Какую роль играет эпизод схватки Мцыри с барсом в поэме



М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

Поединок Мцыри с барсом в поэме можно назвать КУЛЬМИНАЦИЕЙ.

В этом поединке автор воплотил основной мотив своего творчества- МОТИВ

БОРЬБЫ.

Битва Мцыри с разъяренным барсом – это кульминация трех его вольных дней,

до предела символичная. Барс олицетворяет злую мощь и волю природы, которая

отвернулась от героя.

И в этой смертельной схватке Мцыри проявляет высшую форму героизма – душевный героизм. Всё, что угрожает его свободе, должно быть сломлено и повержено. И он смело расправляется со всеми роковыми обстоятельствами, которые мешают ему быть свободным, а в данном случае их олицетворяет барс. Дремавшие ранее инстинкты просыпаются, и всю нерастраченную энергию Мцыри вкладывает в борьбу. Его движения молниеносны, глаз точен, и рука не дрогнула. Побеждая разъяренного зверя, он берет верх и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами. Описывая сцену схватки, автор использует яркие эпитеты и выразительные глаголы, держа читателя в напряжении и тревоге за судьбу героя. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.

В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов

моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости,

обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову.

3 Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».В чем ,по вашему мнению заключается символичность описания бурана? Назовите средства художественной выразительности , которые использует автор произведения

См билет №3( начало такое же) Удивляет лаконизм и простота описания бурана.Главное в этом описании - динамика Состояние природы изменяется мгновенно: ветер, снег, метель, буран, мгла. А.С. Пушкин использует очень скромные эпитеты, всего два контрастных цвета – темное небо – снежное море (ранее – белая туча). Метафор всего две: ветер завыл – воет зверь; снежное море – бесконечность снежной массы, похожей на морскую стихию. Пушкин – мастер пейзажа. Но пейзаж у него  не статичный, застывший, а меняющийся, движущийся, как в жизни.Это достигается за счет использования большого количества глаголов

Билет №7

Раскройте роль изобразительно-выразительных средств (эпитетов и

Метафор), повторов в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Кавказ». Прочитайте

Стихотворение наизусть.

Кавказ для Лермонтова — это символ вольной, неукротимой, самобытной

природы, вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией. Образ Кавказа

появляется во многих произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ

глазами путешественника, художника, поэта, воина.

Стихотворение Лермонтова «Кавказ»- одно из ярких лирических произведений

о Кавказе. Изобразительные средства в стихотворении помогают понять состояние

души лирического героя. Произведение насыщено метафорами («на заре моих дней», «пять лет пронеслось»), олицетворениями («степь повторяла», «сердце лепечет»), эпитетами («розовый час», «сладкая песня», «божественных глаз»), сравнениями («как

сладкую песню отчизны моей»). Лермонтов использует рефрен «Люблю я Кавказ!»- повторяющиеся строки. Это повторяющееся восклицание выражает о восхищение автором красотой этого удивительно прекрасного края. Введение в стихотворение обращений к природе («Я счастлив был с вами, ущелия гор», «О южные горы») свидетельствуют о

подлинной любви поэта к Кавказу, он видит её живой. Использование инверсии

(обратный порядок слов) («отчизны моей», «люблю я», «розовый вечера час»)

усиливает выразительность произведения. Восприятие величественной природы Кавказских гор находит свое отражение в романтическом мироощущении Лермонтова и в его душевных переживаниях, становясь фактом его личной биографии и рождая наполненные подлинным чувством строки: «Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз».

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Николай Васильевич Гоголь в комедии «Ревизор» изобразил типичный для первой половины19 века небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных властей, отсутствием необходимого контроля за порядком в городе, невежественностью его обитателей, грязью, неблагоустроенностью.

В комедии поднимаются как социальные проблемы, так и нравственные. Н.В. Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России…». Гоголь рисует широкую картину разложения российского чиновничества. Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий. Автор изображает облик мошенника, взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши. Для городничего не существует никаких законов и ограничений: он может справлять именины дважды в году, чтобы получить больше поборов с купцов, в лавках которых он хозяйничает, как у себя дома. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви. Он, безусловно умен, но ум его направлен на дела нечестные. Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием.

Под стать правителю города и его окружение. Это судья Ляпкин-Тяпкин, который прочитал за всю жизнь 5 — 6 книг. Судья относится к службе равнодушно. Он занят охотой, а непременные для российского чиновника взятки берет борзыми щенками. О состоянии городского суда можно судить по вскользь сделанным замечаниям градоначальника: под ногами посетителей шныряют гуси, а в самом присутствии, где вершится правосудие, висит охотничий арапник.

Попечитель богоугодных заведений Земляника так говорит об особенностях медицинского обслуживания во вверенной ему больнице: "Человек простой: если

умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет". Он подхалим, ябедник и доносчик. Реплики городничего, адресованные попечителю Землянике, говорят о бедственном положении больных, беспомощных людей, всецело зависящих от плута и вора.

Смотритель уездных училищ Хлопов — насмерть запуганный человек; крайне

нечистоплотный. В училище творится беспредел и анархия. Почтмейстер Шпекин — необыкновенно глупый человек. Свою службу он считает "приятным время препровождением". Чтобы служба была еще приятнее, почтмейстер распечатывает и с удовольствием читает чужие письма, а наиболее интересные из них попросту коллекционирует. Расширить рамки уездного чиновничества помогает образ Хлестакова,

проезжающего через город мелкого петербургского чиновника, который был принят

за могущественного тайного ревизора. Главные черты характера Хлестакова — это

лживость и хвастливость. Лжет он вдохновенно, артистически, потому что только в

этот момент иллюзорно возвышается до всеми уважаемого человека. В действительности же он ничего из себя не представляет. Абсолютное ничтожество, он выдает себя за известного писателя; пошляк и волокита, изображает благородного человека, вечно голодный, хвастается роскошным обедом, который ему доставляют из Парижа.

Культурный уровень чиновников крайне низок, о чем свидетельствуют также их

обычные и любимые занятия — попойки, картежные игры, сплетни. Никого из чиновников нельзя назвать честным. Все они во главе с городничим берут и дают

взятки, обкрадывают казну. У них полностью отсутствует понятие о долге, чести,

достоинстве. Каждого из них одна цель — карьера и богатство. О том, как относятся

чиновники к своим должностным обязанностям, говорят многие эпизоды пьесы.

Несмотря на различие характеров, положения, возраста, умственных способностей, чиновничество, изображенное в гоголевской комедии, воплощает типичные черты, характерные для государственного административного аппарата николаевской России.

Итак, пьеса "Ревизор" убеждает нас в том, что чиновники занимают государственные должности не для того, чтобы заботиться о благе страны и народа.

Они используют свое служебное положение только в сугубо личных материальных

интересах, подхалимствуя перед вышестоящими и самодурствуя над подвластными.

Значит, чиновников в комедии объединяет жадность, корыстолюбие, нечестность, халатное отношение к службе, умственное и нравственное убожество. Белинский

считал комедию Н. В. Гоголя "Ревизор" бичом казнокрадства, произвола и

лихоимства, характеризующих всю бюрократическую государственную систему

России.

Пороки чиновничества, которые разоблачает в своей комедии Н.В.Гоголь:

 взяточничество  казнокрадство

 низкопоклонство и подличанье перед властями знатностью и богатством

 скотская грубость перед низшими  самоуправство

 халатность в службе  корыстолюбие  произво  мошенничество   подобострастие  безнравственность


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 778; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!