Виды трезвучий, их обращения. Главные трезвучия лада



Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие

Приокского района г. Н. Новгорода

 

 

Шпаргалка

Для использования на уроках специальности в инструментальных классах и сольфеджио

(Учебное пособие для учащихся музыкальных школ и студий)

 

 

Автор-составитель

 педагог дополнительного образования первой категории

Манакова Юлия Андреевна

 

 

                         г. Н. Новгород

2018г.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

ДЛИТЕЛЬНОСТИ.

Нота с точкой -точка, стоящая после ноты, удлиняет её длительность ровно на половину.

ПАУЗЫ.

РЕПРИЗА

Знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения.

ТОНАЛЬНОСТЬ –гамма, на которой построено музыкальное произведение.

ОДНОИМЕННЫМИназываются мажорная и минорная тональности с одной тоникой (ДО-мажор – ДО-минор; ЛЯ-мажор – ЛЯ-минор и т.д.).

ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИназываются мажорная и минорная тональности с одинаковыми знаками (ДО-мажор – ЛЯ-минор; МИ♭-мажор – ДО-минор и т.д.).

ТРИ ВИДА МИНОРА.

Натуральный –простая гамма, выстроенная по формуле.

Гармонический – вид минора, в котором ПОВЫШАЕТСЯСЕДЬМАЯ  ступень.

Мелодический –вид минора, в котором ПОВЫШАЮТСЯШЕСТАЯ, СЕДЬМАЯ ступени при движении ВВЕРХ, а вниз – как по натуральному минору.

ТРИ ВИДА МАЖОРА.

Натуральный –простая гамма, выстроенная по формуле.

Гармонический – вид мажора, в котором ПОНИЖАЕТСЯ ШЕСТАЯ ступень.

Мелодический – вид мажора, в котором ПОНИЖАЮТСЯ ШЕСТАЯ, СЕДЬМАЯ ступени при движении ВНИЗ, а вверх – как по натуральному мажору.

Таблица расположения мажорных и минорных

тональностей по возрастанию количества знаков:

ДИЕЗЫ 0 1 2 3 4 5 6 7
МАЖОР ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ ФА# ДО#
МИНОР ля ми си фа# до# соль# ре# ля#
ДИЕЗЫ 0 1 2 3 4 5 6 7

 

БЕМОЛЬ 0 1 2 3 4 5 6 7
МАЖОР ДО ФА СИ♭ МИ♭   ЛЯ♭   РЕ♭   СОЛЬ♭   ДО♭  
МИНОР ля ре соль до фа си♭ ми ♭ ля♭
БЕМОЛЬ 0 1 2 3 4 5 6 7

 

Порядок диезов и бемолей в тональностях:

# ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ

В Диезных тональностях последний знак ниже ТОНИКИ на пол тона. (Например, в тон-ти МИ-мажор тоника – МИ, значит последним знаком будет РЕ#, соответственно в тон-ти МИ-мажор 4 диеза – ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ)

♭ СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА

В бемольных тональностях тоника является предпоследним знаком в тональности. (Например, найдем знаки для тон-ти ЛЯ♭мажор: СИ, МИ, ЛЯ + еще один знак РЕ. Получилось 4♭)

ИНТЕРВАЛЫ, АККОРДЫ.

Интервал –расстояние между двумя звуками.

ГДЕ СТРОИТСЯ

минор

На всех ступенях

II, V I,III,IV,VI, VII I,II,IV,V III, VI, VII все кроме VI VI II Все кроме II I, II, V III, IV, VI, VII I, II, IV, V, VII III, VI

На всех ступенях

мажор III, VII I, II, IV, VI II, III, VI, VII I, IV, V все кроме IV IV VII Все кроме VII III, VI, VII I, II, IV, V II,III,V,VI, VII I, IV

ВЕЛИЧИНА

тоны 0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6
ступени 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8

ИНТЕРВАЛ

Обраще ние Ч.8 Б.7 М.7 Б.6 М.6 Ч.5 Ум.5 Ув.4 Ч.4 Б.3 М.3 Б.2 М.2 Ч.1
Обозначе ние Ч.1 М.2 Б.2 М.3 Б.3 Ч.4 Ув.4 Ум.5 Ч.5 М.6 Б.6 М.7 Б.7 Ч.8

название

Чистая прима

Малая секунда

Большая секунда

Малая терция

Большая терция

Чистая кварта

Ув. кварта Ум. квинта

Чистая квинта

Малая секста

Большая секста

Малая септима

Большая септима

Чистая октава

Тритон

Характерные интервалы —это интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре.

ГДЕ СТРОИТСЯ

минор VII+ III VI VII+
мажор III VI- VI+ VII

ВЕЛИЧИНА

тоны 2 4 1,5 4,5
ступени 4 5 2 7

ИНТЕРВАЛ

Разреше ние м.3 б.6 ч.4 ч.5
Обраще ние ув.5 ум.4 ум.7 ув.2
Обозна чение ум.4 ув.5 ув.2 ум.7
Название Уменьшенная кварта Увеличенная квинта Увеличенная секунда Уменьшенная септима

 

Аккорд –сочетание трех или более звуков.

Разновидности аккордов:

Трезвучие –аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям.

Нонаккорд – аккорд, состоящий из пяти звуков, расположенных по терциям

Кластер – аккорд, состоящий из тесно расположенных по малым и/или большим секундам звуков.

Виды трезвучий, их обращения. Главные трезвучия лада.

Виды трезвучий:

Название Обозначение Из каких интервалов состоит Интервал в основе
Мажорное Б53 б3+м3 ч5
Минорное М53 м3+б3 ч5
Увеличенное Ув53 б3+б3 ув5
Уменьшенное Ум53 м3+м3 ум5

 

Обращения трезвучий:

Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения:

Название Обозначение Из каких интервалов состоит Интервал в основе

Секстаккорд

Б6 м3+ч4 м6
М6 б3+ч4 б6
Ув6 б3+ум4 м6
Ум6 м3+ув4 б6

Квартсекстаккорд

Б64 ч4+б3 б6
М64 ч4+м3 м6
Ув64 ум4+б3 м6
Ум64 ув4+м3 б6

Главные трезвучия лада:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1375; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!