Художественный руководитель ДТ «Подмосковье»

Чуть повеет весной, и меня тянет в Крым…» В ДТ «Подмосковье» 13 октября состоялось торжественно-познавательное мероприятие для школьников Алушты, посвященное 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского. Ребята посмотрели уникальные видеоролики, с удовольствием поучаствовали в занимательном конкурсе, победителям которого были вручены призы, и, конечно, слушали увлекательный рассказ о жизни и творчестве великого художника… Жарким июльским днем 1817 г. в семье одного не самого богатого, хотя и довольно образованного и знавшего несколько языков феодосийского торговца Константина Гайвазовского (предки его были турки и армяне; перебрался же в Крым он не так давно из Галиции) родился третий сын Ованес (впоследствии – Иван). Он был вполне обычным крымским мальчуганом, с ватагой сверстников гонял с утра до ночи у моря, в порту и в ближайших окрестностях. Но оказался смышлен не по годам. Самостоятельно научился играть на скрипке. А еще любил рисовать: фигуры прохожих, собак и лошадей, рейд, корабли, море. И однажды во время очередного «заборного» художества Ваню застал городской архитектор Кох. Но вместо, казалось бы, заслуженного в таком случае подзатыльника, он дал юному дарованию несколько листов бумаги, карандаши и велел что-либо нарисовать. Самые удачные из этих рисунков затем были представлены градоначальнику Феодосии графу А.И. Казначееву. Тот был изумлен явным художественным даром, в знак поощрения подарил Ивану ящик дорогих акварельных красок, хорошую рисовальную бумагу. И отправил мальчика учиться в Симферопольскую гимназию вместе со своим сыном. Работы Айвазовского (тогда уже исчезла первая буква из его фамилии) отправляют в Петербург в Академию художеств, после чего 16-летний гимназист становится студентом класса пейзажной живописи, который ведет выдающийся профессор того времени М.Н. Воробьев. Через два года – первая награда, Серебряная медаль Академии за самостоятельную композицию «Этюд воздуха над морем». Полотно юного художника было приобретено за 1 тыс. руб. для Зимнего дворца! Айвазовский же был прикомандирован к экспедиции, уходившей на все лето 1836 г. в поход по Финскому заливу во главе с Великим князем Константином. Это путешествие дало большой материал наблюдательному парню, обладающему цепкой на детали памятью, и позволило уже к осени участвовать в выставке с семью (!) картинами, которые, по словам очевидцев, гораздо превзошли работы его учителя-француза Таннера. Эта выставка сразу позволила 20-летнему Айвазовскому сблизиться с лучшими представителями искусства того времени. Его отмечает и приближает к себе Брюллов; он знакомится с Жуковским, Крыловым, Пушкиным, Глинкой (кстати, композитор позднее очень удачно использовал в своей опере «Руслан и Людмила» три татарские мелодии, напетые ему Иваном). Художнику была присуждена Золотая медаль, сокращен срок обучения и в 1838 г. предоставлена творческая командировка на родину – в Крым – с поручением написать ряд картин с видами приморских городов. Истосковавшийся по родному краю Айвазовский упоенно и самозабвенно рисует Ялту, Севастополь, Керчь и, конечно, Феодосию. И еще – без устали изучает море во всякую погоду, во всякое время, при разном освещении, жадно набираясь впечатлений для своих будущих картин. А их у художника – более 6 тысяч! Не только марины, но и картины на исторические сюжеты, жанровые сцены, на темы античной мифологии, виды городов, религиозные и аллегорические полотна, а также портреты. Вот лишь несколько из них: «Приезд Екатерины II в Феодосию», «Встреча Венеры на Олимпе», «Переход евреев через Черное море», «Цыганский табор», «Закат в степи», «В горах Кавказа», «Хождение по водам», «Свадьба на Украине». Результаты крымской поездки увенчались долгожданной и заслуженной командировкой в Италию, в Рим – Мекку художественной жизни всей Европы. Там работала и большая группа русских живописцев, скульпторов, архитекторов, литераторов: К. Брюллов, О. Кипренский, С. Щедрин, А. Иванов, Ф. Иордан, Н. Гоголь и многие другие. Айвазовский работает очень усердно и скоро становится в Риме одним из самых известных и модных художников. На него буквально сыплются заказы, о нем не умолкает восторженная пресса: «…никто так не пишет здесь воду и морские виды». Множество художников, гораздо старших, стали подражать ему в манере письма, и после него в каждой лавочке уже красовались виды моря «а ля Айвазовский». Рим, Неаполь, Венеция, Амстердам, Лондон и даже самодовольный Париж восхищались его картинами, в которых так живо был передан солнечный или лунный свет, что люди, не искушенные в живописи, даже подозревали художника в «фокусничестве» (а нет ли у вас за картиной лампы или свечи?). Великий маринист У. Тернер, совершенно покоренный искусством Айвазовского, посвятил стихи юному художнику из России. Важно также добавить, что одна из картин этого периода – «Хаос в момент мироздания» – была приобретена по распоряжению папы Григория XVI для Ватиканского музея. Триумф! Успех парня с диковинной длинной фамилией из маленького приморского городка был ошеломительным. За 4 года Айвазовский вырос в первоклассного мастера; успел стать членом Амстердамской академии; получить целый ряд наград и признание, какого не удостаивался еще никто на свете за столь короткий период и в таком юном возрасте. По приезду в Петербург ему было присуждено звание академика. В 27 лет в формулярном списке Айвазовского было записано: «По высочайшему повелению причислен к Главному морскому штабу его императорского величества со званием живописца сего Штаба, с правом носить мундир морского ведомства и с тем, чтобы звание сие считать почетным. Сент., 21,1844 г.» (этот список хранится теперь в Феодосийской картинной галерее). После этого ему поручили написать несколько видов прибалтийских городов с Петербургом во главе. Всю зиму 1844-45 гг. «художник морского ведомства» выполняет задание, но едва подтаял снег, как Айвазовский неожиданно срывается и уезжает в Феодосию: «… чуть повеет весной, и на меня нападает тоска по родине – меня тянет в Крым, к Черному морю». Он просто не мог жить без своего родного города, без моря, без той свободы, которую можно было утолить лишь тут, вдали от суеты, и писать картины. Причем, почти все из них он заканчивал, как правило, за несколько часов! Например, известно, что картина «Сотворение мира» (размер 1,95 м на 2,25 м) была написана в течение 9 часов. А по просьбе студентов в Академии художеств он написал, хотя и небольшую, но вполне законченную марину всего лишь за 2 часа! Живое мастерство его лучших марин не превзошел еще никто и по сей день. Даже в 80-летнем возрасте он пишет за 10 дней большое полотно «Среди волн», с трудом дотягиваясь до края его кистью, при этом передав неизменно гениально прозрачность воды и громады волн, хмарь узкой полоски неба и пронзительный луч света – символ надежды. 55 лет И. К. Айвазовский прожил в родной Феодосии, хотя мог, бесспорно, поселиться в любом из городов России или Европы. И не было в его жизни более никаких событий, которые смогли бы изменить его самого и его творчество. Хотя, конечно, он выезжал с выставками в столичный Петербург, а также совершил несколько путешествий за границу, но все это уже не слишком влияло на раз и навсегда устоявшийся уклад его жизни. Иван Константинович слыл очень гостеприимным и радушным хозяином – жил широко и открыто. Кто бы ни приезжал в Крым из известных людей искусства, каждый считал своим долгом посетить его дом в Феодосии. Здесь, в 1846 году художник решил сделать большую выставку, посвященную 10-летию своей деятельности, и пригласил гостей со всего Крыма – более 300 человек. Праздник получился поистине грандиозным! Поздравить Айвазовского специально из Севастополя прибыло 6 военных кораблей, украшенных флагами. В 1849 году Айвазовский женился на красивой, широко образованной женщине – англичанке Ю. Я. Гревс, которая родила ему четырех дочерей (позднее, в возрасте 64-х лет, он вторично женился — на молодой вдове А. Н. Саркизовой). Его, принятого при дворе четырех Российских императоров, хорошо знало и обожало местное население. Он был крестным отцом едва ли не половины феодосийцев; в его обычае было помогать бедным невестам при замужестве; он был постоянным и желанным гостем на народных свадьбах. Член нескольких европейских академий, тайный советник, мировой известности художник, бывало, с удовольствием шел по улице во главе «чала» - народного татарского оркестра, под визг зурны и нестерпимый грохот барабанов. И, конечно, И. К. Айвазовский всегда принимал самое деятельное участие в общественной жизни Феодосии. Прежде всего, он подарил городу источник чистейшей воды Су-Баш, который находился на территории его имения, и настоял на постройке водопровода от него в город. Для горожан это было настолько важным событием, что была написана специальная «хвалебная песнь» из множества куплетов, каждый из которых заканчивался словами: «Вспомните Ивана Константиновича!». Он построил здание городского музея – в греческом стиле с колоннадой, по своему проекту. Чуть позднее – картинную галерею, и вместе с другими меценатами – городской концертный зал. В 1892 году его неустанные ходатайства в высшие инстанции привели к началу прокладки железнодорожной ветки к Феодосии, а также постройке торгового порта. Айвазовский всей душой хотел восстановления былой славы родного города – некогда крупного торгового центра. В своей мастерской Иван Константинович неустанно занимался с молодыми художниками: годы работы ушли на создание особой школы крымского пейзажа. Там приобщались к живописи будущие известные художники: Лагорио, Фесслер, Куинджи, Магдесиян, Латри, Волошин, Богаевский. Возле его дома (теперь это Дом-музей) – стоит единственный в СНГ памятник профессору живописи И. К. Айвазовскому, поставленный 2 мая 1930 года ко дню 30-летия со дня смерти художника. Он всю свою жизнь страстно любил и изображал море, и теперь сидит застывшим каменным изваянием с кистью в руке и смотрит на него, уже не отрываясь ни на минуту…

Антонина ГРИГОРЬЕВА,

художественный руководитель ДТ «Подмосковье»

Фото из Интернета


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!