ВЕДАНТА: ЕЕ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА



1. Материализм утверждает, что голос свободы – это иллюзия. Идеализм утверждает, что голос, говорящий об оковах, – это иллюзия. Веданта говорит, что вы свободны и несвободны одновременно: никогда не свободны на земном плане, но вечно свободны на духовном.

2. Эта философия очень и очень древняя; она – итог огромной массы древней арийской литературы, известной под именем Вед. Она – цвет всех размышлений, опыта и анализа, содержащихся в этой массе литературы, то, что собиралось и отбиралось веками. У философии веданты есть некоторые особенности. Прежде всего, она совершенно безлична; она не обязана своим происхождением какому-либо человеку или пророку; она не строится вокруг какого бы то ни было человека как некоего центра. Однако она не имеет ничего против философий, построенных вокруг определенных личностей.

3. Философия веданты, как теперь ее обычно называют, действительно объединяет все разнообразные религиозные учения, бытующие в Индии на сегодняшний день. Существовало несколько ее интерпретаций, и, на мой взгляд, все более прогрессивных, начиная с дуалистической концепции, или двайты, и заканчивая недуалистической концепцией, или адвайтой.

4. Веданта, как и современная наука, постулирует саморазвивающуюся Причину, заключающую в себе все причины. Возьмем, к примеру, гончара, делающего горшок. Гончар – первопричина, глина – материальная причина, колесо – инструментальная причина, а Атман – все три причины, вместе взятые. Атман является и причиной, и манифестацией. Ведантист утверждает, что Вселенная не есть подлинная реальность, но лишь кажущаяся. Природа – это Бог, воспринимаемый через пелену неведения. Пантеисты говорят, что Бог стал природой, или этим миром; а адвайтисты утверждают, что Бог проявляется как этот мир, но Он не является этим миром.

5. Веданта заявляет, что человек божественен и все, что мы видим вокруг, есть результат сознания божественности. Все сильное, доброе и всемогущее в человеческой природе – результат божественности; и хотя она еще только потенциальна во многих, по существу, между людьми нет разницы, поскольку все одинаково божественны. За всем – бесконечный океан, а я, ты и все мы – множество волн этого океана, и каждый из нас изо всех сил старается проявить эту бесконечность вовне.

6. Еще одна своеобразная идея веданты заключается в том, что мы должны признать бесконечное разнообразие религиозной мысли и не пытаться привести всех к единому мнению, потому что цель одна. Как говорит ведантист своим поэтичным языком:

«Подобно тому как множество рек, берущих свое начало в разных горах, стекают вниз, извилистые или прямые, и в конце концов впадают в океан, так же и все эти разнообразные верования и религии из разных отправных точек идут извилистыми или прямыми путями и в конце концов приходят к Тебе».

7. Веданта не считает, что мир – одно сплошное несчастье. Это было бы неверно. В то же время было бы ошибкой утверждать, что мир полон счастья и благословения. Поэтому бесполезно говорить детям, что этот мир есть только добро, цветы и молоко с медом. Все мы мечтали об этом. В то же время неверно думать, что все есть зло, из-за того, что один человек страдал больше другого. Именно этот дуализм, эта игра добра и зла и составляет наш мир опыта и переживаний. В то же время веданта говорит: «Не думайте, что добро и зло – две разных, две отдельных сущности, они суть одно, проявляющееся в разной степени, в разных обличьях и вызывающее в уме разные ощущения».

8. Система веданты начинается ужасным пессимизмом, но заканчивается подлинным оптимизмом. Мы отрицаем оптимизм чувств, но утверждаем истинный оптимизм сверхчувственного. Истинное счастье не в чувствах, но над чувствами, оно в каждом человеке. Оптимизм того сорта, что наблюдается в мире, через чувства приведет к краху.

9. Главный предмет веданты – видеть Господа во всем, видеть истинную природу вещей, а не их внешность.

10. Веданта говорит: ты чист и совершенен, и существует состояние вне добра и зла, которое и является твоей истинной природой. Оно выше добра. Добро – это лишь меньшая степень разделения, чем зло.

У нас нет теории зла. Мы называем его невежеством.

11. Веданта заявляет, что религия – здесь и сейчас, потому что вопрос этой жизни и той жизни, вопрос жизни и смерти, этого мира и того мира, – только одно из суеверий и предрассудков. Не существует деления времени, кроме того, которое устанавливаем мы сами. Какая разница между десятью и двенадцатью часами, кроме той, что мы различаем эти два момента по определенным изменениям в природе? Время течет всегда одинаково. Так что же мы тогда подразумеваем под этой

жизнью и той жизнью? Это только вопрос времени, и то, что упущено во времени, может быть наверстано скоростью выполнения. Поэтому, говорит веданта, религия должна быть осуществлена сейчас. И для вас стать религиозным – значит начать без всякой религии, проложить свой путь наверх, постичь суть вещей, самим увидеть все; и когда это будет сделано, тогда и только тогда у вас будет религия. А до этого вы ничем не лучше атеистов или даже хуже, потому что атеист искренен, он встает

и говорит: «Я ничего об этом не знаю», другие же, тоже ничего не знающие, ездят по всему миру,

твердя: «Мы очень религиозны».

12. Сегодня в Европе преобладает материализм. Вы можете молиться о спасении современных скептиков, но они не уступают, им нужен разум. Спасение Европы зависит от рационалистичной религии, и адвайта – не-дуализм, Единство, идея безличного Бога – это единственная религия, которая может оказывать влияние на людей интеллектуальных. Она приходит всегда, когда религия уже, кажется, исчезает и торжествует неверие, и именно поэтому она нашла свое место в Европе и Америке.

13. Я осмеливаюсь утверждать, что единственная религия, которая соглашается с современными исследованиями и даже идет чуточку дальше как в области физики, так и в сфере нравственности, – это адвайта, и поэтому она так нравится современным ученым. Они видят, что старые теории дуализма уже недостаточны для них, уже не удовлетворяют их требованиям.

14. Еще одна особенность системы адвайты заключается в том, что изначально в ней отсутствует деструктивность. Это еще одно прекрасное достоинство – смело проповедовать: «Не препятствуй ничьей вере, даже вере тех, кто по невежеству привязан к низшим формам поклонения». Вот что она говорит: не препятствуй, но помоги каждому подниматься все выше и выше – каждому

человеку и всему человечеству.

15. Дуалисты во всем мире, естественно, верят в личного Бога, который может быть только антропоморфным; он как великий властелин в этом мире, который доволен одними и недоволен другими. Он по своему желанию выбирает угодных людей и расы и изливает на них свое благословение. Естественно, дуалист приходит к заключению, что у Бога есть любимчики, и надеется быть одним из них. Вы увидите, что почти в каждой религии присутствует такая идея: «Мы – избранники нашего Бога; и только веруя так, как мы, ты можешь тоже стать Его избранником». Взгляды некоторых дуалистов настолько узки, что они настаивают на том, что спасутся только те немногие, которым предначертано судьбой быть Божьими избранниками, другие же, как бы они ни старались, не могут быть приняты Богом. Покажите мне хоть одну дуалистичную религию, в которой бы не присутствовала, в большей или меньшей степени, эта идея исключительности. И, следовательно, по своей природе дуалистичные религии неизбежно будут ссориться и воевать между собой, что они всегда и делали.

16. Идея перевоплощения существует параллельно с другой доктриной – о том, что человеческая душа вечна. То, что в определенный момент заканчивается, не может не иметь начала, и то, что в определенный момент начинается, не может не иметь конца. Мы не можем поверить в такую чудовищную невозможность, как начало человеческой души. Доктрина перевоплощения утверждает свободу души.

17. Те, кто вышел из ничего, должны будут неизбежно в ничто и вернуться. Ни вы, ни я, ни кто-либо из присутствующих не произошел из ничего и в ничто не возвратится. Мы существовали вечно и будем существовать, и нет силы под солнцем или над солнцем, которая могла бы уничтожить ваше или мое существование или отправить нас обратно в ничто. Сегодня идея перевоплощения не только не пугающа, но и весьма существенна для морального благополучия человеческой расы. Она – единственное логическое заключение, к которому может прийти мыслящий человек. Если вы будете существовать вечно, начиная с настоящего момента, значит, вы должны были существовать вечно и в прошлом – иначе и быть не может.

18. Атман никогда не приходит и не уходит, никогда не рождается и не умирает. Природа движется перед Атманом, отражение ее движения попадает на Атман, и Атман в неведении думает, что движется он, а не природа. Когда Атман так думает – это рабство, но когда он понимает, что он недвижим, что он вездесущ, тогда наступает свобода. Атман, пребывающий в оковах, называется дживой. Так, вы понимаете, что когда говорится, что Атман приходит и уходит, это делается только для простоты объяснения, подобно тому как, когда вы изучаете астрономию, вам для удобства предлагают представить, что Солнце движется вокруг Земли, хотя это и неверно. Так джива, душа, переходит к более высоким или более низким состояниям. Это известный закон перевоплощения, и этот закон охватывает все творение.

19. Цель и задача этой жизни для джняна-йога – стать дживанмуктой, «свободно живущим». Дживанмукта – тот, кто может жить в этом мире, не привязываясь к нему. Он подобен листьям лотоса на воде, которые никогда не намокают. Он – высшее из человеческих существ, нет, высшее из всех существ, ибо он на опыте познал свое единство с Абсолютом, он познал, что един с Богом.

20. Что остается с человеком, который достиг высшего Я и познал истину, так это хорошие впечатления прошедшей жизни, благие импульсы. Даже если он пребывает в теле и непрестанно трудится, его труд только во благо, его уста могут лишь всех благословляют, его руки совершают только добрые дела, его ум может мыслить только добрые мысли, его присутствие благословенно, куда бы он не пошел.

21. Есть люди, которые не понимают адвайты и делают пародию из этого учения. Что есть шуддха и ашуддха, какая разница между добродетелью и пороком, – говорят они, – все это человеческие предрассудки, и не соблюдают никаких ограничений в своих действиях. Это откровенный обман, и проповедь таких вещей причиняет огромный вред.

Наше тело состоит из двух видов кармы, включающей добродетель и порок, – из вредного порока и безвредной добродетели. Если в мое тело вонзился шип, я беру другой шип, достаю им первый и выбрасываю оба. Человек, стремящийся к совершенству, берет шип добродетели и вынимает им шип порока. Он продолжает жить, и остается только добродетель: оставшаяся у него движущая сила должна быть добродетельной. У дживанмукты остается малая частица святости – и он живет, но все, что он делает, должно быть свято.

22. Если я буду внушать вам, что ваша природа – зло, что вам нужно пойти домой, надеть власяницу, посыпать голову пеплом и сидеть, оплакивая свою жизнь, поскольку вы сделали какие-то неверные шаги, – это вам не поможет, но только еще больше ослабит вас; и я тем самым скорее укажу вам путь к злу, нежели к добру. Если эта комната пребывала во тьме тысячи лет, и вы войдете в комнату и приметесь плакать и горевать: «О, тьма», исчезнет ли она от этого? Зажгите спичку, и свет появится в тот же миг. Какая польза вам от того, что бы всю жизнь думать: «Ох, я совершил зло, я сделал много ошибок»? Не нужно долго собираться с духом, чтобы такое сказать. Внесите свет, и зло уйдет в то же мгновение. Сформируйте свой характер и проявите свою истинную природу, Лучезарную, Сияющую, Вечно Чистую, и взывайте к истинной природе каждого, кто вам повстречается. Я хотел бы, чтобы каждый из нас достиг такого состояния, при котором даже в самом недобром человеческом существе мог увидеть истинное Я, пребывающее в каждом, и вместо того чтобы проклясть человека, мы сказали: «Восстань, лучезарный, восстань, пречистый, воспрянь, нерожденный и бессмертный, пробудись, всемогущий, и прояви свою истинную природу. Эти мелкие проявления недостойны тебя». Вот высочайшая молитва, которой учит адвайта. Вот единственная молитва, заставляющая нас помнить о своей истинной природе, о Боге, который вечно пребывает в нас, и думать о своей природе как о бесконечной, всемогущей, неизменно добродетельной, благой, самоотверженной, лишенной всяких границ. И поскольку наша природа самоотверженна, она сильна и бесстрашна, ибо страх присущ только эгоизму. Тому, кому нечего желать для себя, – кого ему бояться, что может его испугать? Чем ему страшна смерть? Чем зло его может напугать? Поэтому, если мы адвайтисты, с этого момента мы должны начать думать, что наше прошлое «я» умерло и исчезло. Бывшего господина такого-то или госпожи такой-то уже не существует, они были только суеверием; а то, что осталось, обладает непреходящей чистотой и силой, оно всемогуще и всеведуще — только это осталось в нас; и тогда всякий страх исчезает. Кто может ранить нас, вездесущих? Всякая слабость исчезла, и нам осталось только пробудить это знание в наших ближних. Мы начинаем понимать, что и они тоже – единое чистое Я, только они этого не знают; мы должны научить их, помочь им пробудить свою беспредельную природу. Это я считаю совершенно необходимым для всего мира. Эти доктрины древние, возможно, древнее многих гор. Истина вечна. Истина никому не принадлежит – ни раса, ни личность не могут предъявить на нее исключительные права. Истина – природа всех душ. Кто может предъявить на нее какие-то особые права? Но истину нужно делать практической и простой (ибо высшие истины всегда просты), чтобы она смогла проникнуть во все поры человеческого общества и стать достоянием и высших интеллектов, и самых обычных умов, умов мужчины, женщины и ребенка одновременно. Все эти логические рассуждения и метафизические нагромождения, все эти теологии и церемониалы, возможно, были хороши в свое время, но давайте попытаемся все это упростить и приблизить то золотое время, когда каждый человек станет почитателем, а объектом почитания станет Реальность, пребывающая в каждом человеке.

23. Веданта утверждает, что этого можно достичь не только в дремучих лесах и пещерах, но и при любых жизненных обстоятельствах. Как мы видим, те, кто открыл эти истины, не жили в лесах или в пещерах и не занимались обычными делами. Это были люди, которые, как мы имеем все основания полагать, жили самой напряженной жизнью, люди, которые возглавляли армии, сидели на тронах и заботились о благополучии миллионов, – и это во времена абсолютной монархии, в отличие от дней сегодняшних, когда царь в значительной степени только номинальный глава государства. И тем не менее они нашли время обдумать эти идеи, осуществить их и научить им человечество. Насколько это должно быть доступнее нам, чья жизнь по сравнению с их жизнью – сплошной отдых?! Позор, что мы не в состоянии осуществить эти идеи, ведь мы относительно свободны, и нам не так много приходится делать. Мои потребности – ничто по сравнению с потребностями абсолютного монарха древности. Мои нужды – ничто по сравнению с нуждами Арджуны на поле битвы Курукшетра, командующего огромной армией; и все же он нашел время среди грохота и сумятицы битвы говорить о высшей философии, а также воплощать ее в жизнь. Конечно же, мы вполне могли бы достичь того же в этой нашей жизни – относительно свободной, простой и удобной. У большинства из нас больше свободного времени, чем нам кажется, нужно только действительно захотеть использовать его во благо. С тем объемом свободы, который у нас есть, мы, если пожелаем, достигнем двух сотен идеалов в жизни, но мы не должны низводить идеальное до действительного. Наибольшая опасность для нас исходит от тех лиц, которые оправдывают наши ошибки и учат нас придумывать оправдания нашим глупым желаниям и стремлениям; и нам кажется, что их идеал – единственный, который нам нужен. Но это не так. Веданта не учит ничему подобному. Действительное должно быть согласовано с идеалом, настоящая жизнь должна соответствовать жизни вечной.

24. Мы хотим поклоняться живому Богу. Я не видел в своей жизни ничего, кроме Бога, и вы тоже. Прежде чем увидеть этот стул, вы видите Бога, а потом уже стул в Нем и через Него. Он – во всем, и Он говорит: «Я есмь». В тот миг, когда ощущаешь «Я есмь», ты осознаешь Бытие. Где же нам искать Бога, если мы не увидим Его ни в своем сердце, ни в живых существах? «Ты – мужчина, Ты – женщина. Ты – девочка и Ты – мальчик. Ты – старик, бредущий с палочкой. Ты – молодой мужчина, гордый и сильный»[54]. Ты – все сущее, прекрасный живой Бог, единственный непререкаемый факт нашей Вселенной. Многие считают, что это противоречит идее традиционного Бога, который живет за некоей завесой и которого никто никогда не видел. Священники уверяют нас, что если мы последуем за ними, будем прислушиваться к их предостережениям, пойдем тем путем, который они наметили для нас, то, когда мы умрем, они выпишут нам пропуск, чтобы мы узрели лик Божий! Что все эти идеи о небесах, как не новые уловки духовенства?

Конечно, идея о Безличном очень радикальна, она отнимает торговлю у священников, церквей и храмов. В Индии сейчас голод, но там есть храмы, в каждом из которых драгоценностей столько же, сколько в царской сокровищнице! Если бы священники учили народ Безличному, они лишились бы своего промысла. И тем не менее мы должны проповедовать эту идею бескорыстно, без священства. Ты – Бог, так же как и я, так кто кому подчиняется? Кто кого почитает? Ты – высший храм Господа, и лучше я буду поклоняться тебе, чем какому-нибудь храму, образу или Библии... Но что более осуществимо здесь, чем поклонение тебе? Я вижу тебя, я чувствую тебя и я знаю, что ты – Бог. Мусульмане говорят: нет Бога, кроме Аллаха. Веданта говорит: нет ничего, кроме Бога.

25. Веданта проповедует Бога, пребывающего в каждом, который стал всем и всеми... Царство небесное ушло из веданты сотни лет назад. Веданта занимается только духовностью... Бог – Дух, и поклоняться Ему нужно в духе и в истине.[55]

26. А теперь о том, чего веданта не может дать. У нее нет книги. И нет человека, которого можно было бы выделить из всего остального человечества: «Вы – черви, а мы – Господь Бог!» – ничего подобного. Если ты Господь Бог, то и я тоже Господь Бог. Поэтому веданта не признает греха. Есть ошибки, но нет греха; и в конечном итоге все будет хорошо. Нет сатаны – никакой подобной чепухи. Веданта считает, что есть только один грех, единственный во всем мире, и он заключается вот в чем: в тот самый момент, как ты подумал, что ты – грешник или кто-то другой – грешник, ты совершил грех. С этого и начинаются все прочие ошибки или то, что обычно называют грехом. В нашей жизни было много ошибок, но мы продолжаем двигаться дальше. Слава нам за то, что мы совершали ошибки! Окиньте взором свою прошлую жизнь. Если ваши сегодняшние условия жизни хороши, это достигнуто благодаря всем ошибкам прошлого и всем удачам. Слава успеху! Слава ошибкам!..

Понимаете, веданта не предполагает ни греха, ни грешника, ни Бога, которого нужно бояться. Он – единственное существо, которого мы никогда не будем бояться, потому что Он – наше высшее Я. Есть только одно существо, которого ты вообще не можешь бояться, и это существо – Он. Тот, кто боится Бога, – не самый ли суеверный человек? Может, есть человек, который боится собственной тени, но даже он не боится самого себя. Бог – это Я человека. Он – то единственное существо, которого можно никогда не бояться. Что же такое вся эта чушь о страхе перед Господом, который охватывает человека, заставляя его дрожать и т. д.? Слава Господу, не все мы в сумасшедшем доме! Но если в большинстве своем мы не сумасшедшие, зачем же нам придумывать такие идеи, как страх перед Богом? Владыка Будда сказал, что вся человеческая раса – сумасшедшие, в большей или меньшей степени. Похоже, он совершенно прав.

Ни книга, ни личность, ни персонифицированный Бог. Все это должно уйти. И чувства тоже должны уйти. Мы не можем оставаться привязанными к чувствам. Сегодня все мы скованы, подобно людям, погибающим от холода на леднике. Их желание заснуть так велико, что когда товарищи пытаются их разбудить, предупреждая, что иначе они могут умереть, они отвечают только: «Пусть я умру, я хочу поспать». Мы все цепляемся за ничтожные предметы чувств, даже если они нас губят, мы забываем, что есть вещи более великие.

27. Чему учит веданта? В первую очередь она учит нас тому, что истина находится внутри человека. Все прошлое и будущее – здесь, в настоящем. Никто никогда не видел прошлое. Кто-нибудь из вас видел прошлое? Когда вы думаете, что познаете прошлое, вы всего лишь воображаете прошлое в настоящий момент. Чтобы увидеть будущее, вам пришлось бы принести его в настоящее, которое и есть единственная реальность, все прочее – воображение. Настоящее – вот единственное, что существует. Есть только Одно-Единственное. Все есть здесь и сейчас. Одно мгновение в бесконечности времени настолько же совершенно и всеобъемлюще, как любое другое. Все, что было, есть и будет, – здесь, в настоящем. Пусть кто-нибудь попробует вообразить что-то вне его – у него ничего не получится.

28. Поэтому веданта утверждает не всеобщее братство, но всеобщее единство. Я то же, что и любое существо, любой другой человек – хороший, плохой, любой. Все – единое тело, единый ум, единая душа повсюду. Дух никогда не умирает. Смерти нет нигде, даже тело ей не подвержено. Даже ум не умирает. Как может умереть хотя бы тело? Если падает лист, разве дерево умирает? Вселенная – мое тело. Посмотрите, как оно бесконечно. Каждый ум принадлежит мне. Я шагаю на всех ногах. Я говорю всеми устами. Я обитаю в каждом.

ЙОГА

1.Каждая душа потенциально божественна.

Цель состоит в том, чтобы проявить внутреннюю божественность путем управления природой, внешней и внутренней.

Добейтесь этого при помощи работы, поклонения, психического контроля, философии – одним, двумя или всеми способами – и будьте свободны.

В этом и состоит вся религия. Доктрины, или догмы, или ритуалы, или книги, или храмы, или формы – все только второстепенные детали.

2. Конечная цель всего человечества, задача и назначение всех религий только в одном – в воссоединении с Богом или, что то же самое, с божественностью, которая и есть истинная природа каждого человека. Но хотя цель одна, методы достижения ее могут различаться в зависимости от темперамента людей. Цель и методы ее достижения, вместе взятые, называются йогой; это слово произошло от того же санскритского корня, что и английское слово «узы» («yoke»), и означает «соединение» – соединение нас с нашей реальностью, Богом. Есть разные йоги, или методы воссоединения, но основные следующие: карма-йога, бхакти-йога, раджа-йога и джняна-йога.

3. У каждой религии, так же как и у каждой науки, свои методы. Мы называем методы достижения цели религии йогой, и виды йоги, которым мы обучаем, приспособлены для разных натур и темпераментов людей. Мы подразделяем их на четыре вида следующим образом:

1) Карма-йога – метод, при котором человек реализует свою божественность через труд и выполнение долга;

2) Бхакти-йога – реализация божественности через преданность и любовь к личному Богу;

3) Раджа-йога – реализация божественности через управление умом;

4) Джняна-йога – реализация человеком своей божественности через познание.

Все это – разные дороги, ведущие к одному центру – Богу.

4. Каждая из наших йог способна сделать человека совершенным даже без помощи других, поскольку у всех йог одна цель. Каждая из йог – будь то йога труда, мудрости или преданности – способна служить прямым и самостоятельным способом достижения мокши.

5. Непривязанность составляет основу всех йог. Человек, который отказывается от жизни в доме, ношения хорошей одежды, употребления хорошей пищи и отправляется в пустыню, может оказаться самым привязанным человеком. Его единственная собственность, его тело, может стать для него всем, и всю жизнь он будет бороться за него.

6. Вайрагья, или отречение, – это центральный момент всех йог. Карми (труженик) отрекается от плодов своего труда. Бхакта (преданный) отрекается от всякой малой любви ради всемогущей, вездесущей любви. Йог отрекается от своих переживаний и опыта, ибо его философия заключается в том, что природа, хотя она и предназначена формировать опыт души, в конце концов приведет его к познанию того, что он не является частью природы, но вечно остается отдельным от нее. Джняни (философ) отрекается от всего, поскольку его философия состоит в том, что природа никогда не существовала – ни в прошлом, ни в настоящем, и не будет существовать в будущем.

7. Мы утверждаем, что концентрация умственных сил – единственный путь к знанию. В науке

внешнего, сосредоточение ума – обращение его к чему-то внешнему; а в науке внутреннего – это обращение к своему Я. Мы называем такую концентрацию ума йогой.

Йоги притязают на многое. Они считают, что благодаря сосредоточению ума любая истина Вселенной, как внешняя, так и внутренняя, становится для них очевидной.

8. Йоги утверждают, что из всех энергий, присутствующих в человеческом теле, высшей является та, которую они называют оджас. Оджас накапливается в мозге, и чем больше оджаса в голове человека, тем большим могуществом, интеллектом и духовной силой он обладает. Один человек может выражать прекрасные мысли прекрасным языком, но это не производит впечатления на людей; другой может не говорить красивых слов и не высказывать красивых мыслей, но его слова очаровывают. Каждое его движение наполнено силой. Это сила оджаса.

9. Все силы, которые функционируют в теле, в своей высшей форме становятся оджасом. Вы должны помнить, что это только вопрос трансформации. Та же сила, которая работает вовне в виде электричества или магнетизма, преобразуется во внутреннюю силу; те же силы, которые работают в виде мышечной энергии, преобразуются в оджас. Йоги утверждают, что та часть человеческой энергии, которая проявляется как половая энергия в эротических мыслях, тоже легко преобразуется в оджас, если ее остановить и контролировать, и поскольку ею управляет муладхара, йог уделяет особое внимание этому центру. Он старается собрать половую энергию и преобразовать ее в оджас. Только целомудренные мужчины и женщины могут заставить оджас подняться и скапливаться в мозге, поэтому целомудрие всегда считалось высшей добродетелью. Человек чувствует, что, если он не соблюдает целомудрия, его духовность уходит, он теряет психическую энергию и моральную стойкость. Поэтому вы видите, что во всех религиозных орденах мира, порождавших духовных гигантов, абсолютное целомудрие является непременным условием. Именно по этой причине появились монахи, отказывающиеся от вступления в брак. Должна быть совершенная чистота в мыслях, словах и поступках, без этого практика раджа-йоги опасна и может привести к психическим нарушениям.

10. Цель этой науки – вывести наружу совершенного человека, не заставлять его ждать веками, оставаясь игрушкой в руках физического мира, подобно бревну, плывущему в океане по воле волн. Эта наука хочет, чтобы вы стали сильными и взяли дело в свои руки, вместо того чтобы оставлять его в руках природы, и вышли за пределы этой маленькой жизни. В этом и заключается великая идея.

11. Все тайное и мистическое в системах йоги нужно отвергнуть немедленно. Лучший путеводитель в жизни – сила. В религии, как и во всем остальном, откажитесь от того, что делает вас слабее, не нужно иметь ничего общего с этим. Мистические спекуляции ослабляют человеческий мозг. Они чуть не уничтожили йогу – одну из величайших наук.

12. Истинный йог тот, кто видит себя во всей Вселенной, а всю Вселенную – в себе.

13. Это не детская игра, не причуда, интересная сегодня и забытая завтра. Это дело всей жизни; и ради достижения намеченной цели можно пожертвовать всем, ибо эта цель – реализация нашего абсолютного единства с Божественным.

СЛОВАРЬ[56]

Аватара– нисхождение Божества на землю, его земное воплощение; концепция аватар в сюжетах Вед связывается с Вишну, хотя и Шива воплощается в различных обликах.

Акбар Великий– третий император династии Великих Моголов, правил с 1556 по 1606 год. За годы правления расширил границы государства, включив в него Бенгалию, Гуджарат, Центральную Индию, сделал вассалами многих князей. Отличался широтой взглядов, при нем была отменена джизия – налог на неверных. Акбар стремился создать новую религию («божественную веру»), соединяя в одном вероучении элементы разных религий (ислама, индуизма, зороастризма, джайнизма и отчасти христианства).

Альвары– двенадцать тамильских поэтов-вишнуитов, творивших с шестого до десятого века. Воспевая Вишну, они создали грандиозный комплекс поэтических произведений, ставший так называемой «вишнуитской Ведой».

Арджуна– один из главных героев Махабхараты, третий сын царя Панду и Кунти, рожденный ею от бога Индры. Ученик Кришны, принадлежал к касте кшатриев (воинов).

Арья– благородный, достойный, арийский.

Арий– последователь определенной культуры поведения, предписанной Ведами.

Ахалья Баи– царица Махараштры, жила в восемнадцатом веке.

Ачара– личные и социальные (религиозные) обязанности.

Ачарья– духовный учитель, гуру.

Ашуддха– нечистое.

Бодхи– дерево, под которым Будда получил просветление.

Брахмавадини– «способная говорить о Брахмане».

Брахмаджняна– совершенное Знание, «знание Брахмана».

Брахман– и Абсолют, основа мироздания, мистическая «сущность Вед»; 2) см.варны.

Бхагаван– Владыка.

Бхарата– легендарный герой, сын царя Дух-шанты от Шакунталы, приемной дочери отшельника. Бхарата считается родоначальником знаменитого рода, истории которого посвящено основное сказание Махабхараты. Страна Бхараты – Индия.

Вайраги– отрешившийся от мира; аскет, монах.

Вамачара– один из тантрических культов, разрешающих использовать мясо, вино, рыбу, секс и жаренные семена как средства духовной практики.

Варанаси(Бенарес, Каши) – священный для индусов город, центр паломничества, расположенный на левом берегу Ганги.

Варны– четыре сословия древнеиндийского общества: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, аристократия), вайшьи (земледельцы, торговцы) и шудры (бесправное низшее сословие, обязанное обслуживать три остальных).

Веданта– одна из систем классической индийской философии, постулирующая наличие Брахмана (или Абсолюта) как Высшей Реальности и Атмана как его индивидуального аспекта.

Веды– древнейшие памятники индийской литературы. Веды считаются священными и предвечными, существовавшими до сотворения мира. Только несколько древних мудрецов удостоились услышать их – они потом и поведали их миру. Поэтому иначе Веды называются «шрути» – «услышанное». Веды представляют собой четыре сборника, или собрания («Самхита») стихотворных гимнов, а именно Ригведа – «Веда гимнов», обращенных к различным божествам; Самаведа – «Веда мелодий»; Яджурведа – «Веда жертвенных изречений» и Атхарваведа – «Веда заклинаний». Махабхарата по своей значимости считается пятой Ведой.

Вишну– один из трех главных богов индийского пантеона (наряду с Брахмой и Шивой), Бог-хранитель и защитник человечества, принимает различные облики, воплощаясь на земле.

Вьявахарика– относительная истина.

Гокуль– селение на реке Ямуна, в котором, по преданию, провел свои детские годы Кришна.

Гуны– три основных природных начала, которыми мотивированы все проявления человеческого характера: и тамас, источник невежества, косности, заблуждений; 2) раджас, активное, деятельное, стимулирующее начало; 3) саттва, основа умиротворенности, терпения, благости.

Гуру– учитель. Учителем может быть только тот, кто уже познал Высшее. Но и учеником может быть далеко не каждый: считается, что если ученик уже близок к познанию истинной первопричины мира, он обязательно встретится с тем, кто продвинет его на этом пути. Широко известно высказывание: «Когда ученик готов, учитель непременно появится».

Джанси– небольшое государство в Индии, которым правила царица Лакшми-баи (1835–1858), руководившая восстанием против англичан.

Джива– душа в ее эмпирическом проявлении: человек или другое существо, в котором соединено вечное, истинное, непреходящее (Атман) с невечным, неистинным, преходящим (телом, природным естеством).

Джнянаканда– «раздел о знании», часть Вед, куда включены и упанишады.

Дхарма– универсальный закон мироздания и принцип следования этому закону как основная человеческая добродетель; частные дхармы – вытекающие из всеобщего религиозно-этического закона обязанности общественного сословия или отдельного лица.

Ишвара– «Владыка», или личный бог – божественный Дух в человеке.

Кааба– строение в центре двора мекканской мечети аль-Масджид аль-Харам, главная святыня ислама. В восточный угол мечети вмурован «черный камень», посланный Богом с небес. Вначале камень был белым, но почернел из-за людских грехов.

Кали– великая богиня, супруга Шивы.

Камблн Свами– прозвище странствующего монаха «с одеялом» («камбли»).

Камини-канчана— «соблазнительница» и «золото» (бенгали). Так Рамакришна называл вожделение и стремление к богатству, жадность – главные препятствия на пути самосовершенствования.

Карма– действие; в древнеиндийском учении о трансмиграции – закономерность, исходя из которой статус и судьба человека в настоящем предопределены его деятельностью в прошлом рождении.

Кришна— аватара (божественное воплощение) Вишну, автор Бхагавадгиты. Один из главных героев Махабхараты.

Кундалини Шакти– сила жизни; одна из сил природы, которая порождает определенный свет в тех, кто сосредоточенно занимается развитием духовности и ясновидения.

Курукшетра– священное место в индуизме, поле Куру, лежащее между реками Сарасвати и Дришадвати; названо в честь царя Куру, который, по преданиям, совершал тут обряды или предавался подвижничеству. На Курукшетре состоялась великая битва, воспетая в Махабхарате.

Кхана– легендарная женщина-ученый из Бенгалии, математик и астролог.

Кшатрий– см. варны.

Лакшми– супруга Вишну, богиня счастья, богатства, удачи и красоты. Инкарнацией Лакшми является Сита.

Лилавати– дочь великого математика и астронома двенадцатого века Бхаскарачарьи. В первой главе его труда «Сиддханта-широмани», названном «Лилавати», ученый ведет диспуты о математике с мудрой девушкой, как полагают, его дочерью.

Лока– область. В метафизике – мир, сфера или план.

Мадхукари– образ жизни странствующих монахов, собирающих пищу подаянием, подобно тому как пчелы собирают мед (мадху).

Мадхура– «нежность», вид бхакти, в которой поклоняющийся отождествляет себя с женщиной, влюбленной в Кришну.

Майя– мировая иллюзия, т. е. «ложное знание», противопоставляемое «истинному», которое основывается на принципе тождественности всех проявлений окружающего мира с Абсолютом — Брахманом.

Мантра-драшта– мудрец, которому в состоянии самадхи открылись мантры, гимны и священные тексты Вед.

Мара— бог искушения, который пытался отвратить Будду с его пути. Он назван «Разрушителем» и «Смертью» (души).

Мира Баи(1498–1546/7) – поэтесса, проповедница кришнаитского бхакти. Раджпутская принцесса, вдова махараджи Читтора, из-за нежелания следовать нормам поведения вдовы, в частности, совершить сати, самосожжение, подверглась преследованиям, бежала во Вриндаван, место жизни Кришны, затем в Двараку, город, который был столицей Кришны. Автор религиозно-лирических гимнов Кришне, в которых она словно перевоплощается в одну из гопи – пастушек Господа. До сих пор ее стихи и песни любимы в Индии и как священные исполняются в кришнаитских храмах.

Млеччха– изгнанник; представитель чуждой индуистам культуры, иностранец.

Мокша,или мукти, — «освобождение», «спасение», высшая цель жизни.

Нара– святой мудрец древности, вместе с Нараяной – парное воплощение Вишну.

Нарада– один из известных мудрецов древности, автор нескольких ведийских гимнов, глава небесных гандхарвов (музыкантов) и посланец Богов.

Нараяна– древнее божество, в послеведийский период идентичное Вишну; имя толкуется двояко: «тот, чье пристанище (космические) воды» и «связанный с человечеством» (последнее толкование отражает основной аспект Вишну – его роль защитника людей). Нараяной называют также Кришну, инкарнацию Вишну.

Нирвана– проявление высшей деятельности и энергии духа, свободного от оков низких страстей. Нирваны можно достичь еще при земной жизни.

Ом, иди Аум,– священный, или «вечный» слог, употребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания. Он называется символом высшей святости; составляющие этот слог звуки («а», «у», «м») ассоциируются с высшей триадой богов – Вишну, Шивой и Брахмой.

Ота-Прота– духовная энергия, проникающая всю Вселенную.

Парамартхика– высшее, конечное, абсолютное; в адвайте – высшая Реальность, Брахман.

Парамахамса– звание монаха высшего разряда в индуизме; подвижник, который ближе всех живых существ стоит к Наивысшему и обладает всей полнотой просветления. Таким был Рамакришна, получивший звание парамахамсы. Буквальное значение слова – «великий лебедь»; эта птица считается в индуизме священной и символизирует способность отличать истину от иллюзий.

Према,или пара-бхакти, – высшая любовь к Богу.

Притха(Кунти) – супруга царя Панду, мать Арджуны.

Пураны– «сказания о древности», комплекс древнеиндийских и раннесредневековых произведений (основных пуран восемнадцать); содержат сведения по индусской мифологии, космогонии, генеалогические данные о династиях, жизнеописания героев и т. п.

Пуруша– в Ригведе космический гигант, принесенный в жертву богами; из тела его произошло все живое и неживое в мире. Также эквивалент Атмана, иногда тождествен Брахману, мировому Абсолюту.

Раджас– см. гуны.

Рама– легендарный герой древней Индии, сын царя Дашаратхи в Айодхье (ныне Аудх на реке Гогра), впоследствии признанный воплощением высочайшего бога Вишну. Подвиги Рамы воспеты первым индийским поэтом Вальмики в поэме «Рамаяна».

Рамануджа– известный ведантист, с его именем связывается разработка второго направления веданты – вишишта-веданты. Считается, что он родился в 1027 году.

Риши– святые мудрецы; делятся на три вида: мудрецы-боги, мудрецы-брахманы, мудрецы-цари.

Савитри– богиня, олицетворяющая собой ведийский стих гаятри (из гимна Солнцу-Савитару), почитается матерью Вед. Дочь Солнца и супруга Брахмы. Известна также царевна Савитри, своей верностью дхарме и мудростью спасшая супруга Сатьявана от смерти. См. Махабхарата, книга Лесная, 277–283.

Садху– монах или святой человек, отрекшийся от мира.

Самадхи– завершающая ступень йогической практики, достижение видения истинной сути мира. В самадхи человек постигает Брахмана.

Санатана дхарма– вечная дхарма.

Санкхья– одна из шести ортодоксальных систем (даршан) индийской философии.

Сарасвати– богиня речи и сокровенного знания и мудрости, покровительница наук. Супруга Брахмы.

Сат– единая вечно-сущая Реальность.

Саттва– см. гуны.

Сатчидананда– другое имя Брахмана.

Свадхарма– «своя», прирожденная дхарма человека, определяемая его местом в иерархически организованном индийском обществе.

Сита– дочь богини Земли, приемная дочь царя Джанаки, который вскормил и воспитал ее. Сита избрала своим супругом героя Раму, одержавшего победу в состязании в стрельбе из боевых луков, и последовала за ним в изгнание, когда он должен был покинуть царство во исполнение своего долга. Спустя некоторое время враждебный богам и людям демон-ракшаса Равана похищает Ситу, уносит ее в свое царство и держит там в заточении. После долгих поисков и преодолев многие опасности, Рама находит жену и убивает в поединке Равану.

Когда, после бесчисленных страданий, Сита увидела своего любимого супруга, радость ее была безгранична, но Рама, желая испытать ее, предложил ей избрать другого мужа. Тогда Сита попросила разжечь для нее погребальный костер и обратилась за защитой к Агни, богу Огня: «Любимый супруг мой всенародно отрекся от меня. Если сердце мое всегда оставалось верным Раме, пускай дарует мне бог Огня свое покровительство! Если я чиста и незапятнана перед Рамой, да защитит меня от неправедной хулы великий Агни, очевидец всего сущего!»

Сложив ладони и потупив глаза, Сита вошла в медно-багряное пламя. Но грозный бог Огня, явившийся среди пламени, взял Ситу на руки и передал ее Раме со словами: «Супруга твоя безгреховна!»

Тамас– см. гуны.

Тиртханкара– святые и владыки джайнов; всего их двадцать четыре.

Тулсидас(1532–1624) – видный поэт средневековья, приверженец бхакти.

Упанишады– название, производное от глагольной основы «упанишад» – «сидеть подле (наставника)» – и означающее «тайное знание»; обозначает эзотерическое учение с чертами философского дискурса, которое передавалось наставником из уст в уста ученику. Упанишады, корпус которых представлен ста восемью сочинениями, оказали серьезное влияние на развитие древнеиндийской мысли. Их центральная доктрина основывается на утверждении тождества индивидуального Я и верховного Абсолюта – Брахмана.

Чайтанья(1486–1539) – бенгальский проповедник, соединивший в своем учении идеи бхакти и вишнуитского культа Кришны.

Чайтанья Чаритамрита– «Амрита жизнеописания Чайтаньи», труд К. Кабираджа (кон. XVI в.) о жизни и учении Чайтаньи.

Чандалы– изгнанные; люди без касты.

Читта– у Вивекананды ум, субстрат мысли.

Шахти– Мощь, олицетворение творящего женского начала.

Шакунтала– героиня драмы великого индийского поэта Калидасы (V век). Легенда о Шакунтале, дочери мудреца Вишвамитры и апсары Менаки, воспитанной мудрецом Канвой, изложена в Адипарве – первой книге Махабхараты.

Шанкарачарья(Шанкара) – крупнейший индийский философ-ведантист, с именем которого связывается разработка адвайта-веданты, одного из трех направлений веданты. Жил в 788–820 гг. н. э.

«Адвайта» переводится как «чистый монизм»: кроме Абсолюта, Брахмана, Единого, безличного основания всего сущего, не существует более ничего. Как нить проходит через ожерелье, как из костра сыплются искры, как волны вспениваются в океане и растекаются каплями, так и это Единое пронизывает, обнимает собой все сущее. Но такое видение мира доступно только знающему, озаренному.

Шастры– древнеиндийские религиозно-философские трактаты и – шире – сочинения по всем отраслям знания.

Шива– один из трех великих богов (наряду с Брахмой и Вишну), символ высочайшего подвижничества.

Шрути– совокупное название текстов ведийской традиции как полученных через «слышание», т. е. путем божественного откровения.

Шудра– см.варны.

Юги– четыре периода индийской космогонии, совокупность которых составляет «великую югу» (махаюга), равную 4320000 земным годам. Четыре юги (Крита (Сатья), Трета, Двапара и Кали) соотносятся по продолжительности как 4:3:2:1; после Кали-юги, в которой, по представлениям индусов, ныне находится Земля, вновь должна начаться Сатья-юга. Состояние духовных ценностей и условия жизни человечества изменяются при смене юг по нисходящей линии.


[1] См. Нарада-сутры, 56.

[2] Подразумеваются карма-йога и раджа-йога.

[3] См. Нарада-сутры, 25-26.

[4] Речь идет о Бхагавадгите и книге Фомы Кемпийского «О подражании Христу».

[5] Речь идет о джняна-йоге.

[6] См. Матф. 6:10.

[7] Вероятно, речь идет о карма-, бхакти-, джняна- и раджа-йоге

[8] См. Шветашватара-упанишада, IV, 3.

[9] Мудрый из рода Шакья, одно из имен Будды

[10] См. Иоан. 10:30; 17:21

[11] См. Матф. 6:9; Иоан. 15:5.

[12] См. Матф. 16:25.

[13] См. Матф. 5:8, Лк. 17:21.

[14] См. Матф. 6:6.

[15] См. Матф. 19:16; 19:21.

[16] См. Матф. 4:17; 26:41

[17] См. Лк. 18: 9-14.

[18] См. Чхандогья-упанишада, IV, 4–9.

[19] Подобно воде в озере. — Прим. Свами Джетирупананды.

[20] См. Бхагавадгита, II, 2, 3.

[21] См. Бхагавадгита, III, 19.

[22] См. Бхагавадгита, XIII, 27, 28

[23] См. Бхагавадгита, II, 3.

[24] Матф. 7:7.

[25] Екклес. 1:2.

[26] См. Махабхарата, книга Лесная, 197-206.

[27] См. Брихадараньяка-упанишада, III—IV.

[28] Речь идет о драме английского поэта Альфреда Теннисона (1809-1892) «Королева Мария» (1875).

[29] Речь идет о Святой Матери – жене Рамакришны, Сараде Дэви.

[30] В данном случае речь идет о Майтрейи, супруге легендарного мудреца Яджнявалкьи, получившего от солнца знание Белой Яджурведы. Майтрейи была способна беседовать о Брахмане и, стремясь к истинному знанию, стала ученицей своего супруга.

[31] См. Катха-упанишада, II, 2, 15

[32] См. Законы Ману, IX, 106.

[33] См. Бхагавадгита, IV,7-8: IX, П.

[34] См. Иоан. 14:6-9.

[35] См. Бхагавадгита, VII, 7, 10-11

[36] Смысл существования (франц.)

[37] "А виноград-то зелен", - утешала себя Лиса, так и не сумевшая сорвать виноград в басне Эзопа (прим. Ред.)

[37] "А виноград-то зелен", - утешала себя Лиса, так и не сумевшая сорвать виноград в басне Эзопа (прим. Ред.)

 

[38] Рактабиджа (Raktabija) – могучий демон, упоминавшийся в «Дурга сапташати» («Durga Saptashati»), каждая капля крови которого порождала нового демона, подобного ему. — Прим. ред. англ. изд.

[39] См. Бхагавадгита, II, 47.

[40] См. Прашна-упанишада, VI, 8.

[41] См. Матсья-пурана.

[41] См. Матсья-пурана.

 

[42] См. Катха-упанишада, II, 2, 9-13.

[43] См. Быт. 4:9.

[44] См. Вивекачудамани (220-222) Шанкары.

[45] Первая строка стихотворения Вивекананды «Песнь санньясина».

[46] Это одно из самых известных «великих речений» упанишад, на санскрите звучит как «сохам».

[47] Матф. 8:22.

[48] См. Мундака-упанишада, I, 1,3.

[49] См. Ригведа, X, 129, 1-3.

[50] См. Брихадараньяка-упанишада.

[51] См. Катха-упанишада, II, 2, 15

[52] Проявление, выражение души. — Прим. ред. англ. изд.

[53] См. Катха-упанишада, II, 3, 3.

[54] См. Шветашватара-упанишада, IV, 3.

[55] См. Иоан. 4:24

[56] При составлении Словаря использована следующая литература: Рамаяна, М, 1986; Махабхарата, Араньякапарва, М., 1987; Виратапарва, М, 1993; Карнапарва, М, 1990; Свами Вивекананда. Практическая веданта, М, 1993; Упанишады, в 3-х книгах, М., 1991; Провозвестие Рамакришны, М., 2001.

[56] При составлении Словаря использована следующая литература: Рамаяна, М, 1986; Махабхарата, Араньякапарва, М., 1987; Виратапарва, М, 1993; Карнапарва, М, 1990; Свами Вивекананда. Практическая веданта, М, 1993; Упанишады, в 3-х книгах, М., 1991; Провозвестие Рамакришны, М., 2001.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 162;