Методика использования функциональной музыки на уроках физической культуры

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ - ПЕТЕРБУРГ»   Кафедра теории и методики гимнастики КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА   Тема: Музыка и ее значение в повышении эффективности уроков физической культуры     Выполнила:  студентка 3 курса АФК Группа 311 Заочного отделения                                                  Акимова Анастасия Александровна       Санкт-Петербург, 2017     Актуальность выбранной темы связана с тем, уроки физической культуры в наших учебных заведениях давно уже не вызывают у учащихся того энтузиазма, на который, казалось бы, можно было рассчитывать. Фактологические материалы, приводимые в педагогических диссертациях последнего десятилетия , удручающе свидетельствуют о том, что начиная с 3-4 классов средней школы отношение учащихся к физкультурной активности ежегодно ухудшается ,становясь почти откровенно негативным в старших классах. По данным Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры, более 80% отечественных старшеклассников выразили отрицательное отношение к урокам физической культуры. Функциональной музыкой - называют произведение различных музыкальных жанров, предназначенных для направленной стимуляции физиологических и психологических процессов при умственной и физической деятельности человека. Она оказывает сложные воздействия на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, мышечную и др. системы организма. Музыка побуждает учеников подсознательно укладывать определённые структурные элементы выполняемых упражнений в рамках времени, ограниченные музыкальным мотивом, синхронизировать акценты целостного двигательного акта с соответствующими музыкальными актами. Динамические оттенки музыки регулируют степень напряжения и расслабления работающих мышц, характер нарастания и ослабления мышечных усилий, плавность или порывистость двигательных действий. Для стимуляции уроков ФК лучше всего использовать легкую и эстрадную музыку. Присущая им строгая метрика, подчёркнутая ритмическая регулярность и акцентность вызывают у учащихся чёткую упорядоченность выполненных двигательных действий. Выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов, показавший своими классическими опытами, что смена деятельности или активный отдых более эффективны, чем полный покой, впоследствии расширил значение открытого им явления, отметив, что «найденные факты пришлось отнести в категорию издавна известных пособников работы – оживленного настроения, песни, музыки и т.д.». Обладая большой силой психофизиологического воздействия на организм слушателя, музыка на уроках физкультуры, так же как и во время отдыха, способна возбудить и усилить желание заниматься физическими упражнениями. Механизм воздействия функциональной музыки на работоспособность школьников базируется на ее способности вызывать положительные эмоции и регулировать ритмику движения. Известный советский физиолог А.А.Ухтомский в фундаментальной работе «Физиология двигательного аппарата» писал, что «состояние утомления субъективно снимается от приятной эмоции, например, от музыки или песни на марше». Развивая это учение П.К. Анохин утверждал, что положительная эмоция стимулирует мышечную и психологическую деятельность. А исследованиями крупного современного ученого П.В. Симонова показано, что если в результате предшествующей деятельности возникает положительная эмоция, то она сама оказывается дополнительным стимулом к новой, более интенсивной и продуктивной деятельности. В последнее время учителя физкультуры все чаще говорят о целесообразности использования на уроках функциональной музыки. В небольших пробных опытах энтузиасты функциональной музыки с определенным успехом применяли ее и на занятиях по тем видам спорта, которые в обыденном представлении с музыкой пока не связаны. Эти опыты показали, что использование музыки на занятиях физическими упражнениями может вызвать у занимающихся положительные эмоции, помощь закреплению двигательных навыков, улучшить технику выполняемых движений, повысить моторную плотность занятий. Все это позволяет рассматривать функциональную музыку как одно из важных средств повышения эффективности занятий физическими упражнениями. Сравнительно недавно французский нейропсихолог Ж. Монпелье описал экспериментально установленный закон укрепления нервных связей при восприятиях, согласно которому «когда процесс установления связи между складывающейся ситуацией и ответной реакцией человека сопровождается или сменяется состоянием удовольствия, прочность связи возрастает». На основании этого закона эффективность уроков физической культуры с адекватным использованием функциональной музыки тоже возрастает, поскольку порождаемое музыкой удовольствие облегчает закрепление рефлекторных связей в ЦНС учащихся при образовании двигательных навыков, ускоряет и углубляет усвоение программного урочного материала. Важнейшим фактором функционального воздействия музыки на работоспособность учащихся является её способность незаметно стимулировать ритмику двигательной деятельности. Занимающиеся сами того не сознавая, без всяких волевых усилий, то есть подсознательно, стремятся в ритме воспринимаемой музыки идти, бежать, плыть, прыгать, приседать, отжиматься, крутить педали велосипеда или совершать другие движения, выполняемые в её сопровождении. С научной точки зрения эта особенность воздействия музыки базируется на том, что ритмические звуковые колебания связаны с ощущением движения. Поэтому если в процессе двигательной деятельности учащиеся слышат музыкальную мелодию. То у них непроизвольно возникает слухомоторная координация совершаемых действий, которая заметно облегчает их за счёт звуковой автоматизации выполняемой работы. Целенаправленная музыкальная стимуляция необходимых ритмов двигательной работы на уроке способна опосредованно и ненавязчиво перестраивать индивидуальные характеристики рабочей активности учащихся по плану, задуманному умным и предусмотрительным учителем. Из выше сказанного можно сделать заключение, что функциональная музыка стимулирует рабочую деятельность ученика. Ритм пробуждает чувство удовлетворения и является важным фактором упрочения двигательного стереотипа, рациональности движений, в связи с чем он не только оптимизирует работу, но и доставляет эстетическое наслаждение.  

Методика использования функциональной музыки на уроках физической культуры.

 

Как известно, начало каждого урока физической культуры характеризуется понижением работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной деятельности в это время (после предшествующего урока по другому учебному предмету, ходьбы в школу) не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесса. Наличие этих факторов вполне закономерно осложняет учебную работу и требует от педагога затраты определённого времени на предварительное врабатывание занимающихся, для чего в общепринятой структуре выделена его вводная часть.

В зависимости от конкретных педагогических задач основной частипроводимого урока это могут быть акробатические упражнения, не опорные и опорные прыжки, лазание и перелезание; а также упражнения (без сопротивления партнёра) в ведении, обводке, приёме, подаче, передаче, бросках и ударах по мячу (из раздела учебной программы «Спортивные игры»).

При составлении программ лидирующей музыки подбираю музыкальные произведения с подчёркнутым акцентированием сильных долей такта, чётко выраженным пульсом мелодии. Сильная доля в музыкальном аккомпанементе подсознательно связывается учениками с нарастанием мышечного усилия и выдохом, а слабая

доля – с ослаблением мышечного усилия и вдохом в процессе стимуляции двигательных действий.

При занятиях ациклическими и смешанными видами спорта музыкой стимулирую лишь поддающиеся ритмизации многократные тренировочные повторения отдельных элементов основной деятельности, например, ведение или передачи мяча (в баскетболе), прыжки со скакалкой (в гимнастике) и т.д.

Среди базовых видов спорта, комплексной программы физического воспитания общеобразовательных школ Российской Федерации, наибольшее количество времени в сетке часов отводится на уроки, посвящённые спортивным играм. В качестве базовых спортивных игр рекомендуют преимущественно баскетбол, волейбол, футбол или гандбол.

На первый взгляд, уроки по спортивным играм уже сами достаточно эмоциональны, однако при более внимательном рассмотрении этого вопроса становится очевидно, что игровые ситуации, которые так нравятся детям, в процессе урока занимают лишь незначительную его долю.

Большая часть типового урока обычно посвящается не особенно привлекательной для школьников работе – многократному однообразному повторению обусловленных учебной программой общеразвивающих , подготовительных и специальных упражнений.

Свободно и непринуждённо играть дети конечно любят, а вот увлечь их настойчиво и многократно повторять, закреплять и шлифовать отдельные элементы техники баскетбола в обыденной, неигровой ситуации без дополнительных стимулов непросто. И вот тут-то действенную помощь оказывает функциональная музыка.

В заключительной же части урока – в аутогенной тренировке, определены три основных воздействия на состояние центральной нервной системы:

-тонус скелетных мышц и дыхания; представления,

- чувственные образы;

- слово (произносимое вслух и мысленно).

Эти воздействия используют последовательно и в комплексе. Аутогенная тренировка с использованием функциональной музыки состоит из 2 частей: успокаивающей и мобилизующей. В успокаивающей части нужно добиться некоторого снижения уровня бодрствования мозга, в мобилизующей – его повышения. И то и другое достигается при соблюдении трёх условий: 1) регуляции мышечного тонуса; 2) управлением ритмом дыхания; 3) оперирования чувственными образами.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 347;