Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА

Кафедра Теории и истории искусств

 

Анализ произведений искусства

 

                                       Курсовая работа на тему:

 

Ян ванЭйк «Портрет четы Арнольфини»(1434) и Д. Жилинский «Молодая семья» (1978)

 

Автор:

Курганская Д.В.

Группа:

3-ДЗА-1

 

 

                                                      Санкт-Петербург

                                                     2017              

Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. 5

1.1 Краткая биография и творческий путь Ян Ван Эйка. 5

1.2 Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини». 7

Глава 2. 11

2.1 Краткая биография и творческий путь Дмитрия Жилинского. 11

2.1 Д. Жилинский «Молодая семья». 16

Глава 3. 17

3.1 Сравнительный анализ «Портрета четы Арнольфини» Яна Ван Эйка и «Молодой семьи» Д. Жилинского. 17

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 21

Список иллюстраций. 22

Альбом иллюстраций. 23

 

 

 

 

 

Введение

 

Семейный портрет воспринимался людьми как ценность еще в давние времена. Но тогда к художнику могло обратиться только знатное сословие, чтобы запечатлеть всех домочадцев в парадных одеждах и с богатым убранством интерьера. И все-таки люди понимали, что семейный портрет охватывает намного больше, чем изображение группы людей, связанных родственными узами. Семейный портрет – это воплощенные в красках чувства, объединяющие людей в шедевр природы – в семью. Это изображение любви членов семьи друг к другу, заботы и нежности, желания оберегать и поддерживать.

Цель данной работы – провести сравнительный анализ «Портрета четы Арнольфини» фламандского живописца Ян Ван Эйка и «Молодой семьи» советского художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

1. Собрать и обработать материал посвященный художникам Ян Ван Эйку и Дмитрию Жилинскому, рассмотреть основные факты их биографии, развитие их творчества, выявить их стилистические особенности и отличия.

2. Провести стилистический анализ портретов Ян Ван Эйка и Жилинского

3. На основе собранного материала провести сравнительный анализ вышеуказанных портретов.

Предмет исследования – Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» и Дмитрий Жилинский «Молодая семья».

Для проведения сравнительного анализа были взяты труды по истории искусства зарубежных стран: «История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение» под ред. Ц.Г. Нессельштраус, И. Тэна «Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов. Лекции, читанные в Школе изящных искусств в Париже». Альбомы В. Лебедева «Дмитрий Жилинский» и В.С. Манина «Д.Д. Жилинский» позволили исследовать различные композиционные и образные размышления художника. Из интернет-ресурсов самыми значительными явились те, в которых содержались биографические статьи, интервью, видеоинтервью с художником. Большая часть информации о творчестве Д. Жилинского, его взглядах, живописной манере и ее формировании взята из видеоинтервью с художником; биографические сведения получены из посвященных Жилинскому альбомов и статей; литература и западной и русской культурах послужила основным источником информации, необходимой для сравнительного анализа.

 

Глава 1

Краткая биография и творческий путь Ян Ван Эйка

 

«Самый главный художник нашего века» - так назвалЯна ванЭйка его младший современник, итальянский гуманист БартоломеоФацио. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский живописец и биограф нидерландских художников Карел ванМандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ванЭйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».

О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Ян ванЭйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. В 1422 году Ван Эйк поступил на службу к Иоанну Баварскому, правителю Голландии, Зеландии и Генегау. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. С 1425 по 1429 год он был придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго в Лилле. Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». Нередко Ян ванЭйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения. Сведения, сообщаемые хроникерами того времени, говорят о художнике как о разносторонне одаренном человеке. Уже упомянутый БартоломеоФацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. Его картины демонстрируют обстоятельное знакомство с миром растений и цветов.

Существует много неясностей в творческой биографии Яна. Главное - это взаимоотношения Яна с его старшим братом ХубертомванЭйком, у которого он учился и вместе с которым выполнил ряд произведений. Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи. Творчество Яна и ХубертаванЭйков многим обязано искусству иллюстраторов братьев Лимбургов и алтарного мастера Мельхиора Брудерлама, которые работали при бургундском дворе в начале XV века в стиле сионской живописи XIV века. Ян развил эту манеру, создав на ее основе новый стиль, более реалистический и индивидуальный, возвещавший о решительном повороте в алтарной живописи Северной Европы.

По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова, исполненных для герцога Беррийского. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ванЭйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».

В 1431 году ванЭйк поселился в Брюгге, где стал придворным живописцем, а также художником города. А через год художник завершил свой шедевр - Гентский алтарь (илл.3), большой полиптих, состоящий из 12 дубовых створок. Работу над алтарем начал его старший брат, но Хуберт умер в 1426 году, и Ян продолжил его дело.

Первая датированная работа Ван Эйка, «Мадонна с младенцем, или Мадонна под балдахином» (1433) (илл.4). Мадонна сидит в обыкновенной комнате и держит на коленях ребенка, листающего книгу. Фоном служат ковер и балдахин, изображенные в перспективном сокращении. Следующая Мадонна - «Мадонна канцлера Ролена» (1435) (илл.5) - одно из лучших произведений мастера. Последнее датированное произведение художника - «Мадонна у фонтана» (1439) (илл.6).

Ян ванЭйк был также замечательным новатором в области портрета. Он первый заменил погрудный тип поясным, а также ввел трехчетвертной поворот. Он положил начало тому портретному методу, когда художник сосредотачивается на облике человека и видит в нем определенную и неповторимую личность. Примером могут служить «Тимофей» (1432) (илл.7), «Портрет человека в красной шапке» (1433) (илл.8), «Портрет жены, Маргариты ванЭйк» (1439) (илл.9), «Портрет Бодуэна де Ланнуа».

Ван Эйк считается одним из самых значительных художников своего времени. Он положил начало новому видению мира, воздействие которого простирается далеко за пределы его эпохи.Художник умер в Брюгге в 1441 году. В эпитафии ванЭйка написано: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и все живое прославлял своим искусством…»

 

 

Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»

 

Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем - важнейшее произведение ванЭйка. Cамая знаменитая работа ванЭйка - «Портрет четы Арнольфини», датированная 1434 годом (илл.1). Мужчина одет в отороченную мехом накидку, на голове у него огромная черная шляпа с широкой тульей (непременный атрибут представителя бургундского высшего общества); на женщине белый головной убор, зеленое платье, под которым надето нечто синее. На задней стене висит круглое выпуклое зеркало в резной раме, а в зеркале отражается окно, семейная пара и, что интригует более всего, две едва заметные фигуры, стоящие на пороге, то есть точно там, где вы бы оказались, загляни вы в эту комнату. Выше зеркала странная подпись: «Здесь был ванЭйк. 1434».

Это подпись художника. В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанных своим создателем. Ибо вплоть до XV века живописцу не полагалось привлекать к себе столь серьезного внимания. Художники работали анонимно, во славу Божью, и не беспокоились о таких вещах, как светотень, перспектива или глубина. И вот внезапно, как гром среди ясного неба, появляется абсолютно светское изображение мужчины и женщины с собакой. На этом изображении имеются тени, трехмерная перспектива и подпись. Эта картина была не просто новой, она была революционной.

Нa первый взгляд «Портрет четы Арнольфини» не кажется чем-то выдающимся. Милая домашняя сценка, тут вам и лохматый песик, и грязные туфли. Лишь при более тщательном изучении начинаешь различать некоторые любопытные детали: сверкающие отражения на люстре; тень, падающая на резной деревянныйфлерон; вишневое дерево, цветущее за окном.

Что делает эту картину столь значительной? Во-первых, сюжет — не религиозный. Перед нами обычные люди, не святые, не мученики и даже не члены королевской семьи. Во-вторых, невероятный для того времени реализм. Свет льется через окно, омывая лицо женщины. Мех на подкладке одеяния мужчины кажется мягким и пушистым; кожура апельсина на подоконнике выглядит пористой.

Остается не проясненным вопрос, кого и что изображает картина. В старых инвентарных описях она значится как портрет человека по имени ЭрнульлеФэн, и ученые девятнадцатого века связали это имя с семьей Арнольфини, итальянскими купцами, торговавшими тканями в Брюгге. Более ста лет считалось, что на картине изображен Джованни диАрригоАрнольфини и его жена, Джованна Пенами, пока не обнаружилось, что они вступили в брак на тринадцать лет позже даты, указанной на картине. С тех пор среди ученых царит разброд. Одни утверждают, что это портрет Джованни с предыдущей женой, другие настаивают, что здесь изображен какой-то иной Арнольфини.

Картина является визуальным подтверждением свадьбы Арнольфини, но тут возникает вопрос, волнующий умы всех исследователей – была ли невеста беременна. Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. Тогда ясно, почему бракосочетание проходит в маленькой комнатке, никак не соответствующей высокому статусу Арнольфини.Но существует и другое мнение. Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать». Более того, эксперты моды, глядя на портрет, утверждают, что на наряд супруги Арнольфини ушло не менее 35 метров ткани, т. е. женщина попросту поддерживает подол платья, чтобы не наступить на него.

 

Еще одной любопытной деталью, объясняющей традиции того времени, является левая рука, которой Арнольфини придерживает жену. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Составлялся брачный контракт, по которому жена не могла претендовать на наследство мужа в случае его смерти, а только лишь на оговоренную денежную компенсацию. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»).

 

Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Так же поступил и ванЭйк. Имеют его и яблоки, и собачка, и четки, и горящая в люстре свеча. Но ванЭйк так подыскивает им место в этой комнате, что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки. Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство. В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота. Арнольфини и его супруга изображены без обуви. Его деревянные патены лежат сбоку, а обувь супруги виднеется на заднем плане. «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», - сказано в Ветхом Завете. Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей».

На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины Страсти Христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами. В зеркале отражается художник и еще один свидетель. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Выпуклые зеркала были более доступны. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. В зеркале, изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату. Присутствие зеркала говорит о девственной чистоте невесты, от которой, согласно тогдашним воззрениям на брак, ожидается, что и в браке она останется столь же целомудренной.

      Люстра, висящая над головами жениха и невесты, сделана из металла — типично для Фландрии того времени. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфинипосмертен, и она умерла при родах. Ещё один вариант символики: в средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая свеча, либо свеча торжественно передавалась женихом невесте.Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.

      Собачка, вечный символ преданности считалась признаком благосостояния, а также символом верности. На могилах того времени часто встречается лев, символ мужества и силы, в ногах у мужчин и собачка в ногах у женщин. Только от женщины, очевидно, ожидалась супружеская верность.Маленькая собачка — это предок брюссельскогогриффона. Тогда нос гриффона ещё не имел современного укороченного вида.

    По одной версии, апельсины, находящиеся на подоконнике и на табурете у окна, могут рассматриваться как знак плодовитости. Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает «яблоко из Китая» (напр. нидерл. Sinaasappel), то они символизируют чистоту и невинность, которая существовала в Эдемском саду до грехопадения человека. в то же время, Пановски отмечает, что, возможно, апельсины просто свидетельствуют о зажиточности супругов.По другой версии, это яблоки. Яблоки лежат на подоконнике как намек на осень и предостережение против греховного поведения.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 873; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!