СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ



Служба вся точию празднику, в Минее наряду (Бд).

Иерей отверзает завесу Царск. врат, исходит северной дверью иконостаса на амвон и полагает приходные поклоны. Затем входит в алтарь южной дверью иконостаса и в полном облачении совершает каждение св. алтаря, вновь исходит северной дверью на амвон и возгл.: «Востаните!» Затем кадит Царск. врата и образа Спасителя и Богородицы справа и слева от них, полагает 3 покл. поясн. (с мол. втай «Боже, очисти…» и пр.) и возгл. «Благословен Бог». Чтец начинает нефимон (великую павечерницу): «Аминь. Царю Небесныи», до «Приидите, поклонимся», псалом «Внегда возвах» и проч. по Часосл. Аще служба с диаконом, иерей с ним исходят Царскими вратами, диакон возглашает: «Востаните!». По каждении Царских врат и образов по сторонам их молятся 3 покл., диакон: «Благослови, владыко!», иерей: «Благословен Бог» (Большой Устав, л. 354 об.). Во Уставе же свт. Арсения Уральскаго (л. 163 об.) иерею указано и без диакона исходить Царскими вратами в нач. вел. павеч. Во время чтения начальных псалмов нефимона совершается каждение всего храма и молящихся. Затем, аще иерей служит один, он возвращается во св. алтарь южной дверью иконостаса. Аще же с диаконом (или и без него, согл. Уставу свт. Арсения) - через Царск. врата, которые после этого затворяются (завеса же остается отверстой).

По пс. «Живыи в помощи» поем «С нами Бог». Чтец сказывает стихи, 1-й - отдельно, проч. же, до «славы», по 2. От обычая 1-й стих поют в алтаре, при открытых Царск. вратах, которые по окончании всей песни «С нами Бог» затворяются. По «Верую» «О, Пресвятая» поем по 2жды, с покл. поясн. Также при открытых Царск. вратах в алтаре по знамени поют по 1-м Трисв. троп. праздн., а по 2-м - конд. По «Слава в вышних» - окончание великой вечерни: лития со своими прошениями и молитвами, и стиховна. По «Ныне отпущаеши», Трисв. и Отче наш троп. праздн. 3жды и, где бывает, благословение хлебом. Затем «Буди имя Господне…», 3жды, и пс. 33-й, «Благословлю Господа», до «не лишатся от всякаго блага». Возгл. «Благословение Господне…» и екса-псалмы (начинается утреня). Где принято, «Слава в вышних» и «Господи, устне» поют («Слава в вышних» - 1-й раз в алтаре).

На утрени«Бог Господь» на гл. 1-и, троп. праздн. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же). Каф. 19-я, 20-я. Сед. праздн. по 2жды (сед., сл., и ныне, той же). Пл. и велич. праздн., пс. избр. «Боже, ущедри ны». По Пл. сед. праздн. 2жды, якоже по каф. Антифон 1-й 4-го гл., «От юности моея». Прок. праздн., «Море виде и побеже», «Всяко дыхание», Ев. Мр. 2. По 50-м пс. - «Слава. Всяческая днесь…»и пр., по Обиходу. Стих. праздн., «Бог Слово», молитва «Спаси, Боже, люди Своя», «Господи, помилуй», 12 (в нач. 3 покл. поясн.) и возгл. «Милостию и щедротами».Каноныпраздн. 2, ирм. обоих по 2жды, запев «Слава, Господи, Богоявлению Твоему». Троп. в кажд. из канонов на 6, катав. - ирм. обоих творцов по клиросам. Где в каноне 3 троп., кажд. по 2жды, где 2 - по 3жды. По 3-й п. ипакой праздн. единожды. По 6-й п. конд. и икос праздн. По 8-й п. «Хвалим, благословим» поем ко 2-й катав., по ней покл. поясн. На 9-й п. «Честнейшую» не поем, но припевы по Обиходу. Ирм. 9-й п. обоих творцов с покл. поясн., к 1-му припеву после ирмоса в каждом из творцов также покл. поясн. На сходе к 1-й катав. припев праздн., ко 2-й - Богор. («Величай душе моя Честнейшую»), таже ирм. «О, выше ума» и покл. земн. Светилен праздн. 3жды (2жды, сл., и ныне, той же; от обычая первые 2 раза чтением, 3-й пением). Хвалитн. стих. на 4, «слава» и «и ныне» наряду. Славословие великое, по возгл. троп. праздн. Ект. 2 и пр. обычн. Отп. указ. выше 5 янв. на веч.

 

На 1-м ч. и проч. часехтроп. и конд. праздн. По 1-м ч. отп. малый, «преподобных и богоносных», в нач. «Христос, Истинныи Бог наш ...», и (аще служили Бд) прощение.

 

Полунощница повседневная,каф. 17-я, по 1-м Трисв. троп. праздн., по 2-м конд. Отп. малый, якоже на 1-м ч., прощение, помянника за упокой несть.

 

Литургия св. Иоанна Златоустаго.Окончание «славы» 9-го часа: по молитве «Владыко Господи» чтем пс. «Благослови душе моя Господа»,таже без «славы» - «Хвали», «Во царствии Си» и Блаженны, все до конца (Большой Устав, л. 151 об.). Затем «Помяни нас, Господи» и проч. обычн. На лит. антифоны праздн., во Ап. и Минее наряду (аще же несть лит., блаж. от канона праздн. на 8: п.3-я 1-го творца, п. 6-я 2-го творца, каждая на 4). Входн. стих: «Благословен грядыи во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам». На входе поем «крестивыися во Иордане», по входе троп. праздн., сл., и ныне, конд. Вместо Трисвятаго «Елицы». Прок. и аллил. праздн., во Ап. наряду. Ап. Тит. 302, Ев. Мф. 6. Задост. праздн., 2 припева и «О, выше ума», прич. праздн., «Явися». Отп. праздн., указ. выше 5 янв. на веч.

 

По отп. хождение «на иордань»(Большой Устав, л. 405 и об.). Молебен праздн., 1-й канон с ирм. на 8, ирм. 2жды, троп. на 6, катав. ирм. обоих канонов по клиросам. По 6-й п., по Ев. Мр. 2 и стих. по 50-м пс., «Бог Слово», - вынос Креста и освящ. воды по чину Сочельника. На нем от обычая иерей не чтет 2-ю из 2-х молитв «втай». По указу же некоторых древлепис. Служебников XVI в. сия 2-я молитва не чтется в Сочельник, при 2-м же освящ. воды на само Крещение она едина чтется «втай». Вслух же тогда чтем мол. 1-ю, «Господи Исусе Христе Единородныи», вместо мол. «Велии еси Господи», ради исключения связанных с последней действий, для большего отличия между освящ. «великой» воды и «годовой». По стихере «Воспоем вернии», - 7-я п. канона, и проч. молебна по обычаю. Вместо «Владычице, приими» 2 припева и задост. праздн., «О, выше ума». По Трисв. и Отче наш троп. праздн., сл., и ныне, конд. Ект. «Помилуй нас, Боже» и отп. праздн., иже на лит. Неции же, аще исхождения вне церкви«на иордань» несть, молебна не поют, но соверш. освящ. воды якоже в Сочельник, аще он не в субботу или неделю, по заамвонн. молитве, по чину вышеуказ. Аще же несть лит., и без хождения «на воду» подобает пети молебен праздн. непременно.

 

По отп. - славление праздн.: возгл. «Благословен Бог», таже ирм. «Глубине открыл есть дно» (где принято, поют и ирм. 2-го творца, «Путь морскии»), троп. праздн., сл., и ныне, конд., 1-й припев «Величай душе моя», ирм. «Недоумеет», 2-й припев, ирм. «О, выше ума» и покл. земн. Возгл. «Слава Тебе, Боже наш, упование наше…», певцы: «Слава, и ныне…» и пр., с покл., и отп. праздн., иже на лит., посем стих. «Иже Крестом ограждаеми». Подходящих ко Кресту окропляют св. водой,якоже указ. выше в Сочельник.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!