 

На изучение логической и механической памяти была использована методика «Смысловая память». У учащихся с компьютерной зависимостью высокий уровень развития логической памяти был выявлен у 14 детей (54%); средний – у 8 уч-ся (31%); низкий – у 4 детей (15%). Высокий уровень развития механической памяти был выявлен у 1 учащегося (4%); средний – у 7 учащихся (27%); низкий – у 18 мл.шк. (69%). У учащихся без компьютерной зависимости высокий уровень развития логической памяти был выявлен у 10 учащихся (77%); средний уровень – у 3 учащихся (23%); низкий уровень развития логической памяти не был выявлен ни у одного учащегося. Высокий уровень развития механической памяти был выявлен у 4 учащихся (31%); средний – у 7 учащихся (54%); низкий – у 2 (15%).

 

 

 

Объём кратковременной зрительной памяти изучался при помощи методики «Определение объёма кратковременной зрительной памяти». У учащихся с компьютерной зависимостьювысокий уровень развития кратковременной зрительной памяти был выявлен у 1 учащегося (4%); средний уровень – у 7 учащихся (27%); низкий уровень – у 18 младших школьников  (69%). У уч-ся без компьютерной зависимости высокий уровень был выявлен у 6 учащихся (46%); средний – у 4 учащихся (31%); низкий – у 3 (23%).

 

Для выявления уровня развития воображения использовалась проективная методика «Нарисуй что-нибудь». По результатам обработки данной методики у учащихся с компьютерной зависимостью высокий уровень развития воображения был выявлен у 14 детей (54%); средний уровень – у 7 (31%); низкий – у 4 учащихся (15%). У учащихся без компьютерной зависимости высокий уровень развития воображения был выявлен у 8 учащихся (62%); средний уровень – у 5 (38%); низкий уровень не был выявлен ни у одного учащегося.

 

 

Изучение уровня развития мышления проводилось с помощью методики «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах». Данное исследование проводилось индивидуально с каждым учащимся. По результатам исследования среди младшихшкольников, увлекающихся компьютерными играми, ни у одного учащегося не было выявлено высокого уровня развития мышления; средний уровень был выявлен – у 7 человек (27%). Самой многочисленной оказалась группа детей с низким уровнем – 69 учащихся (73%). Среди младших школьников не увлекающихся компьютерными играми высокий уровень развития мышления был выявлен у 9 учащихся (69%); средний уровень – у 3 (23%); низкий – у 1 учащегося (8%).

 

 

В обобщенном виде итоги исследования уровня развития когнитивных процессов младших школьников с игровой зависимостью представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Результаты измерения уровня развития когнитивных процессов

у младших школьников с игровой зависимостью

 

Когнитивный процесс

Уровень развития

низкий средний высокий
Внимание при самостоятельной работе 88% 12% -
Переключение и распределение внимания 42% 50% 8%
Логическая память 15% 31%   54%
Механическая память 69% 27%   4%
Кратковременная зрительная память 69% 27% 4%
Воображение 15% 31%   54%
Мышление 73% 27%   -

 

В обобщенном виде итоги исследования уровня развития когнитивных процессов младших школьников без игровой зависимости представлены в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 – Результаты измерения уровня развития когнитивных процессов

у младших школьников без игровой зависимости

 

Когнитивный процесс

Уровень развития

низкий средний высокий
Внимание при самостоятельной работе - 46% 54%
Переключение и распределение внимания 8% 23% 69%
Логическая память - 23% 77%
Механическая память 15% 54% 31%
Кратковременная зрительная память 23% 31% 46%
Воображение - 38% 62%
Мышление 8% 23% 69%

 

 

Таким образом, в результате проведенного сравнительного анализа установлено, что все когнитивные процессы (внимание, память, мышление, воображение) у младших школьников с компьютерной игровой зависимостью развиты значимо хуже, чем у их ровесников, не увлекающихся компьютерными играми. Организация настоящего исследования не позволяет утверждать, что именно компьютерные игры являются причиной такого снижения уровня развития познавательных процессов. Вполне возможно, что именно недостаточный уровень когнитивной компетенции является одним из факторов, стимулирующих интерес ребенка к виртуальной игре.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 434; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!