Но как на свете без любви прожить
Я – поэт для читателей, не для поэтов».
Н. Доризо
Готовя очередной материал, я поймала себя на мысли, конечно же, не оригинальной, – ведь о каком известном ростовском поэте не заговори, творчество его нам знакомо в большей степени, по словам к песням. Анатолий Софронов, Екатерина Шевелева, Николай Доризо…
Исследуя ресурсы Интернет на предмет известности творчества Николая Доризо нашим современникам, я натолкнулась на форум любителей литературы http://www.peoples.ru/
Вот некоторые высказывания о поэзии Николая Константиновича:
- Снимаю шляпу
- Мне очень стыдно, что я раньше не познакомилась с творчеством этого Замечательного Человека. Нет, песни, конечно же, слышала, но не знала кто Автор. Сейчас так мало достойной литературы. Низкий поклон.
- Человек!!!!!!
- Сейчас нет таких добрых сердец и талантов, чтобы написать такие теплые слова. Всегда восхищалась талантами, способными в простых и душевных словах выразить самую суть, глубину и остроту чувств…
…Николай Константинович Доризо родился 22 октября 1923 года в станице Павловской Краснодарского края в семье адвоката. Стихи начал сочинять очень рано, впервые его произведения были опубликованы в 1938 году в газете «Пионерская правда».
Среднюю школу окончил в 1941 году в Ростове-на-Дону, ушел на фронт, участвовал в боях на Черноморском побережье, работал литературным сотрудником в Военном издательстве и в редакции газеты «Слово бойца».
|
|
В 1942 году Николай Доризо написал стихотворение «Дочурка», музыку к которому сочинила Р. Гольдина. И буквально через несколько дней эта песня стала известна всему фронту и была пронесена солдатами через всю войну.
Вернувшись домой, Н. Доризо поступил на историко-филологический факультет Ростовского государственного университета, который окончил в 1948 году. В том же году в Ростове-на-Дону вышла его первая книга стихов «На родных берегах». В 1957 году Николай окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького и вскоре был принят в Союз писателей СССР.
После первой книги стали выходить и следующие сборники стихов и поэм Доризо, среди которых: «Мы – мирные люди», «Стихи», «Верю, люблю, пою!», «Имя мое – человек», «Избранное», «Люблю писать в дороге...», «Ровесникам нашей победы», «Пока деревья есть на свете», «Звенья» и многие другие.
Творчество Доризо очень многогранно, в нем присутствует и лирико-эпический жанр, представленный поэмами – «Утро после самоубийства», «Место действия – Россия», «Андрей Желябов», «Яков Джугашвили». В них – оригинальность, яркость, неожиданность поворотов сюжетной линии. Печатался Николай Константинович и как драматург. Вышло несколько томов его драматических произведений. Признание заслужили и его исследования творчества А.Пушкина. книга Н.К. Доризо «России первая любовь» - это отдельный предмет разговора.
|
|
Наиболее известен Николай Доризо как поэт-песенник. Многие его стихи были положены на музыку и стали популярными песнями и визитными карточками более полусотни советских фильмов – это знаменитые ленты «Разные судьбы», «Дело было в Пенькове», «Девушка с гитарой», «У тихой пристани», «Простая история», «Увольнение на берег», «Полустанок», «Моя судьба», «Посейдон спешит на помощь» и другие.
Романс «Почему ж ты мне не встретилась» намузыку Н.Богословскогоиз кинофильма«Разные судьбы» в исполнении Марка Бернеса
Почему ж ты мне не встретилась
Юная, нежная,
В те года мои далекие,
В те года вешние
Голова стала белою
Что с ней я поделаю.
В результате сотрудничества с известными композиторами – Никитой Богословским, Оскаром Фельцманом, Кириллом Молчановым, Марком Фрадкиным, Аркадием Островским и др. появились всенародно любимые и узнаваемые песни: «Песня о любви» (″На тот большак…″) - муз. М.Фрадкина, «Мужской разговор» - муз. Н. Богословского, «Московские улочки» - муз. Н.Богословского, «Огней так много золотых» - муз. К.Молчанова, «Песня выпускников» - муз. Н.Богословского, «Взрослые дочери» - муз. О.Фельцмана, «Песня Рощина» - муз. Н.Богословского, «От людей на деревне не спрятаться»- муз.К.Молчанова, «Помнишь, мама моя» - муз. Н.Богословского, «Песенка молодых соседей» - муз. А.Островского, «Бабушка» (″Спешит на свидание бабушка, а бабушке сорок всего…″) - муз. Б.Терентьева, «Давно не бывал я в Донбассе» - муз. Н.Богословского и др. — песни, по сути ставшие уже народными. И многие не задумываются, кто написал стихи для этих песен.
|
|
«…А можно ли жить, любя и быть при этом счастливым долго, всю жизнь, изо дня в день? И вот что я скажу. Да, в молодые годы страсть сближает людей, притягивает друг к другу. Но только в пожилом возрасте, поверьте мне, поэту, люди могут наконец-то понять, а любят ли действительно они друг друга или нет…».
Из интервью Надежде Тумовой. Русский литературный журнал «Молоко»
Стихи в уходящую книгу
Боюсь я чистого листа,
И, очевидно, неспроста.
Завидую безгрешным графоманам.
Ох, как наивна
Одержимость их.
Они в забвенье тешутся обманом,
Что каждый звук их –
Гениальный стих.
|
|
Боюсь моих стихов
Из книги новой,
Когда на ней написано:
'В набор',-
уходит недосказанное слово,
незавершен заветный разговор.
Уходит книга.
Все. Что в ней сказалось,
Не то, не так.
Я в ней обидно мал
Как будто жить мне
Час всего осталось,
А главного я людям не сказал.
Встревоженный,
Взволнованно молчащий,
С собой я долгий разговор веду,
Чтоб на подножку книги уходящей
Хотя б строка
Вскочила на ходу.
Бабушка
Спешит на свидание бабушка,
Не правда ли, это смешно?
Спешит на свидание бабушка,
Он ждет ее возле кино.
Расплакалась внучка обиженно,
Сердито нахмурился зять —
Спешит на свидание бабушка,
Да как же такое понять!
Из дома ушла, оробевшая,
Виновная в чем-то ушла...
Когда-то давно овдовевшая,
Всю жизнь она им отдала.
Кого-то всегда она нянчила —
То дочку, то внучку свою —
И вдруг в первый раз озадачила
Своим непокорством семью.
Впервые приходится дочери
Отчаянно стряпать обед:
Ушла на свидание бабушка, —
И это на старости лет!
Спешит на свидание бабушка,
И совестно ей от того...
Спешит на свидание бабушка,
А бабушке — сорок всего.
Сегодня его песни по-прежнему звучат на радио, телевидении и в обычной жизни.
«Волей, данной мне Богом и ЦК…»
— Мне несказанно повезло писать песни к замечательным фильмам: «Дело было в Пенькове», «Разные судьбы», «Простая история»… Кинофильмов, в которых звучат мои песни, около сорока.
Кстати, любопытна история песни «Огней так много золотых на улицах Саратова…».
Я показывал стихи разным композиторам, но никто из них не рискнул написать к ним музыку. Тогда в почете были произведения не о любви, а о трудовых подвигах. А тут не просто любовная лирика, а чуть ли не аморалка. И все-таки Константин Симонов рискнул опубликовать стихотворение в «Литературной газете». И сразу же пошел шквал возмущенных писем: «Чему нас учат? К чему призывают? Мыслимо ли, чтобы наша советская женщина любила женатого человека?!»
И вот однажды, когда съемки фильма «Дело было в Пенькове», к которому я написал песню «От людей на деревне не спрятаться…», уже закончились, я проснулся около пяти часов утра, как будто кто-то толкнул меня в бок. «Огней так много золотых…» словно специально написана для фильма!» В тот же день я встретился с композитором Кириллом Молчановым. Он сначала повозмущался, мол, поздновато пришел, а потом сел за фортепиано и тут же заиграл мелодию. Мы оба были в восторге и в таком состоянии поехали на киностудию им. Горького, чтобы показать песню режиссеру Станиславу Ростоцкому. Выслушав нас, Ростоцкий сказал, что песня, конечно, хорошая, но съемки завершены и фильм ему уже не принадлежит.
А через день раздался звонок директора киностудии: «Что вы за песню написали? Вся студия ее поет. Хотя бы мне напели». Уговаривать нас с Кириллом не пришлось. Причем мы даже не успели допеть, как директор, прервав нас, воскликнул: «Волей, данной мне Богом и ЦК, переношу сроки сдачи фильма». Специально для этой песни был доснят сюжет. Так она, словно человек, вскочивший на ходу в уходящий трамвай, попала в кинофильм.
Была нужна как хлеб
— В 1942 ГОДУ на фронте, не будучи еще ни отцом, ни поэтом, я написал стихотворение «Дочурка», к которому сочинила музыку Роза Гольдина. И буквально через несколько дней эта песня стала известна всему фронту!
В конце войны на ростовском рынке я увидел безногого инвалида в потертой шинели, который торговал кукурузными лепешками и текстами «Дочурки», отпечатанными на папиросной бумаге. И стихи, и лепешка стоили 10 рублей. Люди покупали и то, и другое. Значит, мое стихотворение было нужно им так же, как хлеб…
А недавно по радио прочитали письмо ветерана войны, в котором он рассказал, что, возвращаясь с фронта, вез своей дочке медвежонка. Почему именно медвежонка? Потому что ему запомнились и полюбились строки из моего стихотворения: «Ты в кроватке лежишь, дорогая, крепко мишку прижавши к груди».
Когда девочка выросла, мишка перешел по наследству к ее ребенку. Теперь у ветерана есть правнучка, которая засыпает, обнимая все того же мишку — игрушку послевоенного времени. Ради таких минут стоит жить и творить.
Мне всегда везло…
— Мои родители были талантливыми, интересными и умными людьми. Папа — уроженец Греции. Он принадлежал к знатному греческому роду, в свое время поддержал революцию, а перебравшись вместе с родителями в Россию, работал адвокатом. Мама, кубанская казачка, закончила консерваторию по классу фортепиано и была музыкантом. Она записывала мои первые стихотворные опыты в тетрадку, которая сохранилась до сих пор.
Еще у меня была изумительная бабушка, Мария Назаровна. Именно она заразила меня любовью к поэзии, песне, народному слову. Перенял я от нее и умение изображать кого-то в лицах, «представлять», как она говорила…
Мое детство можно было бы назвать счастливым, если бы в 1938 году не арестовали отца. Маме сказали, что ему дали 10 лет без права переписки, а на самом деле его расстреляли. По стране тогда ходила фраза: «Сын за отца не отвечает». Применительно ко мне это было действительно так: меня приняли в комсомол, более того, избрали секретарем комсомольской организации школы. Я до сих пор благодарен учителям, одноклассникам, соседям, которые прекрасно ко мне относились и никогда не намекали на то, что мой отец арестован.
Мне всегда везло на хороших людей.
Но как на свете без любви прожить
— Я уверен, что любовь была, есть и будет. Ведь все, что делает человек, пронизано этим чувством. Если и говорить обо мне, то у меня всегда было «повышенное чувство»: моя женщина — не моя женщина. Будь она трижды красавица, я к ней не подойду, если не ощущаю, что она моя. И это «повышенное чувство» меня никогда не подводило…
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!