Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном



Как вести себя в храме

 

Православный храм - это место особенного, таинственного и непостижимого присутствия Бога на земле, это дом Божий. Поэтому вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

 

Утром, встав с постели своей,

возблагодарите Господа, даровавшего нам возможность провести ночь в мире, и продлившего нам дни для покаяния. Неспешно умойтесь, встаньте перед иконой, зажгите лампадку (обязательно от свечи) для придания себе молитвенного духа, приведите свои мысли в тишину и порядок, всех простите, и только тогда начните читать утренние молитвы из молитвослова. Если есть время, почитайте одну главу из Евангелия, одну главу из деяний Апостолов, одну кафизму из Псалтири или один псалом. При этом необходимо помнить, что всегда лучше прочесть одну молитву с искренним чувством, чем все молитвы с навязчивой мыслью поскорее завершить молитвословие. Перед выходом из дома произнесите молитву: «Отрицаюся тебе, сатано, гордыне твоей и служению тебе, и сочетаюся Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Затем перекреститесь, и спокойно идите в храм. На улице перекрестите дорогу перед собой с молитвой: «Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла». По пути в храм читайте про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Еще дома приготовьте деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, это мешает как богослужению, так и молящимся. Приготовьте также деньги для милостыни.

Принимать пищу перед посещением храма не рекомендуется, запрещено по уставу.


При виде креста на храме следует остановиться и совершить крестное знамение. Есть обычай, подходя к Храму читать молитву: "Возвеселихся о рекших мне…".

Приходить в храм следует до начала богослужения, чтобы успеть подать записки о здравии и об упокоении, купить свечи, поставить их, и не спеша, благоговейно приложиться к иконам, положить пожертвование на канун. Если вы опаздываете к началу службы, будьте осторожны, чтобы не помешать молитве других.


Перед входом в храм, и войдя в храм

поклонитесь трижды, смотря на наддверную икону и на образ Спасителя и, творя крестное знамение, произнесите к первому поклону: «Боже, милостив буди мне, грешному», ко второму поклону: «Боже, очисти грехи моя, и помилуй мя», к третьему: «Без числа согреших, Господи, прости мя».

Входите в святой храм с духовной радостью. Входя в храм во время чтения шестопсалмия на утрене, чтения Евангелия или после Херувимской на Литургии (когда читается анафора, и совершается пресуществление Святых Даров), постойте у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

 

Войдя внутрь храма,

поклонитесь на обе стороны, произнесите про себя: «Простите меня, братья и сестры».

Затем нужно приложиться, и поставить свечи к иконе праздника, лежащей на аналое (возвышении в центре храма перед царскими вратами), к иконе Спасителя, к чтимому образу Божией Матери. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Зажигать свечи от лампады не принято. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайтесь духом: ваша жертва уже принята всевидящим и всезнающим Господом. Во время службы старайтесь не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Если в храме много людей, то для того, чтобы не нарушать тишину, можно поставить свечку на тот подсвечник, около которого вы находитесь, но помолиться при этом своему святому.


 


Прикладываясь ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам,следует подходить к ним в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню — земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли.

Прикладываясь к иконам Спасителя целуем ногу, а при поясном изображении – руку или ризу, к иконам Божией Матери и святых — руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — целуем власы. Когда мы прикладываемся ко Кресту (Распятию), то целуем стопы Спасителя.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, дабы не задерживать других, и тем не нарушать благочиния в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

Осенять себя крестным знамением надо неспешно и благоговейно. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него, или в установленное время - на всенощной (утрене) за елеопомазанием, и после первого часа (который читается после окончания Всенощного бдения).

Проходя мимо Царских врат, надо остановиться, повернуться лицом ко Святому Престолу и перекреститься с поклоном.

По древнему обычаю, в церкви мужчинам положено стоять на правой стороне, а женщинам - на левой. Прохода от главных дверей к Царским вратам никто не занимает.К Причастию и елеопомазанию принято подходить отдельно: сначала - мужчины, а затем – женщины (в современной приходской практике это правило обычно не соблюдается).


В храме молчаливым поклоном поздоровайтесь со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайтесь за руку, и ни о чем не спрашивайте — будьте истинно скромными. Не любопытствуйте и не всматривайтесь в окружающих вас, а молитесь с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

Если вы опоздали к началу богослужения, то нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то это будет неуважением к святыне, помешает молиться другим, и может стать причиной их греха осуждения. Поэтому надо постараться никому не помешать, вести себя тихо и благоговейно, найти себе место в храме и, встав пред Богом, присоединиться к общей молитве.

Во время богослужения стойте на месте, и внимательно слушайте псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говорите про себя иных, не читайте их по книжкам отдельно от церковного пения и молитвословия, ибо таких осуждает апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания.

Хорошо, если в храме есть место, где вы привыкли стоять. Проходите к нему тихо и скромно. Если же такого места пока нет, не смущайтесь. Не мешая другим, встаньте на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки, и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайтесь, никого не одергивайте (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайтесь не обращать внимания, а если, по немощи, не справитесь с искушением, лучше отойдите тихо в другое место.

Креститься во время богослужения принято при славословиях Святой Троице и Иисусу Христу, а во время ектений - на любое возглашение «Господи, помилуй», «Подай, Господи» и «Тебе, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы.

В Церкви есть принятые правила поведения во время соборной молитвы:

- когда священник осеняет молящихся Крестом или Евангелием, образом (иконой) или Святыми Дарами, все крестятся, преклоняя голову или совершая поясной поклон;

- когда же священник осеняет народ свечами или благословляет рукой, креститься не следует, нужно только наклонить голову или совершить поясной поклон.

Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, а при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься во время каждения не следует. Не принято также креститься при подходе к священнику для благословения.

Склонять голову принято и в те моменты, когда открывают или закрывают завесу и Царские врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ крестным знамением (рукой или свечами), при чтении Евангелия, после слов «Главы ваши Господеви преклоните» (до окончания возглашения славословия молитвы главопреклонения), при проносе Евангелия на малом входе, при виде Святых даров на Великом входе, когда диакон обводит молящихся орарем (возглашая «И во веки веков»), при виде Апостола (книги) перед его чтением, в ответ на поклон иерея или диакона (после молитвы Херувимской песни и в другие моменты богослужений), при сотворении священником заамвонной молитвы в конце Литургии, когда священнослужители показывают народу священные книги (перед чтением Апостола и после чтения Евангелия), когда священные книги проносят по храму.

Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: в начале Анафоры при возглашении священника «Благодарим Господа», при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при возглашении священника «Святая святым» (перед причащением священнослужителей), при окончании пения «Достойно есть», перед пением «Отче наш» (во время возглашения «И сподоби нас, Владыко…»), во время явления Святых Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» (перед причащением мирян), и во время вторичного явления Святых Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Курсивом отмечены моменты, в которые земные (поясные) поклоны традиционно совершаются не во всех приходах.

Во время Великого входа верующие должны стоять с наклоненною головою и молить Господа помянуть их и всех близких к ним во Царствии Его; при словах же священника «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог…» нужно вполголоса сказать: «и священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

 

В праздничные и воскресные дни земные поклоны делать не положено, не совершают их и после причастия (до самого вечера). В эти дни совершаем поясные поклоны. Однако в момент пресуществления Святых Даров земной поклон совершается всегда.

Нельзя ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения "Херувимской" и во время Евхаристического канона (анафоры) на Литургии (от «Станем добре…» до "Отче наш…").

Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной («Слава в вышних Богу и на земли мир…»); молитва «Единородный Сыне...» и вся Литургия, начиная от «Иже Херувимы...».

 

Молиться в храме положено стоя. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерни в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). По причине немощи, болезни, или сильного утомления сидеть можно, но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии (во время анафоры) нужно стоять. Святитель Филарет (Дроздов) сказал об этом: "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах".


 

Если Вы пришли в храм с детьми, то надо следить, чтобы они вели себя скромно и тихо. Приучайте детей к молитве. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, а если это не удается, следует выйти с ребенком из храма. Если детям требуется уйти, скажите, чтобы они перекрестились и тихо вышли, или сами выведите их. Никогда не позволяйте ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословленный хлеб.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!