Marshall McLuhan. Understanding Media

Светлана Филиппова

«Брут»

Рисованный (уголь), 12′36″, 2014.

 

Режиссер: Светлана Филиппова.

Сценарист: Светлана Филиппова.

Художник-постановщик: Светлана Филиппова.

Аниматоры: Светлана Зимина, Екатерина Бойкова, Светлана Филиппова, Сара Магамбетова.

Звукорежиссер: Артем Фадеев.

Продюсер: Любовь Гайдукова.

Школа-студия «ШАР».

 

Светлана Филиппова по первому образованию филолог.
В 1995 году поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Ф. Хитрука, Ю. Норштейна, Э. Назарова и А. Хржановского).

 

Цитата автора:
Лет с трех думала, что буду художником. В доме и у мамы и у бабушки были большие библиотеки и много книг с картинками, которые меня втянули в чтение. Когда надо было выбирать, куда поступать, выбрала филологический факультет. Но рисовать продолжала. Потом, когда окончила университет и стала там преподавать, случайно увидела передачу о Высших режиссерских курсах в Москве, об отделении анимации. И поняла, что хочу там оказаться. Осталось только приехать в Москву, устроиться работать на студию. Днем работала, вечером ходила на подготовительные курсы в Строгановку. Ходила туда на наброски и занятия живописью несколько лет.


Помимо создания анимационных фильмов, Светлана занимается живописью, станковой и книжной графикой, литографией. Участник и призер многочисленных кинофестивалей, художественных и книжных выставок в России и за рубежом. Автор иллюстраций к «Чевенгуру» Андрея Платонова, «Темным аллеям» Ивана Бунина, сказкам Людмилы Улицкой, «Левше» Николая Лескова и др. Светлана Филиппова — художник-постановщик всех своих фильмов. Её работы графичны, а почерк узнаваем, впрочем, к каждому фильму она подбирает и разрабатывает свою технику. В фильме «Где умирают собаки» это порошковая техника. Для фильма «Брут» после многочисленных экспериментов с целлулоидом и цветом она выбрала рисунок угольным карандашом на кальке. Нарисованные грубой контрастной угольной линией персонажи и предметы плавно движутся, меняют свой масштаб, трансформируются. Такое возможно только в анимации.

Цитата автора:

Перед тем, как начать рисовать раскадровку, я очень долго сомневалась и не могла взять в руки карандаш. Отчаявшись, я взяла секундомер, закрыла глаза и попыталась представить весь фильм. Я увидела в воображении сцены, вытекающие одна из другой, когда практически отсутствует монтаж, и один эпизод, цепляясь за какую-то деталь, переходит в другой. Это был способ рассказа без режиссерских акцентов или оценок. Объективный взгляд со стороны. Как бы это могла увидеть собака, например. Поскольку все проигралось в голове очень быстро, я не все запомнила в деталях. И потом надо было восстанавливать и вспоминать. Конечно, многое придумалось в процессе работы и обсуждения сцен с аниматорами. Мы много спорили, переделывали, и появлялись новые детали.

Часть анимации режиссер рисует сама, поскольку всегда не просто поставить задачу аниматору, когда движение следует фантазии художника и часто является импровизацией. Тем не менее снять фильм в сложной технике покадровой анимации сложно без команды. Над фильмами Светланы Филипповой почти всегда работают одни и те же аниматоры — Екатерина Бойкова и Светлана Зимина.

 

Цитата автора:

Была одна сцена, в которой смотритель разгоняет голубей. Я начала рисовать её сама, мне было скучно. Голубей было очень много, и я думала, когда же закончится эта сцена. Пришла Катя Бойкова, увидела голубей и закричала: «Голуби! Как я люблю рисовать птичек, давай я нарисую!» Какое же облечение я почувствовала. Катя — очень тонкий и нервный художник. Даёшь ей сцену, всегда переживаешь. Если она почувствует какую-то неправильность в замысле, она будет долго мучиться, но в результате ничего не сделает. Если сцена ей нравится, она сделает её прекрасно и очень быстро. Здесь был тот случай, когда идеально совпали сцена и Катя. На следующий день сцена с голубями была готова. Смотритель размахивал руками и ногами, пытаясь разогнать надоедливых голубей. Случайно прокрутили конец сцены несколько раз и получилось хорошо. Смотритель снова и снова отгонял голубей, а они не хотели улетать.

По-другому сложилось со сценой в баре, где проститутка отворачивается от немецкого офицера. Небольшая сцена. По сценарию она должна была вынуть зеркальце из чулка, посмотреться в него и отвернуться от офицера. Катя сказала: «Я не понимаю, нарисуй». Я нарисовала 10–20 компоновок, но Катя сказала: «Я не понимаю». Я села в кресло и изобразила в лицах всё, что должно произойти. Катя сказала: «Я не понимаю». В комнате сидела Света Зимина, она тоже показала, что должна сделать проститутка. Это было похоже на знаменитую сцену из фильма Хитрука «Фильм, фильм, фильм», когда вся съёмочная группа показывает девочке, как собирать букет.

Катя сказала: «Я не понимаю. Я должна подумать. Почему она от него отворачивается.

Объясни мне». Я ответила: «Ну не знаю». «Нет, я должна понять», — сказала Катя. Она ушла, потом она долго болела. Когда я перестала надеяться, я получила от неё письмо с фотографией. Она долго искала и нашла фотографию проститутки времён Второй мировой. Не знаю, где она её нашла, но это была та самая проститутка, которая должна была быть в нашем фильме. Сцена была нарисована за день.

Совсем по-другому работает Света Зимина. Помню, как долго придумывалась сцена, в которой Брут забирает у дворника метлу, чтобы отдать Маленькой. В рассказе Людвига Ашкенази написано, что дворник был осведомителем. Он доносил и получал за это деньги, поэтому в его доме всегда готовилось мясо. Он предложил Маленькой выкупить Брута за взятку, потому что у него были связи с оккупационными властями. Но, поскольку в анимации невозможно всю эту информацию пересказать, надо было найти способ передать отношение Маленькой и Брута к этому дворнику. Сначала Света нарисовала, как дворник, боясь Брута, забирается на дерево, а Брут кусает его за попу. Но сцена не производила нужного впечатления. Мы никак не могли придумать, что делать с метлой. Света нарисовала, как дворник бросает в Брута метлой от страха. Но сцена опять не была убедительной. С невероятным терпением Света снова и снова рисовала все возможные варианты, и всё было мимо. И она и я собачницы, и хорошо знаем собак. И вдруг пришло понимание, что Брут сделает с метлой дворника. Ведь для него это просто палка, палка, которую бросили. Апорт. Значит, он должен подобрать её и отдать хозяйке. Так сложилась сцена. Брут рычит на дворника, отбирает у него метлу и кладет её к ногам Маленькой.

 

Четвёртым аниматором в этой небольшой команде стала дочь Светланы Филипповой Сара Магамбетова.

Цитата автора:

Моей дочери было примерно 11 лет, когда я прочитала ей эту историю. Через год она помогала делать фильм.

Перед работой я часто прошу детей нарисовать наброски к тексту. Когда они были маленькими, это помогало по-новому взглянуть на историю, персонажей, композицию. Для «Брута» нужно было найти простое визуальное решение. Очень долго придумывались главные персонажи. И рисунки дочери очень помогли.

Я попросила дочь почитать режиссерский сценарий и нарисовать по нему несколько сцен. Она взялась и очень быстро нарисовала. Она не училась анимации, рисовала движение интуитивно, но в целом это было интересное решение. Я потом немного поправила, перерисовала своей рукой, чтобы было все в одном стиле. И сцены вошли в фильм. Интересно, что таким опытным и талантливым аниматорам, как Катя Бойкова и Света Зимина, сцены очень понравились, несмотря на то, что они сделаны вопреки правилам анимации. Но анимация как раз такое искусство, в котором интереснее всего эти правила нарушать.

Дочь почувствовала и смогла найти точный эквивалент тому, что Мераб Мамардашвили назвал «священный ужас реального», когда в мире с человеком происходит что-то, что нельзя изменить. Остаётся только остановиться и пережить то, что случилось. А это очень сложно, почти невозможно. Мешает надежда, которая у нас всегда под рукой.

 

Фильм «Брут» получил гран-при фестивалей Etiuda&Anima (Польша), «Крок» (Россия), «Тофузи» (Грузия), Kaohsiung Film Festival (Тайвань) и другие призы международных и российских фестивалей.

 

 

Евгений Стрелков

«Невольный Прометей»

2D-компьютер, 5′18″, 2016.

 

 

Режиссер: Евгений Стрелков.

Сценаристы: Евгений Стрелков, Эдуард Абубакиров, Вадим Филиппов.

Художник-постановщик: Евгений Стрелков.

Аниматоры: Дмитрий Хазан, Евгений Стрелков.

Композитор: Марк Булошников.

Звукооператор: Ирина Фельдман.

Текст читает: Лев Харламов.

 

Евгений Стрелков родился в 1963 году на Урале, жил в Сибири, потом на Оке и наконец, с 1980 года на Волге, в Нижнем Новгороде, тогда городе Горьком. Окончил радиофизический факультет Горьковского госуниверситета, стал учёным-геофизиком, но уже с начала 1990-х больше, чем наукой, занимался графическим дизайном, а потом и современной художественной графикой, прежде всего в жанре «книги художника». Уйдя тогда из науки, он семнадцать лет спустя парадоксальным образом снова к ней вернулся — но уже в качестве популяризатора. Для экспозиций научно-технических музеев в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, а также для временных научно-популярных выставок потребовались короткие анимационные фильмы — так Евгений Стрелков занялся анимационной режиссурой. Вскоре у него зародилась идея серии черно-белых анимационных фильмов-памфлетов о наполовину выдуманных поволжских естествоиспытателях, революционерах, инженерах и мечтателях. В основу серии легли тексты книги «Ниже Нижнего», написанной Евгением в соавторстве с нижегородцами Эдуардом Абубакировым и Вадимом Филипповым. Фильм «Невольный Прометей» — пятый в серии, он был снят в 2016 году и показан на Открытом анимационном фестивале в Суздале, фестивале «Бессонница», а также на арт-выставках и показах в городах Поволжья, в Кирове, Ижевске, Перми, Красноярске и Туле.

 

Фильм рассказывает о деятельности инженера-ракетчика Ильи Страфиевского, методично воплощавшего юношескую мечту полёта к Марсу. В характере вымышленного героя порой проступают черты (а также отдельные факты биографии) реального космического мечтателя — Константина Циолковского. В визуальной ткани картины использована графика из книг футуристов и заумников: Велимира Хлебникова, Игоря Терентьева и Ильи Зданевича. Несмотря на абсурдистский тон, в фильме сквозит восхищение смелостью и упорством первооткрывателей как в науке, так и в искусстве.

 

Фильмам Евгения Стрелкова свойственна повествовательность и визуальная лаконичность. Плоскостные решения напоминают книжные иллюстрации и создают особый узнаваемый стиль. Анимация не является основным видом деятельности Евгения Стрелкова, что позволяет автору, используя минимальные средства, находить нестандартные способы в выстраивании структуры фильма, используя анимацию как дополнительный инструмент современного художника-графика, расширяя, таким образом, формат «книги художника» до мультимедийного проекта.

 

К фильму Евгений Стрелков создал малотиражную (15 экземпляров) книгу художника «Каналы Марса». В картонную папку вложены отпечатанные в технике шелкографии карты-таблицы, якобы послужившие юному Илье Страфиевскому самодельным пособием для наблюдения марсианских каналов. В графике книги использованы зарисовки астрономов 19 века, хотя эта архивная картография сильно утрирована, так что вязь каналов напоминает порой рисунок нейронной сети или визуализацию многоуровневой логической задачи. Как и во многих других своих проектах, Евгений Стрелков играет здесь с морфологией и семантикой инженерного рисунка, обильно вводя в свою графику шкалы и таблицы, графы и проекции, окуляры и циферблаты. При этом вся эта наукообразная номенклатура подается исключительно с эстетической позиции. Нагромождение визуального материала, декларируемый произвол его отбора при одновременном следовании скрытым кодам и формальным правилам — все это, по мнению художника, обладает ценностью, вызывает эмоцию и способно порождать смыслы.

 

 

Андрей Суздалев

(при участии Ольги Хан)

«Перевозчики»

 

Серия перформансов, инсталляций, анимационный фильм, 2003–2006.

 

 

Андрей Суздалев родился в 1973 г. в Москве.

В 1989–1992 учился в Московском театральном художественно-техническом училище. В 1995 окончил Московскую школу современного искусства «Свободные мастерские» (теория и практика современного искусства).

Области его деятельности — это компьютерная анимация, объекты, инсталляция, графика, книга художника. Также он выступал в качестве куратора ряда выставочных проектов. Занимается преподавательской деятельностью. С 2005 г. руководит мастерской «Движущиеся картинки» при Государственном центре современного искусства. Живёт и работает в Москве.

 

К анимации Андрей Суздалев пришёл самостоятельно. Талантливый график, однажды он захотел, чтобы его рисунок обрёл движение. Тогда приятель поделился с ним компьютерной программой для создания анимации, и Андрей начал делать свой первый фильм «Фигуры прилива» (2004 г.). В процессе создания кино художник освоил компьютерную программу, и именно этот метод он рекомендует сейчас своим ученикам — познавать технические аспекты не в теории, а непосредственно в процессе достижения поставленной художественной задачи.

 

Впрочем, сам художник сознательно отстраняется от терминов анимации и режиссуры в классическом понимании этих слов. При создании фильмов его интересует в первую очередь реализация идей путём графической выразительности. В его фильмах нет актёрской игры, эмоций, традиционных анимационных приёмов. Для своей деятельности в поле анимации он придумал нейтральный термин — «движущиеся картинки», подчёркивая таким образом исключительно изобразительный подход к фильмам. Однако если взглянуть на современную мировую анимацию, такой подход сегодня набирает всё большее количество сторонников, бесконечно расширяя горизонты современного кинематографа и размывая границы между анимацией и медиаискусством.

 

В 2005 году по приглашению Государственного центра современного искусства в Москве Андрей Суздалев основал мастерскую «Движущиеся картинки», где по сей день обучает детей анимационным технологиям с погружением в историю мирового и современного искусства.

 

О работе:

 

Образ «Перевозчиков» возник от бытовой пиктограммы, размещенной на коробке от холодильника «Минск». Тогда Андрею Суздалеву понравилась картинка, изображающая двух грузчиков в процессе работы, — художник увидел в ней гораздо больше смыслов, чем предполагал знак на упаковочной таре. Он вырезал её и повесил на стену. В 2003 году на Соловках в рамках фестиваля «АртАнгар» Андрей Суздалев совместно с Ольгой Хан сделали первый перформанс «Перевозчики». Надев белые комбинезоны и каски, художники метафорически представили древнегреческого Харона в образе Перевозчиков на берегу Белого моря.

 

Далее творческий дуэт продолжил исследование темы «Перевозчиков» в серии перформансов и инсталляций в разных городах и пространствах современного искусства, все они развивали тему пограничного между «живым» и «неживым» — Перевозчиков, которые помогают заблудшим душам найти свой берег.

 

Фильм «Перевозчики» стал итогом серии данных художественных исследований. Так или иначе в фильме сняты объекты и предметы, зарисовки, использованные в предыдущих перформансах и инсталляциях проекта.

В 2006 году фильм «Перевозчики» стал победителем Международного фестиваля цифрового кино IZOLENTA (г. Санкт-Петербург) в номинации «Анимация».

 

Заключительным этапом, объединившим весь проект «Перевозчики», стала книга художника из серии «Ч/Б», выполненная в технике шелкография, также представленная в экспозиции выставки.

 

Таким образом, Андрей Суздалев применяет принцип конструктора не только в отдельных работах, собирая имеющиеся и разрабатывая собственные знаки, пиктограммы и другие графические элементы, новые значения и идеи, но таким же конструктором становится весь проект «Перевозчики», где фильм может рассматриваться как самостоятельная анимационная работа, так и как часть большого проекта современного художественного исследования.

 

 

Экспликации:

 

Плоские графические знаки с упаковочной тары обретают новую жизнь в пространстве и новый смысл. Материализуясь в серии инсталляций, перформансов и фотосессий, они представляют неожиданную «постиндустриальную» версию традиционного мифологического сюжета «путешествия в царство мёртвых».

Призванные осуществлять связь между берегами жизни и смерти, Перевозчики помещаются в специально выбранных местах, которые художник обозначает как «пограничные».

Отдельные части проекта были реализованы в 2003–2005 гг. на побережье Белого моря, в Москве, Кронштадте и Саратове.

 

 

I: ПЕРЕВОЗЧИКИ

Инсталляция.

Место: Белое море, Соловки, Промзона.

(в рамках проекта «Метаморфозы», Центр современного искусства на Соловках «АртАнгар». Июль 2003.

Фото: Е. Стрелков, Н. Куликова, А. Суздалев.

 

У древних поморов переправа через море на остров (выделенное, сакральное место) уподоблялась состоянию символической смерти и преображения. Прилив и отлив сменяют друг друга, луна тянет воду, солнце движется вдоль горизонта. В центре всех метаморфоз Перевозчики, подобно древнему Харону, продолжают делать свою важную, но невидимую глазу работу.

 

II: ПЕРЕЗАПИСЬ

Перформанс, аудиоинсталляция.

Место: Москва, частная квартира. Май 2004.

Фото: Н. Куликова, Е. Стрелков.

 

В мае перевозим вещи. В комнате душно, воздух спрессован временем. Прежние жильцы умерли, новые ещё не вселились. Между этой жизнью и той — зазор толщиною не больше старой грампластинки.

Мы всего лишь звукосниматели.

Белый шум нежилых помещений — воспоминание о прошлых жизнях. Белый шум стёртого винила — слабое эхо уходящей музыки. Человек, может быть, только форма расширения звука…

 

 

III: ТРАНСЛЯЦИЯ (RADIO WAKE)

Аудиоинсталляция, перформанс.

Место: Кронштадт, резиденция ГЦСИ (Санкт-Петербургский филиал).

В рамках проекта «Interconnection», приуроченного к столетию изобретения радио А. Поповым. Июнь 2004.

Фото: Е. Стрелков, М. Погарский.

 

Слово «wake» в подзаголовке можно перевести как ‘поминки’, ‘бдение над телом’, и в то же время как ‘пробуждение’. Из старых радиодеталей, ржавого лома, найденного на месте, пары динамиков и гипсового слепка античной маски мы собираем «радио-тело», которое становится источником трансляции. Обрывки музыки, далёкие голоса, помехи, электрические разряды — на коротких и длинных волнах, через неспокойное море радиоэфира…

 

 

IV: НАВИГАЦИЯ

Перформанс.

Место: Белое море, Соловки, во время отлива. Июль 2004.

Фото: А. Суздалев, А. Никитин.

 

Бесконечная смена приливов и отливов завораживает, наполняет необъяснимым томлением. У древних обитателей северных побережий существовало представление, что именно с отливом души людей и животных покидают этот мир. Прошёл год с начала проекта, и Перевозчики вновь возвращаются на пустынный берег Белого моря, чтобы указывать дорогу заблудившимся душам.

 

 

V: ТАЙБАЛЫК. ПРОВОДЫ

Инсталляция, перформанс.

Место: Глебучев овраг, бетонный коллектор (река Тайбалык), Саратов (в рамках проекта «Музейная долина»). Сентябрь 2004.

Фото: А. Леонтьев, А. Суздалев.

 

Проект завершается символическим действием на бетонном русле бывшей реки Тайбалык в Саратове: чистая вода из «Серебряного родника», являющегося истоком насильно умерщвлённой жителями города реки, разлитая в прозрачные сосуды, сопровождает её последний путь по тёмному чреву канализационного коллектора.

 

Речка погребена, забрана в бетонный коллектор, лишена имени. Но известная Река выходит на поверхность и продолжает свой неспешный путь между берегами забвения — из ниоткуда в никуда. Память воды отлита в случайные формы сосудов-реликвариев.

Приходите и пейте!

 

 

«ПЕРЕВОЗЧИКИ» (TRANSPORTERS)

2D компьютер, 5′21″.

Графика и анимация: А. Суздалев.

Музыка: Geez’n’Gosh — «The Love of God».

Издательство ALCOOL, 2006.

 

 

Слово «метафора» образовано от греческих слов «мета» и «ферейн», что значит ‘переносить через’, ‘перемещать’… Нас интересуют все формы транспортировки грузов и информации — и в смысле метафоры, и в смысле обмена. Каждая форма транспорта не только переносит, но также переводит и трансформирует отправителя, получателя и сообщение».

Маршалл Маклюэн «Понимание Медиа» (Understanding Media)

 

The word "metaphor" is from the Greek meta plus pherein, to carry across or transport… We are concerned with all forms of transport of goods and information, both as metaphor and exchange. Each form of transport not only carries, but translates and transforms the sender, the receiver, and the message.

Marshall McLuhan. Understanding Media

 

Надежда Федотова

«Боль»

Рисованный, 5′06″, 2015.

 

Режиссер: Надежда Федотова.

Сценарист: Надежда Федотова.

Художник-постановщик: Надежда Федотова.

Аниматор: Надежда Федотова.

Музыка: Teiji Ito, John Zorn, John Cage.

 

Надежда Федотова родилась в 1992 в Москве, но в первый класс пошла уже в городе Сочи. Там же на берегу моря посещала художественную школу, об анимации даже не думала, мечтала стать живописцем. Закончив 9 классов общеобразовательной школы, вернулась в Москву, чтобы поступить в Академическое художественное училище 1905 года, но, к ужасному её сожалению, туда её не взяли. Пришлось перебирать варианты, оказалось, что в колледже при ВГИКе тоже есть специальность живопись, куда Надежда и поступила. Довольно быстро обнаружилось, что там учат художников-аниматоров, разочарование постепенно сменилось заинтересованностью, а вскоре профессия художника-аниматора и вовсе увлекла так, что после окончания колледжа выбор дальнейшего образования был предрешен — Надежда Федотова поступила во ВГИК на факультет анимации и мультимедиа в мастерскую Валентина Ольшванга.

Фильм «Боль» — курсовая работа. Когда режиссер приступала к съёмкам фильма, ни сценария, ни определенной сюжетной канвы у неё не было. Была идея снять фильм про свою склонность к ипохондрии, представить это состояние визуально, с помощью графики, без слов, показать внутреннее состояние героини, которая подозревает в себе разные болезни и фигурально разваливается на части. Надежда Федотова снимала фильм самостоятельно, поэтому необходимости в сценарии и в подробных раскадровках у неё не было. Она начала развивать действие от образа найденного персонажа — меланхоличной девушки, нарисованной тонкой линией шариковой ручки. Пластика героини, её образ и характер диктовали свою историю, в итоге в фильме появился мужчина, и сюжет выстроился совсем иным способом, нежели представлялся режиссеру в начале. Фильм получился не столько про ипохондрика, сколько про отношения, сложность взаимопонимания и, в общем-то, про любовь.

Выбор техники для Надежды Федотовой не стоял. Как художнику, ей важно чувствовать живой материал, работать руками, поэтому фильм нарисован на кальке — это покадровая анимация, которую Надежда Федотова полностью отрисовала сама, откорректировав при помощи компьютера лишь цвет и контраст.

В экспозиции представлены наброски и анимационные фазы, вошедшие в фильм.

 

 

14. Мастерская «Движущиеся картинки» (Творческие студии ГЦСИ) под руководством Андрея Суздалева

«Бумажные танцы»

Кукольный, три части: 2′54″, 3′00″, 3′17″; 2016.

 

№ 1: Игорь Стравинский — «Пульчинелла».

Над фильмом работали: Ева Альтман, Дарья Иванова, Савва Чернов, Мария Щербакова-Королёва.

№ 2: Курт Вайль — «Kleine Dreigroschenmusik».

Над фильмом работали: Варвара Лаврова, Пётр Карпов, Полина Привалова, Артём Копысов.

№ 3: Сергей Прокофьев — «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта»).

Над фильмом работали: Александра Бураковская, Всеволод Артёмов, Георгий Рогов.

Возраст авторов: 12–15 лет.

 

 

О мастерской:

Мастерская «Движущиеся картинки» возникла при Государственном центре современного искусства в 2005 году под руководством художника Андрея Суздалева. Постепенно была сформулирована основная задача мастерской: комплексное творческое развитие детей и подростков на базе анимационных технологий. Образовательная деятельность здесь воспринимается как одна из форм современного искусства, как непосредственное продолжение собственной художественной практики. Ведь сам «студийный формат» предполагает работу над задачами и проблемами, одинаково интересными как ученикам, так и художникам-педагогам. А кроме того — совместную работу, со-творчество детей и взрослых, которые на ранних этапах делятся знаниями и помогают советом, а также отвечают за техническое воплощение замыслов юных авторов.

На занятиях студийцы не только учатся оживлять нарисованных или объёмных персонажей, но и знакомятся с историей мирового искусства, а также примеряют на себя роли сценариста, художника, оператора, актёра, а самое важное — режиссёра, то есть автора ПРОЕКТА, где различные дисциплины собираются в единое целое.

Работы студийцев неоднократно представлялись на различных выставках и фестивалях. Причём в последние несколько лет мастерская всё настойчивее отказывается вписываться в формат «детского творчества» — для студии интересно и важно встраивать работы своих авторов во «взрослые» выставочные проекты, в контекст современного искусства.

О фильме:

Серия из трёх анимационных фильмов-балетов «Бумажные танцы» стала результатом большого тематического проекта «Мастерская, которой не было, или как мы играли в Баухаус» (2015/2016). В рамках проекта предполагалось не только знакомство с некоторыми практиками легендарной школы Баухаус, но и комплексное погружение студийцев в новаторское искусство 20–30-х годов ХХ века: живопись, графику, музыку, театр. И в первую очередь — кино и анимацию. Отсюда и стилистика фильмов: чёрно-белое изображение, резкий контраст света и тени — своего рода стилизация под старое кино.

Для работы над фильмами коллектив разделился на три небольших съёмочных группы, каждая из которых выбрала для себя музыкальное произведение и разработала персонажей и декорации. В процессе съёмок все участники поочерёдно выступали в роли режиссёра, оператора, аниматора, мастера по свету. А вот заранее проработанного сценария-раскадровки не было — только примерная «партитура» выхода персонажей на сцену. Всё решалось непосредственно по ходу съёмок — тон задавала музыка (плюс некоторые технические аспекты покадровой съёмки).

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 358; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!