Технология быстрого наведения транса



 


 

При работе с клиентом необходимо, конечно же, получить согласие на проведение лечения. Для этого я обычно спрашиваю клиента: "Когда бы вы хотели приступить к лечению?" Врач не должен демонстрировать чудеса своего искусства, не сверившись с планами человека, пришедшего на прием. Если клиент отвечает, что "прямо сейчас", то можно смело приступать к работе.

Сейчас я практику методику быстрого погружения в состояние транса. При помощи неврологического молоточка я начинаю осматривать клиента как невропатолог. Провожу обычные манипуляции: проверяю рефлексы на руках,

движения глазных яблок (вправо, влево, вверх, вниз). По сути, клиент уже начинает выполнять мои инструкции. Незаметно и естественно для себя. Я прошу встать клиента в позу Ромберга (не забывайте страховать клиента, чтобы он не упал). Я прошу его с закрытыми глазами дотронуться указательным пальцем правой руки до кончика носа. ("Пальценосовая проба". И выполняется следующая инструкция - закрыть глаза!) Можете не сомневаться, клиент уже в состоянии транса. Вы можете изменить положение рук клиента, и они останутся "застывшими". Вы можете менять положение рук несколько раз. Тем самым уже достигается определенная фаза гипноза. Потом я просто поддерживаю клиента и шепчу ему на ухо фразу: "Продолжайте погружаться в это состояние".

Такой шепот и дыхание задевает рефлексогенные зоны уха, помогая человеку глубже погрузиться в состояние транса. (Вам когда-нибудь шептали что-то на ухо и при этом дышали в него?) Остается только очень аккуратно, поддерживая клиента, усадить его в кресло. Руки клиента зачастую остаются в том же положении, в котором вы их зафиксировали. Затем можно снова несколько раз поменять положение рук клиента, убедившись в своеобразной и быстрой каталепсии. После этого, расположите руки клиента так, чтобы ему было удобно, и можно начинать "Песню психотерапевта". Я утилизирую посторонние звуки, шумы, хождения, мне не нужны полутемное помещение, метроном, музыка. Такая методика наведения транса действительно занимает мало времени и, наверное, я ее придумал от лени. В ней есть несколько преимуществ.


1. При "неврологическом" осмотре я получаю несловесное разрешение на прикосновение к клиенту, ведь осмотр врача это предполагает. Дальнейшая работа по наложению "якорей" будет восприниматься также привычно и естественно.
2. Она существенно ускоряет наведение транса, делает его более глубоким.


3. Она зрелищна и эффектна для демонстрации. Все происходит на глазах у родственников и они нередко сами впадают в состояние транса и замирают. Это часть семейной психотерапии. Во время сеанса гипноза некоторые родственники, чаще мамы, начинают плакать. При терапии наркомании работу обычно оплачивают родственники. Их желание знать, что деньги не тратятся впустую, вполне понятно. И если мама видит сама, как ее сын застывает в каталептической позе и не шевелится, ей, по крайней мере, становится спокойнее оттого, что ребенок в надежных руках.
4. Ощущение сна в трансовом состоянии бывает не так часто, как хотелось бы. И я не исключаю, что после нескольких встреч клиент может сказать маме: "А я не спал!" По крайней мере, она все равно будет знать, что на самом деле сын или дочь были в хорошей фазе гипноза. И работа идет хорошо. Ведь она своими глазами видела все стадии трансового состояния, в которые ребенок был погружен.

Я думаю, что читатель сам сможет научиться наводить транс таким способом и убедиться в его легкости, быстроте и эффективности.

Большинство моих знакомых и друзей любят петь.
Это не зависит от наличия вокальных данных.
Редко встречаются самородки типа Бурлаковой Фроси
из фильма "Приходите завтра". Но даже и Фрося для профессиональной работы поехала в Москву учиться на артистку. На отделениях вокала в консерватории или
музыкальном училище будущего певца учат музыкальной грамоте, гармонии, правильному дыханию, игре на музыкальных инструментах, умению владеть голосом и т.д. Есть певцы, которые любят выступать на эстраде, больших аудиториях, на радио или телевидении.
И часто гонорары певца зависят от его таланта.
Психотерапевт, работая с клиентом, тоже поет свою песню. Песню психотерапевта. В ней тоже есть свои правила, свои куплеты и припевы, запутывания, основная идея и
побочные темы и гонорары терапевта тоже зависят от мастерства исполнения песен.

Правила исполнения "Песен психотерапевта"

 

Первое. Перед началом исполнения необходимо присоединение к клиенту. Присоединение может быть по позе (психотерапевт принимает такую же позу, как и клиент), по дыханию (дышит в том же ритме, как и клиент), по жестам клиента, по движению глазных яблок, по эмоциональному фону клиента, по ведущей репрезентативной системе клиента (если клиент "визуал", то и терапевт использует в своей речи слова "зрительного ряда", если "кинестетик", то слова "чувственного ряда".) В этом отношении лучше отслеживать слова клиента и при интервью "возвращать" их ему.

Второе. Сама песня исполняется на выдохе клиента. Терапевт дышит в один такт с клиентом. Или, по крайней мере, следит за тем, чтобы основные инструкции, основные слова звучали именно на выдохе клиента.

Третье. Кашу маслом не испортишь. Клиента не перехвалишь. Во время наведения транса необходимо подбадривать клиента. ("Вы отлично расслабляетесь. У вас прекрасно все получается. Отлично. Молодец. Это правильно. Как хорошо вы это делаете.") Будьте уверены, что вы не поощряете клиента слишком много или слишком быстро.

Четвертое. Во время наведения транса рекомендуется дотрагиваться до клиента (разумеется, если клиент допускает прикосновения и "переносит" их.) Слова, основные инструкции, которые я хочу выделить, я окрашиваю интонационно, делаю перед ними остановки, и касаюсь клиента во время их произнесения. Если информация очень важная, то перед фразой добавляется имя клиента.

Пятое. Песня должна течь плавно, без резких остановок и рывков. Рекомендуются продуманные паузы. Во время многозначительных пауз происходит обработка материала и поиск глубинного смысла.

Шестое. Речь психотерапевта должна быть эмоционально окрашенная.

Седьмое. Речь психотерапевта должна быть как можно более "расплывчатой" и не конкретной. Фразы типа "Вы идете по лесу, дотрагиваясь до деревьев, ощущая влажную росу травы..." я бы заменил на "Многие люди любят побродить по лесу. Как приятно ощутить запах травы, прохладу росы или дотронуться до дерева...". Чем шире и объемнее речь терапевта, тем меньше у него вариантов прокола, непопадания.

Восьмое. Споры о власти должны быть исключены. Гипнотизер проиграет. Необходимо научиться использовать то, что клиент хочет дать для наведения и углубления трансового состояния.

Смотрел один сеанс гипноза. Терапевт говорил клиентке: "Вы купаетесь в море. Вы абсолютно нагая. Вы заплываете далеко и кувыркаетесь в воде...".

Но по лицу клиентки было видно, что она решительно не хочет раздеваться, не хочет быть нагой.

Я построил бы эту фразу по-другому: "Многие люди любят купаться в море. И это очень интересно, когда никто не видит, позволить себе поплавать в воде обнаженной...". Чем менее директивна ваша речь, тем больше шансов, что клиент выполнит вашу инструкцию. Чем менее конкретна речь психотерапевта, тем меньше него возможностей для прокола.

Я проводил семинар. После занятий один из психотерапевтов спросил: "Когда я говорю клиентке, что после сеанса вы почувствуете себя хорошо отдохнувшей, головные боли пройдут, а настроение улучшится, она, хотя и находилась в глубоком гипнозе, после пробуждения сказала, что головная боль у нее не прошла".

Я предложил ничего не обещать клиентке и не употреблять сочетание "головная боль", а вместо этого сказать: "И многие люди, даже после непродолжительного погружения в это состояние могут почувствовать себя хорошо отдохнувшими. У многих после сеанса голова ясная и светлая".

Даже если клиент не выполнит инструкцию и головная боль у него останется, это не значит, что многие люди не чувствуют себя отдохнувшими после сеанса гипноза. С одной стороны, терапевт застрахован от провала, а с другой - чем завуалированнее его речь, тем охотнее выполняются инструкции.

Может, в этом и отличие недирективного гипноза от директивного. Директивный - это вкладывание инструкций. "Я сосчитаю до пяти и вы заснете. Запах водки будет вызывать у вас тошноту и рвоту!"

Недирективный - это вытаскивание информации из клиента. Идет оперирование более объемными фразами: "Я не знаю, какую именно реакцию вызовет у вас запах алкоголя. Будет ли это тошнота, рвота, или любая другая реакция внутри вас, которая будет достаточна для вас. Я просто предложу вам представить себе запах водки и вкус водки, и поинтересуйтесь, какие ощущения возникают у вас внутри".

Может быть, я где-то лукавлю, говоря, что не знаю какую именно реакцию я жду. Когда я произношу эту фразу, то пододвигаю ведро поближе к клиенту. Я могу предположить, в ожидании какой реакции находится клиент. И меня, как терапевта устраивает любая реакция, которую выберет клиент (кроме, разумеется, желания выпить). В любом случае - это его реакция. Если человек приходит с целью действительно решить проблемы, связанные с употреблением алкоголя, то трудно предположить, что у него возникнет желание выпить.

За годы работы наркологом, у моих клиентов желание выпить водки во время сеанса гипноза не возникало.

"Песни психотерапевта"

 

Во время проведения семинара по гипнозу в городе Кустанае в 1996 году, случилось непредвиденное обстоятельство. У меня занималась большая и талантливая группа, человек 40. Семь дней я подробно рассказывал, показывал работу, проводились демонстрации с реальными клиентами и слушателями курса. Слушатели внимательно и заинтересованно смотрели, вникали, постигали азы эриксоновской терапии, задавали "правильные" вопросы. На восьмой день я попросил слушателей провести самостоятельный сеанс психотерапии и с удивлением отметил, что все, что я говорил, "забылось". Работа с клиентом начиналась словами "Закройте глаза, я сосчитаю до 10 и вы заснете". Это меня настолько поразило, что мне пришлось срочно менять тактику преподавания. И тогда я длинно и скучно диктовал тексты, отработанные за время своей практики. Предварительно я разбил их на разделы:
1. Наведение транса;

2. Диссоциация сознательного и бессознательного;

3. Утилизация внутреннего опыта клиента;

4. Повышение самооценки клиента

5. Основные метафоры;

6. "Протяжка" в будущее;

7. Установка на амнезию;

8. Выведение из транса.

Я дал категоричное задание выучить эти тексты наизусть, как стихи, читать их без запинки, для того чтобы при работе с клиентом, хотя бы на первых порах говорить что ни будь, работая автоматически.

Это очень важно, особенно для начинающего психотерапевта, иметь какой-нибудь "чемоданчик" с заготовками хотя бы на первых парах пока не появятся свои, родные метафоры, фразы, речевые обороты. Как бы я был рад, если бы мне кто-нибудь дал такие "заготовки и научил бы с ними работать 5 лет назад!

Именно эта тактика принесла на следующий день удивительные результаты, когда слушатели начали без запинки, наизусть читать эти тексты, составляя своеобразную "Песню психотерапевта", используя готовые блоки, заменяя некоторые слова на свои, но в целом могли смелее работать с клиентом. Это и навело меня на мысль, напечатать некоторые "тексты", заготовки для заучивания наизусть и использования их для старта своей работы.

 

Наведение транса.

 

Перед тем, как вы войдете в состояние транса, я попрошу Вас устроиться удобно. И вы можете отметить, что как только вы расслабились, внутри вас возникло это состояние, состояние транса. И вы можете отметить, что хорошо слышите мой голос, хорошо слышите музыку, чувствуете, как вы сидите в кресле, и вы можете почувствовать, как ваши руки касаются ваших ног, расслабляясь. И вы так же можете почувствовать температуру ваших рук и почувствовать вес ваших рук и, продолжая слушать музыку, мой голос, продолжая расслабляться, погружаясь глубже в это состояние. И чувствуя, как ваши ноги касаются пола, а спина касается спинки кресла, можно почувствовать себя спокойно и в безопасности, и, продолжая слушать музыку и мой голос, продолжая расслабляться, погружаясь глубже и глубже в это состояние, это интересное состояние, позволив себе узнать об этом состоянии как можно больше. И вы можете пропускать посторонние звуки сквозь себя, а можно погружаться глубже в состояние транса от каждого постороннего звука, потому что это естественные звуки и это очень интересно научиться погружаться глубже и глубже в это состояние от каждого постороннего звука, отмечая внутри себя признаки этого интересного состояния, когда тело расслаблено и отдыхает и в то же время ваш ум не спит и головной мозг работает, и вы хорошо слышите мой голос и музыку, продолжая расслабляться, погружаясь глубже в это состояние.

И ваш ум может находиться далеко отсюда, в каких-то приятных для вас местах, когда можно просто расслабиться и отдохнуть, не думая ни о чем. И многие люди любят отдыхать на природе: в лесу или у реки, или на море. И вы можете взять с собой все звуки, которые вас окружают и превратить их в то, во что вы хотите: шум леса или шум реки или моря, или голоса приятных для вас людей, а можно сконструировать в своих воспоминаниях полную тишину. И я попрошу вас, если мои слова не будут соответствовать вашим картинам, образам или воспоминаниям, то позвольте моему голосу проходить сквозь вас, огибая ваши картины, образы, воспоминания, как река огибает препятствия на своем пути, продолжая свое течение, или вода огибает подводные камни, продолжая свое течение, потому что...

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!