Фундаментальные идеи, проблемы и достижения античной философии



Лекция № 3

От Античной философии к философии Средних веков и эпохи Возрождения

План:

1. Античная философия.

2. Средневековая философия.

3. Философия эпохи Возрождения.

 Основные понятия: космоцентризм, онтологизм, натурфилософия, апейрон, Логос, апории, детерминизм, майевтика, софистика, эйдос, объективный идеализм, сущее, метафизика, Нус, кинизм, анадейа, аскеза, автаркия, апатия, атараксия, гедонизм, скептицизм, эманация, теоцентризм, экзегетичность,гуманизм,антропологизм,пантеизм.

Содержание:

1. Античная философия

Основные черты античной философии:

1) Космоцентризм. Предмет античной философии – познание космоса, природы в ее структурности, человека как ее неотъемлемой части.

2) Онтологизм. Направленность на решение проблемы бытия,

3) Диалогичность;

4) Объективизм. Прасимвол античной философии – отдельное материальное тело. Душа и ум как космические силы, а человеческая душа и ум – слабое отражение их объективного аналога. Внутренняя соотнесенность микрокосма и макрокосма. Эстетический аспект космологии. Основной метод философского познания – интеллектуальное созерцание целого как целого.

 Тематику всей античной философии составляют проблемы соотношения бытия и небытия, идеи и материи, единого и многого, общего и единичного, ума и души, души и тела.

Выделим основные школы Античной философии.

Для характеристики ранней древнегреческой философии также используют термин философия «физиса» или натурфилософия. Первые философские школы Древней Греции возникли в VI в. до н.э. в Ионии – области территориально расположенной в Малой Азии. Центром философии был город Милет. Поэтому часто употребляется термин «милетская школа».

Милетская школа (VI век до н.э.), натурфилософия.Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Первая из философских школ. Возникновение связано с проблемой поиска первоначала, первопричины мира. В качестве такового рассматривались отдельные компоненты природы (стихии). Считалось, что возникновение мира есть результат смешения (разрежения, сгущения) отдельных стихий. В качестве таковых рассматривались: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), апейрон (Анаксимандр).

Постановкой проблемы происхождения сущего, (решение которой потребовало обращения к разуму, а не к образам, чувствам и эмоциям), милетская школа положило начало философскому подходу к изучению природы, тем самым, положив начало демифологизации античного мировоззрения.

Гераклит Эфесский. Гераклит жил в середине VI – начале V вв. до н.э. в полисе Эфесе. Важнейшим понятием в его философских размышлениях следует считать Логос. В древнегреческом языке это понятие имело более 20 значений – от значений «слово», «рассказ» до математического соотношения двух величин.

В понимании Гераклита Логос существует вечно и все в мире происходит согласно нему. У него Логос – это некий абстрактный всемирный закон, который управляет миром и людьми, он проявляется во всем. Суть же самого Логоса раскрывается у Гераклита в нескольких принципах.

- принцип борьбы и единства противоположностей;

-принцип постоянной изменчивости, текучести вещей, принцип всеобщего развития;

- принцип относительности.

Иными словами в свойствах Логоса Гераклит впервые метафорически определил принципы диалектики.

Первоосновой мира Гераклит определил огонь, своего рода символ вечного движения. Но этот огонь также изменчив и существует в соответствие с Логосом.

Пифагорейская школа (VI-IV вв. до н.э.).Пифагор, Акмеон, Евдокс, Диокл.

Известно, что Пифагор родился ок. 570 г. до н.э. на о. Самос в Ионии. В городе Кротон он основал пифагорейский союз. Проблема мироздания у пифагорейцев объясняется посредством «числа», выступающего в качестве первоначала мира. Утверждением «все есть число», пифагорейцы придавали смысл соотношениям чисел как средству познания природы, как способу объяснения скрытого смысла явлений и законов природы, как причине существующей гармонии Вселенной.

Пифагорейская школа положила начало математическому доказательству теорий.

Элейская школа (VI-V века до н.э.).Ксенофан из Колофона, Парменид, Зенон Элейский

Пармениджил во второй половине VI – сер. V вв. до н.э. (эти сведения спорны) в городе Элея.

Свои мысли Парменид вкладывал в уста некой богини, которая зовет юного философа в свои божественные чертоги.

В первой части сочинения богиня открывает учение об истинном и умопостигаемом бытии. Здесь поднимается две философские проблемы: вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об отношении бытия и мышления.

У Парменида этот вопрос решается следующим образом: «Бытие есть, а небытия – нет». Если мы можем помыслить небытии, значит оно сущесвует, а если оно существует, значит, оно бытие.

«Мыслить – тоже, что быть». Здесь он говорит о тождестве бытия и мышления.

Парменид выделяет следующие признаки бытия.

1. бытие не возникло; 2. бытие неподвержено гибели; 3. бытие целокупно, т.е. не состоит из частей; 4. бытие единородно (т.е. единственно); 5. бытие неподвижно; 6. бытие законченно или совершенно.

Во второй части поэмы Парменид излагает мнения смертных, которые ошибочны.

Зенон Элейский - автор апорий (затруднение мысли, недоумение, парадокс, когда сталкиваются противоположные утверждения). В передаче Аристотеля апории выглядят так.

1. “Дихотомия” (деление на два): движущийся предмет должен дойти до половины своего пути прежде, чем он достигнет его конца. Затем, в свою очередь, он должен пройти половину оставшейся половины, и так до бесконечности: он будет приближаться к конечной точке, но так никогда ее и не достигнет.

2. “Стрела летящая”: летящая стрела занимает в пространстве тот его отрезок, который равен ее длине, то есть она покоится, ее движение составляет сумму состояний покоя.

3. “Стадий”: имеется три протяженных тела, одно из них неподвижно. Два других движутся с равными скоростями навстречу друг другу по параллельным линиям. Относительно неподвижного тела они движутся вдвое медленнее, чем относительно друг друга. Получается, что в одно и то же время, проходя одно и то же расстояние, можно двигаться со скоростью Х и 2Х.

Атомистическая школа (атомизм) (V век до н.э.).Левкипп, Демокрит, Гиппократ, Герофил.

Мир существует в форме бытия и небытия. Бытие (материя, пространство, время) состоит из простейших, несотворяемых, неуничтожимых и неделимых фрагментов – атомов. Атом (Атомос) – с греческого неделимый. Небытие – пустота. Возникновение мира (вещества) – соединение атомов, уничтожение – их распад. Движение атомов лежит в основе изменчивости мира. Движение атомов возможно, поскольку они двигаются в пустоте.

Атомистическая гипотеза позволила объяснить единство и изменчивость мира; множественность вещей и его состояний.

Управляет мирозданием необходимость. Все явления имеют свою причину. Все в мире детерминировано.

Сократические школы (IV век до н.э.).Сократ, Аристипп, Критон, Ксенофонт

Существуют объективные нравственные ценности (добродетели). Эти ценности абсолютны, едины в своей основе и сводятся к одному благу, которое представляет собой умопостигаемую истину.

Истина рождается в процессе ведения диалога. Диалог – источник выявления противоречий, решение которых позволяет сформулировать знание «общее для всех».

Сократическая школа положила начало изучению не только мира вещей (событий) но и мира всеобщего, родового (идеи блага, добродетели).

Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.) – первый по рождению афинский философ. Его отец – Софроникс – был каменотесом, мать Финарета – повивальной бабкой.

Сократ совершил своего рода поворот в древнегреческом сознании, для него основным занятием в жизни человека должно быть воспитание собственной души путем разумного нравственного поведения. Его диалоги, споры были призваны определить содержание основных понятий. Например, добро, зло, мудрость и т.д. («Храбр тот, кто знает, что такое храбрость»). Однако, научить этим высшим добродетелям, как делали софисты, нельзя. Им можно научиться только самому. Причем, процесс познания не менее важен, чем его итог.

Сократ, повторяя за Дельфийским Оракулом «Познай самого себя», Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам.

Майевтика и ирония.Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.

Смерть Сократа - такая же философская проблема. Сократ поистине стоически отнесся к смерти. Его философская позиция оказалась сильнее страха смерти.

Софисты (V-IV вв. до н.э.).Протагор, Горгий, Антифонт, Фразимах.

Софистика (греч.) – умение хитро вести спор.

Абсолютной истины не существует. О всякой вещи есть два мнения противоположных друг другу. Эти мнения можно одновременно доказать и одновременно опровергнуть. Критерием истинности является не соответствие рассматриваемого явления своей подлинной сути, а умение философа его представить в качестве такового. Истина таким образом – продукт субъективного сознания человека («человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют» Протагор). Для защиты собственного мнения необходимо владение искусством ведения спора, знание приемов и правил аргументации (даже заведомо зная, что отстаиваемый таким способом тезис ложен).

Превращение человека в меру всех вещей, признание относительного характера истины, способствовало началу поиска абсолютного – новых форм достоверности, получившее свое решение в философии Платона и Аристотеля.

Академия Платона, платоники (V-IV вв. до н.э.).Платон, Аркесилай, Карнеад, Клеарх, Клитомах.

Платон (427-347 гг. до н.э.) родился в Афинах в знатной семье. Платон – прозвище (“platos” – широкий, широколобый).

В Афинах Платон основывает Академию (она располагалась в рощи, разбитой в честь греческого героя Академа). Академия просуществовала 900 лет.

Основные труды Платона: «Апология Сократа», «Менон», «Федр», «Парменид», «Государство», «Законы».

Платон предлагает новый рациональный подход к познанию мира. Он говорит о существовании сверхчувственного, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию существования двух планов бытия: видимого (мира вещей) и умопостигаемого (мира идей или эйдосов).

С этого момента можно говорить о разделении философов на материалистов и идеалистов.

Платон относится к направлению объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный дух, надиндивидуальное сознание.

Мир идей. В основе мира лежит идея. Идея – мир чистых сущностей, лежащих все сознания человека. Идея вечна, неизменна и имеет нравственное содержание, выступая в качестве источника истины, соразмерности, гармонии, красоты и Блага.

Платон понимает мир идей, как иерархически организованную систему, в которой идеи отличаются друг от друга степенью обобщенности. Идеи нижнего яруса – идеи естественных, природных вещей, идеи физических явлений, идеи математических формул – подчинены более высоким идеям. Высшими и более ценными являются идеи прекрасного, истины, справедливости. На вершине иерархии – идея Блага (в других источниках Платон называл ее Единым).

Теория познания. В диалоге «Государство» Платон разделяет знание на чувственное и интеллектуальное. Чувственное состоит из веры и подобия. Знание такого рода является неистинным.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто созерцает истину, и делится на мышление и рассудок.

В диалоге «Менон» развивает учение о припоминании (мемесисе). Это означает, что душа познает всегда, т.к. она бессмертна, а соприкоснувшись с миром, начинает припоминать уже виденные и известные ей сущности.

Государство. Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования.

Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других.

Ликей, или Перипатическая школа Аристотеля (V-IV вв. до н.э.).Аристотель, Теофраст, Эвдем Родосский, Андроник Родосский

Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) родился в Стагире, именно поэтому его иногда называют Стагиритом. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель становится слушателем Платоновской академии и остается там в течение двадцати лет до смерти Платона. Покинув академию, он восемь лет был воспитателем знаменитого царя и полководца Александра Македонского. В 335 — 334 гг. неподалеку от Афин организовал учебное заведение под названием Ликей (находилась рядом с храмом Аполлония Ликейского, т.е. волчьего).

Основные труды: «Категории», «Аналитика первая и вторая», «Физика», «О небесных явлениях», «О душе», «История животных», «Политика», «Об искусстве поэзии», «Метафизика», «Этика».

Аристотель различал:

- «первую философию», т.е. метафизику – ее предметом является не природа, а то, что существует в ней и сверх нее. Таким предметом является «сущее». Метафизика как часть философии, - это учение о сверхчувственном бытие.

- «вторая философия», т.е. физика.

В отличие от Платона, Аристотель более дифференцированно понимает форму. Он отвергает общую идею добра, красоты и т. д. Для него формы, которые содержатся в божественном разуме («Нусе») задают общий идеал совершенства, присущий каждому отдельному виду. Так каждый желудь, по Аристотелю, стремится стать хорошим дубом, а каждый человек стремится в совершенстве реализовать свое предназначение, т. е. быть хорошим корабелом, воином, сапожником и т. д.

Кроме формальной причины развития Аристотель выделял еще три: бог как перводвигатель, целевая причина и причина материальная. Первосущностью Аристотель называл божественный разум. Он самодостаточен, способен к самосозерцанию и не нуждается для этого в чем-то внешнем.

В трактате «Политика» Аристотель даёт также обзор форм государственного правления, сводя их к трём: монархии (правление одного лица),аристократии (правление немногих лиц) и демократии (общенародное правление; законную, умеренную демократию Аристотель чаще именует «политией»). Каждая из этих трёх политических форм имеет свои преимущества и недостатки. Когда последние получают преобладание над первыми, три возможных формы государства переходят в свои «испорченные» разновидности – тиранию, олигархию и охлократию (власть буйной толпы). Наилучшим ему кажется некое сочетание аристократии с демократической политией, где власть принадлежит не тёмным низам, а разумному среднему сословию.

Перипатетическая школа способствовала разработке материалистического направления в философии. К другим заслугам относятся: обоснование философских категорий (материя, форма, движение и т.д.), развитие системы логики.

Киническая школа (IV в. до н.э. – V в. н.э.).Антисфен, Диоген.

Основателем кинизма считается Антисфен. Он преподавал в гимнасии од названием Киносарг ( «зоркий пес»). По другой версии термин кинизм является производным от слова кюникос, т.е. собака.

Наиболее ярким представителем кинизма являлся Диоген. Предназначение философии по мнению киников – не отвлеченное умозрение, а освещение пути к добродетельной жизни. Этот путь связан с ниспровержением ложных ценностей (имущество, телесные блага, общественное мнение и условности). Моральные максимы, которым необходимо следовать: анадейа (свобода), аскеза (отказ от удовольствий), автаркия (самодостаточность).

Кинизм положил начало рассмотрению аскезы как способа достижения «наилучшего» пути к жизни.

Стоическая школа (IV в. до н.э. – V в. н.э.).Зенон из Китион, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Вселенная – живой организм. Предназначение человека как разумного существа – жить сообразно природе, т.е. вносить гармонию в социальное и естественное бытие. Счастье – это спокойствие духа, свобода от страстей, равнодушие. В жизни все предопределяется судьбой. Истины не существует.

Философия стоиков – это философия мужества. Стоический идеал человека, спокойно принимающего и переносящего удары судьбы, уметь мужественно их переносить. Этот идеал был воспринят христианским вероучением.

Стоики ввели в ряд философских категорий понятие апатия – бесстрашие, бесстрастность. В этом же плане важна трактовка стоиками понятия долг. С их позиций, жизнь человека представляет собой исполнение долга, обязанности, которые каждому человеку необходимо нести гордо и достойно.

Эпикурейская школа (эпикуреизм) (IV в. до н.э. – V в. н.э.).Эпикур, Лукреций Кар, Апполодор, Зенон из Седона.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) родился на о. Самос. Эпикур был сторонником атомизма, считал, что атомы имею вес и именно вес определяют их движение после первотолчка.

Философия – практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от страданий. Путь достижения свободы – преодоление страха перед богами и перед смертью. «Когда мы есть, смерти еще нет. Когда нас нет, смерти уже нет» (Эпикур). Человек – чувственное существо. Наивысшее благо – достижение наслаждения. Высшая форма блаженства связана с обретением безмятежности души – атараксии. Лозунг эпикуреизма – «живи незаметно».

Эпикуреизм лег основу гедонизма – точке зрения, согласно которой смысл жизни состоит в удовольствиях.

Скептицизм (IV в. до н.э. – V в. н.э.).Пиррон, Секст Эмпирик, Филон Афинский, Агриппа.

Человеческое познание относительно. Относительность связана с изменчивостью, текучестью вещей и явлений, в их зависимости от различных условий. Любое утверждение есть одновременно его отрицание. Истину познать невозможно. Подлинная философия – «философия молчания».

Скептицизм стал основой развития агностицизма (учения о непознаваемости мира).

Неоплатонизм (III-VI вв. н.э.).Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий, Плутарх Афинский.

III в. – это период становления христианской теологии. Но в это же время возникает последняя крупная философская школа – неоплатонизм. У истоков неоплатонизма стоит Аммоний Саккас. Самый известный представитель Плотин.

Труд «Эннеады» («эннеа» - греч. девять).

Плотин довел до логического завершения учение Платона об идеальном. Главное в неоплатонизме – учение о потусторонности и сверхразумности первоначал мироздания.

Мир – эманация (истечение) сверхсущего. Плотин исходил из «единого», которое является первосущностыо, но не разумом, не предметом разумного познания. «Единое» выделяет из себя благодаря излиянию (эманации) мировой дух, нус. Нус производит из себя мировую душу; он заключает в себе мир идей, истинный мир, в то время как чувственный мир представляет собой только иллюзорное отражение мира идей. Мировая душа дробится на отдельные души. Материя возникает как низшая ступень эманации, как «несуществующее», «злое», как абсолютное отрицание божественной первосущности. Последняя, и высшая, цель души, выделяющейся из «единого», – воссоединение с ним благодаря экстазу, по отношению к которому познание является только подготовительной ступенью.

Неоплатонизм лег в основу христианской теологии.

Фундаментальные идеи, проблемы и достижения античной философии.

1. Существуют бытие и небытие, материя и форма. Бытие структурно (состоит из атомов), тождественно и противоположно небытию.

2. Какова сущность человеческой морали? Как соотносятся человек и государство? Как осуществляется познание? Существует ли абсолютная истина.

3. Проблемы воли и свободы человека, счастья. Человек ничтожен перед силами природы и одновременно всесилен в своем стремлении к свободе, к счастью, к познанию.

4. Проблема соотношения Бога и человека, структуры, материи, души, общества.

5. Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного, мира вещей и мира идей.

 Античная философия дала начало крупнейшим философским направлениям: материализму и идеализму. Античный материализм («линия Демокрита») в качестве первичной субстанции рассматривал первоэлементы – стихии; идеализм («линия Платона») – абсолютную идею.

2. Средневековая философия (V – XV вв. н.э.).

Основные черты: теоцентризм, (в средние века философия – служанка богословия), ретроспективность (направленность на осмысление актов божественного творения), экзегетичность (совершенствование искусства правильного толкования священных текстов), назидательность (представленность в форме беседы учителя с учеником), оптимистичность (утверждение возможности спасения), иррационализм (опора на внерациональные методы познания).

Этапы развития средневековой философии (название и изучаемые проблемы):

Патристика (учение «отцов» церкви) (I-VIII вв.). Представители: Августин Блаженный, Григорий Нисский, Ориген. На данном этапе осуществляется разработка идейных основ христианской философии. К основным рассматриваемым проблемам относятся проблема сущности Бога и его тройственной природы; проблема соотношения веры и разума, свободы воли и возможности спасения; проблема теодицеи (учения об оправдании Бога допустившего существование зла).

Аврелий (Блаженный) Августин (354-430 гг.) – крупнейший христианский мыслитель. Именно ему принадлежит заслуга выработки основ первого систематического христианского вероучения.

Труд: «Исповедь».

В представлениях Августина Блаженного Бог – творец мира, это вечность. Формулирует положение о дуализме Бога и мира, об их противопоставлении друг другу. Бог создал мир и абсолютно не зависит ни от природы, ни от человека. Природа же и человек полностью зависят от бога. Человек – разумная душа, стремящаяся к Богу. Смысл жизни человека – Спасение. Путь к Богу – вера и познание. Церковь – средство спасения души. Вера – выше разума. («Истина в Боге, а не в науке»). Смысл истории – в победе христианства – движении от «града земного» к «граду небесному».

Схоластика(IX-XV вв.). Представители: Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот.

Слово «схоластика» происходит от греч. «sholia» - школа. Поэтому, иногда, схоластику называют «школьной философией».

 На данном этапе осуществляется систематизация и рационализация философского знания. К основным рассматриваемым проблемам относятся: отношения разума и веры, религии и науки; взаимодействие общего (реализм) и единичного (номинализм).

Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274 гг.) родился в Неополитанском королевстве в знатной семье графа.

Труд: «Сумма истины католической веры против язычников», «Сумма теологии». В представлениях Фомы Аквинского, разум и наука не противоречат вере, а подкрепляют ее. Вера превосходит разум (доказательством этого служит невозможность рационального обоснования христианских чудес) поэтому, истины разума не могут противоречить истинам откровения. Бытие – то, что есть, и то, что может быть. Полнота бытия выражается в Боге. Материальный мир столь же священен, как и духовный.

Кроме того, используя аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога.

1. Исходит из аристотелевского понимания сущности движения. Идея перводвигателя.

2. Базируется на аристотелевском принципе производящей причины, как необходимой составной части каждой вещи. Должна быть конечначная производящая причина.

3. Исходит из понимания Аристотелем категории необходимого и случайного. В мире не могу быть сущности только случайные, должны быть и необходимые. Есть и сущность необходимая сама по себе.

4. Базируется на возрастающих степенях совершенства. Должно быть то, что обладает совершенством в предельной степени.

5. Опирается на аристотелевское определение целесообразности. Все предметы бытия направлены к какой-то цели. Поскольку сами предметы «лишены разумения», значит есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе».

Фундаментальные идеи, проблемы и достижения средневековой философии.

1. Идея всеобщего равенства (людей перед Богом).

2. Возведение нравственных норм в ранг абсолютных максим человеческого бытия.

3. Исследование проблемы соотношения веры и разума, общего и отдельного, сущности и существования.

4. Выдвижение идеи общественного прогресса.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 616;