Терминология и основные техники



Шаблон «5-4-3-2-1»

Это одна из базовых техник; основана она на действительно очень простом принципе: сначала вы оперируете исключитель-но теми понятиями и словами, которые описывают реальные вещи — все то, что человек видит, слышит и чувствует «здесь и сейчас», то есть то, что легко поддается проверке. Таким обра-зом, возникает доверие.

Тут необходим, конечно. определенный навык. В частно-сти.умение обратить внимание человека именно на то. что он способен воспринять (а следовательно и проверить). но обычно не воспринимает на сознательном уровне. Тако-вы практически все слабые раздражители: все мы слышим тиканье часов. но не воспринимаем этот звук осознанно до тех пор. пока к нему не привлекается внимание. Точно так же любой человек способен чувствовать свое дыхание. но

38                                               Гипнотические приемы в общении

Ь----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------,

не осознает этого. пока его внимание не зафиксируют на этом специально.

Затем вы постепенно начинаете вставлять фразы либо нена-вязчивые утверждения о внутреннем состоянии собеседника, постоянно используя связующие слова для того, чтобы доверие поддерживалось на должном уровне.

Техника построена циклическим образом, как будет видно из дальнейшего описания.

Первый цикл. Методика названа цифровым шаблоном по понятной причине: первоначально (но лишь после установ-ления плотного контакта!) оператор говорит клиенту четыре фразы о том, что он видит реально, и одну (пятую) фразу, кото-рая содержит скрытое внушение. Далее — четыре фразы о том, что он реально слышит (это должно поддаваться проверке), и пятую фразу внушающего характера. Затем следуют четыре утверждения о двигательных ощущениях, и пятое о внутрен-нем состоянии.

Следующий цикл строится практически аналогичным об-разом, но только теперь дается по три фразы о реальном вос-приятии, и по две, привлекающие внимание к восприятию вну-треннему.

Соответственно, далее следуют этапы, когда вы говорите по два предложения, поддающихся проверке, и три предложения внушающего характера (он не должен быть нагляден), которые описывают внутреннее состояние.

Наконец, одно предложение, ориентированное внешне, и че-тыре ориентированных внутренне.

Как правило, после этого вы можете уже переходить соб-ственно к внушению, то есть говорить исключительно о вну-треннем состоянии и ощущениях.

Однако необходимо заметить. что и на донном этапе лучше всего маскировать внушение со своей стороны фра-зами типа «Вы видите внутренним зрением» или «Вы слы-шите внутренним слухом».

Методику легче представить себе в виде примерно такой диаграммы:

Диаграмма № 1. Таблица «Шаблон 5-4-3-2-1»

 

ЭТАП

Общее количество утверждений (фраз)

Вы реально видите Внуше-ние Вы реально слышите Внуше-ние Вы реально ощущаете Внуше-ние
1 4 1 4 1 4 1
2 3 2 3 2 3 2
3 2 3 2 3 2 3
4 1 4 1 4 1 4
5 0 5 0 5 0 5

Невербальная подстройка. Алгоритм подстройки

Что такое подстройка

Ритм как таковой является одним из наиболее распростра-ненных явлений. Танец именно потому является неотъемлемой частью корневой культуры всякого народа, что в нем на подсо-знательном уровне реализовано стремление к единению в рит-ме — в танце для этого служит музыка.

Но общение одного человека с другим всегда можно в опре-деленном смысле сравнить с танцем. Если вы выбиваетесь из ритма, вы тем самым теряете связь с ним; напротив, двигаясь в соответствии с музыкальной ритмикой, партнеры достигают определенного резонанса, когда движения выполняются без специальных усилий, как бы «сами собой».

• Самое необходимое условие эффективного общения — это умение подстраиваться под собеседника. В обычных условиях стремление к этому должно быть обоюдным — лишь тогда люди получают истинное удовольствие от общения. У них возникает при этом ощущение вовлеченности, соучастия, своеобразного «созвучия» в общении.

Но если мы переходим в плоскость проблем, связанных с гипнозом, то значение подстройки возрастает неизмеримо — ибо это есть один из главных инструментов для достижения успеха (кстати, это утверждение абсолютно справедливо как

Раздел пятый. «Новый», или эриксоновский гипноз                  41

для «классического», так и для «нового», эриксоновского гип-ноза).

У психологов есть понятие «быть конгруэнтным». Это озна-чает — бытьсогласованным, слитным, совпадающим... видимо, из-за обилия значений для такого состояния и был введен спе-циальный научный термин. В каком-то смысле, применительно кобщению, это значит быть равным партнеру. Когда есть согла-сованность на глубинном, подсознательном (неосознаваемом) уровне, собеседники лучше понимают друг друга, чаще согла-шаются между собой — даже в отдельных спорных вопросах.

Это достигается за счет симпатии и доверия, которые возни-кают на подсознательном уровне, что придает им особую силу. Не секрет, что именно подсознание управляет большинством психических процессов.

Психолог должен уметь занять правильную позицию в отно-шении собеседника очень быстро — а для этого важна способ-ность нужным образом подстроиться к соответствующим его индивидуальности особенностям. Очень сильно упрощая, мож-но сказать, что подстройка есть присоединение, то есть умение приспосабливать особенности своего поведения к способу по-ведения каждого собеседника.

В данном случае уместно предложить вам понаблюдать вни-мательно за поведением влюбленной пары. Когда люди нахо-дятся в столь тесном эмоциональном контакте, они буквально зеркально отражают друг друга, то есть склонны имитировать не только движения, жесты и позы, но даже общие поведенческие реакции партнера. Все это выглядит как некое уникальное об-разование, действующее абсолютно согласованно — как единое целое. Именно о таких случаях и говорят, что люди «понимают друг друга без слов».

Начало

Началом любой подстройки является выбор определенно-го алгоритма, которого впоследствии необходимо будет строго придерживаться.

Этот этап можетоказаться наиболее сложным, когда с вашей стороны возможны неловкость, ощущение неудобства и другие

42                                                Гипнотические приемы в общении

затруднения. Однако, придостаточной целеустремленности вы оченьскоро увидите, что все ваши навыки сами собой автомати-зируются, и вы станете вести себя совершено естественно.

Алгоритм

Для начала необходимо хорошо усвоить навыки подстрой-ки первого порядка (существуют гораздо более тонкие, и, со-ответственно, более действенные методы присоединения), потому что именно они являются базовыми, а в целом ряде случаев их оказывается вполне достаточно. Поэтому поста-райтесь как можно лучше освоить именно предлагаемый ниже алгоритм.

Схематично его можно зафиксировать в своем сознании как следуюшую упрощенную схему: поза — движения — речь. Рас-смотрим эту схему подробнее. Итак:

Поза.

Постоянно стремитесь принятьту же позу, в которой ваш со-беседник находится в данный момент.

Ритм.

Понятие ритма должно применяться ко всем поведенческим проявлениям, где его можно отследить. В первую очередь это относится к движениям и жестам. Используя их со своей сто-роны, стремитесь повторять движения и жесты собеседника не столько в детальной точности, сколько в совершенно анало-гичном ритме.

При этом важно помнить: отзеркаливание — совсем не то, что обычное копирование, которое может легко быть замечено и воспринято резко отрицательно — человек может подумать, что его передразнивают, и контакт будет прерван, не начавшись.

Поэтому лучше сосредоточиться на мелких движениях рук или мимике — такие движения в меньшей степени осознаются человеком; соответственно, и заметить вашу подстройку мно-го сложнее.

Крометого, важно не копирование, атенденция. Например, если собеседникскрестил ноги, вам достаточно скрестить паль-цы на руке, строго соблюдая лишь ритм.

Раздел пятый. «Новый», или эриксоновский гипноз                  43

Речь.

Здесь используются речевые особенности собеседника, ко-торые есть у любого человека. К ним относятся: громкость го-лоса, общий темп речи и наиболее характерные интонации. Понятно, что и вы должны всячески пытаться использовать в своей речи аналогичные.

В отношении речевой подстройКи особенно важно соблю-дать те основные принципы, которые уже перечислялись выше, когда речь шла о ритме. Наибольшую роль всегда ифают не рез-ко выраженные особенности, нотонкие нюансы.

Синхронизируя речевые характеристики, не старайтесь быть копией, стремитесь к искусному подобию, без учета малозна-чащихдеталей.

Наведение


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 615; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!