Симметрия и асимметрия в световом дизайне

Что такое архитектурная световая композиция?

Композиция в архитектуре – это построение функциональных и эстетических взаимосвязей между отдельными элементами формы.

Назовите основные правила построения световой композиции.

1. Симметричная и асимметричная;

2. Контраст, нюанс, акцент, тождественность;

3. Метрический повтор, ритм, темп;

4. Гармония и центр композиции;

5. Пропорции, масштаб;

6. Соподчиненность;

7. Объемная, объемно-фронтальная. Пространственная, глубинная, плоская.

Правила построения:

1. Использование принципа подобия. Одни и те же элементы формы либо разные формы повторяются в различных вариациях и сочетаниях.

2. Принцип контраста. Направлен на обостренное восприятие какой-либо из форм.

3. Принцип нюансов в подборе и развитии формы. Заключается в построении визуальных связей между различными формами.

4. Согласование пропорций отдельных форм между собой, согласование масштаба.

Следующий этап построения заключается в построении полноценного композиционного пространства:

1. Определение доминант (наиболее важные и значимые элементы среды) Они отражают основные функции и эмоционально-эстетические характеристики.

2. Композиционный акцент. Их назначение в том, чтобы выделить наиболее значимые элементы среды.

3. Композиционный фон.

4. Композиционный …, связанный с зонированием интерьера.

Как влияет выбор основных композиционных приемов на выбор приемов освещения?

1. Симметричное и асимметричное.

Музей:

В зоне управление – проекция с помощью гобо-проектора.

2. Контраст, нюанс, акцент, тождественность.

Контраст размера:

 - это светильник такой с шарами разного размера.

Можно сделать светильник чуть больше, чтобы воспринималась форма.

Важно создать имидж.

Принцип контраста направлен на обострение восприятия какой-либо формы.

3. Повтор и темп тоже можно использовать.

4. Гармония и центр композиции.

Ядро – общая зона, кофе-поинт, место встречи для заполнения пространства людьми.

Как связаны между собой архитектурные интерьерные доминанты и выбор приемов освещения? Приведите примеры.

Доминанты – главенствующие, акцентные объекты, занимающие главную роль в архитектурной композиции.

Все примеры связей между ними – рисунки-схемы к вопросу 38.

Также доминанты должны подчиняться правилам построения световой композиции, но при этом являться выделяемым объектом. Правила построения композиции (из его лекций):

1. Симметричная и асимметричная;

2. Контраст, нюанс, акцент, тождественность;

3. Метрический повтор, ритм, темп;

4. Гармония и центр композиции;

5. Пропорции, масштаб;

6. Соподчиненность;

7. Объемная, объемно-фронтальная. Пространственная, глубинная, плоская.

Симметрия и асимметрия в световом дизайне.

Характер взаимодействия элементов объемно-пространственной структуры определяется, прежде всего, симметрией или асимметрией. Принято считать, что симметрия есть выражение формы в состоянии покоя, асимметрия же означает зрительное движение. Эта определяющая особенность дает возможность четко разделить формы в технике на симметричные и асимметричные.

Понятие симметрия (от греч. symmetria – соразмерность) восходит к истокам человеческой цивилизации и отражает фундаментальное свойство материального мира. Симметрией называют закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относи- тельно друг друга, при этом под равными подразумеваются как совместимо, так и зеркально равные части. Закономерность расположения частей симметричной фигуры заключается в том, что они могут обмениваться местами и совмещаться между собой с помощью операций или симметричных преобразований. Основными преобразованиями являются отражение, поворот (вращение) и параллельный перенос. Широко распространенными видами симметрии являются зеркальная, осевая и симметрия вращения. Зеркальная симметрия состоит в том, что две отраженно равные части фигуры расположены одна относительно другой как предмет и отражение в зеркале.

Воображаемая плоскость, которая делит такие фигуры на две зеркально равные части, называется плоскостью симметрии.

Осевая или симметрия вращения:

Линия, при которой форма несколько раз совмещается сама с собой, называется осью симметрии, а число таких совмещений называется порядком оси симметрии. Порядок осей форм, изображенных на рисунке 6, равен, соответственно, двум, трем и четырем.

Эффективность симметрии как средства достижения целостности формы объясняется тем, что такая закономерность построения челове- ком легко воспринимается. Симметричным композициям свойственна строгая однозначность деталей формы и их безусловное подчинение це- лому.

Асимметрия – понятие, противоположное понятию симметрии. Асимметричные композиции лишены элементов симметрии, их целост- ность и завершенность достигается созданием зрительного равновесия между различными фрагментами формы. В асимметричных композициях большое значение имеет органичность связей между частями формы.

При проектировании технических изделий приходится сталкиваться с проявлением асимметрии в симметричных формах, которая обусловлена их функционированием и особенностями конструкции. Асимметричная форма для одних изделий – столь же объективный результат решения функциональной задачи, каким для других является форма симметричная. Главное условие целостности асимметричной формы — это ее композиционная уравновешенность. Поэтому в ходе анализа таких форм необходимо проверить их на условных композициях из геометрических тел. Работа над формой на грани между симметрией и асимметрией связана в основном с нахождением композиционного равновесия, и когда его удается достигнуть, общее решение оказывается и рациональным, и красивым.

Гармония асимметричной формы раскрывается постепенно и строится на сложнейших отношениях многих закономерностей композиции, поскольку элементы формы не связаны осью симметрии. Вся история искусства, архитектуры, техники подтверждает, что асимметричные композиции и простые и сложные с точки зрения эстетической ценности, не уступают симметричным композициям. Вместе с тем работа над изделием асимметричной формы сложнее, так как она требует развитой интуиции и мастерства.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 374; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ