Покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их



САМАЯ ЗАГАДОЧНАЯ КИЕВСКАЯ ОБИТЕЛЬ

Об Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре

Ольга Рожнёва

Зимний Зверинецкий монастырь

Множество чудесных и старинных монастырей в Киеве, но самый загадочный и таинственный из них ‒ это Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь Украинской Православной Церкви Московского патриархата, расположенный в Печерском районе Киева, к югу от Киево-Печерской лавры.

Отец Леонтий рассказывает о пещерах.

С этим чудесным монастырем меня знакомит его благочинный, архимандрит Леонтий (Золотарев).

Здешние места получили свое название от княжеских «звериных ловов» или охот в этих когда-то густых лесах, изобиловавших в те далекие времена всяческим зверьем. В «Повести временных лет» по этому поводу говорится так: «и бяше около града лес и бор велик, и бяхуловяше зверь».

Елена Анатольевна Воронцова, кандидат исторических наук, много лет проработавшая заведующей отделом «Киев подземный» (ныне упраздненным) Музея истории Киева, замечала: «По другой версии, название связано с находившимся в этом месте зверинцем, где содержались специально подготовленные для охоты звери и птицы».

Самый загадочный и таинственный

Иван Михайлович Каманин, автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах

Историк, палеограф и архивист Иван Михайлович Каманин, автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах, в своей книге «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость», изданной в 1914-м году в типографии Киево-Печерской лавры, писал, что все древнейшие киевские монастыри были подземными и только впоследствии «вышли из-под земли».

Все они в течение веков подвергались изменениям, их перестраивали, переделывали, меняли, и только Зверинецкие пещеры, пролежав под землей нетронутыми много веков, остались в неприкосновенности и могут показать нам настоящий вид тех самых древних подземных келий, где подвизалась ревностная монашеская братия.

Дело в том, что древнейший Зверинецкий монастырь, созданный в первом веке христианства на Руси, в тяжкие времена нападений половцев или монголо-татар был засыпан землей и забыт на 800 лет.

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей: общая длина здешних пещер превышает длину Ближних и Дальних пещер великой Киево-Печерской лавры, и здесь все ещё осталось до километра (а может, и больше) неизвестных, не открытых ходов.

Как обнаружили подземный монастырь?

Феодосия Васильевна Матвиенко, первая указавшая по сновидению местоположение Зверинецких пещер

Заветные святыни могут долгое время таиться под спудом, в неизвестности, но когда Господь хочет ‒ тайное становится явным. Когда-то чудотворную Казанскую икону обрели благодаря маленькой девочке Матрене. А Зверинецкие пещеры были открыты благодаря благочестивой, в ту пору 50-летней, жительнице Киева ‒ Феодосии Васильевне Матвиенко, чей дом находился напротив горы с засыпанным входом в пещеры. Как-то весной 1882 года, на рассвете, она услышала гул провала земли и увидела светлую радугу, один конец которой падал на место провала, словно указывая на нечто чудесное. Феодосия Васильевна рассказала о случившемся соседям.

В полдень этого же дня её сосед, художник Дмитрий Зайченко, со своим товарищем, возвращаясь со службы из расположенного рядом Свято-Троицкого Ионинского монастыря, наведались к открывшемуся провалу, захватив с собой свечи. Они расчистили отверстие и спустились в провал. Обнаружили там длинную пещеру со множеством человеческих останков и монашеские келии.

Начертание имен Зверинецких игуменов в пещерной церкви

Панагия из ниши игумена Климента

Подвижники Зверинецких пещер

Люди, которые покоились в пещерах, несомненно, были иноками: сохранились их кожаные монашеские пояса с изображениями двунадесятых праздников, четки, плетенные из тонких ремешков монашеские параманы, полуистлевшая кожаная и войлочная обувь, деревянные доски от гробов ‒ некоторые из них кипарисные, сохранившие особенный запах, ‒ обломки жерновов для растирания зерна.

Схимническийпараман, найденный при раскопках пещер

Пещерная келья

Исследователь пещер Иван Михайлович Каманин так описывал келии затворников Зверинецких пещер: «Затворнические келлии имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ея равна росту человека; в устье ея, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ея, глубиной по колена человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки. Влезши в такую нишу ‒ келлию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мог подыматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти ‒ могилой... Близость таких ниш к алтарю давала возможность подвижникам слышать богослужение...».

Древнее начертание креста в Зверинецкой пещерной церкви

Духовный писатель Евгений Николаевич Поселянин (Погожев) по поводу открытия Зверинецких пещер писал: «Невозможно никакими словами передать то чувство какого-то покоя и каких-то совершенно неизведанных настроений, которые овладевают здесь, в глубине земли, в этой миниатюрной простой церкви, в полном отчуждении от всего земного и в соседстве с немыми останками братии неведомого монастыря!»

Иван Михайлович Каманин восхищался природой вокруг пещерного монастыря: «Вся окрестность пещер производит чарующее впечатление. Стоя на высокой пещерной горе, пока ещё пустынной и открытой со всех сторон, с голубым небесным сводом над головой, и любуясь этой удивительной по красоте живой картиной, невольно испытываешь возвышенное настроение и близость к Богу; подавленная городской сутолокой душа чувствует себя свободной и облегченной, хотя на час, от мирских забот! Дивная природа!»

Просьба о молитве

Спустя 30 лет, уже 80-летняя, Феодосия Васильевна Матвиенко рассказывала Каманину, как тоже спустилась в пещеры, позвав с собой свою знакомую, чтобы было не так страшно. Рассказывала, что видела около 50 истлевших гробов в пещерках ‒ в каждой пещерке по два покойника головой к устью, всего наблюдательная Феодосия насчитала 99 черепов.

Покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их

Помимо монашеской братии, погребенной в пещерных кельях, были обнаружены останки мирских людей, которые, видимо, погибли, пытаясь укрыться в пещерах от преследования врагов. Они лежали беспорядочно вдоль пещерного прохода, что говорило о том, что над ними не был совершен обряд погребения.

Феодосия Васильевна рассказывала также, что покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их. Благочестивая женщина смекнула, о какой пище они просят, и заказала в Ионинском монастыре панихиду по погибшим, после чего подобные сны прекратились.

Честные главы в пещерах

«Предоставленные сами себе»

В день открытия пещер, ближе к вечеру, братия ближайшего Свято-Троицкого Ионинского монастыря, взяв свечи, тоже отправились на осмотр пещерной обители. Что-то из найденного они забрали на молитвенную память ‒ и это было хорошо, потому что затем к пещерам повалили любопытные.

Очень быстро слухи об открытии никому неведомых пещер распространились по округе ‒ но, к сожалению, далеко не сразу пришло понимание великой ценности находки, её духовного, культурного и исторического значения.

От момента открытия пещер в 1882-м году до начала их исследования и раскопок в конце 1912 года прошло целых 30 лет. В течение этого времени чудесные, полные святынь пещеры находились без охраны, по словам Ивана Михайловича Каманина, «предоставленные сами себе», а местные жители и далекие посетители могли уносить все, что их интересовало.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!