Раздел 4. Типология культуры



Тема 1. Историческая типология культуры.

Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенного типа. Современное культурологическое знание представлено различными типологиями культуры. В качестве критериев в них выступают различные основания. Существуют варианты типологий культуры, в основе которых лежат географический (локализация в пространстве), хронологический (локализация во времени) принципы, этнонациональная, демографическая специфика, особенности религии, языка, экономики, сферы общества или вида деятельности и т.д. Все типологии достаточно условны, так как не исчерпывают всего многообразия культурных феноменов.

Наиболее распространенным является культурно-исторический принцип. В данном случае акцентируется внимание на духовных доминантах исторических эпох и периодов, в рамках которых возникают и функционируют конкретно-исторические типы культур.

1.1. Культура первобытного общества.

 Эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в человеческой истории. Первобытное общество возникло примерно 40 тысяч лет назад и существовало до IV тысячелетия до н.э. Оно охватывает несколько периодов каменного века: поздний палеолит (40 – 10 тыс. лет до н.э.; мезолит (10 – 6 тыс. до н.э.; неолит (6 -4 тыс. лет до н.э.).

Развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования «человека разумного».

 Несмотря на региональные и географические особенности жизни первобытных людей, существуют определенные характерные черты, объединяющие их культуру. Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis – объединение) – нерасчлененность ее форм. Еще одна особенность – отсутствие письменности, обусловившая медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда – и медленные темпы культурного и социального развития.

 В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры: орудия становятся все более сложными и законченными по форме; организуется охота на крупных зверей; строятся жилища с использованием дерева, камня и кости; носится одежда, для чего обрабатываются шкуры.

 Не менее сложной становится духовная культура. Первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами – мышлением, волей, языком. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. Успешно развивается искусство, в особенности изобразительное, которое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала используются камень, глина, дерево, кость. Большинство сюжетов посвящено животным, на которых охотился человек. Образцы искусства – рисунки в пещерах.

 Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии первобытные люди широко применяют лук и стрелы, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари. Человек приручает собаку. Значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности усиливается вера в загробную жизнь и культ предков. В искусстве также наблюдаются изменения. Наряду с животными изображается и человек. В этот период были созданы великие предпосылки, которые обусловили переворот в образе жизни первобытных людей.

 Начало принципиально новому этапу всемирного исторического процесса было положено неолитической революцией, совершившей переход от присваивающего хозяйства к производящему, что означало появление новых областей материальной культуры. Возникают новые ремесла – прядение, ткачество, гончарное дело и т.д.

Вчерашние охотники и рыболовы в течение длительного времени превратились в оседлых земледельцев и скотоводов.

 Изменение образа жизни и появление избыточного продукта привело к новой форме социальной организации. Возникает социальная пирамида, существование которой с этого момента становится фундаментальной основой структуры общества.

 В духовной культуре также происходят глубокие изменения. Люди стали верить в новые божественные силы – силы природы (солнце, небо, земля, вода и др.).

С усложнением религии появляется мифология. В мифах отражаются представления об окружающем мире, хозяйственные знания, социальный опыт. Мифология создает атмосферу, в которой рождаются разнообразные виды искусства. Первобытная мифология включала в себя первичные формы духовной культуры, которые на следующем этапе развития общества оформляются в религию, философию, искусство, науку.

1.2. Античная культура.

 Понятие «античный мир» (от лат. Antiques – старинный) ввели в научный оборот итальянские гуманисты эпохи Возрождения, обозначив этим термином греко-римскую культуру как самую раннюю из известных к тому времени.

 Эпоха античной культуры начинается с образования греческих полисов – «городов-государств» на присредиземноморских землях Эллады и Малой Азии в начале I тыс. до н.э. и завершается с распадом Римской империи в V в. н.э.

2.1 Культура Древней Греции.

 Культура Древней Греции формировалась с рубежа III-II тыс. до н.э. до 146 г. до н.э.

 Государственная система, созданная в Греции, была уникальной. Греция никогда не образовывала единого государства, в течение нескольких столетий существовало несколько сот полисов. Нередко они между собой воевали. Однако не было принято, чтобы победивший полис присоединял территорию побежденного полиса, так как, по мнению греческих философов, чрезмерно крупное государство становится трудно управляемым. В единой Греции греки опасались потерять самое для себя ценное – свободу. Независимость родного полиса была для греков непременным условием их собственной свободы. Древние греки устами Аристотеля определили полис как общение свободных граждан.

В глубокой древности во главе полисов стоял царь - басилевс, однако от этого он не становился богом, а оставался человеком, гражданином среди граждан, хотя и первым среди равных. Структура полиса создавала возможности для появления и утверждения демократических принципов. Здесь в идеале носители власти, ее исполнители и те, на кого она направлена, были одни и те же граждане. Никакого намека на бюрократию в полисах не было. Она возникает на Древнем Востоке, так как здесь власть концентрируется в руках божественного царя и для ее осуществления необходимы посредники – чиновники. Контраст между Древним Востоком и греческим Западом очевиден. Именно свобода была тем критерием, по которому греки отличали себя от окружающих их народов.

 Принципы нового образа жизни были теснейшим образом связаны и с религиозными представлениями древних греков. В античном мире люди не падали ниц перед богами, которые при всем их всемогуществе чем-то напоминали людей. Например, боги Гомера не сотворяют человека и не властны над его судьбой. Боги сами подвластны судьбе. Они не могут избавить любимого ими смертного от предназначенного ему судьбой и от смерти. Судьба главенствует над миром событий. Богов уважают, почитают, им приносят жертвы, но не испытывают при этом страх перед ними. Человек перестает связывать свою судьбу с богами и должен опираться на собственную решительность и доводы разума.

 Греческая мифология имеет особое своеобразие. Наряду с богами в мифах действуют, совершают подвиги «богоравные герои». В греческой мифологии практически отсутствует мистика. Главным в ней выступает художественная образность и поэтичность, мифология греков ближе к искусству, чем к религии. Гегель назвал греческую религию «религией красоты».
 Главная тема греческого искусства – человек. Никогда еще в истории человечества не возникало осознание того, что человек – высочайшее творение природы. Цель искусства – создание красоты, отражающей физическое и духовное совершенство человека. Создаваемая искусством идеальная красота порождает в человеке благородное устремление к самосовершенствованию.

 Практически во всех областях духовной культуры греки выдвинули «отцов-основателей», положивших начало их современным формам. Прежде всего это касается философии (греки отделили философию от религии и мифологии) и науки (математика, астрономия, медицина, история и т.д.).

2.2.Культура Древнего Рима.

 Культура Древнего Рима формировалась в VIII век до н.э. – 476 г.н.э.

Ее отличительной особенностью являлось то, что римляне:

создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т.д.;

всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида;

Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства;

В отличие от эллинов, римляне были более воинственными. Воинская доблесть и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике и занятия высокого положения в обществе. Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.

Говоря о наиболее общих чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие от греческой она является гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и целесообразность. Эту особенность хорошо показал Цицерон на примере математики: »греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же – чтобы измерять земельные участки».

К числу достижений римской культуры следует отнести римское право, римскую архитектуру и литературу, латынь, которая в течение столетий была языком европейских ученых. Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало христианство.

 В целом же греческая и римская культуры находились в состоянии взаимодействия и взаимовлияния, что привело их к синтезу, созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуру славянских народов и Западной Европы.

 

Тема2. Европейская (западная) традиция- цивилизация.

Культурная дихотомия «Восток – Запад» (греч.dichotomia – разделение на двое) имеет глубокие исторические корни. Современная западная цивилизация во многом явилась преемницей греко-римской античной культуры, издавна противопоставлявшей себя т. наз. «Востоку» (т.е. всему, что лежало за ее восточными пределами). Значительной частью ученых мировая история рассматривается как параллельное становление двух типов цивилизаций.

 Европейская (западная) традиция-цивилизация.

 Западная культурно-историческая традиция являет нам своеобразную последовательность эпох развития цивилизации (греко-римская культура, средневековая культура с V в. н.э. до XVII в., новоевропейская).

 А) Культура западноевропейского средневековья.

 После крушения Западной Римской империи (V в. н.э.) началось становление средневековой культуры, в основе которой лежит взаимодействие трех начал – христианства, античности и германо-варварского элемента.

 Материальную основу средневековой культуры составляли феодальные отношения.

 С.к. формировалась в условиях господства замкнутого мира натурального хозяйства. В дальнейшем социальной основой культуры все более становилась городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.

 Социальная культура этого времени характеризуется идеалами сословной иерархии и служения. Во многом это было обусловлено христианством. Тремя главными сословиями стали духовенство (забота о душе человека), рыцарство (государственные и военные дела), третье сословие (Господь повелел возделывать землю, торговать плодами своего труда и обеспечивать существование всех); каждое сословие выполняло свою священную обязанность.

Средневековью было свойственно объединение людей в различные корпорации (монашеские и рыцарские ордена, профессиональные объединения ремесленников – цехи и т.д.). В цеховой среде выработалось принципиально новое отношение к труду как дару Божьему. В городах родилась идея о том, что человек ценен не знатностью или святостью, а своим талантом, проявлявшемся в повседневном труде.

 В течение всего средневековья этот мир был пропитан христианством.

Христианство обращалось ко всем людям, независимо от их этнической, языковой, политической и социальной принадлежности – связь единоверцев.

 Христианство, провозглашая безусловный примат духовного над телесным, делая акцент на внутренний мир человека, многое сделало для формирования глубокой духовности человека, его нравственного возвышения.

Основными христианскими ценностями являются Вера, Надежда и Любовь. Главной среди них выступает Любовь. Любовь как связующая нить человека с Богом, как любовь к Богу, которая противостоит греховной и низменной плотской любви; как любовь к людям - братьям в их сыновности Божьей, равенство людей перед богом.

 Любовь к Богу делает Веру в него естественной, не требующей никаких доказательств. Надежда означает идею спасения.

 Христианство знаменовало собой становление новой культуры, оно объединило народы Европы, придавая смысл их существованию в ожидании Царства Божия, внесло историзм в понимание развития культуры (от Адама и Евы и Рождества Христова до Страшного суда).

Доминантой духовной жизни средневековья являлась религиозность, которой пронизаны все ее сферы.

 К характерным особенностям средневекового искусства относятся:

- подчиненность религии;

- церковь как главный заказчик произведений искусства, в живописи и скульптуре – доминирование библейских сюжетов, развитие духовной музыки;

- превращение искусства в символ потустороннего, отказ от изображения природы, ее реальных форм, возникновение нового пластического языка, выразительных средств (обратная перспектива, декоративность, плоскостной характер человеческих фигур, нарушение пропорций);

- основной вид искусства до XV столетия - храмовое зодчество, объединявшее скульптуру, живопись и музыку.

В средневековом искусстве формируются романский и готический стили.

 В интеллектуальной жизни главенствующее положение занимала теология. Теологи обосновывали важнейшие догматы веры, комментировали Священное Писание, объясняли мир с позиций христианства. Теология была тесно связана с философией.

Особое влияние на западных теологов оказали идеи Аристотеля, который считал, что с помощью разума человек может правильно познать окружающий мир. Примирить веру и разум поставил своей целью знаменитый теолог Фома Аквинский.

В XIV в. английский богослов У.Оккам провозгласил, что теология вообще не должна вмешиваться в философию – царство разума. Рационализм, родившийся в недрах богословия, освобождал от воздействия религии естественные науки. С другой стороны, развитие медицины, алхимии, географии и др. наук помогало установлению рационалистического взгляда на мир.

 Духовная культура средневековья поражает многослойностью и разнообразием.

Иные идеалы развивались благодаря народной культуре и светской литературе.

Светское начало в целом, конечно, не разрушало в ту эпоху христианского мировосприятия; но в системе ценностей западноевропейского средневековья земные идеалы неуклонно завоевывали свое место.

Б) Культура эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) и Реформации.

Термин «ренессанс» означает отказ от средневековой культуры и «возрождение» культуры греко-римской античности. Утверждению и развитию культуры Возрождения способствовали многие события – Великие географические открытия, изобретение книгопечатания.

Основными чертами культуры Возрождения являются:

- антифеодальная и антиклерикальная направленность;

- явное преобладание светского и рационального начала над религиозным.

Кризис католицизма оказался настолько серьезным, что в нем возникло мощное движение Реформации, которое привело к его расколу и появлению в христианстве нового направления – протестантизма.

Однако главным и наиболее существенным в культуре Возрождения является гуманизм.

Концепции гуманизма основываются на антропоцентризме, согласно которому именно человек является центром и высшей целью мироздания. Можно сказать, что гуманисты

возродили знаменитую греческую идею – «человек есть мера всех вещей».

Гуманисты провозгласили:

-человека как совершенное существо, наделенное безграничными способностями и неисчерпаемыми возможностями;

-веру в разум человека, в его способность познать и объяснить окружающий мир без обращения к Божьему промыслу;

-земную жизнь человека высшей ценностью, земное предназначение человека, его право на счастье в реальном посюстороннем мире;

-античный идеал свободной, творческой, активной, всесторонне и гармонически развитой личности;

-деятельную, трудовую жизнь как безусловную ценность;

-социальный характер человека и его бытия. Христианское равенство перед Богом они дополнили равенством перед законом.

 Гуманисты выступили против:

-социально-сословной иерархии;

-сословных привилегий;

-религиозного аскетизма.

 Гуманистическая культура создала не только новое понимание человека, но и новый взгляд на природу, восходящий к античным идеалам в толковании природы, определяющим ее как основу и источник всего существующего, как воплощение гармонии и совершенства.

 Реформация (XVI в.) – широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе, носившее в основном антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католицизма. Признаки серьезного неблагополучия в католицизме отчетливо проявились задолго до Реформации. Главной причиной явилось то, что католическое духовенство и папство не устояли перед искушением материальных благ.

Точной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер прибил на дверях своей церкви в Виттенберге листок, содержащий 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями.

Реформация выступает с лозунгом о возврате к самим истокам христианства, восстановлению принципа равенства людей перед Богом. Каждый верующий имеет право непосредственно общаться с Богом без посредничества служителей церкви. Каждый верующий должен иметь возможность читать и толковать Библию, с этой целью Лютер перевел Библию с латинского на немецкий язык.

 Понимание Бога существенно меняется: из внешней опоры Он превращается во внутреннюю, находящуюся в самом человеке. Церковь теряет свое прежнее значение. Из обрядов и таинств сохраняются только те, которые соответствуют Писанию: крещение и причастие.

 Реформация многими сторонами перекликается с гуманизмом Возрождения – она также возвышает человека.

Возникший из Реформации протестантизм включает в себя несколько течений: лютеранство, кальвинизм, англиканство, пресвитерианство, баптизм и др.

В). Культура Нового времени (XVII – XIX вв.)

Культура Нового времени охватывает три столетия, между ними много общего (буржуазный способ производства, гуманизм и антропоцентризм, сциентизм и телеологизм в понимании прогресса, рационализм и европоцентризм), поскольку в этот период закладывались основы современного мира. Вместе с тем каждое из них является вполне самостоятельным.

 1.XVII в. – начало коренных изменений в мировой истории. Это век сосуществования и равновесия между старым и новым: между феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным гуманизмом и буржуазным индивидуализмом, наукой и искусством.

 XVII в. стал временем формирования национальных культур, вместе с тем все отчетливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. В целом же в это время Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре.

Раньше такие позиции занимал Восток – прежде всего Китай.

 Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс дифференциации, в результате которого каждая область культуры становится все более обособленной, стремится к самоуглублению, самопознанию и самоутверждению.

 Религия утрачивала роль универсального, всепроницающнго и объединяющего начала. Она становилась в один ряд с другими явлениями культуры. Ее теснили набиравшие силу национальные и политический факторы.

XVII в. с полным правом можно назвать веком науки и научной революции. По своей значимости наука уравнивается с философией. Философы начинают рассматривать науку не только в качестве главного средства познания природы, но и ее изменения. В концепциях философов (Ф.Бэкон, Р.Декарт) человек впервые предстает как преобразователь природы. Таковым человек будет оставаться до сер. ХХ в., когда разразится экологический кризис.

2.XVIII в. вошел в историю Запада как эпоха Просвещения.

Философы-просветители, прослеживая и осмысливая эволюцию человечества разработали стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего.

Согласно этой концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния», покоившегося на «естественном праве» которое соответствовало «природе человека». С возникновением государства естественное состояние общества уступило место гражданскому. Его появление означало рождение цивилизации.

 По мнению просветителей, феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права, поэтому должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы будут вновь восстановлены.

 В качестве основных средств построения нового общества выдвигались просвещение и воспитание. В своем убеждении в возможности создания справедливого общества просветители полагались на просвещенного монарха; веру в разум и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего.

 Концепции политического плюрализма и прав и свобод человека, разработанные просветителями нашли свое отражение в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина», с принятия которой начиналась Великая Французская революция.

 Религия впервые становится предметом суровой критики, ПРОИСХОДИТ ОСЛАБЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ И УСИЛЕНИЕ ЕЕ СВЕТСКОГО ХАРАКТЕРА.

 Необычайно возрастает авторитет науки, что приводит к возникновению первых форм сциентизма, который ставит науку выше всех форм культуры.

 В искусстве наблюдается внутренняя дифференциация, его дробление на растущее число тенденций и направлений. В нем заметно усиливается тяга к гедонизму. Вместе с тем искусство становится ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

3.Европейская культура XIX века.

 Если XVIII век был веком разума, то XIX век явился веком науки и техники.

В XIX веке складывается совершенно новый тип цивилизации – индустриальный. Ее основу составил научно-технический прогресс. Поэтому один из главных идеалов Просвещения – идеал прогресса разума - получил в ней наиболее полное воплощение. Становление буржуазной демократии способствовало расширению политической свободы. Что касается других идеалов и ценностей просветительского гуманизма, то их осуществление натолкнулось на серьезные трудности.

С одной стороны, имеются невиданные достижения цивилизации. Вместе с тем индустриальная цивилизация все больше начинает теснить духовную культуру. В первую очередь это коснулось религии. Однако и другие области духовной культуры – философия, мораль и искусство – также переживают не лучшие времена. В западном мире возникает опасность дегуманизации культуры, следствием которой к концу столетия стала система колониализма, а в ХХ веке – две мировые войны.

 

Тема 3- 4. Восточный или традиционный тип культуры. Часть 1, Часть 2..

Понятие «традиционное общество» - одно из определяющих в культурологии. Традиционным называется общество, для которого характерно стремление к сохранению веками выработанной жесткой нормы, устойчивого социального порядка и сложившихся религиозных и моральных стандартов поведения, т.е. подчинение традиции. Сущность этих социальных систем определяется «азиатским способом производства», для которого характерна первичность основанного на власти-собственности государственного сектора и вторичность сектора частнособственнического.

Восток, в отличие от Запада, предстает «россыпью» самобытных культурно-исторических образований. При всем многообразии Востока, по мнению ученых, можно вычленить три гигантских структуры – китайскую, индо-буддийскую и арабо-исламскую, создавшие своеобразие в экономике, социальной и политической сферах, в области духовной культуры.

Их неповторимое своеобразие складывалось под влиянием множества факторов, среди которых важнейшую роль играли религии спасения и выработанные ими системы ценностей.

А) Китайско-конфуцианская традиция-цивилизация.

Государственной религией Китая стало конфуцианство. Ее основатель китайский мыслитель Конфуций жил на рубеже VI – V вв. до н.э. Как философ Конфуций не задается вопросами о смысле жизни и тайнах природы. Главное - найти путь к процветанию общества, что предполагает соблюдение ряда правил. Конфуций предлагает начать моральное совершенствование с самого себя, затем построить должные отношения в семье, а потом и в государстве. Государство определялось как большая семья, в которой «государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Однако принцип большой семьи означал не только сознательное подчинение нижестоящих по отношению к вышестоящим, но и полную ответственность властей перед народом. «Преданность государю и забота о людях» - вот те основы, на которых строится благополучие страны. Для того чтобы государственный аппарат действовал эффективно, он пополнялся способными выходцами из различных социальных слоев, сдавшими серьезный экзамен. Образование высоко ценилось, так как становилось социальным лифтом.

Конфуцианство было политическим и морально-этическим учением. Конфуций считал высшей ценностью земное существование и видел спасение в стабильности общества.

 В современных исследованиях обращается внимание на рационализм конфуцианства как мировоззрения. Китайцы со времен Конфуция отличались именно здравым смыслом, причинно-следственные связи и элементарная логика вещей вышли в их сознании на передний план.

Б) Индуистско-буддийская традиция-цивилизация.

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных, о чем свидетельствует богатство и многообразие религиозно-философских учений.

 Важная особенность индийских религий - их интравертивность. т.е. обращенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск. Интровертивность оказала огромное влияние на психологию и социальное поведение индийцев, склонных погружаться в глубокий самоанализ и мало интересоваться проблемами социальной этики и политики.

Самой ранней религией Индии считается ведическая религия, представлявшая собой политеизм (в ведах упоминается до 3000 богов). Прямой наследник ведизма – брахманизм. Подобно ведизму брахманизм остается политеизмом. Выделяется Троица главных богов: Брахма, Шива и Вишну. С новым богом Брахмой связывают кастовое устройство общества.

 Именно в брахманскую эпоху формулируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма. Душа человека после смерти тела не погибает, а переселяется в другое тело, происходит перевоплощение души – реинкарнация. Непрерывное колесо превращений называется сансарой. От чего зависит, какую новую форму обретет покинувшая тело душа? От кармы (результат поступков человека в прежней жизни). Идея кармы объясняла и решала проблему добра и зла. Все зависело только от тебя самого. Оставались в стороне все представления о социальной несправедливости. Причина твоих несчастий – ты сам, твои грехи в прошлом.

НА рубеже VI-V вв. до н.э. в Индии распространяется новая религия - буддизм, который принимает идеи реинкарнации, сансары и кармы. Но теперь уже сансара не рассматривается как вечное колесо перерождений. Целью буддизма становится выход из сансары. Высшей формой перерождения является рождение именно человеком, т.к. только из этого состояния возможен переход в состояние нирваны. Нирвана понимается как состояние вне жизни и смерти, состояние избавления от страдания. Достичь нирваны, согласно буддизму, может любой человек, независимо от социального происхождения и касты. Буддизм называют религией без бога. Человек спасается от страданий только собственными усилиями.

 В Индии буддизм не может преодолеть главное препятствие – кастовый строй, поэтому не получает широкого распространения. Буддизм легко находит себе новую родину в других странах.

 Наиболее распространенной религией в современной Индии ЯВЛЯЕТСЯ индуизм, возникший в Индии в V в. Отличительной чертой индуизма становится веротерпимость и способность поглощать иные культы благодаря учению об аватарах – воплощениях богов. Каждое небесное божество может иметь свою аватару – земное воплощение. Сам Будда оказывается одной из аватар бога Вишну. В индуизме было узаконено почитание животных. Обязательных для всех верующих догматов немного – это признание священного авторитета вед, учение о переселении душ и о карме, вера в богоустановленность каст. Историки Индии считают, что пестрота религиозных организаций индуизма сделало возможным сначала мусульманское завоевание Индии, а позднее – подчинение англичанам.

Индийское общество оказалось обществом с наиболее жесткой социальной структурой из всех известных исследователям. Кастовая система при традиционной слабости индийской государственности придавало устойчивость индийской цивилизации на протяжении многих столетий.

 В) Арабо-исламская традиция-цивилизация.

 Ислам – третья и последняя (по времени возникновения) из развитых монотеистических религий. Она появилась на Ближнем Востоке, питалась теми же идеями, что и иудаизм и христианство.

Основатель ислама – пророк Мухаммед (570-632 гг.) Примерно с 610 г. он выступает в качестве религиозного проповедника в своем родном городе Мекке. Он призывает соплеменников отказаться от поклонения идолам; признать, что существует лишь один великий Бог – Аллах и покориться его воле. Всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, он откровенно заимствует из Библии.

Из Библии Мухаммед заимствует идею Страшного суда, представление о рае и аде, о сатане, бесах и многое др. Но ни христианской Троицы, ни пристрастного отношения к богоизбранному народу Яхве, лишь один великий и всемогущий Аллах. Именно с признания Аллаха единственным, а Мухаммеда его главным пророком каждый желающий становится мусульманином («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его»). В этом изречении четко выражена идея монотеизма, доведенная в исламе до

завершения.

Создав культ единого Бога (Аллаха), Мухаммед призвал своих последователей ежедневно молиться ему, сопровождая молитву призывом к ней и омовением, соблюдать пост и вносить в общую кассу правоверных налог в пользу бедных – закят, желательно, совершать паломничество в Мекку – хадж.

Основные идеи и принципы вероучения Мухаммеда зафиксированы в Коране, священной книге мусульман. На Коране основан шариат (правильный путь)-совокупность юридических и религиозных норм и правил поведения. Предписания шариата многочисленны и строги, они регламентируют почти все детали быта человека.

В целом спецификой ислама следует считать покорность каждого религиозной норме и предписанным правилам жизни. Отсюда, поистине фанатичная преданность вере, готовность умереть за нее и за это попасть в рай. Мусульмане отличаются также фатализмом (вера в предопределение – без воли Аллаха и волос не упадет с твоей головы), поэтому с готовностью идут на смерть.

 Благодаря призыву Мухаммеда арабы в VII в. сплотились под знаменем единого Бога и направили свою энергию на обращение в ислам неверных. Спецификой ислама стало также слияние политической и религиозной власти. Арабские завоевания охватили громадную территорию, на которой проводилась политика исламизации и арабизации. В мировой истории появилась цивилизация, которая характеризуется как мир ислама.

 Г) Сравнительный анализ традиций-цивилизаций.

 Сравнение целесообразно провести по нескольким основным параметрам.

1. В сфере генеральной установки исламская и индуистско-буддийская традиции с их религиозной ориентацией либо на покорность воле Аллаха, либо на поиски спасения во внематериальном мире заметно противостоят китайской с ее культом социальной гармонии.

 Но они вместе, включая и китайскую, принципиально отличны от европейской с ее ставкой на индивидуальный материальный успех, хотя при этом китайская модель структурно ближе других к европейской. Совершенно очевидно, что именно в этой близости следует искать ответ на загадку экономического чуда в странах дальневосточной традиции с их высокой культурой труда и социальной дисциплиной.

2.В сфере взаимоотношений религиозной традиции, общества и государства индо-буддийское общество противостоит исламскому и китайскому, ориентированным на сильную и эффективную власть, практическое единство общества и государства. В этом плане ближе всего к европейской модели с ее вечным противоборством между обществом и государством оказывается именно Индия. Возможно, с этим обстоятельством связано то, что как раз в Индии и некоторых других странах индо-буддийского региона традиции европейского парламентаризма укрепились сильнее, чем в других развивающихся странах.

3.В сфере взаимоотношений традиции с частным собственником все восточные цивилизации едины: собственник должен подавляться и контролироваться. В Китае и исламе – это контроль государства, в индо-буддийских странах – контроль общественной структуры (системы каст). Экономическая активность сдерживается во имя сохранения структуры, в которой генеральным субъектом хозяйственных связей является не частный собственник, но само государство в лице аппарата власти. Отличие этой структуры от европейской очевидно.

4.В сфере, касающейся статуса человека, ситуация сложная.

-Ислам отстаивает равенство людей и даже заботится о социальном страховании неимущих за счет имущих, но именно здесь человек как личность принижен, низведен до уровня раба вышестоящего.

-В Индии ничего похожего нет, но зато система каст жестко фиксирует вечное неравенство людей вплоть до полного бесправия неприкасаемых.

-На этом фоне значительно лучше выглядит Китай, младшие имеют шанс стать старшими благодаря способностям, знаниям и заслуг самой личности. В этом плане дальневосточная цивилизация ближе других к европейскому стандарту.

5.В сфере человеческих отношений, эмоционального стандарта, культуры чувств, отношения к женщине близки исламская и китайская традиция, хотя они далеко не идентичны. Главное, что их объединяет – это сознательное подавление эмоций в системе человеческих взаимоотношений в пользу осознанного долга. Отношения мужчины и женщины построены на основе нормативного долга, как и отношения старших и младших, власть имущих и подчиненных им. В индуистско - буддийской цивилизации чувствам отведен значительно больший простор – соответственно и положение женщины там предпочтительнее, что сближает ее с европейским стандартом.

Сравнительный анализ показывает, что далее всего от европейской традиции стоит

близкая к ней по истокам и некоторым фундаментальным установкам (монотеизм) исламская традиция. Возможно, поэтому именно мир ислама так резко противостоит вестернизации, особенно исламские фундаменталисты с их экстремистскими террористическими методами воздействия на общество. Обращает на себя внимание и то, что наибольших успехов капиталистическое развитие достигло все-таки не в Турции, которая сама была наполовину европейской державой, а в очень далекой от Европы Японии, являющейся представителем дальневосточной традиции.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 330; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!