Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное»
Разработанные А.Л. Венгером дополнительные задания «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное» позволяют выявить:
- скрытые агрессивные или депрессивные тенденции, реакцию на угрозу («Злое животное»);
- ценности и стремления обследуемого («Счастливое животное»);
- характер имеющихся опасений, сознаваемые и неосознанные представления обследуемого о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»).
Задания «Злое животное» и «Несчастное животное» хорошо выявляют степень устойчивости обследуемого к стрессам разного рода.
Проведение тестирования:
Для каждого дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым горизонтально.
Инструкция к заданию «Злое животное»:«Теперь придумайте и нарисуйте ещё одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое Вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В чём проявляется то, что это животное – самое злое и страшное?». Могут быть заданы ещё какие-либо вопросы о его образе жизни.
Инструкция к заданию «Счастливое животное»: «Теперь нарисуйте самое несчастное несуществующее животное, какое Вам удастся придумать».
Инструкция к заданию «Несчастное животное»: «Теперь нарисуйте самое несчастное несуществующее животное, какое Вам удастся придумать». По завершении рисунка выясняют, почему нарисованное животное – самое счастливое (несчастное), что именно делает его счастливым (несчастным).
|
|
Результаты используются только в сравнении с тестом Русалова и Леонгарда. У подростков… а с младшими – после тестов Айзенка и Кеттелла!! То есть Вы перечисляете ТЕ черты, которые нашли подтверждение в предыдущих методиках!!!
Развернутый комментарий Е.С. Романовой к стандартному проведению теста «Несуществующее животное»
В дополнение к сжатым инструкциям по работе с тестом приводим и развернутый комментарий по применению данной методики [3].
Этот тест построен на теории психомоторной связи. Как известно, тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, притягивание к себе, наклон выпрямление, подымание, падение и т. д. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, то есть возникшую тенденцию. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, по данной концепции связано с прошлым и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением и его осуществлением). Правая сторона, пространство впереди и вверху связана с будущим и действенностью. Левая сторона на листе связана с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая (соответственно руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Этими же идеями можно воспользоваться при анализе результатов данного теста.
|
|
По своему характеру этот тест относится к числу проективных, результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данных тест ориентировочный, и поэтому как единственный метод исследования использован быть не может (требует объединения с другими методами или тестами, то есть использования в качестве батарейного инструмента исследования). Лист бумаги для работы лучше всего брать белый или слегка кремовый, не глянцевый. Карандаш - средней мягкости, ручкой и фломастером рисовать не следует.
Положение рисунка на листе.
В норме рисунок обычно расположен на средней линии стандартного листа;
- положение рисунка ближе к верхнему краю листа {чем больше, тем выраженное) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих; тенденция к самоутверждению, претензия на признание;
|
|
- положение рисунка в нижней части листа - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем, социальном положении, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению;
- рисунок смещен влево - устремленность в прошлое, бездеятельность, низкий уровень мыслительной деятельности;
- рисунок смещен вправо - устремленность в будущее, положительные эмоции, высокая активность.
Голова:
- голова, повернутая вправо,- устойчивая тенденция к действенности: почти все, что планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца;
- голова, повернутая влево,- тенденция к рефлексии, размышлениям, «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также - нерешительность, боязнь активных действий;
- положение анфас - трактуется как эгоцентризм, эгоизм, полное довольство собой.
На голове могут быть нарисованы детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза.
|
|
Уши:
Значение этой детали - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих. В сочетании с другими показателями определяет, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только реагирует эмоционально на оценки окружающих (радость, гордость, обида, огорчение...), не изменяя своего поведения.
Рот:
- приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - трактуется как большая речевая активность (болтливость);
- приоткрытый рот в сочетании с прорисовкой губ - чувственность; иногда - то и другое вместе;
- открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, - говорит о легкости возникновения опасений и страхов, недоверия;
- рот с зубами - вербальная агрессии; в большинстве случаев - защитная («огрызается», «задирается», «грубит» в ответ на осуждение или порицание). Для детей и подростков в случае боязливости, тревожности характерен рисунок зачерченного рта округлой формы.
Глаза:
Этот символ присущего человеку переживания страха особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужной оболочки.
Ресницы - это заинтересованность автора в восхищении окружающих его внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения, демонстративные манеры в поведении.
Увеличенный лоб - говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих.
На голове животного бывают нарисованы дополнительные детали:
- рога -защита, агрессия (определить по сочетанию с другими признаками агрессии - когтями, щетиной, иглами);
- перья- тенденция к самоукрашению и самоопределению к демонстративности;
- грива, шерсть, подобие прически- чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на сексуальность.
Ноги (лапы):
- большие, крепкие ноги, лапы - основательность, обдуманность, рациональность решений, выводов, суждений, опора на существенные положения и значимую информацию;
- тонкие ноги, лапы- поверхностность суждений, иногда - импульсивность принятия решения;
- отсутствие (или почти отсутствие ног) - то же самое;
- ноги (лапы) с корпусом: соединены точно, тщательно – серьезный контроль за своими рассуждениями выводами, решениями;
- ноги (лапы) соединены с корпусом небрежно, слабо, не соединены совсем – слабый контроль или его отсутствие.
- однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, лап, любых элементов опорной части - свидетельствуют о конформности суждений, установок, их стандартности, банальности;
- разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установки, суждений, самостоятельность, не банальность, иногда даже творческое начало (в норме) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над туловищем (могут быть функциональными или украшающими):
- крылья, дополнительные ноги, детали панциря - это энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, широта общения, завоевание себе места под солнцем, крылья - увлеченность своей деятельностью;
- щупальца - смелость предприятий;
- бантики, завитушки (вторичные детали) - демонстративное стремление обратить на себя внимание, манерность.
Положение хвоста:
- хвост вправо - положительная тенденция отношения к собственным действиям и поведению;
- хвост влево - отрицательное отношение к собственным действиям, самобичевание;
- хвост вверх - уверенность, бодрость, положительное отношение к себе;
- хвост вниз - подавленность, сожаление о сделанном, недовольство собой, неуверенность.
Контуры фигуры анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнений линии контура. Это защита от окружающих:
- выполнена в острых углах - агрессивная защита;
- если имеет место затемнение («запачкивание») контурной линии – защита со страхом и тревогой;
- если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена и т. д. – защита с опасением, подозрительностью.
Направленность такой защиты соответственно пространственному положению:
- верхний контур - против вышестоящих, против лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей;
- нижний контур фигуры - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих, младших, боязнь осуждения;
- боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях;
- элементы «зашиты»» расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе «животного» - то же самое;
- справа - усиленная защита своей деятельности;
- слева - защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия оценивается количеством изображенных деталей: только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост крылья и т. п.), с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей:
- чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия;
- чем меньше составных частей и элементов - слабая энергичность, астеничность, органика, может быть хроническое соматическое заболевание.
То же самое подтверждается характером линии:
- слабая паутинообразная линия - «возит карандаш по бумаге», не нажимая на него, - слабая энергичность, астеничность, органика, хроническое соматическое заболевание;
- линия жирная, с нажимом - это не энергия, а тревожность, (особенно если линия резко продавлена, видимая даже на обратной стороны листа - резкая тревожность).
Следует обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образам, то есть к чему привязана тревога.
Тематические животные делятся на:
- угрожаемых (птицы, улитки, муравьи),
- угрожающих (буйволы, лев, бегемот) и
- нейтральных (белки, собаки, кошки).
Это отношение к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. п. В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого несуществующего животного ЧЕЛОВЕКУ, начиная с постановки животного в положение прямохождения, кончая одеванием его в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног или лап на руки, свидетельствует об инфантилизме, эмоциональной незрелости (соответственно, степени выраженности «очеловечивания» животного). Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и других фольклорных формах
Степень агрессивности -выражена количеством, расположением и характером острых узлов в рисунке (независимо от их связи с той или иной деталью изображения). Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии (когти острые клювы, зубы, иглы).
Следует обратить внимание также на акцентирование сексуальных признаков - вымени, сосцов, груди при человекоподобной фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.
Фигура круга, (особенно ничем не заполненного) - символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутости закрытости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки дают обычно очень ограниченное количество данных для анализа.
«Вмонтирование» механических частей в живую ткань животного, постановка фигуры животного на постамент, тракторные гусеницы, пропеллеры, винты, электролампы и т. п. - наблюдаются, главным образом, у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Количество сочетающихся в фигуре элементов – характеризует творческие возможности;
Форма «готового», существующего животного, к которому всегда лишь «приделывается» также «готовая», существующая у другого животного деталь, чтобы нарисованное животное стало «несуществующим» (кошка с крыльями, рыба с перьями и т. д.) - банальность, отсутствие творческого начала;
Построение фигуры из элементов, а не из целых «заготовок» - оригинальность.
Название:
- названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления («лиошана», «грятекр») - легкомысленное отношение к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждении над рациональными;
- иронически-юмористические названия («риночурка», «девошпор», «пузыреид») - иронически-снисходительное отношение к окружающим;
- названия, имеющие обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «люлюка», «кус-кус») – инфантильность;
- непомерно удлиненные названия («аберосинитиклирон», «гуло-барниклетамнешиния» и т. д.) - склонность к фантазированию (чаще защитного порядка);
- рациональное сочетание смысловых частей («летающий заяц») - рациональность, конкретная установка при ориентации и адаптации;
- книжно-научное название, иногда с латинским суффиксом или окончанием («ратом-тиус») - демонстрация собственного разума, эрудиции, знаний.
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 470; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!