Основные школы и направления китайской философии



Китайская философия, созданная великой цивилизацией, как и индийская, характеризуется автохтонностью, самобытностью, традиционностью. Но в отличие от Индии особая значимость здесь придается истории, книжной учености, государственности. Верховной власти и, отчасти, чиновничеству придается сакральный характер, легитимность правящей династии опирается на религиозное основание. Отсюда – особенность китайской философии, которая по большей части сосредоточена на социально-политической и этической проблематике. Это по преимуществу практическая философия, чуждающаяся чистой теории и методологии. Так, «учение о добродетельном правлении» составляет ядро наиболее влиятельного направления китайской философии – конфуцианства.Важнейшими источниками философского знания считаются древние книги – «Книга перемен» («И цзин») –8-4 вв. до н.э. – гадательная книга, содержащая философские идеи; «Беседы и изречения» («Лунь Юй»), представляющая высказывания Конфуция; «Мэн-цзы» - книга конфуцианца Мэн-цзы, жившего в 4-3 вв. до н.э.; «Книга о Пути и Добродетели» («Дао Дэ цзин»), приписываемая основателю даосизма Лао-цзы; «Чжуан-цзы» - книга даосского учителя Чжуан-цзы (4-3 вв. до н.э.).

 В общих чертах философское мировоззрение Древнего Китая выглядит так. Справедливость, порядок и закономерность в мире исходят от неба (тянь). Великий предел Неба – Тай цзи. Он же – Абсолют-Дао. Его нельзя назвать и обрести, оно есть небытие и неопределенность. Безымянное Дао есть исток бытия и определенности, упорядоченности. Из Дао возникает ци – пневма, первоматерия, первоэнергия. Она раздваивается на два полюса – инь(мутное) и ян (чистое) – всепроницающие противоположности. Возникает и пять первоэлементов или движущих начал (У-син) – дерево, огонь, земля, металл, вода. Дао придает определенность вещам и явлениям, выступая в качестве их жизненной силы, добродетели – Дэ, которое есть манифестация Дао на единичном уровне. Абсолют являет себя в символе, а символ тяготеет к «церемониальности», выражению священного движения, «вечного возвращения».

Основные направления китайской философии: даосизм и конфуцианство

Даосизм. Основатель: Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.).

В центре учения – категория дао. Дао – всеобщий естественный закон природы, общества, поведения и мышления, управляющий материальным миром и неотделимый от него. Долг человека – следовать дао (т.е. соблюдать закон). Путь следования – бездействие, невмешательство в естественный ход вещей (у-вэй).

Конфуцианство. Основатель: Конфуций (551-479 гг. до н.э.).

Конфуцианство – этико-политическое учение. В центре учения – необходимость воспитания идеального человека (цзын-цзы). Основные принципы воспитания: следовать принципу «жэнь» – быть гуманным и человеколюбивым, и принципу «ли» – соблюдать правила человеческого общежития. В основе «жень» лежит «сяо» – воспитание сыновьей почтительности, уважения к старшим. В основе «ли» – «чжен-мин» – исправление имен (государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын). Задача государства – поиск компромисса между различными группами людей.

К числу других основных философских школ (цзя) в Древнем Китае относятся натурфилософы (иньян цзя), легисты(школа закона – фа-цзя), моисты (мо цзя, называемые так по имени основателя Мо ди (468-376), развивавшего идеи всеобщей любви (цзянь ай) и благополучия, взаимной выгоды и прагматической целесообразности, номиналисты,чье внимание было сосредоточено на логико-гносеологических исследованиях.

 Китайская философия делится на три периода:

1) начальный классический период (6-3 вв. до н.э.);

2) философия эпохи Хань (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.), когда конфуцианство утверждается в качестве ведущего направления философии, получающего официальную поддержку,

3) послеханьская средневековая философия (3-10 вв.), когда развивается философия китайского буддизма.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается специфика философии Востока?

2. Какие заблуждения существуют в отношении индийской философии?

3. В чем заключается отличие ортодоксальных школ индийской философии от неортодоксальных?

4. Какие именно школы индийской философии относятся к ортодоксальным, а какие к неортодоксальным?

5. В чем заключается специфика китайской философии?

6. В чем Вы видите основное различие даосизма и конфуцианства?

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 423; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!